Музыкальный словарь ребенка, как показатель его музыкальной культуры. ☼
Автор: Сорокина Мария Александровна
С появлением новых программ по музыкальному воспитанию появилась возможность научить детей слышать высокохудожественную музыку. Передавать ее характер в танцевальных и образных движениях, пантомиме, игре на музыкальных инструментах, в рисунках, используя сравнения музыкальных произведений со стихотворениями, репродукциями картин и др., то есть использовать интегрированный подход к организации занятий.
Занятия, которые можно применять в работе для дошкольников: «Путаница-перепутанница» включает в себя интеграцию театрализованной деятельности детей по одноименной сказке Чуковского и русского музыкального фольклора – песня, частушка, хороводная игра, пляска, музицирование.
Дети, в ходе театрализованного действия по сказке «Путаница», проявляют свое творчество в русской песне (обыгрывая ее), исполняют частушки, водят хороводы, танцуют русские танцы, играют на детских музыкальных инструментах.
Занятие «Кто в теремочке живет?» представляет собой интеграцию восприятия и разных видов музыкальной, творческой деятельности детей, а также рисование, как передача полученных впечатлений от услышанной музыки [9, 28]. В ходе этого занятия можно использовать координационно-подвижную игру «Анко-дранко», игру с бумагой для психофизической разгрузки детей и плавного перехода от одной темы к другой. Дети с интересом слушали тему сказочного героя Бабы Яги, животных и кукол. Затем эти музыкальные образы прекрасно переделываются в ритмопластику, в музыкальной игре «Теремок», и элементарном музицировании.
По музыкальному образу дети догадываются, что в одном теремке живет Баба-Яга, потому что услышанная ими музыка была быстрая, стремительная, колючая, отрывистая. В другом теремке живут веселые зверята: дети узнают музыку о животных Сен-Санса, прослушанную ранее. А в следующем живут куклы из разных сказок: «Белоснежка», «Дюймовочка», «Золушка». Музыка «хрустальная, волшебная, игривая» – говорили они.
С помощью волшебных слов «Брекс-фекс-пекс» – дети превращаются в художников, они играют с бумагой и рисуют понравившийся теремок. После занятия можно организовать выставку детских работ в музыкальном зале.
В детском саду можно провести тематический день «Елочка – живая иголочка».
В гости к детям пришла Фея из сказки, своей волшебной палочкой она пригласила «живую Елочку», которая рассказала детям о себе. Дети же, в свою очередь, должны стараться развеселить Елочку стихами и прекрасными танцами. В такой увлекательной форме дети узнают: сколько лет растет ель, в каких местах она растет и многое другое.
Игровая форма заданий, занимательность помогают без особых затруднений усвоить многие достаточно сложные музыкальные понятия и представления.
Одно из основных пособий, на основе которого создаются различные музыкально-дидактические игры и упражнения, - «Музыкальный букварь» Н. А. Ветлугиной. Каждая музыкальная попевка в букваре иллюстрирована, что всегда привлекает малышей.
Музыкальные понятия и термины дети усваивают постепенно начиная с раннего и младшего дошкольного возраста. Вначале дети не употребляют их в речи, а лишь учатся понимать. Педагог разъясняет новые понятия, иллюстрирует их музыкой, образным словом, зрительной наглядностью. В дальнейшем некоторые термины входят в активный словарь детей.