Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Мифологические образы сказочных персонажей в романе Дж. Р. Р. Толкина "Сильмариллион" | Селивейстрова Екатерина Олеговна. Работа №239486

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Селивейстрова Екатерина Олеговна
Аннотация.

В статье исследуются сказочные персонажи мифологических историй в культурах различных стран, рассмотрены сходства и различия между ними и вымышленными героями сборника мифов Средиземья «Сильмариллион» английского писателя Джона Р. Р. Толкиена.

Ключевые слова: Джон Толкиен, «Сильмариллион», фэнтези, фольклор, эльфы.

Мифологические образы сказочных персонажей в романе Дж. Р. Р. Толкина "Сильмариллион"

 

Аннотация. В статье исследуются сказочные персонажи мифологических историй в культурах различных стран, рассмотрены сходства и различия между ними и вымышленными героями сборника мифов Средиземья «Сильмариллион» английского писателя Джона Р. Р. Толкиена.

 

Джон Рональд Руэл Толкиен английский поэт, филолог, лингвист, профессор Оксфордского университета и, конечно же, писатель, наиболее известный, как автор таких произведений жанра фэнтези, как «Сильмариллион», «Хоббит» и «Властелин колец». Данные произведения открывают читателю мир волшебного Средиземья, населенного людьми, эльфами, гномами, орками и другими волшебными существами, то и дело борющимися друг с другом в извечной битве добра и зла. Великий писатель создал этот мир, как своеобразную альтернативу слаборазвитой мифологии Англии и брал за основу культуры различных стран, образы исторических эпосов, изучал древнейшие и современные языки для создания своих собственных и даже использовал частички учений религиозных течений, задавая сказочному миру философский тон, что наиболее точно мы можем видеть в сборнике мифов Средиземья, получившем название «Сильмариллион».

Первоначальные упоминания о сказочном народе эльфов происходят из кельтского и германо-скандинавского фольклора, где их называют сиды или альвы. Альвы являются олицетворением сил природы, живущими в Альхейме. Говорится, что они подразделяются на светлых альвов, которых называют альфы – белые добрые эльфы, описываемые, как равные богам – асам, их называют мудрейшими и прекраснейшими, и темных альвов, которых называют двергами – темные эльфы, хитрые карлики, искусные в кузнечном деле. Вероятнее всего, именно они и являются прототипом гномьего народа.

Кроме мифологических историй в описаниях древних кельтов идет речь о народе, называемом «туата де Даннан», то есть племена богини Данну. Кельты говорят, что они прибыли в Ирландию из-за моря, обладали глубокими познаниями в различных сферах жизни, имели доступ к колдовству и были подобны богам. Правительница племен Данну – королева Медб – красавица с голубыми глазами и золотистыми локонами. Достоверно так и не известно, существовал ли этот народ на самом деле или нет, говорится, что он прибыл из-за моря, правил в землях кельтов и ирландцев, а после просто исчез.

В английском фольклоре, в отличие от германских сказок, эльфы не подразделяются на светлых и темных, они являются забавным озорным народом, обладающим своими странностями и пристрастиями, странные духи, не несущие ни добра ни вреда, но любят досаждать мелкими пакостями, например: опорожняют бочонки с вином, топчут грядки в огороде, могут даже что-то своровать или перепрятать. Чаще всего их обозначают одним словом – пикси.

Также упоминания эльфов мы можем отыскать и в шведском фольклоре, где эльфов называют фейри или лесной народ – мифические существа, проживающие в лесу, защищающие природу и заботящиеся о деревьях. Иногда их разделяют на четыре категории по стихийной принадлежности, соответственно, к стихиям земли, воздуха, огня и воды, но это происходит крайне редко и в большинстве своем эльфы ассоциируются с природой и умиротворением.

Помимо четырех основных классических образов эльфийских народов, существуют также вариации датского и норвежского фольклора, но эльфы в культурах этих стран не схожи со своими братьями из других канонов, а иногда даже составляют полную им противоположность.

Наиболее схожими с эльфами Джона Толкиена являются племена богини Данну. Помимо сходств внешних признаков и мастерства в различных искусствах, «туата де Даннан» и эльфы Средиземья имеют точки соприкосновения в историях своего происхождения с точки зрения людей. В «Сильмариллионе» говорится о том, что, прожив некоторое время в Валиноре, нолдор, обманутые Мелькором, под предводительством Феанора покинули земли Амана и вернулись в Средиземье. Один из трех домов нолдор возглавлял брат Феанора Финголфин, представители его дома как раз-таки были голубоглазыми эльфами с золотистыми волосами. С точки зрения людей, прибывшие из Валинора эльфы и были народом «приплывшим из-за моря», ведь люди – вторые дети Илуватара, пришли в Средиземье гораздо позже, чем народы перворожденных, отправились в благословенные земли, соответственно они не имели ни малейшего понятия о высшем народе, исключая тех его представителей, что остались в Средиземье в незапамятные времена. Не будем вдаваться в подробности и разбирать подробности жизни нолдорв последующие две эпохи в землях Арды, лишь скажем, что для обычного человека, не имеющего особых связей со сказочными существами, это выглядят как такое себе соседство с народом, о котором не известно практически ничего, кроме того, что они удивительные бессмертные мастера божественного происхождения, поэтому, когда в конце третьей эпохи эльфы вновь покидают Средиземье и отплывают за море, это выглядит как абсолютно необъяснимое и таинственное исчезновение. И пусть это всего лишь теория, основанная на подтасовке изложенных выше фактов, все же существует некоторый шанс, что «туата де Даннан» и правда являются прототипом эльфов Джона Толкиена, ведь он является английским писателем, профессором и филологом, изучавшим древние манускрипты, а истории об этом народе были очень распространены в ирландских сказках.

Помимо эльфов, не менее многочисленным народом, представляющим интерес для более подробного изучения, являются гномы. Один из Валар – кузнец Аулэ создал их во мраке Средиземья, ибо так жаждал прихода «детей», которым смог бы передать свои знания и ремесла, что не мог больше ждать, когда же Илуватар воплотит наконец свои думы. Аулэ создал гномов из камня и закалил огнем, потому что суждено им было снизойти в этот мир в дни правления злого Мелькора и должны они были обладать огромной выносливостью, силой и стойкостью. Семеро праотцов гномов были созданы в подземных чертогах и представляли собой низкорослых карликов, имеющих пристрастия к драгоценностям, богатствам и искусствам кузнецкого и ювелирного мастерства.

В фольклоре различных народов гномы фактически идут наряду с эльфами и олицетворяют темную их сторону. Аольвы (эльфы), подразделяются на две группы: светлых и темных эльфов. Именно темными эльфами, или как их называли, двергами, и являются гномы Средиземья. Мы могли бы рассмотреть еще версию английских эпосов и алхимических записок, но фактически это не имеет никакого смысла, ведь англичане в описании этих маленьких существ полностью солидарны с германцами и скандинавами, а алхимики причисляют их к элементам земли, к которым гномов Джона Толкиена мы причислить никоим образом не можем. Таким образом, нам остается лишь согласиться с происхождением литературных гномов от германских двергов и английских дворфав. Впрочем, они схожи и с теми и с другими, ведь их описание не слишком отличается друг от друга. Дверги и Дворфы – маленькие карлики, алчные накопители богатств, хитрые обитатели гор, не очень то и приветливо относящиеся к представителям других рас. Но, тем не менее, в некоторых эпосах гномы выступают как верные союзники и хорошие друзья, перебарывающие свою природу ради других существ, будь то эльфы или люди. Именно так их представил и Джон Толкиен в своих произведениях.

Разобрав происхождение народов Средиземья, мы можем отметить, что они имеют непосредственные сходства со своими сородичами из других мифов и легенд и основаны на образах английских, германских и кельтских сказочных существ и являются фактически их двойниками.

Таким образом, подводя итоги, стоит сказать, что произведения жанра фэнтези и правда имеют под собой значительный пласт мифологической основы, взятой из культур различных народов, а образы тех или иных существ и персонажей являются сборными и выведены посредством компоновки и заимствования различных признаков и особенностей сказочных и легендарных художественных героев.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×