Статья МОТИВАЦИЯ КАК ОСНОВА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ПРОЦЕССЕ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Автор: Скирденко Игорь Валерьевич

Автор: Скирденко Игорь Валерьевич
 Мотивация является одним из ключевых факторов, влияющих на познавательную деятельность обучающихся образовательных организаций среднего профессионального образования. Внедрение тьюторства как современной образовательной технологии поможет решить проблему мотивированного подхода к получению профессионального образования и повышению качества подготовки специалистов среднего звена.


Автор: Скирденко Игорь Валерьевич
И.В. Скирденко
Самарский колледж строительства и предпринимательства
(филиал) ФГБОУ ВО НИУ МГСУ,
г. Самара
МОТИВАЦИЯ КАК основа ПОЗНАВАТЕЛЬНой ДЕЯТЕЛЬНОСТи ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ПРОЦЕССЕ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Одним из актуальных направлений модернизации системы российского образования на сегодняшний день становится совершенствование контроля и управления качеством образования. Однако повышение качества образования невозможно путем простого введения каких-либо административных требований. Работа в этом направлении должна вестись во всех плоскостях образовательного процесса путем разъяснения, мотивирования и стимулирования всех его участников [6]. Как и в любом другом производственном процессе, в образовательной деятельности все ориентировано на потребителя, в нашем случае на обучающегося. Только между обычным потребителем товаров и услуг и потребителем образовательных услуг (обучающийся) существует некоторая разница, а именно то, что наш потребитель не всегда готов к получению услуг, предоставляемых образовательным учреждением. Поясним. В магазине при покупке товаров, в сервисе, при заключении коммерческих договоров мы в большей степени имеем определенные, конкретные представления о покупаемом товаре, предмете сделки и т.д., т.е. мы знаем, за что отдаем деньги, наши мотивы и намерения четко обозначены. Наш потребитель, чаще всего, приходя на рынок образовательных услуг, не всегда ясно представляет искомый продукт. Его намерения размыты и нет конкретной мотивации. Это влечет за собой снижение качества образования, у немотивированного обучающегося нет стремления к овладению профессиональными компетенциями и низкая познавательная активность.
Анализ процесса, направленного на повышение активности познавательной деятельности обучающихся позволяет выделить ряд влияющих на него факторов.
Познавательная деятельность обучающегося
Уровень профессиональной подготовки и компетентности преподавателя
Организация учебного процесса
Мотивация обучающегося
Подготовленность обучающегося к учебному процессу
Личные качества препода
вателя
Материаль
ное стимулирование преподава
теля
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса
Современные педагогические технологии
Самомоти
вация (внутренняя)
Внешняя мотивация
(стимулирование)
Индивидуальные особенности
Школьная подготовка (базовая)
Помимо таких очевидных и общепринятых влияний на познавательную деятельность, как правильная организация учебного процесса, фактора преподавателя, просматриваются два немаловажных фактора – мотивация и подготовленность обучающегося к учебному процессу.
Как известно, мотивация – структура, система мотивов деятельности и поведения субъекта [1;4]. Различают внутреннюю (побуждение к деятельности определяется личными целями субъекта – потребностями, интересами, ценностями) и внешнюю мотивацию (побуждение к деятельности определяется целями, заданными извне, путем принуждения). Внешнюю мотивацию целесообразно назвать мотивированием (стимулированием) [3]
Ежегодно на протяжении последних пяти лет в Самарский колледж строительства и предпринимательства проводится исследование на предмет цели поступления в образовательную организацию среднего профессионального образования. Анализ данного момента показывает, что лишь 41,4% обучающихся-первокурсников поступили в колледж с целью получить среднее профессиональное образование и овладеть определенной специальностью. У остальных профессиональные намерения неустойчивы. Они не могут однозначно сформулировать цель своего пребывания образовательном учреждении. Приведенные данные могут показаться сомнительными. И действительно, при анкетировании подавляющее большинство (87%) на вопрос Какова цель твоего поступления в колледж? ответили: Получить специальность. Однако в борьбе за чистоту эксперимента мы провели после анкетирования индивидуальные и общие беседы, в ходе которых выяснилось, что упомянутый ответ на вопрос анкеты для многих лишь неосознанная трансляция мыслей родителей и преподавателей. Это как раз тот случай, когда внешняя мотивация (стимулирование) занимает место самомотивации, по причине отсутствия последней. Происходит внутренний конфликт, т.к. обстоятельства, условия, ситуации приобретают значение для мотивации только тогда, когда становятся значимыми для удовлетворения потребности и желания индивида [5]. В связи с этим перед преподавателями ставится трудная задача, помочь обучающемуся определиться с целью своего обучения в колледже и сориентировать его на получение качественной образовательной услуги, которая в свою очередь тесно завязана на его личной мотивации. А если нет мотивации, то отсутствует и интерес к знаниям. Трансформировать внешние факторы в процессе мотивации во внутренние преподавателю поможет знание сущности процесса мотивации. Механизм мотивации запускается с момента возникновения потребности [3;5]. Задача педагога - спровоцировать появление потребности, смоделировать ситуацию, которая покажет эту потребность как насущную. Из основных видов потребностей, выдвинутых А. Маслоу, в нашем случае внимания заслуживают потребности в уважении, одобрении, благодарности, признании, компетентности. [5]
Контингент техникумов и колледжей в большей степени формируется из средне- и слабоуспевающих учеников школ. Редко когда средний балл аттестата общего количества поступивших превышает 3,8 балла. Стартовая диагностика и входной контроль демонстрируют слабый уровень образовательной подготовки вновь поступивших. Школьная неуспеваемость, привнесенная в образовательную организацию СПО, еще больше усугубляется сложно протекающими процессами адаптации к новым условиям обучения. Большое влияние здесь оказывает и процесс обучения, состоящий из трех циклов (общеобразовательный, профессиональный и производственный (практика) циклы). Большинство абитуриентов приходят с заниженной самооценкой, они свыклись с ролью троечников и порой трудно бывает сломать этот стереотип по отношению к самому себе. И это отрицательно сказывается на познавательной деятельности. Работая с такими обучающимися важно не только методологически повышать его уровень знаний, но и, прежде всего психологически грамотно избавить его от комплекса неполноценности в плане успеваемости. Большую роль в данной ситуации играет умение преподавателя мотивировать (стимулировать) на успех. Мотивированный на успех человек стремится к нему и, как правило, много работает для удовлетворения потребности в признании его компетентности. Для недостаточно мотивированного человека это не является таким необходимым, т.е. у него низкий уровень развития мотивации достижения. Часто приходится наблюдать, как мотивированный на неудачу обучающийся проявляет неуверенность в себе, тяготятся выполняемой работой, выполнение трудных заданий вызывает у него дискомфорт. Повторяющиеся в течение многих лет неудачи в учебе выработали у слабоуспевающих обучающегося мотив избегания неудач. Этот мотив приводит к занижению самооценки и уровня притязаний и как следствие, к чувству постоянной подавленности и боязни неудач. Большое значение в подобной ситуации приобретает психологическое сопровождение образовательного процесса и разработка различного рода программ по повышению мотивации к обучению.
В последние годы особую значимость приобретает тьюторское сопровождение образовательной деятельности. Андрейковец Е.М. помимо формирования и развития умений, способности и готовности свободно и ответственно разрешать проблемную ситуацию выделяет такую задачу тьютора как формирование мотивации учения, изменение ценностных ориентаций, содействие саморазвитию и стимулирование профессионального самоопределения у обучающихся [2]. Внедрение тьюторского сопровождения как образовательной технологии поможет активизации и стимулированию познавательной деятельности в процессе обучения и положительно скажется на качестве профессионального образования.
Литература
Краткий психологический словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.— Ростов- на Дону: Феникс, 1999.
Андрейковец, Е.М. Тьюторство как технология управления индивидуальной траекторией развития студента / Е.М. Андрейковец // Современные научные исследования и инновации. 2014.-No10. -С.163-169
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы — СПб.: Издательство Питер, 2000.
Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. — М.,1975.
Маслоу А. Мотивация и личность / Пер. с англ. – СПб.: Евразия, 1999.
Шипилина Я. В. Технология управления качеством образования. — М., 1998.
2
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
×