МОДЕЛИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОУ ДЛЯ УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ

Автор: Славянская Марина Владимировна

 МОДЕЛИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОУ ДЛЯ УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ

В ПРИРОДЕ

 

Славянская Марина Владимировна,

 старший воспитатель ДОУ «Детский сад № 138 ОАО «РЖД»

Пермский край, г. Пермь

 

         Проблема развивающей предметно-игровой среды на сегодняшний день остается актуальной и в теоретическом, и в практическом отношении. Развивающая предметная среда моделирует развитие детской деятельности. Она позволяет не только реализовывать игровую деятельность, не только способствует развитию детей в ее процессе, но и создает благоприятные условия для становления самой деятельности, перехода ее к новым, более сложным формам и, как следствие, перспективы для дальнейшего развития ребенка.

         Перед педагогами стоит задача создания для ребенка дошкольного возраста многокомпонентной образовательной среды, которая должна включать в себя следующие аспекты:

·        Создание предметно-пространственной развивающей образовательной среды

·        Среда должна отражать характер взаимодействия со взрослыми

·        Среда должна отражать характер взаимодействия с другими детьми

·        Среда должна включать систему отношений ребенка к миру, другим людям, самому себе

 

Предметно-пространственная среда должна отвечать следующим требованиям:

·        Гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

·        Обеспечивать эмоциональное благополучие детей;

·        Создавать условия для развивающего вариативного образования;

·        Обеспечивать открытость образования;

·        Создавать условия для участия родителей в образовательной деятельности

  Понятие «развивающая предметно-пространственная среда» охватывает и пространственную ее организацию и соответствующее наполнение. Пространственная организация среды позволяет создать комфортные, относительно стабильные условия для реализации воспитательно-образовательного процесса. А ее наполнение, ориентированное на систематическое дополнение, обновление, вариативность, способствует активизации разных видов деятельности дошкольника, стимулирует их развитие. Пространственную организацию среды можно назвать формой, а наполнение – содержанием.

     Все вышесказанное в полной мере относится к созданию предметно-пространственной среды в группах по формированию навыков безопасного поведения в природе. Развитие детей в условиях такой среды очевидно – это развитие и продуктивной деятельности, и конструктивного мышления, и трудового и творческого начала, и навыков сохранения и укрепления своего здоровья! Ведь развивающей считается та среда, которая функционально моделирует развитие соответствующей деятельности. В данном случае деятельности по формированию навыков безопасного поведения в природе.

Создание игровых сред по формированию навыков безопасного поведения в природе.

 Самодельная игровая среда – содействует становлению универсальной способности к построению новых целостностей различного типа. Подобная среда позволяет реализовать игру в разных формах, доступных на данный момент ребенку. Например, создание конструкций шалаша, берлоги, дупла, логова из отдельных деталей различного вида и типа способствует разворачиванию пространства игры, делая ее предметной и более насыщенной. Ребенок сам подбирает элементы конструкций, учитывая, размер, материал, опосредованно обучаясь, таким образом, правилам безопасного поведения в природе.

Модульная (обобщенная) игровая среда – дает возможность игровому замыслу отталкиваться не от наличной ситуации, а от потребностей и интересов самого ребенка. Такая среда не подчиняет себе сюжет игры, а гибко подстраивается под него, давая материальную опору детским фантазиям. Модульная среда способствует формированию внутреннего плана деятельности. Наличие модулей разного типа позволяет детям использовать их по своему усмотрению. Одни и те же модули могут играть роль птиц, зверей, туристической атрибутики, ландшафтных элементов и т.д. Создавая собственный игровой сюжет природоведческого содержания, дети имеют возможность повторять и закреплять правила поведения в лесу, при встрече с дикими животными, незнакомыми птицами, упражняться в оказании первой необходимой помощи

Макетная игровая среда – позволяет ребенку начинать игровые действия в процессе ее оформления, что позволяет сразу моделировать ее отдельные элементы в соответствии с игровыми потребностями детей. На сегодняшний день интерес к макетной игровой среде достаточно высок. Как правило, в детских садах используются готовые макетные среды. Но исследования доказали, когда дети сами имели возможность сделать ту или иную деталь, показывая новые способы работы со знакомыми и новыми материалами, это оказалось очень эффективным. Применение разнообразных техник, их объединение и взаимодополнение представляют собой одну из очень сильных сторон работы не столько в конструктивном или художественном, сколько в педагогическом отношении. При изготовлении таких макетов педагог имеет возможность по ходу работы формировать у детей основы безопасного поведения. Правильно подбирая инструменты, рассчитывая нагрузку на материалы, дети учатся обращаться с различными макетами, создавая  и свои макеты или элементы для них.

        Педагогически и психологически целесообразная развивающая предметно-пространственная среда способствует оптимизации процесса совместной деятельности, взаимодействия взрослого с детьми.

       Алгоритм проектирования образовательной среды по формированию безопасного поведения у детей в природе в соответствии с ФГОС дошкольного образования предполагает поиск ответов на следующие вопросы:

·        «КОГО учить и воспитывать?» - учет психологических и физиологических особенностей дошкольников, этнокультурных, региональных условий развития

·        «ЗАЧЕМ учить и воспитывать?» - определить цели и задачи по формированию безопасного поведения детей в природе в каждой возрастной группе

·        «ЧЕМУ учить?» - осознанное, ответственное отношение к выбору информационного воздействия и предметного наполнения среды, обеспечение развития личности, мотивации и способностей детей в деятельности и общении по формированию знаний и навыков безопасного поведения в природе

·        «КАК учить и воспитывать?» - рефлексивный выбор методов и технологий образовательного процесса и взаимодействия по формированию безопасного поведения, ориентация на возрастные особенности развития, использование зоны ближайшего развития.

        Дошкольный период развития – возраст, сензитивный к усвоению социальных и моральных норм, правил и ценностей социального взаимодействия. Полученные ребенком знания и умения  в благоприятной личностно-ориентированной среде по формированию навыков безопасного поведения в природе помогут ребенку реализовать свои игровые потребности и перенести эти знания, навыки и умения в реальную жизнь.

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x