Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Мотивация в изучении иностранного языка как средство повышения качества образования ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Яколина Елена Юрьевна

Normal

0

false

false

false

RU

X-NONE

X-NONE

MicrosoftInternetExplorer4

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-priority:99;

mso-style-qformat:yes;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin:0cm;

mso-para-margin-bottom:.0001pt;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:10.0pt;

font-family:"Calibri","sans-serif";

mso-bidi-font-family:"Times New Roman";}

Мотивация в изучении иностранного языка как средство повышения качества образования

«Все наши замыслы, все наши цели превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться»                                                                                                                             В.А.Сухомлинский.

В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения. Ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % — от мотивов.

Что же такое мотивация? От чего она зависит? Почему один ребенок учится с радостью, а другой — с безразличием?

Мотивация — это побуждение себя и других к деятельности для достижения личных целей. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.

Развитие школьника будет более интенсивным и результативным, если он включен в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение будет вызывать положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса будет доверительным и усиливающим роль эмоций. Чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом.

Виды мотивации:

1. Мотивация лежащая вне учебной деятельности

• «Отрицательная» – это побуждения школьника, вызванное сознанием неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться.

• « Положительная»:

-определяется социальными устремлениями (чувство гражданского долга перед страной, перед близкими)

-определяется узколичными мотивами( одобрение окружающих, путь к личному благополучию и т.д.)

2. Мотивация лежащая в самой учебной деятельности

• Связанная непосредственно с целями учения (удовлетворение любознательности, приобретение определенных знаний, расширение кругозора)

• Заложена в самом процессе учебной деятельности (преодоление препятствий, интеллектуальная активность реализация своих способностей)

 

Какие же мотивы движут учеником, который овладевает иностранным языком?

             Компонентный состав сферы мотивов учения

 

 

Виды мотивации

изучения иностранного языка

 

 

Мотивы,

составляющие вид мотивации

 

Внешняя мотивация

 

 

 

 

 

 

Широкая

социальная мотивация

1.       Каждый культурный человек должен знать хотя бы один иностранный язык.

2.       Родители интересуются моими успехами по  иностранному языку. Иностранный язык знают в семье, и это побуждает меня изучать его.

3.       Изучаю потому, что иностранный язык стоит в программе.

4.       Учу из-за уважения к преподавателю иностранного языка.

5.       Хочу знать иностранный язык не хуже своих товарищей.

 

 

Мотивация, связанная с перспективным развитием личности.

1.       Изучаю, потому что иностранный язык может  пригодиться в  дальнейшей  жизни, учебе,    профессии. Хочу поехать за границу, поступить в  ВУЗ, работать в зарубежной компании.

2.       Хочу быть продвинутым пользователем ПК с помощью иностранного языка.

3.       Имею много друзей в социальных сетях, среди них есть иностранцы.  Иностранный язык поможет укрепить контакты, обрести новых друзей.

 

 

Внутренняя мотивация

 

 

 

 

Коммуникативная

мотивация

1.       Интересно общаться на уроках иностранного языка:       

обмениваться впечатлениями, высказывать свое  мнение, обсуждать  интересное, актуальное  событие,   знакомиться с иностранными сверстниками, культурой стран изучаемого языка.

2.       На уроках иностранного языка интересно и я не задумываюсь о других мотивах.

3.       Иностранный язык служит средством удовлетворения моих интересов (Фильмы, песни на иностранном языке, общение в Internet и т. д.).

     

 

Мотивация, порождаемая преимущественно самой учебной деятельностью (операционно-инструментальная мотивация)

 

  1. Вообще интересуюсь иностранным языком как таковым:

нравится узнавать значение  новых слов,  как устроен язык, сравнивать родной и иностранный языки,  ощущать успех в обучении.

2. Нравится участвовать в исследовательской работе по  иностранному языку, сопоставлять, анализировать, делать выводы.

 

Разумеется, каждый из этих мотивов имеет разную побудительную силу для разных учеников.  К сожалению, отметка рассматривается учителем как основное средство мотивации. Между тем В.А. Сухомлинский мудро заметил, что учить надо так, чтобы он не думал о цели, а получал радость интеллектуального напряжения и связанных с ним переживаний. Тогда он будет стремиться к этой радости и поэтому хорошо учиться.

Безусловно, современная методика располагает средствами целенаправленного вызова мотивации, средствами формирования мотивационной сферы учащихся. В конечном счете все зависит от содержания и организации учебной деятельности.

Практика работы показывает, что успех в обучении зависит не только от способностей, но и от умения учиться. Обычно в школу ребенок приходит положительно мотивированным. Чтобы у него не угасло положительное отношение к школе, усилия учителя должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны, и развитие учебных интересов—с другой.

В своей работе я стараюсь так построить урок, чтобы раскрытие значимости предмета пронизывало весь учебный процесс, т.е. практические задания, материалы для чтения и аудирования, введение новых лексических единиц и презентация материала, формы и виды самостоятельной работы являются весомым аргументом для формирования и развития положительной мотивации к изучению иностранного языка. Так как мотивация это средство повышения качества образования.

Хочу представить некоторые приёмы, которые хорошо зарекомендовали себя на практике:

Групповая работа ,как в больших так и в малых группах. Она полезна для развития социальных мотивов.

В ней школьники учатся взаимодействовать, быть терпимыми к другим.

Соревнования в повышении мотивации весьма эффективны. Но использовать соревнование нужно очень осторожно и только между школьниками с равными возможностями.

Нестандартные уроки , обучающие ,развивающие, ролевые игры, игровые ситуации позволяют сделать каждый урок интересным, увлекательным, развивающим познавательный интерес, творческую, мыслительную активность учащихся, способствующие эффективной отработке языкового программного материала, обеспечивающие практическую направленность обучения; наглядные пособия, использование страноведческого материала, элементы интенсивной методики, позволяют реализовать цели, заложенные в рамках стандарта, а также повысить уровень обученности.

Школьные олимпиады, а также  заочные языковые олимпиады и конкурсы  привлекают большое количество учащихся. Ребята с удовольствием участвуют в заочных конкурсах, причём как хорошо успевающие так и не очень. Они выполняют задания, ищут ответы на вопросы, а затем успешно применяют новые знания на уроках, получая хорошие отметки и диплом или сертификат в своё портфолио.

Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным. Познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом. Тем самым повышается качество знаний.

Большие возможности для расширения знаний учащихся открывает внеклассная работа по предмету. Это научно-практические конференции, предметные  недели в школе , а затем и в городе.

Проведение таких мероприятий способствует повышению мотивации к изучению иностранного языка, развитию навыков устной речи, пополнению словарного запаса. Количество детей, которые принимают участие во внеклассных мероприятиях, неуклонно повышается. На уроках английского языка такие ребята чувствуют себя более уверенно, успешно.

По окончании изучения тем провожу контрольные работы, тестирование с целью выяснения уровня усвоения материала. Результаты показывают, что дети значительно лучше усваивают те темы, в которых использовались игры, специальные упражнения т.е. создавались условия, повышающие мотивацию.

В своей работе стараюсь регулярно соблюдать  условия повышения мотивации так как это повышает качество знаний, которое составляет у меня на протяжении многих лет  более 80%.

Я полностью разделяю мнение английского педагога Норманна Уитни «Мотивация – это ключ к успешному обучению»

 Учитель английского языка МАОУ «Гимназия №1 г. Белогорска»Яколина Е.Ю.

Пожалуйста, подождите.
x
×