Модель выпустника ДОУ | Абдрахманова Найл Александров. Работа №205906
Автор: Абдрахманова Найл Александров
Под моделью выпускника понимается предполагаемый результат совместной деятельности детского сада и семьи, характеризующий их представления о наиболее важных качествах личности ребенка, которыми должен обладать выпускник дошкольной организации. «Модель выпускника» – итоговый результат дошкольного образования – представляет собой «социальный» портрет ребенка 6-7 лет.
Модель выпускника дошкольной организации и необходимость ее создания
Под моделью выпускника понимается предполагаемый результат совместной деятельности детского сада и семьи, характеризующий их представления о наиболее важных качествах личности ребенка, которыми должен обладать выпускник дошкольной организации. «Модель выпускника» – итоговый результат дошкольного образования – представляет собой «социальный» портрет ребенка 6-7 лет.
Модель выпускника разрабатывается в соответствии с требованиями Государственного стандарта дошкольного образования, выбранным содержанием образования (реализуемой основной и дополнительными общеобразовательными программами), спецификой и предназначением конкретной дошкольной организации, на основе концепции ее развития.
Модель отражает социальный заказ и является ориентиром для всех участников учебно-воспитательного процесса.
Переход к стандартам нового поколения, к компетентностно-ориентированному воспитанию и обучению влечет за собой не только переосмысление целей, поиск оптимальных способов формирования базовых компетентностей дошкольников, но, в первую очередь, определение четких результатов этой деятельности.
Компетентностный подход подразумевает подготовку детей к обучению в школе «от результата», от запросов школы; многими отечественными и зарубежными авторами компетенция трактуется как категория «результата образования». В связи с этим актуальным становится создание многомерной модели выпускника дошкольной организации, позволяющей, с одной стороны, представить описание результата воспитания и обучения, а с другой – решить педагогические вопросы интегрированного формирования базовых компетентностей.
Основной предпосылкой при моделировании образа выпускника дошкольной организации является социальная функция образования в целом. Это передача новому поколению уровня культуры, достигнутого обществом. И вне культуры нет ничего, что могло бы войти в предполагаемую модель.
В педагогике «моделирование» применяется как понятие в нескольких смыслах и значениях. В нашем случае «моделирование» означает воспроизведение прогнозируемых качеств и характеристик социально и нравственно ориентированной личности (объект – образ) на выпускнике детского сада (объект – модель).
Модель выпускника, во-первых, выполняет интегрирующую роль по отношению к другим составляющим образам дошкольной организации,
во-вторых, является основой для разработки целевых ориентиров воспитательно-образовательного процесса, позволяющих максимально учитывать особенности окружающей среды, специфику учреждения, своеобразие педагогического коллектива, в-третьих, модель выпускника выступает в качестве основного критерия эффективности воспитательно-образовательного процесса, благодаря которому можно соотнести полученные результаты с мнением педагогов, медицинских работников ДО и родителей о желаемых результатах.
Модель выпускника создает четкое представление об исходных задачах современного детского сада, служит ориентиром при определении национально-ориентированного компонента содержания дошкольного образования, корректировке дошкольных программ, создании новых компетентностно-ориентированных стандартов и программ, отражает национально-общественный идеал с учетом исторического, социального, экономического и культурного развития республики и каждого региона, учитывает возможности дошкольной организации и реальной личности в достижении этого идеала.
Модель личности выпускника представляет собой систему основных ценностных параметров, характеризующих качество образования и применяемых в качестве норм образованности и воспитанности.
Необходимость создания модели выпускника современной дошкольной организации вытекает из следующих условий:
1. Уровень образования в мире непрерывно растет. Чтобы соответствовать международным стандартам, выпускник современной дошкольной организации должен быть интеллектуально и духовно развит, готов к продолжению обучения в начальной школе. Поэтому при создании модели необходим анализ, прогнозирование развития дошкольного образования в регионе, стране, мире.
2. Каждая дошкольная организация в своей работе ориентируется на государственный, социальный заказ, но необходимо учитывать требования региона и окружающего социума.
3. Педагогическое творчество в части обновления содержания обучения и воспитания каждой дошкольной организации требует осмысления модели выпускника с целью прогнозирования результатов своей деятельности.
4. Только при наличии единой согласованной, коллективно разработанной модели может осуществляться системное управление деятельностью педагогического коллектива и коллектива детей, планирование, организация, подведение итогов педагогической деятельности.
5. Модель служит ориентиром, как для воспитателя, так и для каждого педагога дошкольной организации при выборе форм и методов обучения и воспитания, диагностики развития личности детей.
6. Без модели трудно оказывать действенную помощь семье в воспитании детей, без нее неопределенными становятся ориентиры самообразования педагогов.
7. Модель обеспечивает защиту детей от некачественного воспитания и обучения, а педагогических работников – от необъективной оценки их труда.
8. При организации экспериментальной работы дошкольной организации модель является целью и ориентиром непрерывного отслеживания результативности эксперимента.
Характерная черта выпускника ДОУ
– устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру. Это находит проявление в игре, так как развитость игровой деятельности является показателем готовности к учебному процессу.
К семи годам ребенок активно участвует в совместных играх, организует
их. Способен договориться со сверстниками, учитывая их интересы, сдерживать свои эмоции. Ребенок проявляет доброжелательное отношение к окружающим, отзывчив к переживаниям другого человека, обладает чувством собственного достоинства, уважает достоинство других. В ходе совместной деятельности способен обсудить возникающие проблемы, правила, может поддержать разговор на интересующую тему, делать элементарные логические выводы.
У ребенка к этому возрасту отмечается сформированность личностной
готовности к школе, которая проявляется в развитии мотивационной сферы, в
готовности принять новую социальную позицию школьника.
В основу построения модели должны быть положены следующие исходные идеи:
– государственные интересы Казахстана требуют воспитания гармонически развитой личности гражданина страны, высокообразованной, духовно и физически здоровой, обладающей лучшими качествами современного человека;
– гармоническое развитие личности должно гарантироваться идеологическим, юридическим, экономическим и материальным обеспечением, поддержкой духовной сферы жизни дошкольной организации и общества;
– интеграция общего, особенного и частного, как общечеловеческого, национального и личностного, позволит воспитать выпускника, дифференцированно сознающего себя, свой народ и свою культуру как ценность в общечеловеческом контексте;
– обобщение исторического и современного опыта, лучших образцов дошкольного воспитания казахстанских и зарубежных детских садов сочетается с учетом семейных, национальных, региональных традиций.
Насущной задачей современного времени является утверждение необходимости гармонии общественных и личных интересов, воспитание патриотизма, уважительного отношения ко всем странам и народам, причастности к общечеловеческому делу в пределах страны и мира. Казахстану нужен человек, одухотворенный идеалами добра, сознательно и активно не принимающий разрушительных идей и способный им противостоять. Необходимо возрождение добрых семейных, национальных, религиозно-этнических традиций, основ человеческой нравственности, начиная от почтения к родителям и заканчивая сознанием глубокой ответственности перед Родиной. Без этого невозможно гармоническое общественное развитие и становится под угрозу само существование современной цивилизации.
Поскольку модель выпускника дошкольной организации является своеобразным образовательным стандартом, ей присущи функции общеобразовательного стандарта, описание которых позволяет более полно раскрыть ее сущность:
– Критериально-оценочная функция. Модель рассматривается как норматив, на который ориентируется педагогический коллектив при организации воспитательно-образовательного процесса.
– Функция обеспечения права на полноценное обучение и воспитание.
Принятие модели как цели и результата воспитательно-образовательного процесса в детском саду обеспечивает каждому выпускнику уровень обучения, воспитания, развития, гарантированный Конституцией, Законом РК «Об образовании».
– Функция сохранения единства образовательного пространства.
Переход к многообразию образовательных систем и типов дошкольных организаций требует создания механизма регулирования, призванного стабилизировать систему дошкольного образования в стране. Эту стабилизирующую и регламентирующую роль играют стандарты образования. Одним из таких стандартов, на наш взгляд, является модель выпускника дошкольной организации.
– Функция создания единого образовательного пространства внутри социума, поскольку в создании модели принимают участие различные представители образовательного пространства.
– Функция управления. Реализация этой функции связана с возможностью контроля и оценивания качества дошкольного образования на основе использования основных ценностных параметров, определяемых моделью выпускника.
– Функция повышения качества дошкольного образования. Введение модели как стандарта личности выпускника дошкольной организации позволяет ставить вопрос о гарантированном достижении каждым ребенком определенного, заранее заданного уровня.
Нами определены основные принципы построения модели выпускника современной дошкольной организации:
1. Принцип приоритетности – признание духовных ценностей как основополагающих.
2. Принцип гармоничности – отражение в модели всестороннего развития личности воспитанника.
3. Принцип историзма – опора на конкретный опыт воспитания в прошлом и настоящем, в разных странах и у разных народов. Следуя этому принципу, необходимо отобрать все самое ценное в существующих ранее образах с целью трансформации модели выпускника.
4. Принцип научности – теоретическое обоснование модели носит комплексный междисциплинарный характер, базируется на фундаментальных положениях дошкольной педагогики, детской психологии, социологии, философии, экономики.
5. Принцип реальности – модель должна быть приемлема и достижима.
6. Принцип актуальности – соответствие модели приоритетным направлениям работы дошкольной организации, требованиям времени, общества, государства.
7. Принцип коллегиальности и интегрирования – модель разрабатывают все участники образовательного процесса: администрация детского сада, педагогический коллектив, родители.
8. Принцип гибкости и вариативности — возможность обновления модели при изменении социально-экономической ситуации в обществе. Имеется в виду такое ее обновление, при котором сохранялась бы главная ориентация на национальные, общечеловеческие идеалы и ценности. Структура, содержание модели могут служить основой для разработки модели выпускника любого типа дошкольной организации.
9. Принцип эффективности – качества личности, закрепленные в модели, действительно являются наиболее ценными в современных условиях, что находит подтверждение в дальнейшем жизненном пути выпускников дошкольной организации.
Модель выпускника дошкольной организации реализуется посредством целостной системы обучения и воспитания, в которой воспитанник является субъектом взаимодействия и объектом целенаправленного управления.