Модели инвалидности. Особенности организации обучения и воспитания учащихся с ОВЗ. | Видман Ирина Викторовна. Работа №209669
Автор: Видман Ирина Викторовна
В данной статье рассмотрены две модели инвалидности у дете с ОВЗ. Изложенный материал поможет учителю в работе с ребенком ОВЗ.
Медицинская и социальная модели инвалидности
До настоящего момента мы фокусировали внимание на определениях, а также на законодательно закрепленных обязательствах образовательных учреждений. Однако главная задача состоит в том, чтобы сделать все школы и учреждения более дружелюбными по отношению к детям с ограниченными возможностями. Одно из главных направлений деятельности на этом пути – устранение всевозможных барьеров в образовании, основывается на социальном подходе к инвалидности. На сегодняшний день существует две модели инвалидности, часто применяемые на практике.
Медицинская модель определяет инвалидность через наличие нарушений здоровья, имеющихся у ребенка. Основное направление деятельности в рамках медицинской модели – минимизация нарушений через медицинское вмешательство и терапию.
В рамках социальной модели люди с инвалидностью – это тоже люди с нарушениями, однако они являются инвалидами из-за существующих в обществе физических, организационных или отношенческих барьеров, предрассудков и стереотипов. Социальная модель пропагандирует равноправие всех детей и предоставление всем равных возможностей при получении образования, следовательно, для устранения барьеров должны меняться школы и образовательные учреждения, обеспечивая равные права и возможности для всех.
Медицинский подход к инвалидности.
В рамках медицинского подхода ребенок с инвалидностью – это проблема.
Нарушения могут сокращать жизнь людей, которые их имеют, и могут ограничивать круг того, что эти люди могут делать. Нарушения могут причинять значительную боль и неудобство, но они не должны определять жизнь ребенка с инвалидностью. Мы застряли и зациклились на медицинской модели, если нарушения определяют дальнейшую жизнь ребенка.
МЕДИЦИНСКАЯ МОДЕЛЬ
СОЦИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ
Ребенок несовершенен
Каждый ребенок ценен и принимается таким, какой он есть
Диагноз
Сильные стороны и потребности, определяемые самим ребенком и его окружением
Вешание ярлыков
Определение барьеров и решение проблем
Нарушение становится центром внимания
Проведение мероприятий, нацеленных на результат
Оценка потребностей, мониторинг, терапия нарушений
Доступность стандартных услуг с использованием дополнительных ресурсов
Сегрегация и предоставление отдельных, особых услуг
Подготовка и обучение родителей и специалистов
Ординарные потребности откладываются
«выращивание» отношений между людьми
Восстановление в случае более или менее нормального состояния, иначе сегрегация
Различия приветствуются и принимаются. Инклюзия каждого ребенка.
Общество остается неизменным
Сообщество развивается
Социальная модель инвалидности.
Если бы мы задумались о том, что каждый ребенок имеет право быть принятым таким, какой он есть и право посещать ближайшую к дому школу или детский сад, мы бы стали думать «что не так» со школой и какие сильные стороны есть у каждого ребенка.
Этот образ мышления отвечает социальной модели инвалидности, которая рассматривает барьеры, существующие в обществе и не позволяющие ребенку наравне участвовать в его жизни как основную причину, делающую ребенка инвалидом. Зачастую каждый человек с инвалидностью чувствует, как будто это его вина, что он выглядит не так, как все или чем-либо от всех отличается. Все отличия заключаются в том, что некоторые части тела или ум несколько ограничены в способностях. К сожалению, большинство людей не могут принять людей с ограниченными возможностями такими, какие они есть. Это наш страх, невежество, незнание, предрассудки, стереотипы, барьеры и дискриминация делает их инвалидами.
Медицинский подход к инвалидности:
Социальная модель инвалидности:
Неверные представления об инклюзии:
Представление что присутствие в школе само по себе достаточно
;
Когда основной направленностью услуг является обучение программе,
а не удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей ребенка
;
Представление, что молчаливое сидение – это нормальная альтернатива участию
.
Существующие барьеры:
Архитектурная недоступность школ
.
Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми
.
Большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей- инвалидов
в процесс обучения в классах
.
Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки
.
Правила инклюзивной школы
Все ученики равны
в школьном сообществе
.
Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня
.
У всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей
.
Планируется и проводится эффективное обучение
.
Работники, вовлеченные в процесс обучения, обучены стратегиям и
процедурам
облегчающим процесс включения, т.е. социальн
ую интеграцию среди сверстников.
Программа и процесс обучения учитывает потребности каждого ученика
.
Семьи активно участвуют в жизни школы
.
Вовлеченные работники настроены позитивно и понимают свои обязанности
.
Обычный учитель может быть успешен при условии, если:
он достаточно гибок,
ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы
,
он уважает индивидуальные различия
,
он может слушать и применять рекомендации других членов команды
,
он чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в классе
,
он согласен работать с другими учителями в одной команде
.
Факты, говорящие в пользу инклюзивного образования
Инклюзивное образование так или иначе делает акцент на персонализации процесса обучения.
Необходимо избегать:
объяснения заданий, которые следует выполнить во время урока, в форме лекций;
пассивности учащихся;
излишней строгости при установлении тишины в классе во время занятия;
заполнения занятий следующими видами деятельности: работа с упражнениями, в которых нужно вставить пропущенное слово/предложение, работа с учебными тетрадями и другие виды так называемой «сидячей работы»;
чрезмерной направленности на чтение текстов из учебника;
стресса, связанного с оцениванием;
разделения школьников в группы «по способностям»;
стандартизированного тестирования.
В процессе обучения нужно:
применять активные методы обучения, включая дискуссии, общение;
применять способы поэтапного усвоения нового материала;
использовать объединяющие виды деятельности, которые содействуют сплочению класса;
исходить из индивидуальных потребностей учащихся, применяя индивидуали
зированные виды
деятельности, но не делить класс на группы, например, исходя из способностей учеников;
оказывать специализированную помощь учащимся с особыми потребностями, которые обучаются в общеобразовательной школе;
привл
екать к сотрудничеству учи
телей, родителей, администрацию школы и другие заинтересованные организации и общественность;
опираться на оценку учи
телем успехов учащихся, включая оценку прогресса в обучении.
С приходом в общеобразовательную школу учащихся с особыми образовательными потребностями, учителя стали сознавать важность общения с каждым ребенком как с личностью. Педагоги, занимающиеся специальным образованием, признают, что система общего образования зарекомендовала себя как эффективная для учащихся с ограниченными возможностями. Учителя общеобразовательной школы, в свою очередь, обращаются к системе специального образования в поисках новых методик, позволяющих улучшить результаты учащихся с особыми потребностями.