Мифологические образы сказочных персонажей в романе Дж. Р. Р. Толкина "Сильмариллион" | Селивейстрова Екатерина Олеговна. Работа №239486
Автор: Селивейстрова Екатерина Олеговна
Аннотация.
В статье исследуются сказочные персонажи мифологических историй в культурах различных стран, рассмотрены сходства и различия между ними и вымышленными героями сборника мифов Средиземья «Сильмариллион» английского писателя Джона Р. Р. Толкиена.
Ключевые слова: Джон Толкиен, «Сильмариллион», фэнтези, фольклор, эльфы.
Мифологические образы сказочных персонажей в романе Дж. Р. Р. Толкина "Сильмариллион"
Аннотация. В статье исследуются сказочные персонажи мифологических историй в культурах различных стран, рассмотрены сходства и различия между ними и вымышленными героями сборника мифов Средиземья «Сильмариллион» английского писателя Джона Р. Р. Толкиена.
Джон Рональд Руэл Толкиен – английский поэт, филолог, лингвист, профессор Оксфордского университета и, конечно же, писатель, наиболее известный, как автор таких произведений жанра фэнтези, как «Сильмариллион», «Хоббит» и «Властелин колец». Данные произведения открывают читателю мир волшебного Средиземья, населенного людьми, эльфами, гномами, орками и другими волшебными существами, то и дело борющимися друг с другом в извечной битве добра и зла. Великий писатель создал этот мир, как своеобразную альтернативу слаборазвитой мифологии Англии и брал за основу культуры различных стран, образы исторических эпосов, изучал древнейшие и современные языки для создания своих собственных и даже использовал частички учений религиозных течений, задавая сказочному миру философский тон, что наиболее точно мы можем видеть в сборнике мифов Средиземья, получившем название «Сильмариллион».
Первоначальные упоминания о сказочном народе эльфов происходят из кельтского и германо-скандинавского фольклора, где их называют сиды или альвы. Альвы являются олицетворением сил природы, живущими в Альхейме. Говорится, что они подразделяются на светлых альвов, которых называют альфы – белые добрые эльфы, описываемые, как равные богам – асам, их называют мудрейшими и прекраснейшими, и темных альвов, которых называют двергами – темные эльфы, хитрые карлики, искусные в кузнечном деле. Вероятнее всего, именно они и являются прототипом гномьего народа.
Кроме мифологических историй в описаниях древних кельтов идет речь о народе, называемом «туата де Даннан», то есть племена богини Данну. Кельты говорят, что они прибыли в Ирландию из-за моря, обладали глубокими познаниями в различных сферах жизни, имели доступ к колдовству и были подобны богам. Правительница племен Данну – королева Медб – красавица с голубыми глазами и золотистыми локонами. Достоверно так и не известно, существовал ли этот народ на самом деле или нет, говорится, что он прибыл из-за моря, правил в землях кельтов и ирландцев, а после просто исчез.
В английском фольклоре, в отличие от германских сказок, эльфы не подразделяются на светлых и темных, они являются забавным озорным народом, обладающим своими странностями и пристрастиями, странные духи, не несущие ни добра ни вреда, но любят досаждать мелкими пакостями, например: опорожняют бочонки с вином, топчут грядки в огороде, могут даже что-то своровать или перепрятать. Чаще всего их обозначают одним словом – пикси.
Также упоминания эльфов мы можем отыскать и в шведском фольклоре, где эльфов называют фейри или лесной народ – мифические существа, проживающие в лесу, защищающие природу и заботящиеся о деревьях. Иногда их разделяют на четыре категории по стихийной принадлежности, соответственно, к стихиям земли, воздуха, огня и воды, но это происходит крайне редко и в большинстве своем эльфы ассоциируются с природой и умиротворением.
Помимо четырех основных классических образов эльфийских народов, существуют также вариации датского и норвежского фольклора, но эльфы в культурах этих стран не схожи со своими братьями из других канонов, а иногда даже составляют полную им противоположность.
Наиболее схожими с эльфами Джона Толкиена являются племена богини Данну. Помимо сходств внешних признаков и мастерства в различных искусствах, «туата де Даннан» и эльфы Средиземья имеют точки соприкосновения в историях своего происхождения с точки зрения людей. В «Сильмариллионе» говорится о том, что, прожив некоторое время в Валиноре, нолдор, обманутые Мелькором, под предводительством Феанора покинули земли Амана и вернулись в Средиземье. Один из трех домов нолдор возглавлял брат Феанора Финголфин, представители его дома как раз-таки были голубоглазыми эльфами с золотистыми волосами. С точки зрения людей, прибывшие из Валинора эльфы и были народом «приплывшим из-за моря», ведь люди – вторые дети Илуватара, пришли в Средиземье гораздо позже, чем народы перворожденных, отправились в благословенные земли, соответственно они не имели ни малейшего понятия о высшем народе, исключая тех его представителей, что остались в Средиземье в незапамятные времена. Не будем вдаваться в подробности и разбирать подробности жизни нолдорв последующие две эпохи в землях Арды, лишь скажем, что для обычного человека, не имеющего особых связей со сказочными существами, это выглядят как такое себе соседство с народом, о котором не известно практически ничего, кроме того, что они удивительные бессмертные мастера божественного происхождения, поэтому, когда в конце третьей эпохи эльфы вновь покидают Средиземье и отплывают за море, это выглядит как абсолютно необъяснимое и таинственное исчезновение. И пусть это всего лишь теория, основанная на подтасовке изложенных выше фактов, все же существует некоторый шанс, что «туата де Даннан» и правда являются прототипом эльфов Джона Толкиена, ведь он является английским писателем, профессором и филологом, изучавшим древние манускрипты, а истории об этом народе были очень распространены в ирландских сказках.
Помимо эльфов, не менее многочисленным народом, представляющим интерес для более подробного изучения, являются гномы. Один из Валар – кузнец Аулэ создал их во мраке Средиземья, ибо так жаждал прихода «детей», которым смог бы передать свои знания и ремесла, что не мог больше ждать, когда же Илуватар воплотит наконец свои думы. Аулэ создал гномов из камня и закалил огнем, потому что суждено им было снизойти в этот мир в дни правления злого Мелькора и должны они были обладать огромной выносливостью, силой и стойкостью. Семеро праотцов гномов были созданы в подземных чертогах и представляли собой низкорослых карликов, имеющих пристрастия к драгоценностям, богатствам и искусствам кузнецкого и ювелирного мастерства.
В фольклоре различных народов гномы фактически идут наряду с эльфами и олицетворяют темную их сторону. Аольвы (эльфы), подразделяются на две группы: светлых и темных эльфов. Именно темными эльфами, или как их называли, двергами, и являются гномы Средиземья. Мы могли бы рассмотреть еще версию английских эпосов и алхимических записок, но фактически это не имеет никакого смысла, ведь англичане в описании этих маленьких существ полностью солидарны с германцами и скандинавами, а алхимики причисляют их к элементам земли, к которым гномов Джона Толкиена мы причислить никоим образом не можем. Таким образом, нам остается лишь согласиться с происхождением литературных гномов от германских двергов и английских дворфав. Впрочем, они схожи и с теми и с другими, ведь их описание не слишком отличается друг от друга. Дверги и Дворфы – маленькие карлики, алчные накопители богатств, хитрые обитатели гор, не очень то и приветливо относящиеся к представителям других рас. Но, тем не менее, в некоторых эпосах гномы выступают как верные союзники и хорошие друзья, перебарывающие свою природу ради других существ, будь то эльфы или люди. Именно так их представил и Джон Толкиен в своих произведениях.
Разобрав происхождение народов Средиземья, мы можем отметить, что они имеют непосредственные сходства со своими сородичами из других мифов и легенд и основаны на образах английских, германских и кельтских сказочных существ и являются фактически их двойниками.
Таким образом, подводя итоги, стоит сказать, что произведения жанра фэнтези и правда имеют под собой значительный пласт мифологической основы, взятой из культур различных народов, а образы тех или иных существ и персонажей являются сборными и выведены посредством компоновки и заимствования различных признаков и особенностей сказочных и легендарных художественных героев.