Методы и приемы руководства сюжетно-ролевыми играми у детей среднего дошкольного возраста ☼
Автор: Маркова Юлия Александровна
Работа с детьми. Игра – ведущий вид деятельности дошкольников, в которой развиваются все стороны личности, ребенок буквально впитывает в себя гендерные модели, как мышления, так и поведения.
Именно в сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, поэтому в работе воспитатели используют следующие методы и приёмы:
- Сюжетно – ролевые игры, например: «Семья», «Ждём гостей», «Шофёр», «Магазин», «Космонавты», «Моряки», «Спасатели», «Салон красоты», «Игрушки заболели» и т. д.
Мальчики, взявшие на себя роль воина, сражаются в игре с врагом, чувствуют себя смелыми, отважными играют в «военных», спасателей», «пожарных», «космонавтов», а у девочек – «мама» – испытывает нежность к своему «ребёнку» – кукле, тревогу за него, когда он болеет, большинство игр связано с семейно-бытовой тематикой.
- Решение проблемных ситуаций этического содержания предполагающие моделирование и прогнозирование жизненно значимых обстоятельств, требующих различных моделей поведения мальчиков и девочек.
- Чтение художественной литературы.
- Подбор книг и иллюстраций по темам: «Моя семья», «Все работы хороши – выбирай на вкус», «Мальчики и девочки вместе», «Манеры поведения».
- Инсценировки по сюжетам произведений.
- Имитационные игры («Моё настроение», «Достань слово из корзинки», «Как я дома помогаю»).
- Схемы-действия, отражающие культурные эталоны поведения представителей мужчин и женщин.
- Уголок ряженья, где сосредоточены костюмы, шляпки, галстуки и другие атрибуты, которые дают возможность дошкольнику самостоятельно проигрывать ситуации, например, требующие выполнения правил хорошего поведения в гостях или же игры сюжетного характера.
- Изготовление подарков для мам, пап.
- Дидактические игры и упражнения.
- Подвижные игры.
- Просмотр мультфильмов.
- Совместное выполнение мальчиков и девочек трудовых поручений.
Дети усваивают, что при наведении порядка в группе мальчики берут на себя более тяжёлую работу: носят и расставляют стульчики, собирают конструктор, ставят в гараж машины, а аккуратно расставляют посуду, убирают кукольную кровать, одевают кукол – это работа для девочек. Так же необходимо повторять мальчикам, что они сильные, храбрые, мужественные как папы, называя их защитниками, героями, а девочки красивые, нежные ласковые, добрые как мамы.
В работе с детьми используют следующие маркеры гендерных различий:
- дифференцирование на шкафах в раздевалке, соответственно в умывальной комнате - полотенца и кровати в спальне, метки для девочек и мальчиков (девочки – куколки, принцессы, цветы; мальчики – машинки и техника);
- учитывая цветовую гамму, можно внести в жизнь детей стаканчики для полоскания рта у мальчиков голубого цвета, девочек розовые и салатовые.