Мотивационное развитие дошкольников

Автор: Чужинова Людмила Сергеевна

«Мотивационное развитие ребенка. Психологическая работа по формированию учебной (школьной) мотивации у дошкольников»

 

 

 

Одна из наиболее из наиболее значимых характеристик психологической готовности к школе мотивация к обучению, т.е желание ребенка учиться.

Показателями мотивационного развития ребенка являются:

Мотивационное развитие

ребенка

Характеристики

Познавательная

мотивация

 

Непосредственно связана с учебой. Потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми

умениями, навыками и знаниями.

Социальная мотивация

 

Потребность в общении с взрослыми людьми

на новом уровне.

Адекватная самооценка

 

Способность адекватно оценивать себя.

 

Мотивационная готовность как один из компонентов учебной деятельности

Мотивация к обучению. У ребенка должно быть желание не просто идти школу, но и учиться, узнать новое. Другими словами - это стремление к познанию. Опросы детей подготовительной группы показали, что поступить в школу хотят практически все дети, хотя обоснование этого желания они дают весьма различное. Некоторые дети хотят пойти в школу т.к. сверстники тоже туда пойдут. Некоторые хотят получать хорошие отметки. Другие дети мечтают поступить в гимназию, потому что это важно и почетно. Обращаю ваше внимание, что здесь главное, чтобы ребенок осознал важность учебы, что ребенок идет за знаниями, узнать много нового. Поэтому спросите своих детей: «Зачем ты хочешь пойти в школу? Ты придешь в школу, что ты там будешь делать?»

 

Диагностика

Для того чтобы определить учебно-познавательную мотивацию существует много разных тестов. Методика Венгера Л.А. «Две школы», Лускановой Н.Г. «Вопросы анкеты». Тест Волкова «Познавательные потребности ребенка», данный тест можно использовать родителям.

 

Тест для родителей: «Познавательные потребности ребенка»

Вы хорошо знаете своего ребенка. Попробуйте выбрать ответ, который, с Вашей точки зрения, больше подходит для вашего ребенка.

Вопросы

Ответы

Баллы

1.Как часто Ваш ребенок занимается

какой-нибудь умственной работой?

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

3

1

 

2.Что предпочтет Ваш ребенок,если задан вопрос на сообразительность?

 

а) захочет сам найти ответ

б) когда как

в)получить ответ от взрослых

 

5

3

1

3.Любит ли ребенок читать (слушать) когда ему читают?

а) постоянно

б) иногда

в) не любит

5

3

1

4.Насколько интересны для ребенка

умственные занятия?

а) очень интересны

б) когда как

в) не интересны

5

3

1

5.Часто ли ребенок задает вопросы?

 

 

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

3

1

Подсчитайте количество баллов. 17-25 баллов – потребность выражена сильно; 12-16 баллов – умеренно; меньше 12 баллов – слабо

 

 

Чтобы определить наличие у ребенка интереса к учебной деятельности? Можно предложить следующий тест. Купите или попросите на время у знакомых несколько новых игрушек. Позовите ребенка посмотреть на них (не дольше минуты). Затем предложите ребенку послушать сказку (выберите интересную сказку для его возраста), которую он раньше не слышал. На самом интересном месте прервите чтение и предложите вашему ребенку ответить на вопрос, чего ему в данный момент хочется больше: поиграть с выставленными на столе игрушками или дослушать сказку до конца. Ребенок, у которого выражен познавательный интерес, обычно предпочитает дослушать продолжение сказки. Дети со слабой познавательной потребностью предпочитают поиграть в игрушки. Также понаблюдайте за ребенком, есть у ребенка познавательные интересы: нравится ли ему долго смотреть (или читать) книги, пытается ли он решить задачи, выполняет ли разные

интеллектуальные задания. Может ли ребенок отказаться от интересной игры для того, чтобы выполнить интеллектуальные задания.

Существует много тестовых методик, каждый психолог может выбрать по своему усмотрению, лично мне нравятся рисуночные тесты. Обычно дети охотно их выполняют. Так, например я предлагаю детям сделать рисунки на следующие темы:

  • «Я в школе? Или Что я буду делать в школе?», «Зачем мне школа?» (мотивация учения)

После рисунка обычно я провожу беседу с ребенком. При соответствии рисунков заданной темы учитывается их сюжет.

*Если ребенок рисует учебные ситуации, то это свидетельствует о высокой школьной мотивации, учебной активности и наличии у ребенка познавательных мотивов. (Например, урок математики, письма, чтения, выполнение домашнего задания, ответы у доски и т.п.)

*Но не только возможность учиться привлекает детей. Для дошкольников большей притягательной силой обладают внешние атрибуты школьной жизни: звонки, перемены, отметки то, что можно сидеть за партой, носить портфель. Такие дети имеют внешнюю или атрибутивную мотивацию. Детей привлекает не сам учебный процесс (узнать что-то новое), а ощущение себя школьником (иметь красивую форму, пенал, поступить в престижную школу, где есть компьютер, бассейн и т.п.)

*Игровая мотивация. В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры и прочее. Отсутствие у ребенка учебной мотивации.

Можно использовать рисунки и на такие темы:

  • «Каким будет мой учитель?»

  • «Каким буду я учеником?»

  • «Какими будут мои родители, когда я пойду в школу?»

  • «Какие у меня будут друзья?»

После рисунка обычно я провожу беседу с ребенком.

Данные последние темы направлены на изучение социальной мотивации и адекватной самооценки. Они также являются эффективным средством профилактики школьных страхов. Диагностика показывает, что будущие первоклассники чаще всего боятся трех вещей.

1.Психологического насилия со стороны педагога: Учителя, который кричит и злится. Если меня выгонят из школы. Вдруг я неправильно сделаю задание.

2.Психологического насилия со стороны родителей, недовольства из-за их учебы и поведения.

3.Психологического и физического насилия со стороны одноклассников: Никто не будет со мной дружить. Будут смеяться надо мной. Отберут у меня портфель.

 

 

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x