Мезенская роспись

. Автор Зинченко Наталья Гарольдовна

МБУ ДО Школа искусств № 2
Отделение народного
Декоративно-прикладного искусства
Зинченко Н.Г.
Методическое пособие
Мезенская роспись. История, символика.
Усть-Илимск
2016
Из истории Мезенской росписи
Мезенская роспись никого не оставляет равнодушным. Увидев ее впервые, одни удивляются необычным орнаментам и странным персонажам, другие восхищаются непосредственностью и четкостью графического рисунка; в душе третьих звучит музыка — ритмичная, торжественная, светлая; некоторых раздражает непонимание увиденного…
Откуда взялась эта необычная роспись? Маленькая, глухая деревенька Палощелье в среднем течении реки Мезень дала название целому направлению в русском декоративном искусстве.
В этой росписи много загадочного. До сих пор не прекращаются споры откуда пошел мезенский феномен. Ритм и чередование красок до крайности просты, но значительны. Используется всего два цвета. Красный олицетворяет жизнь, огонь, кровь, радость. Черный — земля, космос, смерть, печаль.
Семантика Мезенской росписи
Росписи мезенских мастеров производят необычайное впечатление. Среди веселых и ярких русских прялок XIX века, мезенские выделяются торжественностью, строгостью. От них веет духом глубокой символики. Они выглядят как непочтенные письмена, как нерасшифрованная клинопись. Напрашивается сравнение с рисунками пещерных людей.
Ритм и чередование красок до крайности просты, но значительны. Используется всего два цвета. Красный олицетворяет жизнь, огонь, кровь, радость. Черный — земля, космос, смерть, печаль.
По стилю мезенская роспись графична и близка к геометрической резьбе, т. к. в ней значительную роль играет линия, контур. Фигурки животных нарисованы очень схематично, превращены в графический силуэт.
Расположенные друг за другом, они словно возникают в волнах геометрического орнамента, готовые вновь слиться с ним. Волнистые черные линии, черточки, росчерки, легкие завитки, точки, быстро нанесенные мастером, создают ощущение движения, бега животных, несмотря на то, что мезенская роспись по своей природе предельно плоскостная и не оставляет даже намека на пространственность. Бесконечно текущие легкие полоски орнаментов бегут через все поле прялки, не замыкаются, а обрываются там, где кончается предмет.
Горизонтальные полоски ритмично сменяют друг друга, как день сменяет ночь, как зима лето.
Художник не столько заботится о красоте рисунка, сколько о том, как можно точнее и гуще укрыть поверхность заготовки, чтобы узор пульсировал, как кровь в сердце, как звезды во вселенной.
Мезенские геометрические орнаменты линейного типа на первый взгляд до крайности просты. Они укладываются в четыре разновидности: орнамент в треугольнике и косой клетке.
Но когда начинаешь вникать в содержание изображений, понимаешь, что за видимостью простоты скрывается целый образный мир, которым жили наши предки.
Рассмотрим сначала семантику самых простейших знаков, которые в дальнейшем помогут расшифровать нам любые мезенские орнаменты. Не вызывает сомнения, что знаки первоэлементов — стихии земли, воды, воздуха и огня — занимают очень большое место в мезенских орнаментах: прялки сверху донизу испещрены горизонтальными прямыми и волнистыми линиями, многочисленными штрихами и спиралевидными завитками.
Земля. Прямая линия может означать и небесную, и земную твердь, но пусть вас не смущает эта двузначность. По расположению в композиции (верх — низ) вы всегда сможете правильно определить их значение. Во многих мифах о создании мира первый человек был сотворен из праха земного, грязи, глины. Материнство и защита, символ плодородия и хлеба насущного — вот что такое земля для человека. Графически земля часто изображается квадратом.
Вода. Не менее интересно небесное оформление. Небесные воды хранятся в нависших облаках или проливаются на землю косыми дождями, причем дожди могут быть с ветром, с градом. Орнаменты в косой полосе более всего отражают такие картины природных явлений.
В фольклоре многих народов реки и моря разделяют миры живых и мертвых, естественный и сверхъестественный миры — в этом проявляется символизм воды как переходного состояния. Во всех известных легендах о происхождении мира жизнь произошла из первородных вод, значит, вода являлась для наших предков источником самой жизни. Волнистые линии водной стихии во множестве присутствуют в мезенских орнаментах. Они непременно сопровождают все прямые линии орнаментов, а также являются постоянными атрибутами водоплавающих птиц.
Ветер, воздух. Многочисленные короткие штрихи во множестве разбросанные в мезенской росписи по орнаментам или рядом с главными персонажами — скорее всего означают воздух, ветер — один из первоэлементов природы. Поэтический образ ожившего духа, чье воздействие можно увидеть и услышать, но который сам остается невидимым. Ветер, воздух и дыхание тесно связаны в мистическом символизме. Бытие начинается с Духа Божия. Он как ветер носился над бездной прежде сотворения мира.
Кроме духовного аспекта этого символа, конкретные ветры часто трактуются как неистовые и непредсказуемые силы. Считалось, что демоны летают на яростных ветрах, несущих зло и болезни. Как и любая другая стихия, ветер может нести разрушение, но он также необходим людям как могучая творческая сила. Недаром мезенские мастера любят изображать обузданные стихии. Штрихи ветра у них часто “нанизаны” на скрещенные прямые линии, что очень походит на ветряную мельницу (“Пойманный ветер”, — говорят дети).
Огонь. Божественная энергия, очищение, откровение, преображение, вдохновение, честолюбие, искушение, страсть, — сильный и активный элемент, символизирующий как созидательные, так и разрушительные силы. Древние считали огонь живым существом, которое питается, растет, умирает, а затем вновь рождается — признаки, позволяющие предположить, что огонь — земное воплощение солнца, поэтому он во многом разделил солнечную символику. В изобразительном плане все, что стремится к кругу, напоминает нам солнце, огонь. Как полагает академик Б. Рыбаков, мотив спирали возник в мифологии земледельческих племен как символическое движение солнечного светила по небесному своду.
Спирали. В мезенской росписи спирали разбросаны повсюду: они заключены в рамки многочисленных орнаментов и в изобилии вьются вокруг небесных коней и оленей.
Спираль сама по себе несет и другие символические значения. Спиральные формы встречаются в природе очень часто, начиная от галактик и до водоворотов и смерчей, от раковин моллюсков и до рисунков на человеческих пальцах. В искусстве спираль — один из самых распространенных декоративных узоров. Многозначность символов в спиральных узорах велика, а применение их скорее непроизвольное, чем осознанное. Сжатая спиральная пружина — символ скрытой силы, клубок энергии. Спираль, сочетающая в себе форму круга и импульс движения, также является символом времени, циклических ритмов сезонов года. Двойные спирали символизируют равновесие противоположностей, гармонию (как даосский знак “инь-ян”). Противоположные силы, наглядно присутствующие в водоворотах, смерчах и языках пламени, напоминают о восходящей, нисходящей или вращающейся энергии (“коловорот”), которая управляет Космосом. Восходящая спираль — мужской знак, нисходящая — женский, что делает двойную спираль еще и символом плодовитости и деторождения.
Интересны и красивы древние знаки плодородия — символы изобилия.
Где их только не помещали, и везде они были к месту! Если жиковину (накладку на замочную скважину) такой формы повесить на двери амбара — это значит пожелать, чтобы он был полон добра. Если изобразить знак изобилия на дне ложки, значит, пожелать чтобы голода никогда не было. Если на подоле свадебных рубах — пожелать молодым большой полной семьи. Знак плодородия можно встретить на древних культовых статуэтках, изображающих молодых беременных женщин, который помещался там, где находится ребенок у будущей матери. Почти все мезенские орнаменты так или иначе связаны с темой плодородия, изобилия. Во множестве и разнообразии изображены в них распаханные поля, семена, корни, цветки, плоды. Орнамент может строиться в два ряда и тогда элементы в нем располагаются в шахматном порядке. Важным символом был ромб, наделенный множеством значений. Чаще всего ромб являлся символом плодородия, возрождения жизни.
А цепочка из ромбов означала родовое древо жизни. На одной из мезенских прялок удалось рассмотреть полустертое изображение именно такого уникального древа.
Космические яйцо и птица. Согласно мифопоэтической традиции многих народов из мирового яйца возникает вся зримая Вселенная. Представление о Вселенной, как Космическом яйце, не было случайным. С точки зрения обыденного восприятия звездное небо окружает Землю, как скорлупа окружает содержимое яйца. Остальное тоже нетрудно домыслить: яйцо возникает не само по себе, а сносится несушкой, значит, и у Космического яйца должен быть свой Творец.
Яйцо существует не ради самого себя, а для произведения потомства, — значит, и Космическое яйцо — средоточие жизни и всего многообразия мира. Потому-то среди многих народов распространены сказки о яйце как источнике жизни и Вселенной.
Из глубокой древности идет обычай одаривать друг друга яйцами, в настоящее время увязанный с христианской Пасхой.
Закодированную формулу “мир-яйцо” донесли до наших времен писанки. Расписанные яйца воспроизводили солнечные и звездные знаки, символы плодородия, жизни и огня. При этом птичьи яйца почитались не всякие. Из верований разных народов известно отождествление птиц с душами людей. Многие птицы почитались как священные. Но в космогоническом плане творцами земного мира выступают, как правило, утки или гуси -лебеди.
Наиболее распространенным сюжетом является сотворение мира уткой, плавающей по безбрежному мировому океану. Она достает со дна первичного океана кусочек земли и творит земной мир. Вот как описано это в “Калевале”:
Из яйца, из нижней части,
Вышла мать-земля сырая;
Из яйца, из верхней части
Встал высокий свод небесный,
Из желтка, из верхней части,
Солнце светлое явилось,
Из белка, из верхней части,
Ясный месяц появился;
Из яйца, из пестрой части,
Звезды сделались на небе…
Материально-вещественным закреплением памяти тех давних тысячелетий стала традиция делать деревянные солонки и ковши для воды, пива, меда в виде утки.
Мифологические птицы в русском фольклоре: Гамаюн, Алконост, Сирин, Феникс, Стратим-птица, Жар-птица. Один из самых популярных образов в русской мифологии — Жар-птица — не просто волшебное сказочное существо, но олицетворение огненно-светлой стихии. Слово “жар” в имени чудесной птицы означает “сияние”, “горение”. Жар-птица не водится где попало и не сидит в кустах под забором. Изредка прилетает она из-за синя моря и быстро возвращается назад, в чудесную страну, где жизнь течет по отличным от земных законам. Местонахождение той страны закодировано в устойчивых сказочных образах и понятиях.
В византийской и русской символике образ птиц часто связывался с темой благополучия и счастья в семье. Вещи, украшенные узором в виде двух птиц, стоящих по сторонам куста (ростка, дерева), почитались в качестве оберегов, отвращающих зло.
На мезенских изделиях больше всего, пожалуй, изображено птиц, особенно водоплавающих: уточек, гусей-лебедей. Предположительно это знак памяти об умерших. Стройными рядами, затылок в затылок, торжественно, важно и отрешенно уплывают они по зыбким волнам в потусторонний мир.
Вода символизирует переходное состояние. Во многих мифах реки и моря разделяют миры живых и мертвых. Культ предков был очень велик в прежние времена. Древние люди верили, что души умерших могут влиять на земную жизнь, помогать или мешать живущим. Чтобы задобрить предков, мастера старались как можно больше их изобразить.
На мезенских прялках красной “вохрой” в изобилии рисовались большие, круглобокие, важные, добрые “гуси-предки”, но иногда встречаются и черные гусятки в виде маленьких “пиявочек” или сухопарые гусыни, едва намеченные несколькими черными штрихами. Это так называемые “обиды”, темные души. Куда же от них денешься? Есть и такие. Интересно отметить, что только черные гусятки иногда плывут против солнца, наверное из вредности, а красные только по солнцу — слева направо.
Чтобы защититься от “темных”, их непременно помещали под копытами коней, оленей или под большими красными утками. Таким образом, как и в сказках, показывалось, что добро побеждает зло, что темные силы побеждаются светлыми.
Рисуя мезенскую утку, гусей-лебедей нужно помнить, что они очень мало похожи на тех, которых мы можем увидеть на деревенских улицах. Мезенские водоплавающие птицы должны “вписаться” в форму яйца, поэтому их тела вытянуты по вертикали, а не по горизонтали, как у настоящих. Головка откинута назад и почти соприкасается с хвостом, живот важно выдвинут вперед.
Как правило, птичий хвост и перо в орнаментах изображаются одинаково: к плавно закругленному сверху стержню мелкими штрихами приписываются перышки. Однако встречаются и разновидности графических изображений хвостов: красивые, завитые в спирали, возможно, выдуманные современными мастерами. При всей сложившейся закономерности, изображения птиц очень индивидуальны у различных мастеров.
Особенно интересны и разнообразны птицы на рабочей стороне прялки, под куделью. В сценах охоты, например, можно увидеть и реально существующих птиц: глухарей, тетеревов, сорок, уток. И вдруг неожиданно можем столкнуться с совершенно необычной птицей, какая, возможно, водилась в доисторические времена: большая, грузная, с удлиненным телом. Крылья и хвост свиваются в спирали, во все стороны распластаны перья. Эта древняя птица летит стремительно и как Жар-птица освещает все вокруг. В отличие от водоплавающих птиц-предков, птицы летающие рассматриваются как иносказательный, поэтический образ живой человеческой души.
Нельзя не отметить, что утка символизировала также солнце. В русском искусстве существовала взаимозаменяемость утки и коня. Это связано с космогоническими представлениями древних о ночном пути солнца. Дневное солнце мчалось по небу, увлекаемое солнечными конями, а ночное — плыло по подземным водам, влекомое водоплавающей птицей. Древние подвески-амулеты изображали фантастическое гибридное существо, помесь коня с уткой: утиное туловище, с задранным вверх хвостом, завершается лошадиной мордой и четко обозначенной гривой. Амулеты такого типа — круглосуточный оберег, охраняющий владельца днем и ночью. Отголоски этих древних представлений выразились в изделиях крестьянских мастеров: ладьи, ковши-скобкари имеют такую же форму.
Олень. Среди народов Севера широко распространен культ оленя. Это не случайно, так как жизнь человека в суровых условиях не мыслима без помощи этого благородного животного. Олень -небесный знак богов древнерусского пантеона Рода или Рожаниц. Рожаницы - мать и дочь- порождают все живое. На мезенских прялках, предназначенных в подарок невесте, обязательно должен присутствовать олень, поэтому он считался знаком удачного брака, знаком обильной и богатой жизни, знаком зарождения новой жизни.
Олень- универсальный благополучный символ, ассоциирующийся с восходом, снегом, чистотой, обновлением, созиданием, и духовностью.
Конь. В индоевопейской традиции Бог Солнца неотделим от солнечных коней или солнечной колесницы, на которой он ежедневно объезжает небо с Востока на Запад.
Летающие и скачущие кони- излюбленные образы русского фольклора. О единосущности коня и солнца говорят сами имена сказочных персонажей- Сивка – Бурка (сивка- светлый, сияющий), Конь- Солнышко.
Корабли и парусники. Особенно любили мезенские мастера изображать парусные и колесные суда, иногда с матросами, так как сами они были бывалыми моряками, рыболовами. Северные былины свидетельствуют о нежной любви человека к кораблю-помощнику и кормильцу:
Маленький кораблицок!
Да как нос-корма по-звериному,
Да бока сведены по-лошадиному,
Да как вместо глаз было врезано
Да по дорогу, по самоцветному по камешку.
Литература и интернет ресурсы
Ю.Г.Дорожин. Мезенская роспись. Методические рекомендации.- Дмитров.: Мозаика-синтез, 2007.
Г.Н. Костина. Мастерская мезенской росписи. Областной центр русского фольклора и этнографии.- Новосибирск, 2005.
Н.Величко. Роспись: Техники. Приемы. Изделия.-М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
http://fyodors.narod.ru/paintings.htm
http://ochendaje.livejournal.com/105536.html
http://ruklinok.info/news/2009-11-04-132
HYPER13PAGE HYPER15
12
Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x