Автор: Борисова Елена Михайловна
Обязательным компонентом процесса обучения, его завершающим этапом, является контроль (проверка результатов обучения). Контроль является одной из основных составляющих учебного процесса, и от его правильной организации на всех этапах обучения в конечном итоге зависит качество знаний учащихся.
Составляющими контроля являются: проверка результатов обучения (правильно или неправильно) и их измерение (в соответствии с принятыми в выбранной системе индикаторами); оценивание как процесс, во время которого производится наблюдение за действиями учащегося и сравнение с образцом (эталоном) или установленными показателями, и как результат — выставление оценки (отметки).
В последнее время вместо традиционного понятия «контроль», кроме понятия «диагностика» все чаще стали использовать понятие «мониторинг». Под мониторингом в системе «педагог - обучающийся» понимается регулярное отслеживание качества усвоения знаний и формирования умений в учебном процессе.
Как ни в каком другом учебном предмете в информатике необходимо различать теоретические знания с практическими навыками работы. В качестве основных (традиционных) методов проверки теоретических знаний можно использовать устный опрос, письменную проверку, тестирование; для оценивания практических навыков – практическую работу. Все чаще на уроках информатики используются такие нетрадиционные формы контроля (см. Таблица 1) как рефераты, конкурсные проекты, дидактические игры. В качестве итогового контроля может служить проект, отражающий как теоретические знания учащихся, так и уровень прикладных навыков работы с различными программными продуктами.
Наличие компьютерного класса позволяет дифференцировать и индивидуализировать контроль знаний. Формы контроля результатов обучения можно разделить на два типа: “компьютерный” и “бескомпьютерный”.
Среди бескомпьютерных средств проверки наиболее распространены в практике работы школы устный опрос учащихся, проверка тетрадей с домашним заданием, диктант, самостоятельная и контрольная работы.
Использование компьютера позволяет качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Компьютер позволяет проверить все ответы, а во многих случаях он не только фиксирует ошибку, но довольно точно определяет ее характер, что помогает вовремя устранить причину, обуславливающую ее появление. Ученики более охотно отвечают компьютеру, и если компьютер ставит им “двойку”, то горят желанием как можно скорее ее исправить. Учителю не нужно призывать учащихся к порядку и вниманию. Ученик знает, что если он отвлечется, то не успеет решить пример или выполнить задание.
Таблица 1. Формы контроля
Т р а д и ц и о н н ы е ф о р м ы | Бескомпьютерные формы контроля | Смешанные способы | Компьютерные формы контроля |
- устный опрос - письменный опрос - выступление с сообщением - устный зачет - блиц-опрос | - диктант - самостоятельная работа - контрольная работа - зачет - тест - экзамен - олимпиада | - практическая работа - лабораторная работа | |
Н е т р а д и ц и о н н ы е ф о р м ы |
| - исследовательская работа - творческая работа - реферат - сочинение - соревнования (конкурсы, турниры, КВН) - конференция - аукцион - кроссворды - головоломки - ребусы - шарады - викторины |
|
.
Литература
1. Аванесов В.С. Современные методы обучения и контроля знаний. Владивосток: Дальрыбвтуз, 1999. - 12с.
2. Аронов М. Ф., Молчан Л.Л. Современный урок: В помощь преподавателю. Мн., 1994.
3. Малев В.В. Общая методика преподавания информатики. - Воронеж, 2005,271с.
4. http://www.eidos.ru/journal/1999/0302-01.htm
comments powered by HyperComments