Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методы повышения мотивации ученика к занятиям на музыкальном инструменте. | Воробьева Вера Владимировна. Работа №207151

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Воробьева Вера Владимировна

Столкнувшись с трудностями в овладении инструментом, ребёнок нередко теряет интерес к занятиям, а потому одна из важнейших задач учителя – сделать обучение как можно более увлекательным, чтобы сохранить мотивацию к занятиям.

Методическое сообщение
Методы повышения мотивации ученика к занятиям на музыкальном инструменте.
Столкнувшись с трудностями в овладении инструментом, ребёнок нередко теряет интерес к занятиям, а потому одна из важнейших задач учителя – сделать обучение как можно более увлекательным, чтобы сохранить мотивацию к занятиям.
Цель данной работы – основываясь на личном преподавательском опыте, осветить основные направления деятельности учителя, которые способствуют сохранению и приумножению интереса ученика к занятиям на музыкальном инструменте.
СПОСОБЫ ПРАКТИКОВАТЬСЯ В ИГРЕ НА ИНСТРУМЕНТЕ С УДОВОЛЬСТВИЕМ
Одним из условий свободного владения инструментом является постоянная практика игры. Сформировать желание ученика практиковаться в игре на инструменте возможно несколькими способами.
Личный опыт показывает, что детям нравится подбирать на слух любимые песни, петь их и аккомпанировать самим себе. Таким образом, весьма важным видится совместное стремление преподавателя и ученика выйти за рамки традиционной программы обучения и расширить репертуар ученика песнями, которые интересны ребёнку, а также его друзьям и знакомым.
В России обучению игре на слух только начинают уделять должное внимание. Данный вопрос освещается в дидактической литературе, однако часов, предусматриваемых учебным планом на занятия подбором, недостаточно. Тем не менее, опыт показывает, что недостаток практики подбора на слух можно восполнить, выделив время из отведенных учебным планом часов для проведения еженедельных классных часов.
На таких занятиях присутствуют все учащиеся класса. Под руководством учителя дети разучивают и поют хором песни, подобранные ими на слух. В роли аккомпаниаторов хору по очереди выступают сами же учащиеся.
Также полезно проводить музыкальные салоны, во время которых учащиеся музицируют сольно, ансамблем, поют романсы, делают доклады, делятся интересными музыкальными фактами. Новые, необычные формы организации урока привлекают детей: занятия перестают быть скучными.
Большинству учеников нравится чувствовать себя артистами: показывать свои умения зрителям и получать одобрение публики.
Выступления и участие в концертах открывают перед учеником дополнительную возможность практиковаться в игре: так, я предоставляю ученикам возможность выступать перед другими учениками своего класса и перед родителями на родительских собраниях. Во время собраний родители принимают участие в пении и танцах под аккомпанемент детей.
Кроме того, учитель может пригласить учащегося на какие-либо мероприятия в общеобразовательные школы и детские сады для совместного аккомпанемента с учителем, а также предложить принять участие в городских и областных мероприятиях в качестве музыканта.
Привлечь ребят к аккомпанементу также возможно, организуя мероприятия поздравительная открытка накануне праздников. Суть мероприятия состоит в том, что учащиеся посещают кабинеты других преподавателей и исполняют песни, посвященные тому или иному празднику, для ребят, находящихся в кабинете.
Помимо этого, важно устраивать и классные мероприятия (утренники, голубые огоньки, новогодние ёлки, встречи зимы, КВНы, викторины), где дети также играют на музыкальном инструменте. Личный опыт показывает, что для ребенка стимулом к занятиям является умение играть массовые танцы, которые танцуют на детских праздниках.
Используя личное время, учитель в состоянии организовать учащимся старших классов музыкальную практику в детских садах, общеобразовательных школах, дворцах культуры, летних лагерях. Так, некоторые ученики автора этих строк уже до окончания музыкальной школы работали музыкальными руководителями в детских садах и летних лагерях, а также принимали участие в музыкальном оформлении выпускного для младших классов общеобразовательной школы.
Таким образом, выступления на публике тоже дают стимул для дальнейшего обучения.
РАЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВРЕМЕНИ УРОКА
Дополнительная возможность практики появляется, если рациональнее использовать время урока. Так, чтобы на уроке как можно больше времени уделять непосредственно обучению, а не тратить его на запись домашнего задания, не нужно несколько раз записывать задание, повторяющееся из урока в урок. Такое задание достаточно обвести в красную рамку и объяснить ученику, что то, что выделено рамкой, может быть спрошено в любой момент, а потому требует от ученика особого внимания.
Например, для закрепления пройденного материала можно обвести рамкой такое задание: Старый репертуар проигрывать ежедневно перед началом домашней работы.
ВОВЛЕЧЕНИЕ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ УЧЕНИКА
Для более эффективной работы весьма желательно поддерживать заинтересованность родителей в обучении ребёнка и по возможности создать прочные партнерские отношения в команде учитель-родитель-ученик.
Одним из первых шагов к установлению таких отношений может считаться помощь в поиске и выборе приобретаемого инструмента, которую способен оказать учитель родителям ученика.
Родителям учащихся 6-8-летнего возраста, а иногда и родителям более взрослых детей, целесообразно предлагать присутствовать на уроках. Взрослый человек запоминает материал урока лучше ребёнка и в случае необходимости может помочь учащемуся при выполнении домашних заданий. Видя результат и относясь с пониманием к процессу становления музыканта, родители, как правило, больше заинтересовываются обучением ребёнка и побуждают юного музыканта заниматься усерднее.
Родителям важно объяснить, что необходимо искать все возможности музыкальной практики для ребёнка (например, на семейных праздниках или классных мероприятиях в общеобразовательной школе).
На родительских собраниях следует освещать вопросы, касающиеся того, как повысить эффективность и ускорить процесс обучения (например, объяснить родителям, насколько необходимо чтение с листа).
Среди родителей возможно распространить распечатанные материалы, представляющие собой советы, направленные на оптимизацию процесса обучения.
Помимо этого, важно привить как ученикам, так и их родителям любовь к инструменту, убедить их в красоте его звучания, а также в его востребованности.
КАК ДАТЬ УЧЕНИКУ ВОЗМОЖНОСТЬ ВИДЕТЬ БЫСТРЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Нужно стремиться к тому, чтобы ребёнок сам как можно скорее видел результаты обучения, иными словами – научился играть, на первых порах – даже простые вещи.
Так, учитель может подготовить список песен для подбора на слух. При этом песни следует выстроить в порядке усложнения: в скрипичном ключе начиная от поступенного движения до сложных мелодических построений, а в басовом – от песен с тремя аккордами до песен с современной гармонией. Такой подбор – увлекательное занятие, а постепенное усложнение заданий способствует тому, что нарастание сложности остаётся незамеченным для ученика и помогает сохранить интерес.
Давно доказана целесообразность преподнесения теоретического материала в игровой форме: в этом случае ребёнок слушает теорию с интересом, быстро усваивает и лучше запоминает её.
Безусловно, полезно разработать несколько вариантов объяснения одного и того же материала – соответствующих разному уровню сложности.
РАБОТА НАД АТМОСФЕРОЙ В КЛАССЕ И СОЗДАНИЕ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ С УЧИТЕЛЕМ
Немаловажный фактор поддержания интереса ребёнка к учебе – создание доверительных отношений ученика и учителя.
В случае неблагоприятной семейной обстановки, если ученики не могут продуктивно заниматься дома, детям нужно предоставить возможность выполнять домашнее задание в музыкальной школе в неучебное время. Например, эти меры имеют смысл, когда ребёнок воспитывается в многодетной семье или один из родителей против обучения ребёнка в музыкальной школе.
Важно создать у ученика уверенность в том, что учитель всегда готов помочь ему даже в неучебное время. В случае, если что-то непонятно, ученик не должен стесняться позвонить преподавателю домой (в том числе, в выходные или в каникулы) и получить разъяснения по телефону.
Добиться того, чтобы ученик был раскрепощён, спокоен и с удовольствием работал на уроке, можно, создав в классе атмосферу праздника. Хорошие результаты даёт практика проведения зачётов в праздничной форме.
Подготовка к классным мероприятиям: оформление кабинета, создание декораций, придумывание и проведение игр - также может проходить при тесном сотрудничестве учителя с учениками и их родителями.
Чтобы детям было интересно приходить в класс даже тогда, когда у них нет урока, можно принести в кабинет игрушки и книжки со сказками. Некоторые дети с удовольствием берут на себя заботу за одним из комнатных цветов, находящихся в классе: приходя на урок, ученик поливает цветок и смотрит, как вырос его подопечный.
Внеклассная работа также может включать в себя посещение с классом концертов.
Применение всего вышеизложенного на практике действительно помогает сохранить и приумножить интерес учащегося к занятиям, а это, в свою очередь, позволяет добиться больших успехов в образовательном процессе: выпускники становятся играющими музыкантами, работают музыкальными руководителями в детских садах, лагерях, являются участниками самодеятельных музыкальных коллективов. Закончив обучение в музыкальной школе, выпускники свободно владеют навыками подбора на слух и аккомпанемента, что позволяет им сохранить отношения с музыкой и находиться в центре культурной жизни.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×