Музыкально-творческие упражнения на уроках сольфеджио в 1 классе ДМШ ☼
Автор: Суворкина Елена Валерьевна
Normal
0
false
false
false
MicrosoftInternetExplorer4
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:"Обычная таблица";
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-parent:"";
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:10.0pt;
font-family:"Times New Roman";
mso-ansi-language:#0400;
mso-fareast-language:#0400;
mso-bidi-language:#0400;}
Открытый урок по теме «Музыкально-творческие упражнения на уроках сольфеджио в 1 классе ДМШ»
Суворкина Е.В., преподаватель хоровых и теоретических дисциплин,МБУ ДО ДМШ им. Д. Д. Шостаковича
Тема урока: «Музыкально-творческие упражнения на уроках сольфеджио в 1 классе ДМШ»
Цель урока:
- создать благоприятные условия для развития творческих способностей детей;
- развивать фантазию, актерские способности;
- активизировать интерес к уроку сольфеджио;
-показать различные формы и методы работы по развитию творческих способностей учащихся
Задачи урока:
- развитие музыкального слуха, навыков чистого интонирования, дикции и артикуляции, актерских способностей, обогащение музыкально-слухового опыта детей;
- формирование умений и навыков учебно-практической деятельности, развитие памяти, речи, воображения, мышления, восприятия, внимания, развитие эмоций, интереса, творческих способностей учащихся.
Оснащение урока:
- доска с нотным станом;
- фортепиано;
- стеклянные стаканы (по 2 на каждого учащегося), наполненные водой на разном уровне, деревянные палочки или карандаши.
При работе над представленными заданиями была использована книга Е. Юдиной «Первые уроки музыки и творчества» М., Аквариум, 1999.
Ход урока:
Все мы знаем, что средством познания мира для детей является игра. Игровые ситуации на уроке должны способствовать тому, чтобы учеба не становилась скучной обязанностью и не отнимала у детей счастливого ощущения жизни.
У игры много преимуществ по сравнению с другими видами познавательной деятельности. Игра никогда не утомляет; она естественно включает детей в орбиту познаваемого, кроме того, игровая ситуация – прекрасное средство моделировать любой исследуемый процесс; наконец, игра идеально мобилизует эмоции ребенка, его внимание, его интеллект. Во время игры ребенок уже ни на что постороннее не способен отвлечься – игра поглощает его целиком. Именно в игре ребенок живет наиболее яркой, интенсивной творческой жизнью.
Каждому ребенку очень хочется придумать что-то необычное, заняться чем -то интересным, небывалым. На наших занятиях сольфеджио мы становимся поэтами, музыкантами, актерами и даже делаем музыкальные инструменты. При этом богаче становится фантазия детей, развиваются их творческие способности, а ученые давно заметили, что люди творческие совсем по-другому мыслят, живут и работают, становятся талантливее во многих других областях деятельности. Конечно, все дети разные – не все могут чисто спеть мелодию или сыграть ее без запинок – ведь это только первые 4 месяца учебы в музыкальной школе. Но все они обладают своим собственным творческим потенциалом, данным от природы, который я и помогаю им раскрыть на своих уроках.
Первые шаги на этом увлекательном пути мы с моими учениками и показываем.
1. Свое творчество на уроках сольфеджио мы начали с самого простого – с рифм. Рифма – это когда слова звучат складно, это то, что отличает стихи от обычной речи. Предлагаю подобрать рифму к словам кошка, снежок, машина, спрашиваю учеников.
2. Перед Новым годом ребята получили задание сочинить двустишие про сосну (у кого-то она превратилась в елку). Ребята читают свои стихи, например:
-На дворе стоит сосна, очень длинная она;
-Жила была елка - колкие иголки;
-Я по лесу шла и сосну нашла;
-Очень скоро Новый год, елку папа принесет.
3. Еще одна игра – упражнение, которое дает детям понятие о штрихах и пении на эти штрихи. На доске нарисованы такие линии:
1. ------------------------------------
2. ---- ---- ---- ---- ---- ----
3. - - - - - - - - -
Предлагаю ученикам посмотреть на доску и по моей руке тянуть гласную «О», так, как это нарисовано. После выполнения упражнения задаю вопрос, одинаково ли звучала гласная? Объясняю, что 1 способ пения называется «legato»(т.е. петь надо связно, тянуть звук), 2й- «non legato»(не связно, отделяя звуки друг от друга), 3й- «staccato»(отрывисто, коротко). Предлагаю детям прочитать свои стихотворения о сосне всеми 3мя способами, а потом соединяя разные штрихи в одном стихотворении.
4. В следующей игре мы с ребятами становимся актерами и должны превратиться в человека, который все забыл, и от этого у него очень грустное настроение. Читаю стихотворение В.Лугового и прошу каждого произнести слово «забыл» с соответствующей интонацией.
Жил был Забыл.
- Где был?
-Забыл.
-Где жил?
-Забыл.
-Что ел?
-Забыл.
Что пил?
-Забыл.
А теперь этот забывчивый человек будет… Кем он будет, я скажу каждому отдельно, но отвечать надо будет снова только словом «забыл». Обращаюсь по очереди к ребятам и задаю вопросы:
- Грустный гномик, где жил?
- Великан, где был?
- Веселый гномик, что ел?
- У тебя болит горло, что пил?
5. Мы говорили всего одно слово с разной интонацией, и обратили внимание, как она влияет на выразительность речи или пения. Для развития выразительности, а также расширения певческого диапазона мы делаем на уроках такое упражнение: я показываю рукой ровные и волнистые линии, а ребята повторяют движение руки на заданную гласную, повышая или понижая интонацию.
6. Для следующего вида работы у каждого ученика на парте - 2 одинаковых стеклянных стакана с водой, налитой на разных уровнях, и карандаш.
Теперь отправляемся на кухню. Зачем? В каждом самом обычном предмете «спит» музыка, а из стеклянных стаканов можно соорудить музыкальный инструмент, надо только налить в них воду, но не поровну, и вот что получится….
Предлагаю ребятам постучать карандашом попеременно по стаканам и послушать, как они звучат. Затем каждый получает задание- с помощью этих звуков рассказать свою историю (стучать можно только по одному из стаканов).
Например: У тебя веселое настроение;
Ты идешь домой, а в дневнике «2»;
Ты - медвежонок из сказки «Три медведя», зашел в дом и увидел, что твою кашу кто- то съел.
А на 2х стаканах уже можно сыграть песенку, слова к которой мы уже сочинили. Чтобы не забыть мелодию, ее можно записать на 2х линейках: верхняя - для тонкого верхнего звука, нижняя - для низкого. Предлагаю ребятам сыграть свои песенки.
Чтобы получилась совсем уж настоящая песенка, можно вначале сыграть вступление, а после нее – заключение-окончание. Снова предлагаю сыграть свое сочинение.
Теперь можно сыграть мелодию своей песенки на фортепиано, сначала выбрав 2 любые ноты. Я объясняла, что во вступлении и заключении можно играть одновременно 2 ноты. Предлагаю учащимся сыграть и спеть получившуюся песенку.
После знакомства с темой «Тоническое трезвучие» свои песенки мы уже сочиняли по звукам «до», «ми», «соль». Слушаем еще вариант песенки.
Все предложенные упражнения с большим интересом выполнялись моими учениками, способствовали активизации внимания, обогащению фантазии, раскрепощению детей, повышению интереса к такому сложному уроку – сольфеджио, развитию интонации, расширению певческого диапазона, усвоению теоретических знаний и закреплению практических навыков в игровой форме. Сольфеджио-это интересно, и совсем не сложно!