Вопрос 1 из 2
Помогите нам стать еще лучше
Оцените, пожалуйста, удобство нового дизайна нашего портала по пятибалльной шкале (где 5 — «Все отлично», а 1 — «Пользоваться стало крайне неудобно»)
Оценить
Вопрос 2 из 2
Помогите нам стать еще лучше
Сталкивались ли Вы с какими-либо трудностями при работе с порталом? Если сталкивались, опишите их, пожалуйста
Отправить отзыв
Спасибо, что приняли участие в нашем опросе
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
×
Вернуться к авторизации

Статья Модели инвалидности. Особенности организации обучения и воспитания учащихся с ОВЗ.. Автор: Видман Ирина Викторовна

Автор: Видман Ирина Викторовна
В данной статье рассмотрены две модели инвалидности у дете с ОВЗ. Изложенный материал поможет учителю в работе с ребенком ОВЗ.


Автор: Видман Ирина Викторовна

Медицинская и социальная модели инвалидности

До настоящего момента мы фокусировали внимание на определениях, а также на законодательно закрепленных обязательствах образовательных учреждений. Однако главная задача состоит в том, чтобы сделать все школы и учреждения более дружелюбными по отношению к детям с ограниченными возможностями. Одно из главных направлений деятельности на этом пути – устранение всевозможных барьеров в образовании, основывается на социальном подходе к инвалидности. На сегодняшний день существует две модели инвалидности, часто применяемые на практике.

Медицинская модель определяет инвалидность через наличие нарушений здоровья, имеющихся у ребенка. Основное направление деятельности в рамках медицинской модели – минимизация нарушений через медицинское вмешательство и терапию.

В рамках социальной модели люди с инвалидностью – это тоже люди с нарушениями, однако они являются инвалидами из-за существующих в обществе физических, организационных или отношенческих барьеров, предрассудков и стереотипов. Социальная модель пропагандирует равноправие всех детей и предоставление всем равных возможностей при получении образования, следовательно, для устранения барьеров должны меняться школы и образовательные учреждения, обеспечивая равные права и возможности для всех.

Медицинский подход к инвалидности.

В рамках медицинского подхода ребенок с инвалидностью – это проблема.

Нарушения могут сокращать жизнь людей, которые их имеют, и могут ограничивать круг того, что эти люди могут делать. Нарушения могут причинять значительную боль и неудобство, но они не должны определять жизнь ребенка с инвалидностью. Мы застряли и зациклились на медицинской модели, если нарушения определяют дальнейшую жизнь ребенка.

МЕДИЦИНСКАЯ МОДЕЛЬ

СОЦИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

Ребенок несовершенен

Каждый ребенок ценен и принимается таким, какой он есть

Диагноз

Сильные стороны и потребности, определяемые самим ребенком и его окружением

Вешание ярлыков

Определение барьеров и решение проблем

Нарушение становится центром внимания

Проведение мероприятий, нацеленных на результат

Оценка потребностей, мониторинг, терапия нарушений

Доступность стандартных услуг с использованием дополнительных ресурсов

Сегрегация и предоставление отдельных, особых услуг

Подготовка и обучение родителей и специалистов

Ординарные потребности откладываются

«выращивание» отношений между людьми

Восстановление в случае более или менее нормального состояния, иначе сегрегация

Различия приветствуются и принимаются. Инклюзия каждого ребенка.

Общество остается неизменным

Сообщество развивается

 

Социальная модель инвалидности.

Если бы мы задумались о том, что каждый ребенок имеет право быть принятым таким, какой он есть и право посещать ближайшую к дому школу или детский сад, мы бы стали думать «что не так» со школой и какие сильные стороны есть у каждого ребенка.

Этот образ мышления отвечает социальной модели инвалидности, которая рассматривает барьеры, существующие в обществе и не позволяющие ребенку наравне участвовать в его жизни как основную причину, делающую ребенка инвалидом. Зачастую каждый человек с инвалидностью чувствует, как будто это его вина, что он выглядит не так, как все или чем-либо от всех отличается. Все отличия заключаются в том, что некоторые части тела или ум несколько ограничены в способностях. К сожалению, большинство людей не могут принять людей с ограниченными возможностями такими, какие они есть. Это наш страх, невежество, незнание, предрассудки, стереотипы, барьеры и дискриминация делает их инвалидами.

Медицинский подход к инвалидности:

 

 

 

 

 

 

Социальная модель инвалидности:

 

Неверные представления об инклюзии:

Представление что присутствие в школе само по себе достаточно

;

Когда основной направленностью услуг является обучение программе,

 

а не удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей ребенка

;

Представление, что молчаливое сидение – это нормальная альтернатива участию

.

 

Существующие барьеры:

Архитектурная недоступность школ

.

Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми

.

Большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей- инвалидов

в процесс обучения в классах

.

Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки

.

 

Правила инклюзивной школы

Все ученики равны

в школьном сообществе

.

Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня

.

У всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей

.

Планируется и проводится эффективное обучение

.

Работники, вовлеченные в процесс обучения, обучены стратегиям и

процедурам

облегчающим процесс включения, т.е. социальн

ую интеграцию среди сверстников.

Программа и процесс обучения учитывает потребности каждого ученика

.

Семьи активно участвуют в жизни школы

.

Вовлеченные работники настроены позитивно и понимают свои обязанности

.

Обычный учитель может быть успешен при условии, если:

он достаточно гибок,

ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы

,

он уважает индивидуальные различия

,

он может слушать и применять рекомендации других членов команды

,

он чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в классе

,

он согласен работать с другими учителями в одной команде

.

 

Факты, говорящие в пользу инклюзивного образования

 

Инклюзивное образование так или иначе делает акцент на персонализации процесса обучения.

 

Необходимо избегать:

объяснения заданий, которые следует выполнить во время урока, в форме лекций;

пассивности учащихся;

излишней строгости при установлении тишины в классе во время занятия;

заполнения занятий следующими видами деятельности: работа с упражнениями, в которых нужно вставить пропущенное слово/предложение, работа с учебными тетрадями и другие виды так называемой «сидячей работы»;

чрезмерной направленности на чтение текстов из учебника;

стресса, связанного с оцениванием;

разделения школьников в группы «по способностям»;

стандартизированного тестирования.

 

В процессе обучения нужно:

применять активные методы обучения, включая дискуссии, общение;

применять способы поэтапного усвоения нового материала;

использовать объединяющие виды деятельности, которые содействуют сплочению класса;

исходить из индивидуальных потребностей учащихся, применяя индивидуали

зированные виды

деятельности, но не делить класс на группы, например, исходя из способностей учеников;

оказывать специализированную помощь учащимся с особыми потребностями, которые обучаются в общеобразовательной школе;

привл

екать к сотрудничеству учи

телей, родителей, администрацию школы и другие заинтересованные организации и общественность;

опираться на оценку учи

телем успехов учащихся, включая оценку прогресса в обучении.

С приходом в общеобразовательную школу учащихся с особыми образовательными потребностями, учителя стали сознавать важность общения с каждым ребенком как с личностью. Педагоги, занимающиеся специальным образованием, признают, что система общего образования зарекомендовала себя как эффективная для учащихся с ограниченными возможностями. Учителя общеобразовательной школы, в свою очередь, обращаются к системе специального образования в поисках новых методик, позволяющих улучшить результаты учащихся с особыми потребностями.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×