Мир древности: далекий и близкий | Дмитриенко Валерия Сергеевна. Работа №210728
Автор: Дмитриенко Валерия Сергеевна
Тема: Мир древности: далекий и близкий
Цель: - познакомить учащихся с древними Египтом, Грецией и Римом;
- развивать исследовательскую культуру, речь, способствовать расширению кругозора учащихся, развивать интерес к истории;
- воспитывать потребность бережного отношения к историческому наследию, предметам прошлого, уважение к достижениям людей Древнего мира.
Оборудование: кроссворд, карточки для работы в группе.
Тема: Мир древности: далекий и близкий
Цель:
- познакомить учащихся с древними Египтом, Грецией и Римом;
- развивать исследовательскую культуру, речь, способствовать расширению кругозора учащихся, развивать интерес к истории;
- воспитывать потребность бережного отношения к историческому наследию, предметам прошлого, уважение к достижениям людей Древнего мира.
Оборудование: кроссворд, карточки для работы в группе.
Ход урока
I. Организационный момент
Прозвенел звонок весёлый.
Вы начать урок готовы?
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать
II. Актуализация опорных знаний
— Разгадав кроссворд, узнаем, куда поведет нас дорога истории дальше.
1. Одно из занятий, которым человек овладел к концу первобытной истории. (Земледелие.)
2. Люди научились ... глиняную посуду. (Изготовлять.)
3. Этим занимались женщины и дети. (Собирательство.)
4. Как по-другому назвать древнейшего человека? (Первобытный.)
5. Освещение первобытных художников в пещере. (Факел.)
6. Основное занятие древнейшего человека. (Охота.)
(Ключевое слово в выделенных клетках: Египет.)
III. Самоопределение к деятельности
Кроссворд
- Речь сегодня пойдет о мире древности: о Древнем Египте, Древней Греции и Древнем Риме.
- Прочитайте тему урока, записанную на доске. («Мир древности: далекий и близкий».)
- Какой вопрос у вас возникает? (Почему мир древности может быть близким?)
- Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?
- Что мы будем делать для достижения этой цели?
IV. Открытие нового знания Работа в группах
- Выясним, что такое история.
- Какие ваши предположения? (История — рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что узнано, исследовано. Это область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением прошлого.
История — это наука, которая изучает, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни, как и почему жизнь людей изменялась и стала такой, как сейчас. История — очень древнее слово. В переводе с греческого языка оно означает «исследование, рассказ о событиях прошлого». Почти 2,5 тыс. лет прошло с тех пор, как грек по имени Геродот впервые познакомил людей со своим научным трудом. Геродот назвал свой труд «История», он стал первым ученым-историком, мы называем его «отцом истории». История учит нас справедливости, помогает по-новому взглянуть на окружающий мир.)
- Подведем итог, сформулируем свое определение. (История — наука о прошлом. История изучает, как жили различные народы, какие события происходили. В широком смысле под историей понимают любой процесс развития, совершаемый в природе и обществе.)
- Нам сегодня надо побывать в трех древних государствах и получить новую информацию. Как будем работать? (В группах.)
(Класс делится на группы. Каждая группа выбирает себе государство для изучения. Ученики используют учебник, карточки с вопросами.)
- Ваша задача — ответить на вопросы, а затем рассказать главное о стране. Работать будем так: сначала каждый индивидуально читает и отвечает на вопросы/затем вы это обсуждаете группой. Выбираете одного человека из группы, который будет рассказывать о стране.
(Дети работают индивидуально несколько минут, затем по команде учителя объединяются в группы.)
Карточки для работы
Древний Египет (с. 8-9)
№ п/п
Вопрос
Ответ
1
Когда появилось Египетское царство?
Примерно 5000 лет назад
2
Где возникло Египетское царство?
На берегах реки Нил
3
По мнению египтян, кто управлял миром?
По мнению египтян, миром управляли боги
4
На кого были похожи боги египтян?
Боги египтян были похожи на животных
5
Как писали египтяне?
Египтяне писали особыми знаками — иероглифами. В одном случае иероглиф мог изображать и означать какой-то предмет, но в другом случае тот же самый иероглиф мог служить для обозначения одного или нескольких согласных звуков. Знаков для гласных букв в египетском письме не было
6
Что умели возводить древние египтяне?
Древние египтяне умели возводить грандиозные постройки — храмы Карнак, Луксор и пирамиды Тутан-хамона, Хеопса
Древняя Греция (с. 10—11)
№ п/п
Вопрос
Ответ
1
Какой город является столицей Древней Греции?
Столица древней Греции — Афины
2
Что является сердцем Афин?
Сердцем Афин является Акрополь
3
Что такое Акрополь?
Акрополь — это высокий холм с обрывистыми склонами и расположенный на нем неповторимый архитектурный ансамбль — прекрасное творение древних греков. Акрополем можно было любоваться со всех концов города и со стороны моря
4
Что происходило на Акрополе?
На Акрополе происходили главные события праздника
5
Назовите самый знаменитый храм Акрополя.
Самый знаменитый храм Акрополя — это Парфенон
6
Какая скульптура находилась в центре Парфенона?
В центре Парфенона стояла мраморная статуя богини Афины знаменитого скульптора Фидия. Ее высота равнялась 12 м
Древний Рим (с. 12—13)
№ п/п
Вопрос
Ответ
1
Назовите дату основания Рима.
Датой основания Рима считается 753 г. до н. э.
2
Что со временем завоевали римляне?
Со временем римляне создали могущественное государство. Они завоевали огромные территории, на которых основали новые города, прокладывали дороги, сооружали храмы.
3
Назовите древние постройки в Риме, которые сохранились до наших дней.
Римский форум — центр общественной жизни города. Здесь располагались храмы, банковские конторы, торговые лавки. Пантеон — храм всех богов. Колизей — амфитеатр, служил для гладиаторских боев и других зрелищ, вмещал около 50 тыс. зрителей
4
Какой город в древности был погребен под толстым слоем пепла?
Город Помпеи был погребен под толстым слоем пепла при извержении вулкана Везувий
5
Сколько длилась история Древнего мира и в каком веке она закончилась?
история Древнего мира длилась несколько тысяч лет и закончилась в V веке нашей эры.
V. Первичное закрепление
(Один учащийся из группы выходит и рассказывает о стране. Учитель дополняет выступления групп (см. дополнительный материал к уроку).)
Физкультминутка
VI. Работа по новой теме
1. Творческое задание
— Придумайте и нарисуйте «визитную карточку» одной из древних стран.
(Учащиеся выполняют задание. Затем рассказывают, что изобразили на визитной карточке.)
- Кто знает что такое визитная карточка?
2. Викторина
1. На берегах какой реки возникло Египетское царство? (На берегах Нила.)
2. Что такое иероглиф? (Особые знаки для письма.)
3. Что вы знаете о богах Ра, Себек, Тот? (Ра — бог солнца, Себек — бог воды, Тот — бог мудрости, счета и письма.)
4. Кто такой фараон? (Фараон — царь Египта.)
5. Какие грандиозные постройки умели возводить египтяне? (Храмы и пирамиды.)
6. Назовите столицу Греции. (Афины.)
7. Столицей какого государства является город Рим? (Рим — столица Италии.)
8. Как называется высокий холм с обрывистыми склонами и расположенным на нем архитектурным ансамблем? (Акрополь — сердце Афин.)
9. Назовите самый знаменитый храм Акрополя. (Парфенон.)
10. Какой город был погребен под слоем пепла при извержении вулкана Везувий? (Помпеи.)
VII. Подведение итогов урока
— Ответим на вопрос, который мы задали в начале урока: «Почему мир древности может быть близким?» (Многие строения и знания древности дошли до наших дней.)
— Достигли мы цели урока?
— Какие знания мы открыли? (Высказывания детей.) (Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 14 учебника.)
VIII. Рефлексия
(Оценивание работы группы.)
— Смогла ли ваша группа справиться с заданием?
— Что помогло?
— Что помешало?
— Кого из ребят вашей группы вы могли бы сегодня назвать лучшими исследователями?
— Кто из ребят работал сегодня недостаточно активно, результативно или мешал работе группы?
- На обратной стороне листа, напишите ваши фамилии, и посовещавшись в группе поставьте оценку каждому из команды.
IX.Домашнее задание
Прочитать текст на с. 8—14 учебника.