Музыка в программе "Детский сад-дом радости"

Автор: Попова Инна Николаевна

Музыка в Программе «Детский сад – Дом радости»

 

 

Волшебница музыка.

У старика спросил поэт:

– Что музыка такое, дед?

– Воспоминание она.

В ней юность давняя слышна.

Был задан девочке вопрос,

Она ответила всерьез:

– Похожа музыка на луч,

Окно пробивший из-за туч.

А юноша ответил так:

– Без музыки нельзя никак.

Душа без музыки грустит,

В простор волшебный не летит.

А девушка, пожав плечом,

Сказала: «Музыка – наш дом,

В ней – все родное, все свое.

Во всем дыхание ее».

– Вы правы все, – сказал поэт,

Прекрасен каждый ваш ответ.

Одно хочу я повторить –

Нас учит музыка любить.

 

Подобно живописи, театру и поэзии, музыка сопровождает,  влияет и формирует личность человека всю жизнь.. Она служит взаимопониманию людей, пробуждает и поддерживает в них чувства родства, воплощает общественные идеалы, помогает каждому обрести смысл жизни. 

Одно из направлений программы  «Детский сад-Дом радости» Н.М. Крыловой, по которой работает НДОУ -  «Содействие разностороннему воспитанию ребенка как индивидуальности в разных видах деятельности», в том числе музыкальной деятельности.В различных видах музыкальной деятельности развиваются музыкальный слух, мышле­ние и воображение детей, они становятся более активными и самостоятель­ными.

Музыка и настроение.

День  начинается с музыкальной утренней зарядки. Утренняя зарядка – это своеобразная танцевально-спортивная связка для настроения детей и взрослых. Подборка современных песен разного характера и в разном темпе  позволяет детям активно двигаться разными видами ходьбы, прыжков, бега.  Комплекс утренней зарядки длится не один месяц. За это время дети самостоятельно,  качественно и синхронно  научаются выполнять  все  движения. На утренней зарядке музыка является активным действенным средством эмоциональной коррекции, помогает войти в нужное эмоциональное состояние. Такая«танцетерапия» дает положительный эмоциональный заряд на целый день.

Музыка в часы досуга. 

В каждой возрастной группе звучит классическая музыка, обогащая дошкольников новыми впечатлениями и  эстетическими переживаниями. Классика звучит перед сном, как метод расслабляющего воздействия на ребенка.  Спокойная, нежная музыка помогает детям заснуть. Классическая музыка  включается и на пробуждение.Часть музыкальных еженедельных развлечений посвящена слушанию классики. Подобрана специальнаяфонотекаклассической музыки. Это В.Моцарт, А.Гречанинов, Р. Шуберт, Г.Свиридов,  П. Чайковский…

И всё же признаёмся, что классическая музыка – скорее воспитательный шаг формирования вкуса наших воспитанников. У самих же детей возникает интерес к музыке определенного характера, жанра, появляются любимые современные произведения, которые хотелось бы слушать чаще. Поэтому в каждой группе  есть свой музыкальный центр и комплект дисков с записями детских песен, танцев, музыкальных сказок и инсценировок. Такая детская фонотека  позволяет ребенку выбрать понравившееся музыкальное произведение. А в старшем дошкольном возрасте дети приносят свои любимые диски. И сколько положительных эмоций у музыкального руководителя, когда Матвейка бежит с криком «Я принес сегодня новый диск! Давайте послушаем!»

           Ещё одна форма музыкальной деятельности дошкольников - «Минутки шалости». Это такой режимный момент, который позволяет переключиться с организованной образовательной деятельности на другую деятельность, например, на  прогулку или на другую образовательную деятельность, например с математики на лепку. «Минутка шалости» – своеобразная музыкальная переменка. На «Минутках шалостях»  дети танцуют под знакомые детские и взрослые песенки.

Одной из форм музыкального образования детей являются музыкальные занятия, которые  проходят 2 раза в неделю независимо от возраста детей. Музыкальное занятие строится по принципу логической цепочки:  каждое последующее занятие является продолжением, усложнением и дополнением предыдущего.

Музыка во время игр детей. 

Дети любят слушать музыку не только во время музыкальных занятий, но и с большим удовольствием прослушивают танцевальную и инструментальную музыку в группе. Спросив Машу Платонову, воспитанницу подготовительной к школе группы, под какую музыку ты любишь танцевать, услышали ответ: «Я люблю танцевать под песню «Барбарики» на минутках шалости. Мы с девочками встаем в большой хоровод и придумываем движения. Я всем показываю, а они повторяют за мной». В свободное время дети часто устраивают игры, в которых музыке отводится значительная роль. Например, играя в «концерт», «музыкальное занятие», «цирк» и т. д., дети вспоминают и исполняют знакомые песни, танцы, хороводы, импровизируют, сочиняя собственные песенки и подбирая их на металлофоне или сопровождая  ритмичными удами бубна, барабана или просто деревянных палочек.

Существенную роль в музыкальном воспитании детей играют музыкально-дидактические игры, которые развивают музыкальный слух и творческие способности ребенка. Очень нравятся детям игры в  сопровождении мультимедийной  техники. Они имеют возможность на большом экране увидеть музыкальный инструмент, узнать по музыке сказочного персонажа. А прослушав классическую музыку, видеть всю красоту времени года. Быть ведущим в такой игре – гордость: ведь именно ведущий самостоятельно переключает слайд, объявляетвсем об итогахигры и победителе! Современные мультимедийные технологии являются мощной мотивацией к выполнению музыкальной деятельности, поддерживают устойчивый интерес к  ней.

Музыкальный праздник.

Жизнь детей в детском саду интересная, музыкальная, яркая, богатая впечатлениями, как хорошая интересная книга. И  лучшие её музыкальные страницы –праздники и развлечения.

С каким нетерпением ждут его дети! Вызывая радостные эмоции, праздники одновременно закрепляют знания детей об окружающем мире, развивают речь, творческую инициативу и эстетический вкус. Тематика праздников самая разнообразная и соответствует Программе. В младшем и среднем  возрасте проходят праздники «Осень золотая!», «Новый год» и «8 марта».В старшем и подготовительном возрасте помимо данной тематики проходит праздник «День Защитников Отечества». На все праздники приглашаются родители, которым маленькие артисты исполняют изученный репертуар в новой праздничной обстановке, демонстрируя свои умения петь и двигаться и приглашая, порой, стать активными участниками праздничного действа.Традицией в детских садах в конце учебного года является Выпускной бал. Он становится своеобразным отчетным  концертом всех достигнутых детьми результатов в музыкальной деятельности.

Каждую неделю в группах проходит маленький праздник - музыкальное развлечение. Уже не первый  год мы празднуем   с детьми «Старый Новый год» на улице, отмечаем  пришедший с Запада и актуальный для современных детей  «Хэллоуин», «Встречаем Весну - Красну», хохочем 1 апреля в «День смеха»…         Традиционно в детском саду вместе с педагогами групп организуем поздравления детей с днем рождения. В такие дни музыка, самостоятельное пение, танцы детей очень уместны. В этот день ребята придумывают сами для своего друга песню, исполняют танцы, играют на музыкальных инструментах. Все это не только развивает музыкальные способности детей, но и приучает их заботиться друг о друге, делать и исполнять то, что приятно друзьям.

Привитию любви к музыке содействуют ор­ганизуемые взрослыми концерты народной, классической, современной музы­ки в исполнении музыкального руководителя, воспи­танников детской музыкальной школы №2, профессиональных артистов.

Музыка     в художественной  деятельности детей.

При чтении  художественной литературы, занятиях изобразительной деятельностью музыка может найти широкое применение. Знакомим детей с русскими народными сказками «Кот, петух и лиса», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Колобок» и др., сопровождаем свой рассказ исполнением небольших песенок героев сказок.  Быстрее и интереснее сказка  воспринимается детьми, если при первоначальном ее пересказе педагог использует разные музыкальные инструменты. Например, знакомя детей с русской народной сказкой «Колобок», он может изобразить на металлофоне, как «покатился колобок», как «скачет» заяц; с помощью барабана и трещотки показать, как тяжело, ломая сучья в лесу, шагает медведь, а с помощью цитры изобразить мягкие, изящные движения хитрой лисы.  «Я люблю исполнять песенку колобка», говорит воспитанник подготовительной к школе группы Вова Журавлев, - «она веселая и смешная!».

В совместной деятельности по рисованию в младшей группе учим детей делать мазки кистью, передавая определенный ритм движений, и в то же время вносим элемент игры — ритмичные мазки называет капельками дождя. «Кап-кап-кап — капает дождик сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее»,— говорит воспитатель и поет песенку: «Дождик, дождик, пуще, дадим тебе гущи, дадим тебе ложку — хлебай понемножку!»

Все дети НДОУ в равной степени охвачены работой по музыкальному образованию, независимо от своих способностей. Но среди всех воспитанников есть дети, которые потенциально одарены в музыкальном направлении. С такими детьми ведется дополнительная индивидуальная развивающая работа по пению и хореографии. Именно такие дети представляют детские сады на городских и краевых детских музыкальных конкурсах, проектах: «Веселые нотки»,   краевой проект  «Виват, культура», краевые   хореографические конкурсы «Звездный», «Шаги к успеху». Музыкальные звёздочки НДОУ выступают на ежегодном городском концерте «День Матери» и поздравляют педагогов НДОУ и города на профессиональном празднике «День Дошкольного работника», который проводится в ДК Бумажников.      

Наши воспитанники пробуют свои силы на большой сцене в ДК «Прикамье», ДК «Бумажник», Центре творчества «Звёздный». А это уже совсем другой формат вокальных и танцевальных умений. Артистических умений показать себя на сцене, нравственных умений стать визитной карточкой своего учреждения.

Музыкальные руководители НДОУ всегда в поиске новых форм музыкальной деятельности.  Педагогические проекты «Музыкальный фестиваль», «Битва хоров», «Утренняя звезда», «Музыкальная сказка» полюбились воспитанниками, получили признание коллег. От уровня творческих способностей, педагогического мастерства специалистов в большой степени зависит уровень музыкального развития их воспитанников. Но, в конечном счете, успех дела зависит от всего педагогического коллектива дошкольного учреждения и от родителей, так как вне музыкальных занятий имеются иные возможности обогащения детей музыкальными впечатлениями, другие разнообразные формы осуществления музыкальной деятельности в повседневной жизни детского сада и в семье.

Музыка — неотъемлемая часть жизни в «Детском саду — Доме радости». В каждой возрастной группе звучит классическая, народная, современная му­зыка, обогащая дошкольников новыми впечатлениями и эстетическими пережи­ваниями. Музыка сопровождает детей весь день. Слушая хорошую музыку в хорошем исполнении, дети испытывают состояние наслаждения и восхищения.  Разнообразные формы музыкальной деятельности формируют первоначальные ценностные ориентации - способность ценить красоту в жизни.

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x