"Мини-музей – одна из эффективных форм работы по патриотическому воспитанию в ДОУ"

Автор: Щелканова Наталья Владимировна

Мини-музей – одна из эффективных форм работы по патриотическому воспитанию в ДОУ.

 

В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений –одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного детства.

         Дошкольное детство-важнейший период в жизни человека. Когда закладываются основы его личностной культуры, осваиваются моральные и нравственные ценности общества. Именно в этот  период жизни у ребенка формируются представления о самом себе, о людях, о явлениях общественной жизни, о человеческой культуре, что создает предпосылки воспитания гражданских качеств и присвоения нравственных ценностей общества.

         Детский сад-это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Руководя деятельностью детей, мы, воспитатели, формируем такие важные для русского человека черты, как любовь к родному краю, Родине, Российской Армии, истории, уважение к людям других национальностей. Знакомим детей с символами государства, историческими личностями, развиваем интерес к русским традициям и промыслам. Вы знаете, что любовь к Родине  начинается с отношения к самым близким людям-отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу. Всему этому мы стараемся научить ребенка с самого младшего возраста.

         Система патриотического воспитания охватывает все уровни воспитательной деятельности и реализуется через такие формы как:

·        Тематические беседы;

·        Чтение художественной литературы;

·        Рассматривание иллюстраций, макетов;

·        Развлечения;

·        Праздники;

·        Непосредственно-образовательная деятельность;

·        Конкурсы рисунков;

·        Выставки поделок;

·        Изготовление подарков, поздравительных открыток;

·        Посещение спектаклей;

·        Встречи с интересными людьми;

·        Игровая деятельность;

·        Экскурсии;

·        Мини-музеи.

 

Одним из инновационных подходов к решению задач патриотического воспитания дошкольников является работа  по созданию мини-музеев. Создание мини-музеев помогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его  традиции, воспитывает патриота. Создание  мини-музеев проходит в три этапа при участии педагогов, воспитанников и их родителей.

1.     Подготовительный (определение темы и названия музея, место его размещения);

2.     Практический (сбор экспонатов, их группировка, оформление, изготовление макетов);

3.     Заключительный (подведение итогов работы, открытие мини-музеев в ДОУ, организация выставки для родителей  и гостей детского сада, отражающей тематику мини-музеев и содержание работы с детьми в музейном пространстве).

Важное место в работе мини-музея отводится обзорным и тематическим экскурсиям, познавательным беседам и мероприятиям, организации выставок. Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп, которые с помощью педагогов проводят экскурсии по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.

         Таким образом, мини-музеи, созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей, становятся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью, Родину.

Такой  мини-музей по патриотическому воспитанию для дошкольников был организован в нашем МБДОУ детском саду №1 «Родничок». В нем были собраны следующие материалы:

? «Государственная символика» (герб, флаг, гимн, президент России; флаг, герб, Глава Новосибирской области и Глава г. Обь);

? «Ты Родина, а Родина одна, ты маленькая капелька России» (моя малая Родина - достопримечательности г. Обь);

? «Наша гордость» (почетные жители г. Оби);

? «О них мы будем помнить вечно» (наши герои, военная атрибутика, медали, ордена и т.д.)

Для оформления музея было освобождено отдельное помещение, подобрана мебель для экспонатов, приобретены стенды для оформления важной информации, фото - материалов.

         Открытие мини-музея состоялось на методическом объединении педагогов города, которое проводилось на базе нашего ДОУ. Педагоги всех детских садов нашего города были приглашены в мини-музей, где экскурсию с ними провели педагоги - новаторы, рассказав об экспонатах и материалах музея.

В дальнейшем мини-музей посетили дошкольники всех возрастных групп, родители, где их встречали дети подготовительной группы, в качестве экскурсоводов.

Важная особенность нашего мини-музея - это участие в его создании не только воспитателей, но и детей и родителей. Наш музей можно посещать каждый день, самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки, рассматривать, что вызывает интерес у дошкольников. Здесь дети чувствуют себя настоящими творцами, так как они внесли свою лепту в открытие данного музея.

Открытие в нашем ДОУ такого мини-музея явилось результатом общения, совместной работы воспитателя, детей и их родителями.

 

 

 

"Мини-музей – одна из эффективных форм работы по патриотическому воспитанию в ДОУ"

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x