Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Музыкальная память как важная составляющая творческого развития обучающихся в системе профессионального образования | Кулакова Юлия Владимировна; Белозеров Владимир Алексеевич. Работа №239736

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Кулакова Юлия Владимировна; Белозеров Владимир Алексеевич
Цель методической разработки – рассмотреть и изучить основные приемы развития музыкальной памяти.

Задачи: -раскрыть сущность процесса развития музыкальной памяти;

             - обосновать методы, способствующие развитию музыкальной                                         памяти.      

Итак, в качестве факторов, влияющих на развитие музыкальной памяти, можно выделить следующие:

1) организация специально целенаправленных познавательных умственных действий способствует формированию у обучающихся процессов понимания, мышления;

2) доведение этих действий до обобщенных умений и навыков;

3) применение этих действий в качестве приемов запоминания и воспроизведения.

Музыкальная память как важная составляющая творческого развития обучающихся в системе профессионального образования

Авторы методической разработки:

Кулакова Ю.В. и Белозеров В.А.

Память является одним из важнейших факторов развития в любом виде искусства. Особенно велико ее значение для музыкантов - исполнителей, которым необходимо играть наизусть множество произведений.

Цель методической разработки – рассмотреть и изучить основные приемы развития музыкальной памяти.

Задачи: -раскрыть сущность процесса развития музыкальной памяти;

- обосновать методы, способствующие развитию музыкальной

памяти.

В общей психологии памятью называют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения человеком его жизненного опыта. Память лежит в основе любого психологического явления (запоминание ощущений). Без памяти невозможно познание мира и ориентации в нем. Память обеспечивает единство и целостность человеческой личности. В современном музыкальном исполнительстве, пожалуй, нет более сложной, более запутанной и вместе с тем, более актуальной проблемы, чем проблема музыкальной памяти. Вокруг проблемы запоминания музыкального материала издавна велись и ведутся оживлённые споры.

По мнению одних музыкантов в заучивании должно преобладать произвольное запоминание, основанное на тщательном изучении и продумывании разучиваемого материала. Согласно другой точке зрения, принадлежащей крупным музыкантам-исполнителям (Г.Г. Нейгауз, С.Т. Рихтер, Д.Ф. Ойстрах), запоминание не является специальной задачей исполнителя. В процессе самой работы над художественным содержанием произведения оно запоминается без насилия над памятью. Достижение одинаково высоких результатов при противоположном подходе к делу имеет право на существование и в конечном итоге зависит от личностного склада того или иного музыканта, от его индивидуального стиля.

К функциям памяти относятся запоминание, сохранение, воспроизведение, а также забывание материала.

Музыкальная память является значимой частью музыкальных способностей, таких как музыкальный слух, чувство ритма и т.д. При этом она характеризуется сохранением не только самого произведения, но и ассоциаций и эмоций, переживаний человека в моменты прослушивания или проигрывания музыки. В этом ее уникальность и специфичность как процесса мозговой активности человека.

Запоминание - это процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы чувств. Полно и прочно запоминается то, что имеет особо выраженное значение, что вызывает интерес и эмоции.

Сохранение материала не является процессом ее удержания. В психологии раскрыта зависимость сохранения материала от установок личности (профессиональная направленность памяти в познавательной деятельности), условий и организации заучивания, влияние последующего заученного материала, мыслительной переработки материала.

Воспроизведение - процесс извлечения из памяти сохраненного материала. Воспроизведение может протекать на уровне узнавания и на уровне воспроизведения в узком смысле слова. В музыкальной памяти процесс узнавания очень важен (узнавания стиля музыки и по нему - автора, при обращении к незнакомой музыке -на основе знаний, опыта, традиций).

Забывание - процесс, необходимый для эффективной работы памяти. С помощью забывания человек избавляется от бесчисленных конкретных деталей и приобретает возможность обобщения.

В зависимости от установки на время хранения информации можно выделить кратковременную (около 20 сек.), оперативную (от нескольких секунд до нескольких дней) и долговременную (практически не ограниченный срок) память.

В музыкальной психологии музыкальная память - это быстрое запоминание музыкального произведения, его прочное сохранение и максимально точное воспроизведение даже спустя длительный срок после выучивания. Гигантской памятью обладали Моцарт, Лист, Рахманинов, которые без труда могли удерживать в своей памяти почти всю основную музыкальную литературу.

С точки зрения Н.А. Римского-Корсакова, «музыкальная память, как память вообще, играя важную роль в области всякого умственного труда, труднее поддается искусственным способам развития и заставляет более или менее примериться с тем, что есть у данного субъекта от природы».

Будучи по структуре способностью сложносоставной, музыкальная память взаимосвязывает различные виды памяти. Так, музыкант-исполнитель опирается в своей практической деятельности на слуховую, эмоциональную, конструктивно-логическую и двигательно-моторную память.

Названные виды памяти могут выступать в самых разнообразных индивидуальных сочетаниях и комбинациях. В то же время необходимо подчеркнуть, что в нормально развитой и правильно организованной музыкальной памяти доминирующую роль всегда будет играть слуховой компонент; последнее обстоятельство определяется самой спецификой музыкальной деятельности. И поскольку музыка – искусство слуховых впечатлений и восприятий, музыкальная память представляет собой, прежде всего, слуховую память.

К настоящему времени в теории музыкального исполнительства утвердилась точка зрения, согласно которой наиболее надежной формой исполнительской памяти является единство слуховых и моторных компонентов.

Суть моторной памяти – в автоматизме движений. Так, играя пассаж или какое-либо сложной построение, “память руки” фиксирует взаимосвязь различных звуков, следующих в определенном направлении к тому или иному конечному пункту. Запоминаются не отдельные звуки, а весь звукоряд. Не следует все время смотреть на клавиатуру, на играющие пальцы, так как пальцы двигаются как бы сами по себе, и фиксируются лишь опорные звуки данной фактуры, а остальные становятся достоянием мышечной памяти.

Не стоит отождествлять механичность движений с автоматизмом. Если первое достигается многократными повторениями без осознанного запоминания (“зубрёжкой”), то второе – результат серьёзной аналитической работы, основанной на налаживании слухо-двигательных связей.

Сложность достижения автоматизма движений на баяне-аккордеоне связана с необходимостью совмещения горизонтального движения (ведения меха) с вертикальным (ориентация на клавиатуре).

Ученик, начиная с разбора произведения, должен уяснить, что смена меха не может быть произвольной. Она напрямую зависит от фразировки, ритма и темпа. Вертикальные движения связаны с координацией фактуры, голосоведения, согласованности движений рук на левой и правой клавиатуре. Автоматизация этих движений будет способствовать более прочному запоминанию, а в итоге более уверенному поведению на сцене.

Большое значение для развития музыкальной памяти придается предварительному анализу произведения, при помощи которого происходит активное запоминание материала.

После первого ознакомления начинается детальная проработка произведения – вычленяются смысловые опорные пункты, выявляются трудные места, выставляется удобная аппликатура, в медленном темпе осваиваются непривычные исполнительские движения.

На этом этапе продолжается осознание мелодических, гармонических и фактурных особенностей произведения, уясняется его тонально-гармонический план. Осмысленное запоминание, осуществляемое в соответствии с каждым элементом музыкальной формы, должно идти от частного к целому, путем постепенного объединения более мелких частей в крупные.

В случае недостатка музыкально-теоретических знаний, необходимых для анализа произведения, рекомендуется обращать внимание на простейшие элементы музыкальной ткани – интервалы, аккорды, секвенции. Хорошо запоминается то, что хорошо понято.

Чем большее количество органов чувств принимает участие в запоминании музыкального произведения, тем успешнее и скорее дается это запоминание. Если из-за эстрадного волнения один из них “откажет”, то другие заменят его, не допуская перерыва в общем ходе исполнения.

Активизация ассоциативного мышления исполнителя сделает намного эффективнее работу по выучиванию музыкальных произведений. Так, в запоминании мелких фигурационных построений большим подспорьем может оказаться выявление лежащего в их основе графического контура нотного текста и его обозначение.

Можно дать этим построениям простые названия, например, “лесенка” или “горка”, или другие, подобные этим, которые могут звучать не “научно” – ведь они выполняют всего лишь вспомогательную функцию: дать название, – значит определить, определить, – значит запомнить. Потом эти “названия” уйдут на второй план, а зрительные, двигательные и слуховые представления успеют сформироваться и лягут в основу игры. Такой способ запоминания пробуждает фантазию, воображение, развивает наблюдательность.

Выученное наизусть произведение нужно регулярно повторять для закрепления в памяти. Но следует учесть, что повторение выученного материала оказывается эффективным тогда, когда оно включает в себя нечто новое, а не простое восстановление того, что уже было. В каждое повторение необходимо всегда вносить элемент новизны – либо в ощущениях, либо в ассоциациях, либо в технических приемах.

Быстрота и прочность заучивания зависит от распределения повторений во времени. Заучивание, распределенное на ряд дней, даст гораздо более длительное запоминание, чем упорное заучивание в один прием. Наилучшие результаты запоминания оказываются, как показывает практика, при повторении материала через день. Не рекомендуется делать слишком большие перерывы при заучивании – в этом случае оно может превратиться в новое выучивание наизусть.

Даже тогда, когда произведение хорошо выучено наизусть, рекомендуется не расставаться с нотным текстом, выискивая в нем все новые смысловые связи, вникая в каждый поворот композиторской мысли. Повторение по нотам должно регулярно чередоваться с проигрыванием наизусть.

Выученное наизусть музыкальное произведение необходимо регулярно повторять в медленном темпе, заботясь о том, чтобы слух и сознание тщательно контролировали работу пальцев, чтобы весь материал в представлении был проведён в надлежащий порядок, а само представление стало ясным и отчётливым.

Особого внимания заслуживает предконцертный период, когда музыкант-исполнитель готовится к выступлению на публике. Для того чтобы увереннее исполнить пьесу публично, нужно знать ее с большим запасом прочности.

Если ученик начинает сомневаться в своей памяти, он должен “приказать” себе освободиться от внутренней скованности и немедленно переключить свое внимание на ритм, настроение, любой аспект, лишь бы предотвратить нежелательное вмешательство сознания.

Немаловажным фактором в быстроте и прочности запоминания является интерес к изучаемому и сосредоточение на нем внимания. То, что человеку безразлично, имеет тенденцию забываться. Чем ярче впечатление, тем опасность забывания меньше. Только то, что отмечено сознательно, можно припомнить впоследствии по собственной воле.

В основу работы над произведением положены различные способы:

 

1. Работа с текстом музыкального произведения без инструмента.

На этом этапе процесс ознакомления и первичное заучивание произведения осуществляются на основе внимательного изучения нотного текста и представления звучания при помощи внутреннего слуха.

 

2. Работа с текстом музыкального произведения за инструментом.

Первые проигрывания произведения после мысленного ознакомления с ним должны быть нацелены на схватывание и уяснение общего художественного смысла.

После первого проигрывания начинается детальная проработка произведения - вычленяются смысловые и опорные пункты, выявляются трудные места, выставляется удобная аппликатура, в медленном темпе осваиваются непривычные исполнительские движения. На этом этапе продолжается осознание мелодических, гармонических и фактурных особенностей произведения, уясняется его тонально -гармонический план, в рамках которого осуществляется развитие художественного образа. Непрестанная умственная работа, постоянное вдумывание в то, что играется -залог успешного запоминания произведения наизусть.

Для того чтобы процесс запоминания протекал наиболее эффективно, необходимо включать в работу деятельность всех анализаторов музыканта, а именно:

• Вглядываясь и всматриваясь в ноты, можно запомнить текст зрительно и потом во время игры представлять его мысленно перед глазами;

• Вслушиваясь в мелодию, пропевая ее отдельно голосом без инструмента, можно запомнить мелодию на слух;

• «Выгрываясь» пальцами в фактуру произведения, можно запомнить ее моторно-двигательно;

• Включая механизмы синестезии, можно представлять в своем воображении вкус и запах играемых фрагментов;

• Отмечая во время игры опорные пункты произведения, можно подключать логическую память, основанную на запоминании логики развития гармонического плана.

Заучивание наизусть: не следует пытаться запомнить все произведение целиком. Лучше по отдельным небольшим фрагментам так как «процент сохранения заученного материала обратно пропорционален объему этого материала».

Поэтому следует придерживаться разумной дозировки выучиваемого материала.

После того, как музыкальный материал выучен, необходимо дать ему возможность просто «отлежаться». В течение этого перерыва происходит упрочнение сформированных следов.

 

3. Работа над музыкальным произведением без текста (игра наизусть).

В процессе исполнения произведения наизусть происходит дальнейшее укрепление его в памяти - слуховой, двигательной, логической. Большую помощь в запоминании оказывают ассоциации, к которым прибегает исполнитель для нахождения большей выразительности исполнения.

Привлечение поэтических ассоциаций для активизации эстетического чувства -давняя традиция в музыкальном исполнительстве.

Когда произведение уже выучено наизусть, оно нуждается в регулярных повторениях для закрепления в памяти.

Как показывают исследования советских и зарубежных психологов, повторение выученного материала оказывается эффективным тогда, когда оно включает в себя нечто новое, а не простое восстановление того, что уже было. В каждое повторение необходимо всегда вносить какой-то элемент новизны - либо в ощущениях, либо в ассоциациях, либо в технических приемах.

В современной психологии действия по запоминанию текста делятся на три группы:

• Смысловая группировка. Сущность приема заключается в делении произведения на отдельные фрагменты, эпизоды, каждый их которых представляет собой логически завершенную смысловую единицу музыкального материала. Также этот прием называют приемом смыслового разделения.

• Смысловое соотнесение. В основе лежит использование мыслительных операций для сопоставления между собой некоторых характерных особенностей тонального и гармонического планов, голосоведения, мелодии, аккомпанемента изучаемого произведения.

Запоминание музыкального произведения по формуле И. Гофмана «Вижу - слышу - играю».

Даже когда произведение хорошо выучено наизусть, рекомендуется не расставаться с нотным текстом, выискивая в нем новые смысловые связи, вникая в каждый поворот композиторской мысли. Повторение по нотам должно регулярно чередоваться с проигрыванием наизусть.

 

4. Работа без инструмента и без нот.

По мнению А. Стоянова, музыканту любой специальности «лишь тогда можно быть убежденным, что действительно запомнил данное произведение, когда он в состоянии восстановить его мысленно, проследить развитие его точно сообразно тексту, не глядя в ноты, и осознавать в себе ясно мельчайшие составные элементы».

Мысленное повторение произведение развивает концентрацию внимания на слуховых образах, столь необходимую во время публичного исполнения, усиливает выразительность игры, углубляет понимание музыкального сочинения. Тот, кто в совершенстве владеет этими методами работы, - воистину самый счастливый музыкант.

Таким образом, музыкальная память представляет собой сложный комплекс различных видов памяти, но два из них - слуховой и моторный - являются для нее самыми важными.

Правильное распределение повторений в процессе разучивания, наличие разумных перерывов и обращения внимания на активный характер повторения, также способствуют успеху.

Достижение особой прочности запоминания характеризуется у музыкантов высокой квалификации переводом временных отношений музыкального произведения в пространстве. Возможность такого уровня запоминания обеспечивается многократным повторением музыкального произведения в уме, на уровне музыкально-слуховых представлений.

Итак, в качестве факторов, влияющих на развитие музыкальной памяти, можно выделить следующие:

1) организация специально целенаправленных познавательных умственных действий способствует формированию у обучающихся процессов понимания, мышления;

2) доведение этих действий до обобщенных умений и навыков;

3) применение этих действий в качестве приемов запоминания и воспроизведения.

 

Список литературы

1. Блонский П.П. Память и мышление. СПб.: Питер, 2001

2. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учеб. пособие. М., 2009

3. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М., 1997.

4. Маккиннон Л. Игра наизусть. Л., 1999

5. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: учебное пособие / под ред. Г.М.Цыпина. – М.: Академия, 2003.

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×