Статья Микропрограмма поддержки Семёна Ш.. Автор: Семёнова Наталья Александровна

Автор: Семёнова Наталья Александровна
Задачи микропрограммы поддержки ребенка: способствовать развитию познавательного интереса и потребностей: углублять представления Семёна о живой и неживой природе; расширять представления о физических свойствах окружающего мира (воздуха, воды, почвы, фауны и флоры), о грамотном использовании  человеком для удовлетворения своих потребностей; формировать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать мышление, внимание, память, речь; воспитывать познавательный интерес и эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.


Автор: Семёнова Наталья Александровна
Микропрограмма поддержки Семёна Ш.
Семёнова Наталья Александровна,
воспитатель МАДОУ № 12 д.Григорово
Задачи микропрограммы поддержки ребенка: способствовать развитию познавательного интереса и потребностей: углублять представления Семёна о живой и неживой природе; расширять представления о физических свойствах окружающего мира (воздуха, воды, почвы, фауны и флоры), о грамотном использовании человеком для удовлетворения своих потребностей; формировать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать мышление, внимание, память, речь; воспитывать познавательный интерес и эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
1.Обеспечение поддержки и эмоционального благополучия ребенка
2.Создание условий для поддержки и развития познавательной активности к опытно-экспериментальной деятельности в условиях группы
Работа началась с создания предметно-развивающей среды - главного условия для развития творческой, исследовательской активности Семёна.
Я обогатила в группе Центр экспериментирования: создала мини-лабораторию Почемучки, разбила материалы по темам: живая и неживая природа и расположила их в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве, чтобы Семён мог вовлекать сверстников.
Я составила картотеку опытов, картотеку загадок, разработала разноуровневые развивающие карточки, подобрала познавательную литературу для Семёна и его друзей (детей, которым интересен этот материал). Проведенные эксперименты мы вместе с Семеном заносили в индивидуальный дневник наблюдений.
В процессе детского экспериментирования он учится видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явления, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предложения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы.
В ходе совместной деятельности отношения с Семеном я строила на основе партнерства.
Для поддержания интереса у Семена мы вместе с ним выбрали сказочный персонаж – Мудрая Сова, которая живет в уголке экспериментирования. Наш герой с детьми участвует в опытах и экспериментах, она приносит ребятам интересные вещи, задания, удивительные истории. Семен может не только видеть, но и слышать Мудрую Сову: свои задания она присылает на медиафайлах, которые распространяет Семён среди сверстников и принимает в отборе содержания сам участие. Этот герой стал не просто игрушкой, а настоящим другом, с которым можно посоветоваться, обратиться к нему с просьбой, разделить радость открытий.
Семен пользуются различными материалами. Для их безопасного применения Мудрая Сова составила правила работы с различными материалами, которые очень просты и легко запоминаются. Экспериментирование используется в разных видах деятельности совместно с узкими специалистами.
В самостотяельной деятельности Семен экспериментируют с красками: путем проб и ошибок находит нужный оттенок для получения результата, поставленной цели.
Выполняя упражнения со спортивным инвентарем, он видит и ощущает взаимосвязь различных физических действий. Например, сильнее кинешь - дальше полетит, чем тяжелее предмет, тем больше нужно усилий, чтобы он долетел до цели.
Экспериментирование в свободной детской деятельности: на прогулке наш юный исследователь решает очень важные проблемы: что произойдет со снежинкой, если она упадет на ладошку? Как освободить бусинки из ледяного плена? И т.п.
Мои наблюдения говорят о том, что Семён очень любит играть с ветром, со звуками, с цветными стеклами, с песком, с красками, а также в настольно-дидактические игры, такие как: Волшебница-вода Свет, звук, вода.
Реализация поставленных задач в полной мере возможна при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи: вовлекаем родителей к участию в решении задач развития Семёна. С этой целью для родителей Семена провела тематические консультации: Экспериментируем вместе с папой, Играем с песком, водой и глиной, дала рекомендации по вопросам: что нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию; какие можно провести эксперименты дома с детьми; участие родителей в жизни группы приветствуется через непосредственное вовлечение в работу центра экспериментирования: так, мама Семёна рассказывала детям о выращивании семян редиса в разных условиях.
Дети принимали активное участие в конкурсе на лучший эксперимент, который можно провести в Центре экспериментирования, помогали в их оборудовании и пополнении необходимыми материалами: Семён и его семья заняли 1 место: представили опыт Растениям легче дышится. Если почву полить и взрыхлить.
Вместе с коллегами мною разработаны советы родителям Как помочь маленькому исследователю, картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести в группе и дома.
Огромное влияние опытно-экспериментальная деятельность оказывает и на развитие речи. Введение каждый раз нового объекта для изучения, способствует обогащению и активизации словаря ребенка.
Обогащения словаря Семена ведется по таким направлениям экспериментирования: как живая и неживая природа, человек, рукотворный мир. Дидактические игры Занимательные опты и эксперименты, Живая - неживая природа; Что к чему, Разные картинки и др., способствуют обогащению представлений Семёна.
На первых порах, разработали алгоритм организации детского экспериментирования, например, для Семена, он сформирован так - совместно со взрослым (а теперь уже и самостоятельно):
1-выделяет и ставит проблему, которую хочет решить (т. е. учится правильно задавать вопрос, ставить перед собой познавательные задачи);
2- предлагает различные варианты ее решения; проверяет эти возможные решение (т. е. рассуждает, приводит различные аргументы, причем предложения должны быть построены правильно, понятно для других детей);
3-подводит итоги (т. е анализирует полученную информацию, систематизирует ее).
Таким образом, на каждом этапе своей работы Семен активно развивает свою речь. В ходе детского экспериментирования, он учится активно вступать в спор со своими сверстниками, доказывать свою точку зрения оперируя в своей речи сложноподчиненными предложениями (развивается доказательная речь), что является достижением в познавательном развитии ребенка.
Выстраивать цепочку своих действий ему помогают карты-схемы поэтапного экспериментирования (он рассказывает, что он будет делать, что ему понадобится для проведения опыта). Самостоятельные игры в мини-лаборатории позволяют развивать коммуникативные способности.
После проведенных опытов Семен все охотнее обращается за помощью к детским энциклопедиям, познавательной литературе, составленной в группе картотеке и имеющимся играм, большой интреес (со слов семьи) проявляет к видеофильмам Давинчи.
Благодаря данному виду деятельности, речь Семена становится более содержательной, более выразительной, грамотно построенной. У Семёна появились единомышленники, работа в центре экспериментирования закипела, наблюдения говорят о том, что поисковая активность является одним из главных и естественных проявлений детской психики, которая выражается в потребности исследовать окружающий мир.
Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x