Мониторинг знаний учащихся по информатике как один из способов повышения качества обучения

Автор: Борисова Елена Михайловна

Обязательным компонентом процесса обучения, его завершающим этапом, является контроль (проверка результатов обучения). Контроль является одной из основных составляющих учебного процесса, и от его правильной организации на всех этапах обучения в конечном итоге зависит качество знаний учащихся.

                Составляющими контроля являются: проверка результатов обучения (правильно или неправильно) и их изме­рение (в соответствии с принятыми в выбранной системе индикаторами); оценивание как процесс, во время которого производится наблюдение за действиями учащегося и сравнение с образцом (эталоном) или установленными показателями, и как результат — выставление оценки (отметки).

                В последнее время вместо традиционного понятия «контроль», кроме понятия «диагностика» все чаще стали использовать понятие «мониторинг». Под мониторингом в системе «педагог - обучающийся» понимается регулярное отслеживание качества усвоения знаний и формирования умений в учебном процессе.

                Как ни в каком другом учебном предмете в информатике необходимо различать теоретические знания с практическими навыками работы. В качестве основных (традиционных) методов проверки теоретических знаний можно использовать устный опрос, письменную проверку, тестирование; для оценивания практических навыков – практическую работу. Все чаще на уроках информатики используются такие нетрадиционные формы контроля (см. Таблица 1) как рефераты, конкурсные проекты, дидактические игры. В качестве итогового контроля может служить проект, отражающий как теоретические знания учащихся, так и уровень прикладных навыков работы с различными программными продуктами.

                Наличие компьютерного класса позволяет дифференцировать и индивидуализировать контроль знаний. Формы контроля результатов обучения можно разделить на два типа: “компьютерный” и “бескомпьютерный”.

                Среди бескомпьютерных средств проверки наиболее распространены в практике работы школы устный опрос учащихся, проверка тетрадей с домашним заданием, диктант, самостоятельная и контрольная работы.

                Использование компьютера позволяет качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Компьютер позволяет проверить все ответы, а во многих случаях он не только фиксирует ошибку, но довольно точно определяет ее характер, что помогает вовремя устранить причину, обуславливающую ее появление. Ученики более охотно отвечают компьютеру, и если компьютер ставит им “двойку”, то горят желанием как можно скорее ее исправить. Учителю не нужно призывать учащихся к порядку и вниманию. Ученик знает, что если он отвлечется, то не успеет решить пример или выполнить задание.

 

Таблица 1. Формы контроля

Т р а д и ц и о н н ы е

ф о р м ы

Бескомпьютерные

формы

контроля

Смешанные способы

Компьютерные формы контроля

 - устный опрос

- письменный опрос

- выступление с сообщением

- устный зачет

- блиц-опрос

- диктант

- самостоятельная работа

- контрольная работа

- зачет

- тест

- экзамен

- олимпиада

- практическая работа

- лабораторная работа

Н е т р а д и ц и о н н ы е

ф о р м ы

 

- исследовательская      работа

- творческая работа

- реферат

- сочинение

- соревнования (конкурсы, турниры, КВН)

- конференция

- аукцион

- кроссворды

- головоломки

- ребусы

- шарады

- викторины

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.       Аванесов В.С. Современные методы обучения и контроля знаний. Владивосток: Дальрыбвтуз, 1999. - 12с.

2.       Аронов М. Ф., Молчан Л.Л. Современный урок: В помощь преподавателю.    Мн., 1994.

3.       Малев В.В. Общая методика преподавания информатики. - Воронеж, 2005,271с.

 

4.       http://www.eidos.ru/journal/1999/0302-01.htm

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x