Музыкальная литературная экологическая гостинная ☼
Автор: Иванова Елена Михайловна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
общеразвивающего вида городского округа город Волгореченск
Костромской области «Детский сад № 2 «Солнышко»
Сценарий
экологической гостиной
для детей подготовительной к школе группы
Цель:
Формирование у воспитанников основ высоконравственного отношения к живой и неживой природе и осознания значимости сохранения гармонии отношений между человеком и природой.
Задачи:
- активизация работы по созданию условий для реализации понятий «что есть добро» и «что есть зло» через песни советских композиторов для детей, стихи русских и советских поэтов – классиков о живой и неживой природе;
- повышение интереса дошкольников, их родителей и педагогов к экологической теме;
- воспитание желания быть неравнодушными, милосердными по отношению как к братьям нашим меньшим, так и неживой природе;
- развитие интереса и мотивации к познавательным мероприятиям, совместной деятельности педагогов, детей и их родителей.
Участники:
- воспитанники подготовительной к школе группы, их родители, педагоги, заинтересованная общественность города.
Предварительная работа:
- подбор музыкального, литературного, видео, фоно материала;
- беседы с детьми родителями, педагогами;
- разучивание с детьми песен, стихов, игр, упражнений;
- встречи с волонтёрами;
- оформление интерьера зала (в том числе рисунками детей о животных).
Оборудование:
- экран;
- проектор;
- компьютер;
- шапочки- маски животных;
- физкультурный инвентарь для проведения динамической паузы.
Ход гостиной
Дети садятся в зале полукругом.
1 Ведущий.
Доброе утро, дорогие ребята, здравствуйте, наши уважаемые взрослые. Сегодня у нас с вами необычная встреча, а начать я её хочу с одной истории.
(всё сопровождается слайдами и звуковыми эффектами)
Жила-была ворона, просто ворона. Пока безымянная птица. Но это не сказка, а быль, т. е то, что было на самом деле. И произошло это замечательное событие в семье художника Геннадия Спирина. За окном был снежный, зимний день…Мама с 5-летним сынишкой Илюшей только что вернулись с прогулки. Мальчик бросился к папе и закричал: «Папа, я нашёл ворону, у неё подбито крыло». Вслед за ним вошла и мама, неся в руках странный свёрток. Приглядевшись, можно было увидеть маленькую чёрную головку вороны, два больших испуганных глаза и беззвучно раскрытый рот. Мы нашли её в парке. Она волочила крылышко по земле, оставляя за собой кровавый след. Дома мама мальчика промыла ей рану, нанесла заживляющую мазь и наложила тугую повязку на всё тело птахи. Назвали её Марфа. Илья смотрел на Марфу, как зачарованный и не проронил ни слова. А взрослые задались вопросом: «Что же делать с несчастной птицей?» Но пока оставим ворону и вернемся к ней в конце нашей встречи. Ведь вам интересно, чем закончится эта история?..
2 Ведущий.
Вот так жизнь простой, обыкновенной птицы, которая по счастливой случайности попала в руки добрых и порядочных людей, была спасена. Казалось бы, ну, простая ворона, но и она является маленькой, полноправной частичкой нашего общего дома, в котором все мы есть огромная родня.
И тропинка, и лесок,
В поле – каждый колосок,
Речка, небо надо мною –
Это все мое, родное!
Под названием планета Земля. А всё, что вокруг нас на Земле является природой.
1 Ведущий
Нас в любое время года учит мудрая природа.
Птицы учат пению, паучок – терпению,
Пчелы в поле и в саду обучают нас труду.
Учит снег нас чистоте. Учит солнце доброте.
2 Ведущий.
Удивительный мир природы. Он встречает нас с вами целым морем звуков и запахов, загадками и тайнами, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься…
Но где бы мы, ни жили: в шумном городе или в тихом поселке, на севере или на юге, должны научиться помнить о тех, кто рядом с нами, кто нуждается в нашей заботе.
Вот как в этой истории. Расскажите, ребята!
«Как спасся маленький птенец» (читают 4 детей)
Из гнезда птенец упал и беспомощно лежал.
Он не мог ещё летать - как страдала его мать!
- Мой сыночек дорогой, полетим скорей домой.
Встань на лапки, не вздыхай и тихонечко взлетай.
Всё летала и звала и в смятении была,
И не знала, как помочь; наступала скоро ночь.
Рядом притаился кот, думал: «Вот уйдут, и вот
Подкрадусь к нему и съем - ведь голодный я совсем».
Мальчик Костя увидал, что птенец в беду попал,
На ладошку посадил- птенчик сразу и ожил.
Стал птенца учить летать, как учила б его мать.
Чуть подбросит его ввысь, говорит: «А ну, держись!»
Вот и маленький птенец научился, наконец,
Благодарно посмотрел – и впервые полетел.
Спасся маленький птенец. Наш же Костя – молодец.
Ну а кот свой хвост поджал, недовольный убежал.
1 Ведущий
Мы безумно богаты,
В наших чащах и рощах,
Столько всяких пернатых -
Просто диву даешься!
Песня «Всем нужны друзья» муз. В Синявского
(Исполняют дети подготовительной группы).
«Дельный совет» Г. Ладонщиков
Ребенок.
Юрка с нашего двора снегиря поймал вчера.
Всем хвалиться начал: «Вот! В клетке он теперь живёт»
Но ребята зашумели: «Что ты, Юрка, в самом деле,
Запер в клетку снегиря? Отпусти, не мучай зря!
Снегири ведь не игрушки- наши гости снегири –
Ты бы лучше не ловушку, а кормушку смастерил!»
1 Ведущий - Никакая, даже золотая клетка не заменит птице её свободу.
А. Плещеев «Лети ко мне…»
Ребенок.
Лети ко мне, певунья- птичка с зелёной ветки, без забот
Ты будешь жить в удобной клетке. И есть, и пить весь это год.
Как буду я тебя лелеять. Как буду я тебя любить!
Водицы свежей не забуду в подносит я тебе налить.
Нет! Нет! За эту клетку я не отдам лесов своих
Когда бы каждое мгновенье я ожидала гибель в них.
Иван Никитин «Гнездо ласточки»
Ребенок.
Кипит вода, ревёт ручьём,
На мельнице и стук и гром,
Колёса-то в воде шумят,
А брызги вверх огнём летят,
От пены-то бугор стоит,
Что мост живой, весь пол дрожит.
Шумит вода, рукав трясёт,
На камни рожь дождём течёт,
Под жерновом муку родит,
Идёт мука, в глаза пылит.
Об мельнике и речи нет.
В пыли, в муке, и лыс, и сед,
Кричит весь день про бедный люд:
Вот тот-то мот, вот тот-то плут…
Сам, старый чёрт, как зверь глядит,
Чужим добром и пьян, и сыт;
Детей забыл, жену извёл;
Барбос с ним жил, барбос ушёл…
Одна певунья-ласточка
Под крышей обжилась,
Свила-слепила гнёздышко,
Детьми обзавелась.
Поёт, пока не выгнали.
Чужой-то кров — не свой;
Хоть не любо, не весело,
Да свыкнешься с нуждой.
В ночь тёмную под крылышко
Головку подогнёт
И спит себе под гром и стук,
Носком не шевельнёт.
Песня «Ласточка» Муз. Е. Крылатова исполняют два мальчика.
Спиридон Дрожжин «Жаворонок»
Ребенок
Всё зазеленело… Солнышко блестит,
Жаворонка песня льётся и звенит.
А над ним всё выше солнышко встаёт,
Жаворонок песню веселей поёт.
2 Ведущий – Не все птицы красивы, как снегири, стремительные, как ласточки и жаворонки. Сейчас нам расскажет о такой изящной пернатой баловнице!
К. Бальмонд. «Трясогузка».
Ребенок
Трясогузка возле лужи хвост тряся из-подтишка,
Говорила: «Почему же всем стихи, мне нет стишка?
Я ли бегаю не прытко? Я ли мошек не ловлю?
Иль стихам нужна улитка? Вот уж гадость не терплю». Трясогузка, чудо- птица,- ты милей мне ярких звёзд. Ты… но скрылась баловница. Повернув свой быстрый хвост.
1 Ведущий
А когда приходит зима, для птиц наступают настоящие испытания.
С. Есенин «Поёт Зима, аукает…»
(звучит «Зима» Вивальди)
Ребенок.
Поёт Зима, аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней
2 Ведущий.
Птицы, улетая от холодов в тёплые края, грустят и тоскуют о родной земле.
Г. Ладонщиков. Песня «Улетел скворец от стужи…»
2 Ведущий.
Ребята, всегда помните: мы в ответе за тех, кого приручили.
Стихотворение «Котёнок».
Ребенок.
Всё мяукал котёнок во дворе под кустом,
Всё хотелось котёнку, чтоб позвал кто-то в дом.
Вдруг с куста одинокий прошуршал жёлтый лист,
Показалось котёнку, что позвали «кис», «кис».
Замирая от счастья, он помчался на зов,
Только дверь оказалась заперта на засов.
1 Ведущий.
Грустное стихотворение. К сожалению, человек не всегда достойно ведёт себя по отношению к домашним животным. Плата за предательство человека – одичавшие и опасные своры собак. Но, ребята, в нашем городе живут неравнодушные добрые люди. Сегодня у нас в гостях один из таких людей, представитель фонда помощи животным.
(выступление гостя)
«Он шёл по улице и тихо плакал»
Ребёнок.
Он шёл по улице и тихо плакал…облезлый, одноухий и с больною лапой.
Повисший хвост, несчастные глаза, а в них жемчужинкой дрожит слеза.
Его никто вокруг не замечал. А если и заметил, то ворчал,
А мог ещё и палкой замахнуться. Он убегал, когда мог увернуться.
Он с грустью думал: «Я такой урод. Ну кто такого жить к себе возьмёт».
Так шёл он. Шёл по краешку дороги. И вдруг перед собой увидел ноги.
Огромные такие две ноги, обутые в большие сапоги.
В смертельном страхе он закрыл глаза, а человек нагнулся и сказал:
«Красавец-то какой! А ухо! Взгляд! Пойдёшь со мной? Я буду очень рад.
Принцессу и дворец не обещаю, а молочком с сосиской угощаю».
Нагнулся, протянул к нему ладошку,
Он первый раз держал в ладошках кошку.
Взглянул на небо, думал, дождь закапал, а это кот в руках от счастья плакал.
Стихотворение «Я встретил друга»
Как-то раз я шёл домой, насвистывая песенку.
Вдруг писк услышал за спиной, там кот сидел на лесенке.
Он посмотрел в мои глаза печально, с болю, одиноко.
Тихонько «мяу» он сказал, а мне казалось очень громко.
Бедняжка с горечью подумал я. Вокруг лишь грязь и лужи.
Ведь у него была семья. Он постарел и стал не нужен.
Придётся взять кота с собой. Нельзя ведь предавать друзей!
Я угощу его котлетой, он сразу станет веселей!
2 Ведущий.
А порой, бывает столько непосредственности в поведении этих четвероногих, что только остаётся удивляться.
А Островский. «С точки зрения мышей»
Ребенок.
Это мышей всегда удивляет.
Мыши никак не могут понять.
Почему собаку на цепь сажают.
А кот свободно может гулять?
Собака на мышек даже не лает,
А кот- разбойник съесть готов.
Так пусть собаки свободно гуляют.
Покрепче привязывать надо котов!
«Пушистые лапки» читает Олег Струлёв.
Пушистые лапки, которых четыре, упругой походкой прошлись по квартире. По папиной полке прошлись эти лапки- и с полки попадали папины папки. Посыпались письма, газеты портреты, и лапкам пушистым попало за это.
Игра
2 Ведущий.
Ребята, вы ничего не слышали? Мне показалось, кто-то мяукает. Кто же это?
Дети. Кошка! (педагог достаёт маску кота, одевает на одного из детей).
Вот наш котик, а вы мышки. Прячьтесь от котика.
Дети сидят на корточках. Кот «спит» на стуле.
Мышки в норочках сидят и на котика глядят,
Коготками пол скребут. Ах, как много мышек тут!
Тише, мыши, кот идёт. Он вас всех подстережёт!
(Кот выходит, обходит норки, громко мяукает.)
Котик мышек не нашёл, погулял, и спать пошёл.
Только котик засыпает, мышки пляску начинают.
(Звучит плясовая музыка, мышки пляшут)
Тише, мыши, кот идёт. Он вас всех подстережёт!
1 Ведущий
Очень давно кошки и собаки живут рядом с человеком. В древности кошки были дикими животными, человек охотился на них, чтобы добыть себе мясо на пропитание и шкурки для одежды. И только когда люди заметили, что кошки ловко справляются с грызунами, они по достоинству оценили это животное.
Послушайте случаи из жизни кошек.
Рассказывают родители воспитанников
Родители воспитанников.
Я вам расскажу историю о том, как кошки спасли лётчика. В годы Великой Отечественной войны советский лётчик был сбит в воздушном бою. Самолёт загорелся, и раненому лётчику удалось выброситься на парашюте. Однако приземлился он на территорию, захваченную фашистами. Из последних сил добрался он до старой мельницы, забрался внутрь и потерял сознание. А когда очнулся, увидел в темноте какие-то зелёные передвигающиеся точки. Приглядевшись, понял – кошки. Двое суток провёл лётчик на мельнице среди кошек, периодически теряя сознание. И вдруг услышал голоса. Думал, что это жители села, но потом понял, - идут немцы. Сквозь щели между досками лётчик наблюдал за ними. Бравый немецкий офицер ступил на скрипучие ступеньки, кулаком ударил по двери…. И тут дикий кошачий вопль заставил фашиста попятиться. Вожак кошек – чёрный кот в одно мгновение прыгнул на голову немца и стал раздирать когтями его лицо. Немцы ушли. А на следующий день партизаны забрали раненого летчика. А по его просьбе оставили кошкам маленькие кусочки сала: ведь они, как и партизаны, были его спасителями.
Родители воспитанников.
В Лондоне кошки работали на почте, спасая газеты и письма от грызунов. За это им платили зарплату в виде вкусного обеда. Кошка хороший лекарь. Она ложится на больное место, и боль уходит. Но люди, которые любят кошек, не задумываются о том, какую пользу приносят кошки человеку. Они просто любят это красивое, грациозное животное.
Родители воспитанников.
Собака – верный помощник человека с древних времён. Она первой пришла к нему из лесной чащи и приняла его покровительство. Повсюду, где живёт человек, рядом с ним – собака - верный друг.
«У нас нет слова, которое могло бы выразить одновременно самоотверженность, смелость и ум- все эти великолепные качества, которыми обладает собака», - написал К. Г. Паустовский. Эти чувства писателя могут разделить многие владельцы своих прекрасных и умных питомцев.
- По снегам тундры бегут ездовые собаки. В упряжке 8 – 10 собак. Они перевозят различные грузы.
- Собака облегчает тяжёлый труд чабана
- Человеку, потерявшему зрение, собака как бы заменяет глаза: проводит домой и на работу, оберегает в пути.
- Есть собаки – пожарные. Они находят в дыму и огне пострадавших и выносят их из опасного места.
- Собака помогает найти преступника по запаху.
- Есть собака-пограничник.
2 Ведущий.
Ребята, мы с вами знакомы с именем Сергея Есенина, талантливого русского поэта и писателя. Он обожал свою собаку по имени Джим и посвяти ей такие строки.
С. Есенин. «Дай, Джим, на счастье лапу мне»
Ребёнок.
Дай, Джим, на счастье лапу мне, такую лапу не видал я сроду.
Давай с тобой полаем при луне на тихую бесшумную погоду.
Дай, Джим, на счастье лапу мне. Хозяин твой и мил, и знаменит,
И у него гостей бывает в доме много, и каждый, улыбаясь, норовит
Тебя по шерсти бархатной потрогать.
2 Ведущий.
Поле, речка, чистый воздух, трели птиц в лесах густых.
Это всё дары природы. Не губите, дети, их.
Не ломайте гнёзд напрасно, не губите муравьёв.
Ведь природа так прекрасна, каждый подтвердить готов.
Ребята, как вы уже догадались, мы с вами перемещаемся в лес…Давайте пройдём по узкой лесной дорожке, проберёмся в самую густую чащу. И что же там?
Физкультминутка.
Дети идут по узкой дорожке «змейкой», прыгают «с кочки на кочку» и т. п.
Присели отдохнуть, услышали голоса птиц и животных.
Ведущий предлагает угадать по голосам птиц и животных.
Затем вопросы на познание
1.Тощим или жирным ложится медведь в берлогу? (жирным: жир греет и питает спящего медведя)
2. Какие звери летают? (летучие мыши)
3.У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (у пингвинов)
4.У какого животного детеныши рождаются осенью? (у зайцев – 3 раза за лето – листопаднички)
5.Каких птиц называют зимними гостями? (клёст, снегирь, свиристель)
6.Какой лесной житель сушит себе на дереве грибы? (белка)
7.Какой зверь спит всю зиму вниз головой?
8.Почему нельзя трогать яиц в гнездах? (птица бросает гнездо)
10.Какие птицы роют норы для гнезда? (ласточки – береговушки)
11.Куда зайцу бежать удобней, с горы или в гору? (в гору, с горы заяц летит кубарем, через голову, потому что задние ноги у него длиннее)
13.Когда заяц бывает всего заметней? (когда снег уже выпал, а заяц еще серый)
14.Какой страшный хищный зверь падок до малины? (медведь)
Физкультминутка
Медвежонок – топ – топ,
А ежонок – хлоп – хлоп,
А волчонок – щёлк – щёлк,
А зайчонок – скок – скок,
А лисёнок – шмыг – шмыг,
А лосёнок - брык – брык,
А бельчонок – прыг – прыг
2 Ведущий.
Послушайте, какие сладкоежки бывают дикие медведи.
Ребёнок.
Живёт в тайге зелёной мишутка косолапый.
Он быстрый и смышлёный и ягоды рвёт лапой.
По деревьям лазит Мишка, ищет в дуплах мёд.
Ах, какой он шалунишка! Кто сладкоежка, тот поймёт!
1 Ведущий.
Послушайте стихотворение про белочку- труженицу.
Выскочила белочка утром погулять.
На пушистой ёлочке шишек поискать.
С веточки на ветку, прыгая легко,
Забралася белка очень высоко.
Вдоволь нарезвилась под весенним солнцем,
В домик возвратилась с маленьким оконцем.
2 Ведущий
Рядом, в лесной чаще проводят свою жизнь неприметные колючие и такие забавные ежи…
Ребенок.
Живёт у нас под креслом ёж, колючий, тихий ёжик.
На щётку очень он похож, когда не видно ножек.
Ты понимаешь, для чего у ёжика иголки,
Чтобы не трогали его мальчишки или волки.
А если яблок найдёт он у тебя на ёлке,
Он три- четыре украдёт, надев их на иголки.
1 Ведущий
Послушайте стихи Ивана Бунина, в которых лесной олень уносит свою красоту от смерти.
Стих «Олень» И. Бунин.
Густой, зелёный ельник у дороги, глубокие, пушистые снега.
В них шёл олень могучий, тонконогий к спине откинув тяжкие рога.
Вот снова след размеренный и редкий.
И вдруг – прыжок, и далеко в лугу теряется собачий гон.
И ветки, сбитые рогами на бегу…
О. как легко он уходил долиной,
Как бешено, в избытке свежих сил,
В стремительности радости звериной,
Он красоту от смерти уносил.
2 Ведущий.
Ребята, наша сегодняшняя встреча подходит к своему завершению. И так хочется верить, что она прошла для вас не зря. Теперь, я думаю, что вы никогда не станете разорять гнезда птиц и цинично обращаться с животными, что защита животных станет для вас важной составляющей в жизни.
А помните, вначале нашей встречи мы обещали вам рассказать, чем закончилась история с вороной по имени Марфа?
1 Ведущий.
Шли дни. И однажды Марфа своим клювом содрала с себя разом все бинты. И все увидели, что крыло Марфы начало заживать. Вскоре она смогла вылететь в окно, оттолкнувшись от подоконника. И мы услышали её победное, протяжное: «Каррр!!!». Прошло лето. Настала осень. Семья вернулась с дачи в московскую квартиру. И тут все увидели под окном, на ветках дерева гнездо, в котором были птенцы и их мама. Илья ни на минуту не усомнился, что эта красивая птица была именно она, наша Марфа!
Так знайте, ребята, что жизнь птиц и животных, которым была посвящена наша встреча, полностью зависит от нашей с вами воли.
Песня «Не дразните собак» муз. Е. Птичкина сл. М. Пляцковского
Исполняют воспитанники подготовительной группы.