Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Мониторинг как система оценки достижений планируемых результатов освоения обучающимися с особыми образовательными потребностями специальной индивидуальной программы развития в соответствии с требованиями ФГОС | Лакиза Татьяна Геннадьевна. Работа №239416

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Лакиза Татьяна Геннадьевна
В настоящее время одной из самых актуальных проблем обучения детей с особыми образовательными потребностями является система учета и оценивания динамики учебных достижений: предметных и личностных результатов освоения АООП (вариант 2) в соответствии с требованиями ФГОС. При реализации программы возникает огромная сложность, которая заключается в отсутствии точной единой экспертной оценки определения уровня достижений жизненных компетенций, являющихся приоритетным направлением в обучении детей с ООП. Данная оценка необходима для решения практико-ориентированных задач, обеспечивающих формирование и развитие социальных отношений обучающихся (социализация) в различных средах. 

 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Ивановская средняя общеобразовательная школа»

Уватского муниципального района

 

 

 

 

 

Формы мониторинга достижений планируемых образовательных результатов обучающихся с ООП.

 

«Мониторинг как система оценки достижений планируемых результатов освоения обучающимися с особыми образовательными потребностями специальной индивидуальной программы развития

в соответствии с требованиями ФГОС».

 

 

 

 

 

Выполнила:

учитель-логопед Лакиза Т.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020г.

Мониторинг как система оценки достижений планируемых результатов освоения обучающимися с особыми образовательными потребностями специальной индивидуальной программы в соответствии с требованиями ФГОС.

«Лифт к успеху не работает.

Используйте ступеньки.

Шаг за шагом».

Джо Жирар

В настоящее время одной из самых актуальных проблем обучения детей с особыми образовательными потребностями является система учёта и оценивания динамики учебных достижений: предметных и личностных результатов освоения АООП (вариант 2) в соответствии с требованиями ФГОС. При реализации программы возникает огромная сложность, которая заключается в отсутствии точной единой экспертной оценки определения уровня достижений жизненных компетенций, являющихся приоритетным направлением в обучении детей с ООП. Данная оценка необходима для решения практико-ориентированных задач, обеспечивающих формирование и развитие социальных отношений обучающихся (социализация) в различных средах.

Таким образом, экспертная группа (включающая учителя, учителя-логопеда, учителя адаптивной физкультуры, педагога-психолога и других специалистов, а также членов семьи ребенка) каждого образовательного учреждения согласованно разрабатывает систему оценки достижений ребёнка в сфере жизненных и академических компетенций на основе междисциплинарного подхода. Следуя установленным Стандартом требованиям к результатам освоения АООП (вариант 2) и личному многолетнему опыту работы с данной категорией детей, мы предлагаем рассмотреть и усовершенствовать систему мониторинга достижений обучающихся с ООП для обеспечения всестороннего видения способностей обучающихся, более точного определения уровня прилагаемых ребёнком усилий и его продвижения в освоении программного материала. Предлагаемая система позволит педагогическому коллективу реализующему СИПР:

- более точно установить зону ближайшего развития ребёнка;

- ставить цели и задачи в предметных областях доступные для овладения ребёнком и в то же время с перспективой именно на его уровень развития;

- осуществлять коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию, учитывая реально присутствующий опыт деятельности обучающегося в освоении учебных умений и сформированности жизненных компетенций.

Следовательно система оценки достижения планируемых (возможных) результатов освоения АООП (вариант 2) должна выполнять следующие задачи:

закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, представлять объект и содержание оценки, критерии, процедур

ы и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

обеспечивать комплексный подход к оценке предметных и личностных результатов освоения АООП (вариант 2);

осуществлять оценку динамики

учебных достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции.

Система оценки результатов опирается на следующие принципы:

дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потреб

ностей обучающегося с умственной отсталостью.

динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающегося.

единства параметров, критериев и инструментария о

ценки достижений в освоении содержания АООП (вариант 2), что обеспечивает объективность оценки результатов.

Рассмотрим подробно систему оценивания достижений на всех этапах аттестации.

Текущая аттестация представляет собой оценку предметных результатов освоения СИПР и происходит после окончания изучения темы и в конце учебного полугодия.

Текущая оценка проставляется в буквах (в баллах для педагогов, для просчета процентов).

Степень самостоятельности обучающегося

Оценочные показатели

в ( баллах)

Действие не выполняет

А (0-0,99 баллов)

Выполняет действие со значительной физической помощью

Б (1-1,99 балл)

Выполняет действие с частичной физической помощью

В (2-2,99 балла)

Выполняет действие по образцу

С (3-3,99 балла)

Выполняет действие по инструкции (вербальной или невербальной)

Д (4-4,99 балла)

Выполняет действие самостоятельно

Е (5 баллов)

По каждому предмету заполняется карта предметных достижений. Например:

Карта оценки предметных результатов по учебному предмету «Математические представления»

Критерии

Параметры оценки

Индикаторы

баллы

 

 

 

Н.г

С.г

К.г

Пространственные представления

Элементарные математические представления

Умение ориентироваться на пространстве листа

А 0,5

Б

1

Б

1

 

 

Умение ориентироваться в схеме тела

А 0,7

Б

1

Б

1,7

 

 

Умение ориентироваться в пространстве

А

0,3

Б

1

Б

1,2

 

 

Умение ориентироваться на плоскости

А

0,5

А 0,5

Б

1

 

 

Умение ориентироваться на пространстве классной доски

А

0,5

А

0,5

Б

1

Количественные представления

Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа

Умение пересчитывать предметы

А

0,5

Б

1

Б

1

 

 

Умение представлять множесто двумя другими множествами

А

0

А

0

А

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоговая оценка выявленных образовательных результатов обучения (среднее значение)

0,36

0,71

1,06

Количественное значение уровня обученности получается тогда, когда оценку понимают (и определяют) как соотношение между фактически усвоенными знаниями, умениями и общим объемом этих знаний, умений, предложенных для усвоения.

Показатель усвоения (ПРОДУКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ) вычисляется из соотношения:

О= Ф разделить на П и умножить на 100%

О – оценка успеваемости (обученности, продуктивности)

Ф- фактический объем усвоенных знаний и умений

П- полный объем знаний и умений, предложенных для усвоения

Показатель может быть 0% -полное отсутствие усвоения.

Посчитали процент – показатель усвоения (продуктивности обучения)

Определяем уровень овладения предметными результатами:

Низкий уровень

1-34%

Минимальный уровень

35-65%

Достаточный уровень

65-100%

Н.г

С.г

К.г

Н.г

С.г

К.г

Н.г

С.г

К.г

7,2 14,2 21,2

 

 

 

Уровень достижения конкретных предметных результатов представляется с помощью листов отслеживания освоения АООП (вариант 2), которые входят в структуру документа «Карта индивидуального развития обучающегося».

При создании данных листов учитываются: программа каждого учебного предмета, входящего в учебный план определенного класса, и требования к обязательному минимуму содержания образования.

Лист оценки заполняется учителем, специалистом за 1 полугодие и за год, что и позволяет проследить динамику освоения обучающимися СИПР по каждому учебному предмету в течение учебного года на основе сравнительного анализа результатов. Учитель для отслеживания динамики освоения обучающимися СИПР, может изучать уровень достижения предметных результатов после каждой темы. На основе анализа результатов индивидуального мониторинга учитель определяет зону его актуального и ближайшего развития, подбирает адекватные методы и приёмы коррекции и обучения. Полнота заполнения каждым учителем листа отслеживания возлагается на классного руководителя. Оценка достижения обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР предметных результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов.

Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку предметных результатов освоения СИПР и личностных (развития жизненных компетенций) обучающегося по итогам учебного года.

Результаты анализа представляются в описательной форме (характеристике)

Характеристика отражает:

Что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода по предметам и коррекционным курсам, включенным в его СИПР;

Что из полученных знаний

и умений он применяет на практике, насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет

В ходе оценки в качестве основного метода используется метод наблюдения за обучающимся в ходе учебных занятий, выполнения обучающимся повседневных действий режима дня.

Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимся специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения. Оценка достижений обучающегося представляется как в описательной форме, так и в баллах.

Определяем динамику продвижения овладения планируемыми предметными результатами:

Таблица оценки динамики овладения обучающимся формируемыми знаниями и умениями, программой по учебному предмету « Математические представления»

ФИО ученика

Нет динамики, регресс

0%

 

«О» усвоение одной оперции 0%

«М» минимальная

динамика

до 25%

«У»

удовлетворительная

динамика

от 26-50%

«З»

значительная

динамика

свыше 50%

«ПО»

полное усвоение

100%

 

Н.г

 

 

с.г

 

К.г

 

 

н.г

С.г

К.г

Н.г

С.г

К.г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7,2

14,2

21,2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При оценки результативности обучения учитываются особенности психического, неврологического и соматического состояния обучающегося. Выявление результативности обучения происходит вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ…..

При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающемуся оказывается помощь:

Разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции;

Задания по подражанию…..

В случае затруднений в оценке сформированности действий и представлений, оценивается эмоциональное состояние и другие возможные личностные результаты обучающегося.

Заключительным этапом системы мониторинга является коллегиальная работа экспертной группы по оцениванию уровня достижения запланированных жизненных компетенций, представленная в виде таблицы. Например:

Индивидуальная карта развития социальных (жизненных) компетенций обучающегося

Критерий

Цель

Индикатор

Член экспертной группы

баллы

 

 

 

 

Н.г

С.г

К.г

Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия

выявление способности выделять нравственную сторону поступков и умения договариваться - выявление умения слушать, задавать вопросы для уточнения информации

-умение разрешать конфликт со сверстником с помощью коммуникации -умение слушать, вести разговор по правилам диалогической речи

 

учитель

0.36

0.71

1.06

 

 

 

учитель по адаптивной физкультуре

0.44

0.83

1.17

 

 

 

учитель-логопед

0.51

0.91

1.2

 

 

 

педагог-психолог

0.45

0.85

1.1

 

 

 

социальный педагог

 

0.54

0.79

1.05

 

 

 

 

 

 

 

Итоговый балл достижения данной жизненной компетенции

0.46

0.82

1.12

 

 

родители, законные представители

Удовлетворённость освоением жизненных компетенций

 

удовлетворён

не удовлетворён

скорее удовлетворён

скорее не удовлетворён

 

Н.г

С.г

К.г

Н.г

С.г

К.г

Н.г

С.г

К.г

Н.г

С.г

К.г

 

 

 

22.4%

9.2%

 

 

 

16.4%

 

 

 

 

Данная мониторинговая система позволит скоординировать работу участников всего образовательного пространства и послужит стартовой базой для определения последующих направлений обучения и воспитания ребёнка с ООП.

Таким образом, педагогический коллектив, реализующий СИПР:

- точно определяет зону ближайшего развития ребёнка;

- ставит на следующий учебный год цели и задачи в предметных областях доступные для овладения ребёнком и в то же время с перспективой именно на его уровень развития;

- коррекция нарушений развития и социальной адаптации проводится с учётом реально присутствующего опыта деятельности обучающегося в освоении учебных умений и сформированности жизненных компетенций.

Особая значимость мониторинга в том, что ни один, даже небольшой успех учащегося, не остается незамеченным. Оценка становится более значимой и более конкретной для ученика. Этот мониторинг является еще и диагностикой, на основании которой можно наблюдать развитие (по времени и характеру) мотивации учения у обучающегося.

Следует заметить, что представленные мониторинги оценивания не являются принципиально новым образовательным результатом, но потребности динамично-развивающейся системы образования детей с ООП, требуют от педагогов мобилизовать собственные внешние и внутренние ресурсы для принятия решений и достижения поставленной цели – эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного роста. Представленный опыт имеет широкие перспективы применения в диагностической, коррекционной и научно-исследовательской работе.

В заключении хотелось бы отметить, что мониторинг – инструмент управления учебно-воспитательным процессом. Проводя мониторинговые исследования, необходимо помнить, что главная цель – помочь, а не оценить, выявить успехи, а не недостатки.

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

 

Вильшанская А.Д., Баталов А.С. Деятельность психолого-педагогического консилиума образовательной организации в у

словиях введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2016. – № 5. – С. 9-23.

Вильшанская А.Д. Взаимодействие специалистов школьного ПМПК в процессе сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в

общеобразовательной школе // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2010. – №6. – С. 32-40.

Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / [Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова]. – М.: Просвещение, 2013. – 42 с.

Г

раборова, А. Н. Олигофренопедагогика. Воспитание и обучение умственно отсталых детей [Текст] : учебное пособие для педагогических вузов / А. Н. Граборов. – М. : Государственное учебно-педагогическое издательство, 1941. – 229 с.

Ермакова, О. А. Дети

олигофрены [Текст] / О. А. Ермакова, Ю. С. Урилов ; Урал. гос. пед. ун-т // Культура безопасности жизнедеятеьности: актуальность, проблемы, перспективы : ежекварт. сб. науч. и учеб. –метод. работ фак. безопасности жизнедеятельности / Урал. гос. пед.

ун-т ; науч. ред. Н. С. Костоусов. – Екатеринбург, 2009. – Вып. 3. – С. 1114

Забелич, Д. Н. Состояние сформированности жизненных компетенций детей с тяжелыми множественными нарушениями развития как основа планирования коррекционной работы [Текст] / Д. Н.

Забелич // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2016. – № 5. – С. 23-28.

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×