Статья Моё педагогическое кредо. Автор: Нечетова Светлана Петровна

Автор: Нечетова Светлана Петровна
Статья представляет собой эссе о пути автора и многолетней работе в системе дополнительного образования.


Автор: Нечетова Светлана Петровна

Эссе.

Моё педагогическое кредо.

Педагогическое кредо: Настоящий педагог тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение.

Педагогический портрет:

Я – педагог-организатор,

Здесь всё ясно,

И этим званием горжусь.

День мною прожит не напрасно,

Коль искру радости

В сердцах детей зажгу.

Со мной мои озорники,

Как будто с речкой ручейки.

Мои романтики, мои искатели,

Мои поэты и друзья,

Мои философы и открыватели,

Вы все – мои учителя.

Меня не устаёте обновлять,

А я вас – снова в русло принимать.

Пускай же вечной будет эта связь:

Вы – для меня. А я – для вас.

Воспитание детей – старейшее из человеческих дел. Оно зависит от трёх переменных: взрослые, дети, и отношение между ними. Это всегда творческий поиск, не терпящий бездушности и скороспелых решений.

Чёрствые и бездушные люди в педагогике не задерживаются, уходят быстро, остаются только те, кто жить не может без этих доверчивых, пытливых глаз, без ребячей сутолоки и шума, без такой привычной и очень простой фразы: «Ребята, здравствуйте!» Огромная любовь к детям, горячая любовь к делу, полная отдача сил, знаний и умений, целеустремлённость – эти качества вот уже двадцать девятый год помогают мне преодолевать все трудности на нелёгком педагогическом поприще.

Ещё со времён студенчества мне понравился и стал примером замечательный педагог, большой знаток детской души Шалва Александрович Амонашвили. Именно его перу принадлежит обращение детей к взрослым. Это обращение я и по сей день часто перечитываю, чтобы лучше понять детскую душу: «Дорогие наши воспитатели, мамы и папы, учителя («сюда же можно добавить и педагогов дополнительного образования, »- размышляю я), милые люди, любящие нас и заботящиеся о нас! Берегите нас такими, какие мы есть, и сделайте нас такими, какими должен стать каждый из нас! Мы будем сопротивляться, шалить, прятаться, хихикать, мы будем радоваться жизни и стремиться к удовольствиям. Зачем возмущаться тем, что у нас пока ещё нет здравого смысла. Он придёт к нам с помощью ваших добрых забот, может быть, не сразу и не скоро. Не надо видеть в нас взрослых, себе подобных, а затем удивляться тому, как мы недогадливы, непонятливы, неблагодарны. Принимайте нас с недостатками и помогайте нам преодолеть их, только уважайте наше чувство радости, которое мы находим в наших шалостях, неустанных играх, сопротивлении, сиюминутных удовольствиях. Принимайте всё это, как наши детские болезни, против которых вы никогда не сможете найти вакцины, и лечите нас так, чтобы не было нам очень больно. Нам трудно понять всё, потому что мы – дети. Вы должны разгадать нас, потому что вы – взрослые».

Человек есть существо по природе своей разумное и свободное, деятельность которого направляется не одним внешним влиянием, а также и его природными силами и способностями. Значит, человек может и должен быть только тем, к чему назначила его природа. Это значение вытекает из его способностей. Именно поэтому мой принцип воспитания – воспитывать человека сообразно с его природой. Главное в моей работе – помочь ребёнку найти себе дело по душе.

С современными детьми нельзя быть педагогом-организатором «вчерашних идей», мир быстро идёт вперёд и мне необходимо поспевать за моими подопечными, интересоваться всеми проблемами и увлечениями детей, чтобы успешно руководить процессом воспитания, а не подгонять наших ребят. Моя работа требует увидеть себя глазами детей, поставить себя на их место, задуматься не только о своих чувствах, но и об их чувствах ко мне. Эти шаги позволяют принять детей такими, какие они есть.

Самые главные мои условия для успешной работы: не бояться брать на себя ответственность, быть постоянно в поиске, не опускать руки, если что-нибудь не получается; стремиться больше знать, чтобы лучше разобраться, глубже понимать, находить решения, дающие наилучший результат. Я вижу в этом свой профессиональный долг. Так выражается моя гражданская позиция.

Мои простые правила на каждый день:

-Как можно шире и глубже осваивать молодёжную субкультуру, т. е. проявлять больше компетентности в вопросах, интересующих молодых.

-Не забывать о чувстве юмора, не бояться шуток, смеха, розыгрышей; они не мешают, а помогают в работе с детьми.

- Гнать из нашей «Дружбы» скуку: не забывать, что праздники украшают жизнь нашего дворца творчества, а весёлые затеи связывают детей и меня с ними.

- Улыбаться! Не срывать на детях плохое настроение, свои служебные и прочие неприятности.

- Моя визитная карточка – умение располагать к себе.

В филиале «Дружба», организации, в которой я работаю вот уже 16 лет, создана определённая воспитательная система и комфортная воспитывающая среда. Я свою организаторскую работу подчинила основной цели – созданию условий для творческого сотрудничества детей и педагогов. Основной формой организации воспитательного процесса является реализация досуговой программы для детей «Будущее начинается сегодня». Механизм реализации данной программы включает в себя работу с детским коллективом, с коллективом педагогов дополнительного образования и работу с родителями.

Я убеждена, что дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Как воспитатель, я не должна подавлять природу ребёнка, а, словно скульптор, следовать за ней, ценить своеобразие личности, наблюдать, выявлять, поддерживать основные линии её развития, исключая подгонки под стандарт. Я должна помогать детям разбираться в любых проблемах личного и общественного характера, понимать и осознавать «Я» во всех его проявлениях, помочь определить своё место в мире людей и своё предназначение. Пишу эти строки и думаю: «А не много ли на себя берёшь?» Да нет, пожалуй! Только вспомни, ведь порой к тебе приходили такие, которым, увы, и обратиться-то, кроме этого места и тебя, было не к кому. И ничего, выросли, достойными людьми стали. Такое дорогого стоит! Есть в этом и твоя заслуга.

Да, энергия детства неисчерпаема, нужно лишь уметь организовывать и направлять её в нужное русло. На то я и педагог-организатор, а дополнительное образование – это моя жизнь.

Мне говорят, что слишком много

Любви я детям отдаю,

Что материнская тревога

До срока старит жизнь мою…

Но что смогу я им ответить,

Сердцам, бесстрастным, как броня?

Любовь, мной отданная детям,

Сильнее делает меня!

Многое, о чём мечталось и думалось, удалось осуществить. Но почему-то в душе нет успокоения: вечный поиск, вечная работа, одним словом, за далью - даль, за вехой - веха. По такому принципу, мне кажется, и должен жить человек, если он хочет чего-то добиться. Во всяком случае, сама я живу именно так.

Светлана Петровна Нечетова – педагог-организатор (Новогорненский филиал «Дружба»)

 

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x