Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методы коррекции двигательных навыков в логопедической работе с дошкольниками. | Абаева Татьяна Васильевна. Работа №239585

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Абаева Татьяна Васильевна
В статье описаны методы развития общих движений, способствующие развитию высших психических функций и повышению эффективности логопедической работы с дошкольниками.

Методы коррекции двигательных навыков

в логопедической работе с дошкольниками.

Учитель-логопед Абаева Татьяна Васильевна.

Работа с дошкольниками, имеющими нарушения речи, в современных условиях требует новых подходов и решений. У многих детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) отмечаются сопутствующие проблемы: быстрая истощаемость, повышенная утомляемость, недостаточная работоспособность; эмоциональная неуравновешенность; двигательная расторможенность, гиперактивность; трудности концентрации и распределения внимания; трудности в планировании, удержании последовательности; недостаточность понимания и выполнения многоступенчатых инструкций; затруднения в усвоении пространственных и временных ориентировок, сниженный объем речеслуховой памяти.

Традиционные когнитивные методы, ориентированные на тренировку памяти, внимания, мышления, речи, оказываются недостаточными. Поэтому сейчас активно развиваются новые формы педагогического воздействия на ребенка. И одно из таких направлений – методы двигательной коррекции и телесно-ориентированные методы. Цель их применения формирование у ребенка ощущения собственного тела и снятие телесных зажимов, формирование невербальных компонентов общения для улучшения взаимодействия с другими людьми.

Одним из таких методов является «Метод замещающего онтогенеза» или «Метод нейропсихологической коррекции». Этот метод разработан психоневрологами, логопедами и психологами под руководством Семенович Анны Владимировны. Этот метод направлен на преодоление дисфункций ЦНС, которые возникают при внутриутробной, родовой патологии или на раннем этапе развития ребенка. Дисфункции ЦНС выражаются в искажениях становления подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий, функциональной специализации правого и левого полушарий мозга.

Метод замещающего онтогенеза восстанавливает энергетический потенциал организма (повышается работоспособность), стабилизирует сенсомоторные и психические процессы (преодолевается расторможенность, стабилизируется эмоциональный фон), формирует связи между отделами мозга в том числе межполушарное взаимодействие (количество и качество подобных связей и определяют интеллект человека).

Как работает этот метод? Через движения восстанавливают этапы развития ребенка, т. е. его онтогенез. Таким образом, те связи, которые не были сформированы своевременно, начинают формироваться. Прорабатываются все те движения, которыми овладевает ребенок после рождения. Работа строится по определенной системе, которая включает основные блоки: растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, ползания, отработка ритмов.

Регулярные тренировки по методу нейропсихологической коррекции создают необходимую базу для логопедической работы, способствуют формированию межполушарного взаимодействия, новых нейронных связей, стабилизации нервных процессов, улучшают память, внимание, способствуют развитию общих и артикуляционных движений.

Работа по методу замещающего онтогенеза предполагает специальную подготовку педагога и использование всей системы упражнений.

Еще одно направление педагогики, основанное на движении, образовательная кинесиология. В основе этого метода лежат физические движения, которые согласуют деятельность мозга и тела, координируют работу обоих полушарий мозга.

Эта система разработана американскими психологами Полом и Гейлой Деннисонами более сорока лет назад. В начале 1990-х гг. они работали с детьми, испытывающими трудности в обучении и создали программу «Гимнастика Мозга». Эта программа включает координированные движения тела, благодаря чему активизируется работа различных отделов мозга.

Для понимания эффективности кинесиологических упражнений на мозг человека, важно иметь представление о функциональной асимметрии полушарий мозга и межполушарном взаимодействии. Можно условно выделить три основных типа организации г/мозга:

1.Левополушарный тип.

Если доминирует левое полушарие, у человека отмечаются способности к абстрактному мышлению, анализу и обобщению. Левое полушарие оперирует условными знаками, символами, словами, отвечает за письмо, счет.

Для успешного обучения детей такого типа необходим линейный стиль изложения информации, анализ деталей, неоднократное повторение материала, тишина на занятии, работа в одиночку, вневременные задания. Для них характерна высокая потребность в умственной деятельности. Оптимальное сочетание цветов на доске: темный фон, светлый мел. Классическая посадка за партами.

Такие дети активно используют приёмы смысловой памяти, легче запоминают материал логического содержания. Сложнее дается материал эмоционально-чувственного наполнения. Их привлекают необычные задачи, головоломки. У таких детей высокие познавательные потребности, стремление к самосовершенствованию (ума, волевых качеств) и самореализации в практической деятельности. Они учатся с удовольствием, проявляют интерес к интеллектуальной деятельности. Люди этого типа не склонны к фантазиям, они практичны, подчиняются рассудку и логике. В отношениях с людьми сдержаны, холодны, ориентированы на себя и свои проблемы.

2. Правополушарный тип.

Если доминирует правое полушарие, то у человека имеется склонность к творчеству. Дети этого типа предпочитают запоминать материал целиком, информацию перерабатывают медленнее. Им больше нравятся гуманитарные предметы, они ярко воспринимают форму, цвет, визуальное восприятие более развито. Больше развита непроизвольная память. У таких детей есть способности к рисованию, музыке, артистичность, успехи в спорте.

Для успешного обучения им необходимы творческие задания, эксперименты, музыкальный фон на уроке, речевой ритм, работа в группах, престижность положения в коллективе. Для организации невербального общения правополушарных детей необходимо посадить полукругом, чтоб они имели возможность более полного зрительного восприятия выступающих. Оптимальное сочетание цветов на доске: светлая доска, темный мел. Таким детям требуется меньше времени для полноценного отдыха.

3.Равнополушарный тип – нет ярко выраженного подавления одного п/ш другим.

Люди такого типа обладают довольно широким диапазоном возможностей и интересов, могут реализовать себя как в гуманитарной, так и в математической сфере. Но познавательная активность у них часто бывает поверхностной, они не доводят начатое до конца.

Основой интеллекта человека служат межполушарные связи, которые обеспечивают взаимодействие всех зон головного мозга. Нарушение межполушарной передачи информации искажает познавательную деятельность ребенка, что затрудняет развитие речи, мышления, поведения.

Образовательная кинесеология направлена на устранение некоторых причин, затрудняющих гармоничное развитие ребенка, стимулирует межполушарное взаимодействие, обеспечивает эмоциональную стабильность.

Упражнения собраны в 4 группы:

Первая группа включает движения, пересекающие среднюю линию тела, (образованную его левой и правой половинами); они стимулируют работу крупной и тонкой моторики. Ведущий механизм «единства мысли и движения», лежащий в основе этих упражнений, способствует совершенствованию и интеграции связей между левым и правым полушариями головного мозга, полноценному восприятию материала, как на аналитическом уровне, так и на уровне обобщения.

Вторая группа - это упражнения – растяжки. Они снимают напряжение с сухожилий и мышц тела. Когда мышцы растягиваются и принимают нормальное, естественное состояние и длину, они посылают сигнал в мозг о том, что человек находится в расслабленном, спокойном состоянии и, следовательно, о его готовности к познавательной работе. На уровне работы мозга это означает, что информация из задних отделов мозга (зон выживания) может свободно переходить в передние, причинно-обусловливающие, через лимбическую систему, в высшие отделы мозга. Процесс обучения при таком состоянии мышц доставляет ребенку удовольствие.

Третья группа представляет собой упражнения, заряжающие тело энергией, или, иными словами, обеспечивающие необходимую скорость и интенсивность протекания нервных процессов между клетками и группами нервных клеток головного мозга. Эти упражнения основаны на использовании рефлекторных зон.

Четвертая группа упражнений это упражнения-позы, которые способствуют углублению позитивного отношения, стабилизируют эмоциональную систему мозга, взаимодействующую с центрами восприятия собственного «Я» личности. Они стабилизируют нервные процессы организма и способствуют спокойному, успешному обучению.

Каждое упражнение выполняется по 1-2 минуте. Их можно выполнять в различном порядке и сочетании. Простые движения и упражнения несут в себе возможность радостного, творческого учения, позитивного личностного роста, перспективного формирования учебных навыков и умений.

Гимнастика мозга направлена на стабилизацию трех пространственных составляющих: лево-право, верх-низ, спереди-сзади. Когда эти три измерения работают вместе, это означает, что вся целостная система "интеллект-тело" сбалансирована для коммуникации, обучения и развития. Если одно из трех измерений находится в конфликте с другим, процесс обучения оказывается "односторонним" или незавершенным.

Упражнения кинесиолгоии универсальны. Они помогают взрослым и детям раскрыть те возможности, которые заложены в нашем теле. Несколько минут (5-7 минут) занятий дают высокую умственную энергию. Они очень просты в исполнении и не требуют специальной физической подготовки. При регулярном выполнении этих упражнений повышается работоспособность, концентрация внимания, возрастает физическая и умственная активность.

Приведем примеры нескольких упражнений базового комплекса.

Упражнение

«Кнопки мозга»

подготовит ваши глаза к напряженной работе. Левую руку положите на пупок, правой нащупайте две точки под ключицами слева и справа от грудины. Точки могут быть слегка болезненными. Промассируйте их большим и средним пальцами 30-40 секунд. Этим вы поможете включению внимания и легче справитесь с напряженной ситуацией в пути. Потом поменяйте руки.

«Перекрестные шаги»

. Это может быть обычный шаг, но в такт движению левой ногой нужно коснуться правой руки и, наоборот, при движении правой ногой нужно коснуться левой руки. Вы можете сидеть, лежать, стоять, бежать или танцевать, при этом касаясь колена левой ноги локтем или ладонью правой руки, и, соответственно, в другую сторону. Это можно делать под музыку и без нее. И столько раз, сколько захотите. В ходе несложных и веселых движений вы пересекаете срединную линию тела и

включаете тонкие нейрофизиологические процессы. Упражнение улучшает внимание и координацию движений и синхронизирует работу обоих полушарий мозга. Что это дает на практике? Умение логически просчитать ситуацию и одновременно управлять своими эмоциями.

«Крюки»

Денисона

или Кука

. Стоя, скрестите ноги и руки. Язык прижмите к небу. Постойте так немного с прямой спиной, ноги на ширине плеч.

«Ленивые восьмерки»

. Делать его нужно медленно, плавно, осознанно описывая движение по большой траектории. Вытяните правую руку вперед и большим пальцем опишите в поле зрения горизонтально расположенную восьмерку (как знак «бесконечность»). Начните с центра лежащей восьмерки и двигайтесь влево-вверх. Опишите левую часть, перейдите к

правой

. Закончите на подъеме, снизу подойдя к точке, откуда начинали. Проделайте три раза. Глазами непрерывно следите за пальцем. Затем то же проделайте большим пальцем левой руки, начиная так же влево-вверх, тоже три раза. После этого сцепите руки в замок: большие пальцы направлены вверх и образуют перекрестие. Сосредоточившись на центре перекрестия, проделайте движение теперь уже двумя руками (три раза). Не пугайтесь, если возникнет легкая боль в мышцах глаз. Она пройдет очень быстро. Обычно болят переутомленные глаза — во время работы у водителя они устают и мышцы переживают стресс. В ходе упражнения мышцы переобучаются, параллельно с напряженным взглядом вперед включается боковое, периферическое зрение. Кстати, это хорошее коррекционное упражнение после работы на компьютере. Оно снимает не только усталость глаз, но и напряжение в мышцах шеи, боль в спине.

Для расслабления шеи и плеч полезно проделать

«Вращение шеей»

. Расслабим плечи и опустим голову прямо вниз. На выдохе медленно поворачиваем голову вправо, затем влево. В каком-то положении можем почувствовать, как шея побаливает. Это и есть мышечный зажим. В этот

момент нужно сделать несколько небольших круговых движений подбородком по часовой стрелке до исчезновения боли.

И последнее на этот раз упражнение —

«Позитивные точки»

— поможет вам снять эмоциональное напряжение. Тремя пальцами каждой руки легко коснитесь точек на лбу над глазными яблоками между линией роста волос и бровей. Посидите в этой позе секунд 40. Напряжение начнет спадать.

Источники.

Семенович А.

В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Учебное пособие. - М., 2008. 

Лурия

А.

Р. Основы нейропсихологии. Учеб

.

п

особие для студ.

высш

. учеб. заведений. - М., 2003. 

Пол Е.

Деннисон

Гейл Е.

Деннисон

. Гимнастика мозга. Книга для учителей и родителей.

-

ЛитРес

, 2019.

Интернет

ресурс:

https://text.ru/rd/aHR0cHM6Ly9nb3JhdG9uLnJ1L2luZGV4LnBocC90ZWxvL3RvdC8yNC1raW5lc2VvbG9naXlh

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×