Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
ВКонтакте Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

музыкальный диктант на уроках сольфеджио | Ким Анжела Юрьевна. Работа №376009

Дата публикации:
Автор:
Описание:

музыкальный диктант на уроках сольфеджио является одной из высших, основных форм развития музыкального слуха, поскольку он включает в себя наиболее сл

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №1» АРТЕМОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

«МУЗЫКАЛЬНЫЙ ДИКТАНТ КАК ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ

ФОРМ РАБОТЫ НА УРОКЕ СОЛЬФЕДЖИО»

 

 

 

 

Исполнитель:

преподаватель теоретических

дисциплин Ким Анжела Юрьевна

 

 

 

 

 

 

 

г. АРТЕМ

2025 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 3

1. Роль диктанта и других форм работы на уроках сольфеджио 4

2. Цели и задачи музыкального диктанта 5

3. Выбор музыкального диктанта 6

4. Формы музыкального диктанта 8

5. Подготовительные формы работы 10

6. Организация процесса записи диктанта 13

Заключение 16

Список литературы 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

«Цель музыкального диктанта состоит в том, чтобы воспитать навыки непосредственного перевода воспринимаемых музыкальных образов в четкие слуховые представления и возможно более быстрого закрепления их в виде нотной записи. Значение музыкального диктанта не ограничивается воспитанием навыков записи музыки. Практика нотной записи служит большим подспорьем в воспитании и развитии четких, рельефных музыкальных представлений; занятия по музыкальному диктанту воспитывают чувство стиля музыки и обогащают память запасом полезных музыкальных образов» *.

Музыкальное искусство является могучим средством воспитания подрастающего поколения. Для практики нашего искусства необходимо знание сольфеджио. Сольфеджио ставит перед собой задачу развития слуха учащихся и осознанного восприятия музыки, задачу освоения её теоретических основ, развития музыкальной памяти и внутреннего слуха, а также вырабатывает навык читать и записывать музыку. Сольфеджио - это «могущественное средство к развитию слуха».

Одним из важнейших видов деятельности на уроке сольфеджио, который способствует активизации всех составляющих музыкального слуха и учит осознанно фиксировать услышанное, является музыкальный диктант. Музыкальный диктант, концентрируя в себе ладовые, интонационные, метроритмические особенности, воспитывает слуховую память, организует внимание, тренирует важный навык слышания и осознания всех сторон мелодии; развивает способность разбираться в услышанном, то есть производить слуховой анализ. На значение музыкального диктанта часто указывалось уже с середины XIX-го века. Методические принципы и приемы в работе над музыкальным диктантом описаны в теоретической литературе достаточно широко: работы Е. В. Давыдовой, А. Л. Островского, В. А. Вахромеева, В. Серединской и других исследователей. По замечанию Е. Иоффе, диктант является «кульминацией» в оценке уровня развития полноценного музыкального слуха. Ведущий теоретик Е. В. Давыдова отмечала, что диктант, как и слуховой анализ, является итогом знаний и умений, определяющим уровень музыкально-слухового развития ученика.

А. Л. Островский в пособии «Методика теории музыки и сольфеджио» определил целью музыкального диктанта воспитание навыков перевода воспринимаемых музыкальных образов в четкие слуховые представления и быстрого закрепления их в нотной записи. Е. В. Давыдова в работе «Методика

*А. Островский «Очерки по методике теории музыки и сольфеджио». Музгиз, М., 1954, с.265

преподавания музыкального диктанта» изложила основные задачи работы над диктантом:

1) создавать и закреплять связь видимого и слышимого:

2) развивать музыкальную память и внутренний слух:

3) служить средством для закрепления теоретических и практических навыков.

Цель данной работы: показать важность и значимость музыкального диктанта на уроке сольфеджио для воспитания и развития музыкально грамотной личности. Цель музыкального диктанта: воспитание навыков перевода воспринимаемых музыкальных образов в чёткие слуховые представления и быстрого закрепления их в нотной записи.

Задачи: проанализировать имеющуюся методическую литературу по данной проблеме, выявить важную роль различных видов музыкального диктанта в развитии музыкальных и творческих способностей учащихся, показать поэтапно правильную организацию записи диктанта, научить слышимое сделать видимым.

 

Роль диктанта и других форм работы на уроках сольфеджио

Из четырех основных форм работы на уроках сольфеджио (интонационно-слуховые упражнения, анализ музыки и ее элементов, пение по нотам, музыкальный диктант) самой сложной и нелюбимой формой работы считается у учеников диктант. Но при этом он является одной из самых значимых форм работы в курсе сольфеджио на всех ступенях музыкального обучения. Диктант развивает музыкальную память учащихся, способствует осознанному восприятию мелодии и других элементов музыкальной речи, учит записывать услышанное. В работе над диктантом синтезируются все знания и навыки учащихся, определяется уровень их слухового развития. Это своеобразный итог всего процесса обучения, ведь именно в диктанте учащийся должен показать с одной стороны, уровень развития музыкальной памяти, мышления, всех видов музыкального слуха, а с другой – определённые теоретические знания.

Так, к примеру, за четыре года обучения ученики должны научиться: свободно ориентироваться в тональностях до четырех знаков; овладеть грамотностью (интервалы, аккорды), «чтобы глаз понимал то, что ухо слышит»* уметь слышать и определять отдельно взятые ступени, интервалы, аккорды (в тональности и от звука); определять на слух или спеть последовательность ступеней и небольшую интервальную или аккордовую цепочку (воспроизвести ее голосом или построить ее по цифровке); уметь после двух прослушиваний пропеть с названием звуков.

Е. В. Давыдова в «Методике преподавания диктанта» отмечает, что все формы работы дополняют друг друга. «Пение по нотам и музыкальный диктант - имеют целью выработать навык чтения и записи музыки, развить его технику, расширить диапазон сложности... Интонационные упражнения и анализ на слух являются как бы предварительными или помогающими успешному развитию двух последних». *

 

Цели и задачи музыкального диктанта

 

Музыкальный диктант (от лат. Dikto- диктую, повторяю) представляет собой запись нот на слух: преподаватель проигрывает несколько раз музыкальный фрагмент (одноголосный, двухголосный или многоголосный), после чего учащиеся должны записать на нотном стане воспроизведённый отрывок, определив его музыкальный размер, ритм и прочее.

Первой задачей музыкального диктанта закрепление пройденного материала. В курсе сольфеджио обучение подразумевает не только практические упражнения данной и смежных дисциплин, но и всю музыкальную деятельность учащегося, закрепляющую его знания. Таким «закрепляющим» моментом является запись музыки, т.е. музыкальный диктант: чтобы записать исполняемый в данную минуту отрывок музыкального произведения или зафиксировать звучащую в памяти музыку, следует обладать хорошо развитым слухом и достаточным запасом теоретических знаний.

В музыке эта связь должна быть особенно сильной, ибо написанное и видимое получает смысл только тогда, когда оно звучит.

Вторая задача в работе над записью музыки (музыкальным диктантом) заключается в том, чтобы способствовать развитию внутреннего слуха и музыкальной памяти. Внутренний слух и музыкальная память тесно связаны между собой и часто рассматриваются как одно и то же. Но на самом деле это две разные стороны музыкальных способностей ученика.

Внутренний слух есть способность в воображении представлять себе один или ряд звуков.

Причем, это внутреннее слышание может быть вначале интуитивным, бессознательным, что присуще почти каждому музыкальному человеку, но в процессе работы должно стать осознанным, целенаправленным.

Музыкальная память проявляется через внутренний слух. Многие авторы учебников по сольфеджио отмечают, что воспитание слуха будущего музыканта-профессионала - это, прежде всего, всемерное развитие музыкальной памяти.

Таким образом, музыкальная память – не просто способность

 

*Давыдова Е. В. Методика преподавания сольфеджио. — М.,1986. с.9

*Давыдова Е. В. Методика преподавания сольфеджио. — М.,1986. с.7

запоминания мелодии, гармонического сопровождения музыкального отрывка

в целом, а память аналитическая, то есть запоминание и одновременно понимание структуры горизонтали и вертикали: мелодии, музыкальной формы, строения, расположения и функций аккордов, их взаимосвязи, особенностей фактуры и голосоведения – короче говоря, тех элементов, которые обычно выявляются при зрительном анализе нотного текста.

Совершенно очевидно, что сложный процесс записи диктанта «слышу – понимаю – записываю» требует не только определенных знаний, уровня развития слуха, но и специальной подготовки, обучения. Это одна из важнейших задач методики сольфеджио – показать, как учить писать музыкальный диктант.

В педагогической практике работа над записью диктанта построена в большинстве случаев так, что развивается лишь одна сторона памяти: осознание и затем запоминание того, что слышишь. Недостаточно тренируется память музыкальная, так сказать эмоциональная, не анализирующая, а основанная на внутреннем слышании звучания. Еще меньше используются творческие возможности учеников, не привлекается к работе тот музыкальный материал, который накоплен их практической музыкальной деятельностью. Методически не разграничены и не разработаны приемы работы над развитием памяти и внутреннего слуха.

Именно работа над диктантом в классе сольфеджио должна ставить своей целью развитие внутреннего слуха и музыкальной памяти.

Третья задача в работе над диктантом – это практическое освоение и закрепление теоретических понятий и того опыта, который накоплен в результате практической музыкальной деятельности учащегося. Многие ошибки говорят о практическом неумении записать музыку, о неумении применить свои знания на практике. И в этом отношении письменные работы (диктант) являются полезной формой для закрепления теоретических знаний и практических умений.

Здесь, прежде всего очень важна тесная связь между теоретическими предметами (элементарная теория музыки, гармония, анализ) и параллельно идущим курсом сольфеджио. Несомненно, что слуховая проработка теоретических понятий осуществляется во всех формах работы по сольфеджио, то есть в пении интонационных упражнений, анализе на слух, чтении с листа.

 

Выбор музыкального диктанта

.

 

Поскольку музыкальный диктант есть «запись музыки на слух», то первым условием является правильный выбор музыкального материала для диктанта. Дореволюционная методика черпала материал для диктанта из специально составленных упражнений. Основой их являлись та или иная тема из области теории музыки. Чаще всего это были метро-ритмические или интервальные трудности. В зависимости от творческой одаренности авторов, музыкальное качество этих примеров-упражнений было лучше или хуже, но всегда подчинено главной идее. В настоящее время методика составляемых сборников иная ― материалом для записи служат образцы из подлинной музыкальной литературы. Чем более ярки и художественно убедительны будут эти примеры - тем больше они помогут достичь цели музыкального диктанта. Педагог или составитель сборника, отбирая материал, должен прежде всего заботиться о том, чтобы отрывок был осмысленным и ясным по форме. Нельзя допускать, чтобы пример был слишком короток, иначе он потеряет смысл и художественную ценность. Недопустимы также искажения с целью его облегчения, так как это нарушает цельность художественного образа. Чрезвычайно важным является определение трудности примера. Обычно критерием служат ладовые, тональные, метро-ритмические стороны примера. Это, несомненно, основные признаки. Но кроме них, большое значение имеет также стиль и жанр отрывка. Еще большее значение определения трудности диктанта имеют интонационные особенности стиля произведения. Отбирая пример для диктанта, надо стремиться к тому, чтобы музыка примера была яркой, выразительной, тогда она легче запоминается. При выборе музыкального материала для диктанта также очень важно, чтобы материал был подробно распределен по темам. Педагогом должна быть строго продумана и обоснована последовательность диктанта.

Материалом в выборе диктанта могут служить примеры, сочинённые самим педагогом, или мелодии из сборников диктантов, а также примеры из образцов музыкальной литературы. Г. Шатковский (педагог-практик, автор уникальной методики развития музыкальных способностей ребенка) придерживается мнения, что «диктант лучше сочинять в соответствии с теми или другими задачами развития музыкального слуха, которые решаются на данном уроке». В настоящее время существует немало разнообразных сборников диктантов для ДШИ, из которых можно сделать выбор: «Музыкальные диктанты» Г. Фридкина, «Музыкальные диктанты» Е. Быкановой и Т. Стоклицкой, «Музыкальные диктанты» Г. Долматова, «Музыкальные занимательные диктанты» Е. Калининой, «Одноголосные диктанты» И. Русяевой, «Музыкальные диктанты» Ж. Металлиди и А. Перцовской, «1000 примеров музыкального диктанта» Н. Ладухина.

«Музыкальные диктанты» Г. Фридкина- это сборник одноголосных, а также двух- и трехголосных диктантов, которые предназначены для использования на уроках сольфеджио ДМШ и ДШИ. В пособие включены фрагменты из музыкальных произведений, народные песни и примеры из сборников диктантов других авторов. Материал систематизирован по классам.

«1000 примеров музыкального диктанта» Н. Ладухина- это пособие русского музыкального теоретика и композитора Н. Ладухина содержит примеры диктантов разного уровня сложности

«Музыкальные диктанты» Ж. Металлиди и А. Перцовской- диктанты здесь распределены по основным темам, соответствующим программе с I по VII класс. Отдельный раздел составляют диктанты для VIII класса. К каждой теме даны методические указания.

Материал сборника Е. Быкановой и Т. Стоклицкой основан на многолетнем опыте работы авторов в ЦМШ при МГК им. П.И. Чайковского. Свыше 1000 диктантов строго систематизированы по классам и темам.

Две тетради с диктантами Г. Калининой это сравнительно новое учебное с разнообразными интересными заданиями и «заготовками» (написать ритм мелодии, исправить ошибки в диктанте, дописать пропущенные ноты, такты...)

Сборники диктантов И. Русяевой полностью базируются на методике, разработанной и проверенной в практике преподавателей в ЦМШ при МГК им. П.И. Чайковского. Помимо диктантов в пособии есть разделы для работы с интервалами и аккордами.

Благодаря новым технологиям, безграничным возможностям интернета, технической оснащенности, учащиеся могут получить доступ практически к любой информации, в том числе и музыкальной. Один из главных ресурсов для музыкантов, стремящихся развить свой музыкальный слух это «SOLFA». Он создан для тех, кто хочет поднять уровень своей подготовки по сольфеджио, стать настоящим профессионалом. На сайте представлены разной сложности диктанты, последовательности. Создатель сайта В. Громадин, преподаватель с большим опытом работы.

Подобные задания с аудиокурсом сольфеджио есть на сайте И. Русяевой.

 

Формы музыкального диктанта.

 

На уроках сольфеджио диктант как форма работы должен являться итогом усвоения какого-либо материала, но не наоборот. Можно усложнять диктант новым элементом только тогда, когда он тщательно проработан в других формах работы на уроке.

Устный диктант – очень продуктивная форма работы, т.к. требует быстроты реакции и цепкой памяти, умения запоминать характерные детали диктанта. Обязательно пение с тактированием, можно играть на фортепиано с транспонированием. Однако у всех небольших диктантов есть недостаток – они не стимулируют расширение объема музыкальной памяти, т.к. состоят, как правило, из 1–2 фраз.

Показательный диктант – с показом процесса записи и анализом у доски преподавателем или с помощью ученика. Особенно часто используется на подготовительном и начальном этапах обучения. В дальнейшем можно прибегать в особо сложных случаях или когда педагог впервые вводит в диктант новую трудность.

Дидактический диктант – содержит какую-либо специфическую трудность. Целесообразно использовать данную разновидность на начальном этапе освоения какой-либо трудности в диктанте.

Письменный диктант с предварительным анализом – классический образец диктанта на уроке сольфеджио. За первые два проигрывания дети определяют тональность, размер, характерные мелодические и метроритмические особенности, структуру мелодии (есть ли точные повторы, секвенции и т.д.). Как правило, он пишется за 8–10 проигрываний.

Эскизный диктант – развивает полезное умение писать диктант начиная с любого места, абстрагируясь от восприятия диктанта как единого целого. Особенно полезно это умение при «столкновении» с трудным местом в первой половине диктанта. Педагогом даётся задание записать определённый фрагмент мелодии: например, сначала – каденции, потом первую и вторую фразы и т.д. Задача такого навыка – ученик должен уметь сконцентрироваться в первую очередь на тех фрагментах мелодии, который он лучше запомнил, и только после этого дописывать остальное, «не биться головой об стенку». Диктант с аккомпанементом представляет собой усложнённый вариант классического, когда восприятие мелодии затрудняется отвлечением слуха на аккомпанемент.

Тембровый диктант – сложность в его написании заключается в непривычном восприятии звуков, сыгранных на любом инструменте (но не фортепиано), т.к. новая тембровая окраска звучания мелодии является отвлекающим моментом. Диктант без подготовки (контрольный) – отражает степень усвоения материала и является разновидностью классического письменного диктанта. В качестве контрольного диктанта педагог даёт на один-два класса легче.

Ритмический диктант – направлен на освоение ритма. На своих уроках я предлагаю ученикам записать диктант, мелодия которого идет по ступеням гаммы, но при этом содержит полный набор ритмических трудностей, которые они уже изучили в настоящий момент. Хорошо использовать именно эту форму работы при закреплении на практике знакомства с новым ритмическим рисунком.

Диктант с ошибками – на доске выписывается диктант, но с ошибками. Задача детей – записать правильный вариант себе в тетрадь.

Диктант с вариациями (вариантами) – полезен для расширения музыкального кругозора и понимания возможностей развития музыкального материала. В таких диктантах можно явственно показать, откуда берёт начало та или иная трудность. Например, в ситуации с внутридолевым пунктиром можно дать в первом варианте диктанта это две восьмые, во втором вместо восьмых – восьмую и две шестнадцатые и в третьем – пунктирный ритм. Данный вид помогает детям лучше осознать и обобщить сложные моменты диктантов.

Диктант по памяти – пример играется 2-3 раза, за время проигрываний дети должны постараться максимально верно запомнить мелодию. Пока все ученики не запомнят, педагог не разрешает приступать к записи. Дети 15 должны пытаться мысленно, под дирижирование педагога, пропеть мелодию до конца. Поэтому для такого вида работы подбираются максимально яркие фрагменты. Тональность называется непосредственно перед записью диктанта. Во время записи проигрывания не даются, в конце, после того как время истекло, диктант проигрывается ещё раз, ошибки анализируются всем классом. На первом этапе такой диктант – это одна фраза (2-4 такта), потом – предложение и далее – период.

Диктант с настройкой, но в произвольной тональности. Педагог производит настройку, но не объявляет тональность. Тональность устанавливается только после настройки. Для выработки ощущения высоты положения лада, для ощущения окраски тональности. Разновидность этого диктанта – каждый пишет в произвольной тональности. Для абсолютников это возможность оторваться от слышания конкретных звуков и выработка опоры только на функциональные ощущения ступеней лада.

Диктант с досочинением мелодии развивает творческие способности учащихся, способствует осознанию закономерностей строения и мелодического развития с его тремя классическими стадиями: началом, серединой (развитием) и заключением.

Подбор и запись знакомых мелодий. Вначале мелодия подбирается на инструменте, а потом оформляется в письменном виде. Вариант посложнее – запись мелодии без предварительного подбора на инструменте. Эта форма работы особенно активно используется в начале обучения, и слова песни здесь являются эмоциональным и ритмическим подспорьем для припоминания контура мелодии.

Самодиктант – запись по памяти выученных номеров с учебника в других тональностях. Конечно здесь отсутствует один из главнейших принципов диктанта – запись новой, незнакомой мелодии. Однако в качестве одного из принципов развития внутреннего слуха и для выработки умения графически оформлять услышанное – это неплохой прием.

 

Подготовительные формы работы

 

Процесс записи диктанта (слышу- понимаю- записываю) требует знаний, специальной подготовки, обучения. Одна из важнейших задач предмета сольфеджио― научить писать диктант. Для записи диктанта требуются мышление, память, внутренний слух, теоретические знания, помогающие грамотно записать услышанную мелодию. Чтобы приступить к записи диктанта необходимо подготовить учеников к этой работе. Поэтому мы начинаем работу над записью музыки во втором классе, а в первом классе проводим большую подготовительную работу. Сам процесс записи диктанта требует не только определённых знаний, уровня развития слуха, но и специальной подготовки, обучения. Поэтому не следует торопиться вводить музыкальные диктанты на начальном этапе обучения, а заниматься подготовительными упражнениями. Прежде, чем приступить к записи диктанта, мы должны быть уверены в том, что наши учащиеся подготовлены к этой работе. Следовательно, в первом классе нужно провести большую подготовительную работу.

Подготовкой к письменным диктантам должны служить:

1) небольшие, но постоянные задания по переписке нот (контрольные списывания), причём переписывается, только то, что знакомо, чтобы закреплять связь между видимым и слышимым и такая форма развивает внутренний слух;

2) работа над нотным почерком (переписанные ноты должны соответствовать своему местоположению);

3) запись выученных ранее мелодий по памяти (например, с предыдущего урока или из домашнего задания);

4) письменное транспонирование знакомых мелодий или мелодий подобранных на фортепиано;

5) подбор мелодии на фортепиано, с последующей её записью;

6) проводятся небольшие устные диктанты. Небольшая мелодия проигрывается и пропевается учащимися (про себя, а затем вслух);

7) ритмическое оформление, написанных на доске нот, составляющие знакомую мелодию;

8) педагог записывает на доске мелодию с ошибками в ритме, а учащиеся должны найти ошибки;

9) педагог играет незнакомую мелодию с ошибками, а учащиеся следят по нотам и определяют, где допущена была ошибка

11) работа со столбицей: все поют проигранную мелодию на слог, а один учащийся на общей таблице-столбице, показывает ступени;

12) мелодия, попевка записывается в виде ступеней;

13) раскладывание карточек с названиями нот или ступеней. Они должны быть разложены в виде звукоряда перед каждым учеником. Услышав короткую фразу, сыгранную учителем, дети повторяют его в «уме» и откладывают соответствующие карточки.

При этом лучше активизируется внутренний слух, создаются условия для сосредоточения внимания учеников и отпадают технические трудности написания нот. Кроме того, использование карточек, даёт нам возможность легко контролировать одновременно работу всех учеников, поправлять сразу же ошибку любого из них.

На первых занятиях мы стараемся научить детей навыкам нотной записи, выработать ловкость пальцев и рук, запомнить названия нот первой октавы. Для этого мы вводим упражнения, состоящие из отдельных нот вначале целыми, затем половинными, позже четвертными и восьмыми длительностями. Такие упражнения должны занимать не более пяти-семи минут на каждом уроке. Используя такую форму работы на уроке, мы добиваемся, чтобы дети научились определять названия нот не путём отсчёта от начальной ноты, а на основе запоминания положения каждой ноты на нотоносце. Целесообразно начинать писать ноты между линейками (их писать легче), а после ― на линейках. Каждую ноту надо прописывать много раз, при этом проговаривать вслух её название, а позднее ― «в уме». С самого начала мы приучаем детей писать аккуратно и чисто, т.е. вырабатываем у детей красивый нотный почерк. Педагог записывает на доске упражнение или несложную прибаутку, ученики поют ее два, три раза, затем она стирается, а детям предлагается записать ее по памяти. Дети выучивают песню самостоятельно (по нотам), педагог проверяет, как она усвоена, предлагает выучить ее наизусть и петь, называя ноты, затем записать по памяти. Учащиеся дома подбирают выученную песню и записывают ее в классе. При записи дети не должны напевать мелодии. Выполнение заданий производится в полной, тишине. Как можно больше мелодий следует учить наизусть, так как осмысленно и выразительно спеть любую музыкальную фразу учащиеся первого класса могут только в том случае, если знают её наизусть. Выученные мелодии на уроке целесообразно включать в домашние задания и возвращаться к ним на следующих уроках, записывая их по памяти.

Начинать петь по нотам нужно с простых мелодий, использующих лишь две ладовые ступени, затем постепенно расширять звукоряд, вводить постепенно остальные ступени лада. Для создания у учащихся отчётливого слухового представления каждой ладовой ступени мы подбираем музыкальный материал с характерными для данной ступени интонациями. При разучивании мелодий мы обязательно следим за чистотой интонирования, добиваемся того, чтобы учащиеся научились слышать даже незначительные неточности интонации в собственном пении и своих одноклассников. В работе с первым классом мы уделяем большое внимание устным диктантам. Начинать следует с узнавания отдельных, не связанных друг с другом устойчивых ступеней. Такие упражнения наиболее распространённые и заключаются они в том, что учащиеся определяют на слух и поют звук, сыгранный преподавателем на инструменте после предварительной настройки. Однако не следует требовать от учащихся названия звуков без пения – это приводит зачастую к «отгадыванию» звуков и не приносит никакой пользы, не способствует развитию слуха.

Первые устные диктанты представляют собой мотивы и фразы, состоящие из двух, трёх, четырёх ступеней в равномерном ритмическом движении. Главная задача теперь ― диктовать не звук за звуком, а в целом мотивы. Учащиеся должны запомнить диктант с первого или с минимального количества повторений, петь его в «уме» и лишь, затем спеть его или разложить карточками. Теперь, когда дети имеют простейшие навыки в написании нот, быстро запоминают и удерживают в памяти короткие мотивы, мы переходим и к письменным диктантам.

Таким образом, диктанты на начальном этапе обучения должны быть чаще всего очень короткими, чтобы дети могли их запомнить за два-три, максимум за четыре проигрывания. Диктанты из восьми тактов следует давать лишь в конце первого класса. Необходимо выбирать такие диктанты, чтобы дети могли их записывать быстро, без особых затруднений, и тогда у них появится уверенность в своих силах, и они будут писать диктанты охотно.

 

Организация процесса записи диктанта

 

Б. Алексеев и Д. Блюм в предисловии к «Систематическому курсу музыкального диктанта» отмечают, что «Воспитание слуха будущего музыканта- профессионала - это прежде всего всемерное развитие муз. памяти. Таким образом, музыкальная память - не просто способность запоминания мелодии, гармонического сопровождения музыкального отрывка в целом, а память аналитическая, т.е. запоминание и одновременно понимание структуры горизонтали и вертикали: мелодии, музыкальной формы, строения, расположения и функций аккордов, их взаимосвязи, особенностей фактуры и голосоведения - короче говоря, тех элементов, которые обычно выявляются учащегося при зрительном анализе нотного текста».

I. Металлиди Ж., Перцовская А. Музыкальные диктанты для ДМШ. – Л., «Музыка», 1986. Диктант №9

 

В первом классе при записи диктанта мы учим внимательно слушать мелодию. Поэтому важен предварительный анализ. В результате которого выясняется: структура диктанта (количество фраз, их сходство), направление движения мелодии (движение вверх-вниз, по устойчивым ступеням, поступенное движение, опевание, повторность).

Такую работу мы проводим со всей группой, чтобы ученики осознали ее и приступили к записи.

Важное значение имеет настройка слуха. А так как слух развивается через пение, поэтому мы поем гамму вверх и вниз, тоническое трезвучие, опевание, разрешение, ступени в том порядке, котором они возможно встретятся в диктанте.

Перед диктантом мы прослушиваем отдельные обороты, которые встретятся в данном диктанте. Пропеваем по одному и хором эти фрагменты нотами, определяем длительности.

Прежде всего мы обращаем внимание к тому, что будет сыграно. Первое проигрывание диктанта должно быть по возможности, выразительным, в настоящем темпе. Для большего запоминания с самого начала мы проигрываем пример не один раз, а 2-3 раза подряд.

После этого в процессе беседы определяется лад, размер, структура и т.д., затем дается настройка и диктант вновь проигрывается и начинается его запись.

На первых порах для лучшего усвоения мелодии мы пропеваем её наизусть на слоги, не называя нот.

В конце отведенного для диктанта времени, диктант проверяется. При этом мы пропеваем диктант всем классом, или проигрываем каждую запись и затем самостоятельно исправляем ошибки.

 

II. Металлиди Ж., Перцовская А. Музыкальные диктанты для ДМШ. – Л., «Музыка», 1986. Диктант № 398

В старших классах происходит выработка алгоритма действий при работе над диктантом, то есть определение ряда пунктов-вопросов, на которые должны отвечать учащиеся. Также определяется вариант «диктовки»: это может быть исполнение от 8 до 10раз через равные промежутки времени, или диктант вначале звучит 3 раза подряд, и только после этого учащиеся приступают к его устному анализу и последующему написанию. Второй вариант предпочтительнее в силу того, что троекратное повторение помогает преодолеть психологическое напряжение, возникающее во время звучания новой мелодии, которую следует точно зафиксировать в нотной тетради.

 

Алгоритм вопросов

1.Структура.

Определение до нотной записи диктанта структуры мелодии, количества построений, фраз, характер каденций. Данный диктант имеет четкую структуру (2 предложения повторного строения, 4 фразы. Серединная каденция завершается неустойчивой нотой, заключительная – тоникой)

2.Лад.

Определение ладового взаимоотношения частей и оборотов, что поможет в самостоятельной проверке написанного. При этом учащиеся должны уметь: - определять (и записывать) звуки в начале и в конце каждой фразы; (Тоника в начале предложений и завершение 1, 2, 3 фразы II ступенью); - начинать каждое новое построение, опираясь на ладовую настройку; - находить и использовать при записи предварительно осознанные формообразующие элементы: повторения, секвенции, варьирование; - при записи более сложных мелодий с альтерацией или хроматизмом – уметь выделять опорные, базовые звуки и по ним находить нужный звук или целый мелодический оборот. (Обратить внимание на вспомогательные и проходящие хроматизмы во второй и четвертой фразах).

3.Линеарность.

Умение записывать ряды звуков или отдельные интонационные обороты, осознавая линию движения мелодии (плавная, скачкообразная, опевание звуков, вспомогательные звуки и т.д.).

4.Интервалы.

Ориентация на интервалы возможна только в следующих ситуациях - при широких скачках в мелодии; (В данном диктанте широких скачков нет. Обратить внимание на тритон, завершающий диктант); - при записи мелодий с отклонениями и модуляциями (так как момент перехода в другую тональность требует определения интервала). (Модуляции в этом диктанте нет).

Важным и трудным моментом является умение обобщать группу звуков в одну интонацию, в аккорд, встречающиеся в мелодии в разложенном виде, а не записывать эту группу по отдельным интервалам. (Обратить внимание на Т64 в начале предложений).

5.Метроритм.

В процессе работы над записью диктанта одной из самых трудных методических задач является осмысление того, что звуковысотные и метроритмические соотношения неотделимы друг от друга, и только в единстве их образуется логика и смысл мелодии. При записи следует одновременно оформлять в каждом построении и высоту, и ритм. При этом мы приучаем учащихся: - определив темп, размер, продирижировать мелодию; - мысленно вспоминая мелодию, простучать ритмический рисунок; - запомнив построение, сразу осознавать его ритмичную организацию, группировку звуков вокруг сильной доли; - в процессе записи, прежде всего, зафиксировать сильные доли такта, а затем звуки, составляющие долю (это особенно важно при записи мелодий с большим количеством мелких длительностей). После определения начальных звуков каждой доли яснее выявляются ритмические группы, и дальнейшее их осознание может стать чисто логическим - осознавая какую-либо ритмическую группу, нужно дирижировать, не разрывая мотив или фразу.

Важно помнить, что нельзя останавливаться перед сильной долей или пытаться дирижировать одну долю, ведь ритмическая группа – это соотношение длительностей в данном размере, во времени.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Диктант является итогом знаний и умений, определяющим уровень музыкально-слухового развития учащихся. Поэтому, на уроках сольфеджио в детской музыкальной школе диктант должен быть обязательной и постоянно используемой формой работы.

Роль педагога в процессе работы над диктантом очень ответственна. Руководя работой класса, мы обязаны знать индивидуальные особенности каждого своего ученика и учитывать их в работе. Кроме общих замечаний мы стараемся давать индивидуальные советы, приемы, задания, необходимые каждому отдельно взятому ученику.

Значение музыкального диктанта не ограничивается воспитанием навыков записи музыки. Практика нотной записи служит большим подспорьем в воспитании и развитии четких, рельефных музыкальных представлений; занятия по музыкальному диктанту воспитывают чувство стиля музыки и обогащают память запасом полезных музыкальных образцов. Идейно-воспитательное значение музыкального диктанта в процессе развитии музыкального слуха также очень важно. Следовательно, музыкальный диктант на уроках сольфеджио является одной из высших, основных форм развития музыкального слуха, поскольку он включает в себя наиболее сложный комплекс развивающих средств, всесторонне воздействующих на личность обучаемого. Музыкальный диктант с большей эффективностью способствует формированию прочных знаний, умений и навыков в области развития музыкального слуха. Поэтому работу над диктантом мы начинаем с самого раннего этапа обучения музыке и проводим ее систематично и целенаправленно, постепенно усложняя предлагаемый для обучения материал.

Конечная цель музыкального диктанта - воспитание навыков непосредственного перевода музыкальных образов в четкие слуховые представления и закрепление их в виде нотной записи. Мы стараемся развивать музыкальный слух, внимание, музыкальную память детей, учить определять ладовые интонации и ритмические трудности. Мы стремимся добиться от каждого нашего ученика умения правильно записать диктант любого вида. Но для многих учеников музыкальный диктант оказывается сложной задачей. Однако никогда не следует забывать, что музыкальная школа - учебное заведение дополнительного образования. Поэтому, в зависимости от возраста, я рекомендую несколько видов домашних работ: например, в младших классах – это переписка небольших мелодий, записанных в классе или запись мелодий, выученных в классе; в старших классах – письменные упражнения по варьированию мелодий. Определенные возникающие трудности не должны становиться неразрешимыми проблемами.

Прежде всего, мы учим детей слушать музыку и переживать ее, даже в процессе выполнения технических упражнений творить и открывать новое. Двигаясь планомерно и последовательно, используя в процессе работы различные формы диктантов, мы обеспечиваем усвоение учащимися правильной методики работы над музыкальным диктантом. Наша цель – сделать все формы работы увлекательными, чтобы они приносили удовлетворение, потому что главная цель педагога - воспитание любви и интереса к музыке, формирование эстетического вкуса учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

А

лексеев Б. К вопросу о методике записи музыкального диктанта М.: Музыка,1985.

Бергер Н. А. Современная концепция и методика обучения музыки. – Спб: «Каро», 2004.

Вахромеев В. Вопросы методики преподавания сольфеджио в детской музыкальной школе, М.: Музыка, 1966

Давыдова Е.В. Методика преподавания музыкального диктанта. – М., «Музыка», 1962.

Долматов Н. Музыкальный диктант. М.: Музыка, 1972.

Как преподавать сольфеджио в

XXI

веке М.: Классика

XXI

, 2006.

Калинина Г. Занимательные диктанты. М., 2008

Кондратьева И. Одноголосный диктант: Практические рекомендации. СПб.: Композитор, 2006

Ладухин Н. 1000 примеров музыкального диктанта. М.: Музыка,1981.

Масленкова Л. М. Интенсивный курс сольфеджио. Методическое пособие для педагогов. – Спб : Союз художников, 2003.

Металлиди Ж., Перцовская А. Музыкальные диктанты для ДМШ. – Л., «Музыка», 1985.

Музыкальный слух. Теория и методика развития и совершенствования/С.Е.Оськина; Д.Г. Парнес. М.: АСТ, 2005.

Мы играем, сочиняем и поем. Сольфеджио для 1 класса музыкальной школы/ Металлиди Ж., Перцовская А. СПб.: Композитор, 1998.

Мюллер Т.О значении и месте музыкального диктанта в курсе сольфеджио

М.: Музыка,1985.

Островский А.Л. Методика теории музыки и сольфеджио. – Л., «Музыка», 1970.

Островский А. Л. Очерки по методике теории музыки и сольфеджио. – Ленинград: Государственное музыкальное издательство, 1954.

Русяева И. А. Одноголосные диктанты – М., «Планета детства», 1999.

Систематический курс музыкального диктанта/ Алексеев Б. и Блюм Дм. М.: Музыка, 1969.

Стоклицкая Т. 100 уроков сольфеджио. М.: Музыка, 1999.

Фокина Л. Методика преподавания музыкального диктанта - М., Музыка, 1969 г.

Фридкин Г. А. Музыкальные диктанты. М.: Музыка, 1965

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×