Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

""Мир русской народной игрушки" | Кускулакова Ольга Сергеевна. Работа №207312

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Кускулакова Ольга Сергеевна
Конспект развлечения для детей средней группы "Мир русской народной игрушки". Развлечение проводится в форме народного гуляния по ярмарке с целью обогащения знания детей об обычаях и традициях русского народа.

материал будет полезен воспитателям ДОУ.

 

Сценарий развлечения по теме «Мир русской игрушки»

Цель.

Обогащать знания детей об обычаях и традициях русского народа; закреплять знания о характерных особенностях разных видов народной игрушки. Развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству; способствовать развитию интереса к русским народным играм, эстетического вкуса, эмоциональной сферы, мелкой моторики. Воспитывать нравственные ценности, уважительное отношение к труду человеческих рук.

Материал: лавки с народными игрушкамиилимоновские, дымковские, матрёшки, тряпичные куклы

музыкальные инструменты: бубны, ложки, трещетки, погремушки.

Музыкальное оформление: народные мелодии.

Ход развлечения

 

Воспитатель:Ребята, вы сегодня такие нарядные, надели такие костюмы! А как они называются? (русские народные).

Восп: Правильно, раз вы так нарядились. Давайте с вами отправимся на ярмарку. А вы знаете, что  такое ярмарка?

Ответы детей.

Воспит: Ярмарка – это народное гулянье, базар, где продают разный товар. Хотите посмотреть,  какие товары продаются на нашей ярмарке

Воспитатель приглашает детей в зал, где условно выделено несколько торговых лавок: «Дымковская игрушка», «Тряпичная игрушка», «Филимоновская игрушка», «Матрёшки»

(под русскую народную мелодию входят дети)

 

Воспитатель:       Собирайся народ. Ярмарка идёт! (дети рассматривают товар)

Воспитатель: Народ собирается - Наша ярмарка открывается!

Эй, публика любезная, хлопай веселей!

А мы на нашем празднике порадуем гостей!

 

Под русскую народную мелодия дети заходят на ярмарку и появляется Петрушка:

 На ярмарку! На ярмарку! Спешите все сюда!

Здесь шутки, песни, сладости давно вас ждут, друзья!

- Вот и я, привет мои друзья!

Я весёлая игрушка, как зовут меня? (Петрушка)

Мое почтенье, добры молодцы, красны девицы!

Воспитатель: Здравствуй, Петрушка - хозяин ярмарки! Гляди-ка, сколько детей здесь собралось, время и ярмарку открывать!

Петрушка: Весёлые парнишки да славные девчушки,

Представление начинается, ярмарка открывается!

- Подходите все сюда, здесь товары вижу я!

Воспитатель  приглашает детей к торговой лавке, на которой выставлены игрушки, сделанные из различных материалов.

Воспитатель:- Посмотрите, да скажите, какой товар здесь продается? Что вы здесь видите? (Игрушки) Дети, а откуда они берутся?

Дети: Их делают люди.

Ведущий: Конечно, их делают люди. Зимой ночи длинные, темнеет рано, скучно в деревенской избе ребятам сидеть без дела. Вот и придумали народные умельцы делать игрушки своими руками.

Из чего сделаны эти игрушки? (ответы детей)

В старину для изготовления игрушек использовались самые различные материалы – солома, глина, дерево, тряпки,

Излюбленным материалом для изготовления игрушек были дерево и глина.

Петрушка: Почтенные господа,

Пожалуйте сюда.

Есть под Тулой деревенька,

Филимоново зовут.

И живут там мастерицы,

Что добро в дома несут.

И добро там не простое,

И не злато, серебро.

Филимоновской игрушкой называется оно.

Воспит: Ребята, как называются эти игрушки

Дети : филимоновские

Воспит: Почему?

Дети: изготавливают в селе Филимоново

Воспит:В основном игрушечным делом занимались женщины. Уже с 7-8 лет девочки начинали лепить «свистушки». Работали зимой, в свободное от сельских трудов время. Затем игрушки продавали на ярмарках и базарах в ближайших уездных городах и в Туле. Филимоновские игрушки трудно спутать с какими-либо другими. Почему?

Воспит : Ребята чем отличаюся филимон игрушки от других игрушек.

Дети: У всех игрушек длинные или короткие ноги, вытянутые шеи с маленькими головками.

Воспит: какими узорами расписывали мастерицы игрушки?

 Дети основном это полоски. Это сочетание цветных полосок, точек, кругов, овалов, звездочек, треугольников.

Воспит: Детали росписи можно расшифровать. Круг- это солнце, треугольник-это земля, елочки и ростки - это символ растительности и жизни.

Все узоры напоминают нам о связях человека и природы.

Петрушка я вас приглашаю на игровой двор.

“Игровой двор” на ярмарке самый шумный и веселый.

На столе разложены музыкальные инструменты (трещётки, ложки, бубны, погремушки)

Петрушка: А здесь разные игрушки:

Трещетки, бубны, погремушки…

Подходи честной народ,

Соревнование вас ждёт!

Воспитатель: - инструмент себе выбирайте

Музыку услышите – играйте!

А как музыка прекратится,

Игра на инструментах завершится!

Понятно задание?

Петрушка: Пойдёмте дальше по базару,

Посмотреть кой-какого товару!

Воспитатель: Что же  продают на следующем прилавке?

Узнать поможет загадка:

Игрушки не простые,

А волшебно расписные.

Белоснежны, как березки,

Простой, казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор.

(ответы детей)

- Молодцы! Отгадали, это действительно дымковская игрушка.

-Из чего сделаны все эти игрушки? (глины)

-Почему они называются дымковскими? (изготавл в селе Дымково)

-Чем их покрывают?

-Назовите элементы узора (круг, точки, кольца, полоски, волнистая линия).

-Какие цвета используют дымковские мастера?

-Когда смотрите на эти игрушки, что чувствуете?

-Что можно сказать о мастере, который сделал такие игрушки? (ответы детей). Сама игрушка говорит о мастере, «Добрая работа мастера хвалит».

Воспитатель: А теперь я вас спрошу, как, по-вашему, весёлые это игрушки или грустные? Что, глядя на них, делать хочется? (Веселиться) Вот и мы с вами повеселимся, поиграем.

Проводится хороводная игра «Ходит Ваня»

Дети стоящие в кругу, идут вправо. «Ваня» ходит в кругу, дети поют:

Ходит Ваня, ходит Ваня Посреди кружочка, посреди кружочка. «Ваня» ходит по кругу, выбирая себе «дружочка». Остальные дети стоят.

Ищет Ваня, ищет Ваня Для себя дружочка, для себя дружочка. «Ваня», выбрав себе «дружочка», ведет его в центр круга.

Нашел Ваня, нашел Ваня Для себя дружочка, для себя дружочка

По окончанию песни «Ваня» и «дружочек» пляшут под хлопки детей. Выбирается другой «Ваня» и игра повторяется

Петрушка: Эй, детишки – не робей!

                     Подходи сюда скорей!

Воспитатель:- А как называется эта русская народная игрушка? (Матрешка)

Матрешка не простая игрушка, эта куколка — с секретом! С каким?

Правильно внутри нее прячутся веселые сестрички, мал-мала меньше. 

- Из какого материала делают матрешку? (Из дерева)

Петрушка: Матрешки сестрички разных размеров. Как вы думаете какая куколка вначале делается?

Воспитатель:-Вначале делается самая маленькая неразъемная куколка. Потом по ней подгоняются остальные сестрички.

- Какие цвета используют для росписи матрешек?

Матрешка настоящая русская красавица. Во что она одета? (В нарядном сарафане, на голове яркий платочек.)

- Какие узоры на одежде у матрешек вы видите? (Цветочки, листочки, точки, кружочки, завитушки…)

Наша русская матрёшка является для иностранцев символом России. Поэтому, когда люди приезжают в Россию в гости, они покупают этот сувенир.

Восп-ль: Ребята как вы думаете когда матрешки собираются в хоровод в таких нарядных сарафанах что они могут делать? (Танцевать). Давайте и мы с вами потанцуем вместе с матрешками

Танец «Мы веселые матрёшки»

Воспитат: Как здорово поплясали, не устали? Пойдете дальше по ярмарке.

Петрушка: Подходите, не стесняйтесь

Что по нраву, выбирайте!

Лоток с тряпичными куклами.

Воспит: ой, ребята какаие интересные здесь куклы. Из чего они сделаны?

Дети: из ниток, тряпочек.

Воспит: как их изготавливают

Дети: ткань скручивали и обматывали нитками

Воспит: А можно было пользоваться иглой и ножницами при изготовлении этих кукол?

Детиет

Воспит: Правильно ребята. Этих кукол в давние времена считали оберегами, они уберегали людей от разных бед и неприятностей.

А вы знаете названия этих кукол. Воспит показывает , дети называют (пеленашка, колокольчик, берегиня, мартинички идр.).

Воспит : Сейчас прочитает нам стихотворение про куклу-оберег.

Стихотворение

Я кукла, кукла-оберег,

Твоя помощница навек.

Люби меня и уважай,

И никогда не обижай.

Я принесу тебе удачу.

Жизнь станет ярче и богаче!

 

(Дети садятся на стульчики полукругом)

Воспитатель. Ну вот, детушки, мы обошли с вами всю ярмарку. Что же это такое, ярмарка? (Это народное гулянье, базар, где продают разный товар)

Кто главный герой на ярмарке? (Петрушка)

Что вам запомнилось, понравилось?

Много игрушек народные мастера придумали для детей. Делали их из разного материала. Из чего делали народные мастера игрушки? (Солома, глина, дерево, тряпки, пакля,)

- Вот и солнышко за тучку скрылось…

Наша ярмарка закрылась.

Петрушка: Ну и в завершенье получайте все угощенье.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×