Народная педагогика

Автор: Шишкова Ирина Владимировна

Народная педагогика 

    План.

 I.Введение.

 II.Народная педагогика – совокупные педагогические знания и воспитательный опыт народа.

 1.Формирование концепции народной педагогики и ее характерные особенности.

 2.Пословицы и поговорки – народные педагогические миниатюры.

 III. Педагогическое воззрение народа на воспитание и обучение.

 1. Сущность, приёмы и способы воспитания.

 2. Трудовое воспитание – сердцевина народной педагогики.

 3. Умственное и физическое воспитание.

 IV. Заключение.

 Введение.

 Народная педагогика – составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Слова великого российского педагога К. Д. Ушинского о том, что «воспитание существует в российском народе столько же веков, сколько существует сам народ», целиком относятся ко всем иным народам. Совместно с тем они предполагают, что народная педагогика появилась в глубочайшей древности, что она исторически предшествовала научной педагогике и влияла на ее ранешние формы. Анализ истории старой педагогической мысли народов

 Средней Азии и Казахстана указывает, что первые социальные монументы педагогики возникли под прямым действием народной жизни, народной педагогической культуры. Справедливо утверждение историков педагогики С. Д.

 Бабишина и Б. Н. Шитюрова, что «древнерусские мыслители как представители официальной педагогики не могли не учесть богатейшего опыта воспитания, скопленного соотечественниками ». От «Слова о законе и благодати»

 Иллариона до «Молния Даниила Заточника» наблюдаются неизменные обращения к мудрости народной педагогической мысли. Эта взаимосвязь является важнейшей чертой произведений XI – XIII в.В.

 Исследователи древнерусской педагогической мысли убедительно проявили взаимовлияние и взаимообусловленность официальной и народной педагогики, которые дополняют и обогащают друг друга. Если в официальной педагогики постоянно ощущалась влияние церкви и идеологии господствующих классов, то народная педагогика, хоты и в известной мере подвергалась этим влияниям, в целом выражала думы и чаяния народа, его представление и воспитании и обучении юного поколения. 

 Анализ наследия Ибн Сины ( Авиценны ), Бируни, Джами, Хорезми,

 Дехлеви, Хайяма, Навои, Фараби, Саади и остальных просветителей указывает, что их идеи о воспитании в частности тесновато перекликается с идеями и мыслями, выраженными в монументах народной педагогики : в поговорках, пословицах, притчах, преданиях. Более того некие предания люд конкретно связывает с поступками, жизнью и деятельностью великих людей.

 Эти учёные выражали идеи гуманизма, подчёркивали необходимость привития молодому поколению больших нравственных свойств, воспитания их в духе любви к труду, уважения к старшим, дружбы и товарищества, правдивости и честности. Прогрессивные демократические идеи великих ученых и поэтов перекликаются по форме и содержанию с идеями народной мудрости, поэтому они оказывали огромное влияние на формирование педагогической культуры народов Средней Азии и Казахстана, сохраняя свою актуальность и до наших дней.

 Народная мудрость о воспитании является выражением многовековой педагогической культуры и опыта домашнего воспитания народа. В сложных взаимоотношениях с официальной педагогической доктриной народное воззрение пробивало себе дорогу, выражая мысли и чаяния народа об обучении и воспитании детей – самого драгоценного собственного достояния. На путях исторического развития люд преодолел косность ложных представлений и понятий о воспитании. Базы народных воззрений на воспитание и обучение соединены своим происхождением не религии, не магии, не ритуалу, а трудовой производственной деятельности и житейской практике самого народа. Если сделать сопоставительный анализ творчества великих мыслителей и народного взора на воспитание, то можно узреть полное их единство, в большей степени в виде просто запоминающихся афоризмов. Образное слово, выполняя, с одной стороны, изобразительно-выразительную, с другой – информационно-коммуникативную функцию, служила в известной мере связывающим звеном меж назиданиями мыслителей и богатейшими афоризмами народа.

 Народная педагогика – совокупное педагогическое знание и воспитательный опыт народа. Формирование концепции

 Народная педагогика и её характерные особенности.

 Историография научных исследований заморочек народной педагогики свидетельствуют, что исследование народного опыта воспитания как социально- исторического парадокса на всех этапах исторического развития входило в круг научных интересов педагогов прошедшего и реального. Великий чешский педагог Я.А. Коменский обосновал идею «материнской школы», делая упор конкретно на опыт домашнего воспитания. Известный швейцарский педагог Г. Песталоцци свою «Книгу для матерей» создал, обобщив опыт швейцарской народной педагогики. Он был убежден, что природосообразное воспитание, начатое в семье, обязано потом длиться в школе. Великий российский педагог К.Д. Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, - писал он, - имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых наилучших системах, основанных на абстрактных идеях…» Он глубоко верил в принцип «народ без народности – тело без души» и, делая упор на этот принцип, обосновал идею народности. Отлично зная народные обычаи, ритуалы, традиции, он пришел к выводу, что «мудрость предков – зеркало для потомков», и потому ратовал за народное воспитание, ибо оно является живым прототипом в процессе народного развития.

 Принцип народности воспитания осуществляется в ранешном детстве, в процессе овладения родной речью. Н.К. Крупская огромное значение придавала развитию речи детей в семье, в

особенности в процессе общения матери с ребенком, она направляла внимание на то, что «материнский язык служит ему орудием выражения себя, собственных мыслей, собственных настроений».

 А.С. Макаренко на своем многолетнем опыте народного учителя убедился, что педагогика рождается в живых движениях людей, в традициях и реакциях настоящего коллектива. Он подчеркивал, что «семейная, трудовая подготовка имеет самое принципиальное значение для будущей квалификации человека».

 В.А. Сухомлинский подчеркивал необходимость и значимость исследования нравственных идей и вытекающих из них педагогических взглядов народа. Он считал, что, несмотря на достояние и большущее практическое значение народной педагогики, она в подабающей мере не изучается, глубочайшие исследования по этим проблемам не проводятся.

 « О народной педагогике никто до сих пор серьезно на думал, и по- видимому, это принесло много бед педагогике, - писал он.

 - Я уверен, что народная педагогика – это средоточие духовной жизни народа. В народной педагогике раскрываются особенности государственного характера, лицо народа! Характер народа, лицо народа, его думы и чаяния, нравственные идеалы в особенности ярко появляются в созданных им притчах, былинах, легендах, эпосах, поговорках и пословицах.

 В середине XIX века ряд ученых, педагогов и мыслителей стали обращаться к проблемам народной педагогики. В 1861 году В.И. Водовозов написал статью о книгах, изданных для народного чтения, назвав её «Русская народная педагогика». В 1890 году в первый раз в более широком аспекте Д. Булгаковский и Г. Пинчук обращаются конкретно к памятникам народной педагогики – пословицам, песням, загадкам, ритуалам, отличая их воспитательное значение в народном быту. Большой научный энтузиазм представляет попытка Е.А. Покровского в этнографическом и педагогическом плане проанализировать детские игры и их роль в физическом и нравственном развитии детей. Другой исследователь А. Соболев, трудности детских игр разглядывает в сочетании с детскими песнями и тем самым еще более расширяет границы народной педагогики.

 Народная педагогика тесновато связана с этнографией и языкознанием.

 трудности народной педагогики в социально-экономическом и этнографическом аспекте затрагивались в целом ряде исследований историков, филологов, этнографов.

 В русский период одним из первых к проблемам народной педагогики обратился узнаваемых этнограф и педагог Г.С. Виноградов, давший описание сущности этого явления как составной части педагогической культуры народа, утверждавший право существования термина и понятия «народная педагогика».

 Народная педагогика «не столько система, сколько сумма знаний, умений», - утверждал Г.С. Виноградов. Он характеризовал народную педагогику как совокупность навыков и приемов, применяемых народом в целях формирования личности в определенном направлении. По мнению ученого, когда речь идет о народной педагогике, то имеется в виду не педагогическая теория, а педагогическая практика. Исходя из этого, Г.С. Виноградов считал, что совокупность народного взора, принимаемых народом средств действия на юное поколение в целях его обучения и воспитания следует назвать народной педагогикой.

 

 Вопросы народной педагогики были предметам исследования ряда ученых:

 А.Ф. Хинтибидзе, Г.Н. Волкова, А.Ш. Гашимова, В.Ф. Афанасьева, Г.Н.

 Филонова. Каждый из них, естественно, внес свой вклад в теорию и практику народной педагогики.

 Исходя из исследований этих ученых, мы пришли к выводу, что объектом и предметом народной педагогики является процесс воспитания и процесс обучения, а основным элементом народной педагогики является совокупность эмпирических знаний, сведений, скопленных народом о человеке и его воспитании, и практическая деятельность трудящихся по воспитанию юного поколения.

Народная педагогика, будучи предшественником научной педагогики, в гносеологическом, историческом, логическом, структурном отношении имеет некие своеобразные и характерные особенности. Анализируя содержания и формы памятников народной педагогике, можно выделить её отличительные черты.

 Народная педагогика исторически сложилась в глубочайшей древности. Она существует столько времени, сколько существует сам люд. В эру среднеазиатской античности (III век н.Э.) Уже были известны эталоны художественного народного творчества. Искусство слова, родившееся в глубочайшей древности, до этого всего воплотилось в художественном народном творчестве – в притчах, легендах, эпосе, поговорках, пословицах и остальных монументах народной педагогики.

 Великим педагогом различных времен и народов в собственных произведениях развивали идеи народности, природосообразности воспитания, обширно употребляли примеры из народной педагогики как выражение народной мудрости.

 Поскольку в базе народной педагогики лежат эмпирические знания, она наряду с фактически достоверными ценными, полезными знаниями, сведениями содержит искаженные, неточные, а порой под влиянием религии и господствующей идеологии ошибочные и даже вредные идеи. К примеру, некие пословицы и поговорки выражают пренебрежительное отношение к даме, покорность к проявлениям социальной несправедливости, рекомендуют использовать физические наказания в семье и.Т.Д.

 Как понятно, основой народной педагогики является наивно- реалистическое и стихийно-материалистическое воззрение народной философии.

 люд в основном правильно представлял себе материальность мира, проявления обстоятельств и следствия, взаимосвязь и взаимообусловленность явлений в природе и в обществе, единство формы и содержания, борьбу противоположностей. Когда люд оперирует таковыми афоризмами, как «В каждой трудности есть легкость»,

 «Даже наилучшее зеркало не отражает обратную сторону вещей» и т д, то нельзя не заметить, что но имеет верное представление о диалектике жизни.

 Присутствие в монументах народной педагогики частей атеизма – свидетельство стихийно-материалистического воззрения народа. Люд выражал очень отрицательное отношение к служителям культа. К примеру , «Хоть у муллы чалма белая, да нутро черное».

 люд имел свое представление о роли среды в воспитании, не верил в фатальную наследственность. Люди логически рассуждали: «И от отвратительного рождается хороший, и от хорошего рождается нехороший человек».

 люд внимательно следил и знал психологические особенности детей:

 «Привычка трехлетнего сохраняется и до восьмидесяти лет», «Ребенка нужно воспитывать, пока он в колыбели».

 Как и остальные произведения фольклора, памятникам народной педагогики присуща также черта синкретизма. В народной педагогике четких и определенных законов, систематизированных знаний, чётких научных определений.

 Терминология народной мудрости хранит в себе отпечаток листного диалекта, обычных народных воспримет и выражений. Все это делает язык народной педагогики понятным и близки самым широким слоям трудящихся. Типично, что многие слова, грамматические формы, уже вышедшие из употребления в живом языке и литературе, продолжают жить в народных афоризмах, причем они не воспринимаются как полностью устаревшие, напротив они удачно выполняют свою функцию. Как отмечает Г.С. Лазутин, «различные факты и явления языка: словаря, синтаксиса, морфологии и фонетики фольклора в собственных идейно- эстетических функциях уступают не изолированно друг от друга, а в самом тесном контакте…».

 крупная сила уверительности, образности, конкретности, эмоциональности достигается не лишь при помощи эпитетов, гипербол, аллегорий, риторических вопросов и восклицаний, но и всех средств лексики, синтаксиса, морфологии и фонетики языка. Все это объединяется средствами композиции, ритмики, а в песенных жанрах – и мелодии.

 Следующая характерная черта народной педагогики – это коллективность её творческих основ. Еще В.Г. Белинский писал, что «автором российской народной поэзии является сам российский люд, а не отдельные лица». А.Н.

 Веселовский, отстаивая коллективное начало народного эпоса, метко заметил, что народные эпопеи анонимны, как средневековые соборы».

 В монументах народной педагогики неопознаны имена их творцов.

 Творческая особенность в фольклоре не свободна в «самовыражении», коллективные и личные творческие акты тут разделены временем и пространством, и люди, вложившие свое творчество в то либо другое произведение, практически не знают друг друга. Каждый творец чем-то дополнял либо изменял услышанное, но обычно передавалось только то, что интересно всем, запоминалось то, что творчески более успешно и присуще среде в которой оно бытовало.

 В коллективном характере народного творчества конкретно выражается подлинная народность. Конкретно поэтому все достояние фольклора, в том числе все народные афоризмы в воспитании, - это «коллективное творчество всего народа, а не личное мышление одного человека».

 

 (А.М. Горький)

 

 На произведениях лежит печать многовековой духовной жизни народа, потому что их автор – люд.

 Народная педагогика имеет очень широкую аудиторию.

 Художественно народное творчество, монументы народной педагогики заменяли молодежи театр, которого она на знала, школу, куда её не допускали, книгу, которой она была лишена.

 Самой действенной чертой народной педагогики является связь с жизнью, с практикой обучения и воспитания юного поколения. Народной педагогике не было и нет необходимости заботится об укреплении связи с жизнью, ибо она сама жизнь; не было необходимости внедрять и распространять свои заслуги посреди масс, она сама педагогика масс, педагогика большинства, педагогика народа, созданная народом – для народа. Не случаем во многих семьях, куда ранее не доходили даже азы научной педагогики, люд воспитывал свое молодое поколение в духе трудолюбия, высокой нравственности и благородства.

 Народная педагогика, как и все остальные проявления духовной культуры, подвержена взаимовлиянию и взаимообогащению. Однообразные условия жизни, сходные обычаи и традиции оказывают взаимное влияние, порождают близкие по форме и содержанию сказки, афоризмы.

 

 Пословицы и поговорки – народные педагогические миниатюры.

 Поговорки и пословицы – один из самых активных и обширно распространенных памятников устного народного поэтического творчества. В них люд на протяжении веков обобщал свой социально-исторический опыт. Как правило, они имеют афористическую форму и поучительное содержание, выражают думы и чаяния народа, его взоры на явления публичной жизни, его эмпирически сложившееся представление о воспитании юного поколения.

 люд отобрал в собственной многовековой истории все ценное в педагогическом отношении в практике домашнего воспитания многих поколений и выразил его в форме поучительных афоризмов.

 В.И. Ленин писал: «Бывают такие крылатые слова, которые с умопомрачительной меткостью выражают сущность достаточно сложных явлений». Конкретно таковыми словами являются многие народные поговорки и пословицы, в которых синтезируются самые сокровенные мысли народа о человеке, о воспитании, о формировании личности.

 На поговорках, пословицах, изречениях обучалось и воспитывалось не одно поколение людей, более того, некие пословицы стали девизом в жизни великих людей.

 люд высоко ценит пословицы и поговорки потому что «в полой воде нет рыбы, в пословице нет лжи». В понимании народов поговорки и пословицы выступают как источник разума, как пример для подражания, как хороший советник и первый наставник, как поучительное наследие прежних поколений и как пример образного мышления.

 Народные афоризмы не просто выражают ту либо иную воспитательную идею, они сделаны, отшлифованы, имеют как бы определенную воспитательную задачку, дидактические цели, диктуемые педагогической интуицией народа, принципом целесообразности.

 до этого всего афоризмы максимально сжаты, лаконичны, малословны, назидательны, просто запоминаются и служат молодежи девизом в жизни. Очень характерны, к примеру, пословицы о трудолюбии и трудовом воспитании. «Будешь трудится – поешь», - молвят казахи. «Потрудишься – добро получишь», - рекомендуют киргизы.

 Краткость, лаконичность пословиц в особенности важны для запоминания нравственных норм и правил. И люд позаботился об этом: «Конец терпения – золото», «Доброе слово слаще меда».

 коротко и образно выражают афоризмы народные мысли о воспитании, формировании личности человека. Педагогический гений народа продуманно, сознательно создал не лишь однострочные, но и двух строчные, в ряде случаев многострочные, даже многоступенчатые афоризмы, наделенные поэтическими рифмами.

 большая часть миниатюр люд слагал однострочными: «Без еды не будет беседы», «В торговле дружбы нет», «Беда голова от уст». В двух строчных афоризмах вторая половина традиционно путём сопоставления увеличивает главную смысловую нагрузку и общую воспитательную идею пословицы. к примеру : «Ворона называет собственных птенцов беленькими, еж называет собственных детей нежненькими», «Не бойся черной тучи и говорливого, а бойся белой тучи и молчаливого». Тут люд излагает уже более подробно свои мысли, где-то осуждает, где-то рекомендует, а где-то предостерегает. Ступенчатые многострочные афоризмы путём повторения сосредоточивает внимание слушателя на главной идее пословицы : «где много зелёной травки, там быки жирны, где много тяжб – судьи жирны, где много покойников – муллы жирны» либо другая – «Если женятся двое не плохих – будет счастье, если женятся хороший и дурной – будет беда, если женятся двое дурных – будет война». В этих пословицах люд путём повторения и сопоставления стремился укрепить в сознании слушателей чувство меры, справедливости, умение правильно оценить людей и.Т. Д.

 Всё это свидетельствует о том, что люд свои педагогические рекомендации сложил и выразил руководствуясь потребностями жизни, реагируя на разнообразные проявления условий материальной жизни общества. Эту мысль совсем отлично выразил П. Лафарг : « Обиходные выражения и пословицы показывают, быть может, ещё яснее, чем отдельные слова, те нити, которые связывают язык с явлениями окружающей жизни.

 таковым образом, в самом композиционном построении афоризмов видна их педагогическая целесообразность, рассчитанная не просто на усвоении истин, но и на то, чтоб они стали не писаными законами жизни, оказывали прямое действие на воспитание и формирование личности.

 В целях усиления воспитательного действия педагогических миниатюр люд также показал заботу также о том, чтоб художественно оформить своё творение, используя для этого разнообразные средства поэтической образности, словесной ритмики, добиваясь таковым образом броского интонационного - смыслового звучания афоризмов.

 Анализ народных афоризмов указывает, что в них находит своё выражение смысловой параллелизм а противопоставление, когда мысль, выраженная в одной части пословицы, усиливается путём противопоставления в другой ее части. Имеют место примеры смешанного параллелизма, когда в общих чертах сопоставляются различные предметы, явления и понятия. Эмоциональность народной поэтической речи усиливается и намеренно подчеркивается также постановкой риторических вопросов. Подчеркивая дидактическое значение практики, задают

риторический вопрос : « Разве слышанное сопоставить с виденным ? ». Изречение зовёт к тому, чтоб человек слышанное закреплял виденным, т.Е. Практикой.

 Пословицы и поговорки с риторическими вопросами сосредоточивают внимание человека на главной, смысловой стороне изречения, побуждают его задуматься над поставленным вопросом, попытаться ответить на него, тем самым достигается более эффективное эмоциональное действие афоризмов на сознание и поведение юного человека. Таковым путём народная мудрость эффективно выполняет свою воспитательную функцию.

 Риторические восклицания имеют определённую дидактическую задачку.

 Одним из признанных способов воспитания в народной педагогике является намёк. К примеру, желая безобидно воздействовать на нового человека в семье, молвят : «Тебе говорю очка, а ты слушай невестка !».

 В целях эмоционального действия на молодое поколение люд уместно воспользовался и богатствами звуковой формы, направлял внимание на музыкальность и мелодичность афоризмов, используя для этого сравнения, антитезы, гиперболы, метафоры, иронию, аллегорию и. Т. Д. В особенности частенько люд прибегает к драматичности, поскольку она даёт возможность в мягкой форме осмеять нехорошие явления, повторно облекая мысль в иносказательную форму, когда комическое и забавное намеренно подаются с серьёзным видом.

 узкая драматичность и мягкий юмор содержатся в афоризмах, в которых люд высмеивает отцов, которые не радуются рождению ребёнка, видя в этом обузу для себя : Ослу принесли добрую известие : «У тебя появился сынок !» Осёл ответил : «Значит корма у меня поубавилось, а груза прибавилось ! » . Таковым образом, используя иронию в афоризмах, люд, соблюдая определённый педагогический такт, направляет внимание на людские слабости, пороки, недочеты, пробуждает желание и рвение устранить эти недочеты.

 Воспитательный потенциал афоризмов люд стремился повысить методом внедрения гипербол, намеренно увеличивая и подчеркивая особое значение тех либо других жизненных ситуаций: «Каков в девять лет, таков и в девяносто»

 (о значении воспитания в детстве). Используя гиперболы, люд намеренно направляет внимание на значимость таковых свойств, как воспитанность трудолюбие, рвение к знанию, верность в любви и. Т. Д.

 Метафора как форма иносказательной образности, основанной на сходстве двух явлений, также встречается в структуре народной мудрости:

 «Яблоко от яблони далеко на падает», «Любовь сильнее смерти», «Муж и супруга – птицы из одного гнезда».

 Педагогический анализ указывает, что в целях усиления эмоционального воспитательного действия афоризмов на человека люд стремился поэтическую речь сделать мелодичной, музыкальной, используя для этого ритмические звуковые формы, повторы, тавтологии, олицетворения и.Т.Д.

 Все это совместно взятое, дозволяет говорить о пословицах и поговорках как народных педагогических миниатюрах, в которых в известной степени нашло свое выражение народное представление о дидактических принципах воспитания и обучения человека. Лаконичность и краткость афоризмов создают условие для воплощения принципа доступности, богатство частей ритмики и поэтической речи придает афоризмам образность, тем самым составляет базу наглядности; композиционное строение афоризмов, применение повторов, риторических вопросов и восклицаний способствуют реализации принципа прочности, систематичности и последовательности.

 И наконец, все афоризмы, отражающие условия материальной жизни общества, сокровенные чувства, мысли, чаяния народа, создают условия для обеспечения связи воспитания с жизнью.

 основное в народной педагогике - это процесс воспитания и обучения юного поколения. Большой научно – педагогический энтузиазм представляют вопросы о том, как люд соображает сущность воспитания, какими приёмами и способами пользуется в процессе воспитания , каково представление народа о трудовом, нравственном, умственном, физическом и эстетическом воспитании.

 люд постоянно правильно представлял себе сущность воспитания подрастающего поколения, его трудности, радости и благородство конечной цели. В народе молвят : «Воспитание – бесценное богатство».

 тяжелое дело – воспитать человека, оно просит заботливого и внимательного дела, определённых знаний и умений. В народе существует много изречений, касающихся этих проблем, но все их можно выразить одним выводом : «Кто не закалит собственного сердца, тот не воспитает ребёнка».

 В народе с древнейших времён было понятно, что воспитание возникает совместно с появлением человека. Воспитание – вечная категория, она существует и развивается совместно с развитием человеческого общества. Если время для начала воспитания упущено либо воспитание велось неправильно, приходится перевоспитывать, а это задачка более тяжелая. Недаром в народе говорится :

 «Даже полководцы не могут справиться с отпрысками и внуками , которые ведут разгульный образ жизни. »

 Самовоспитание в народном представлении имеет огромное значение в жизни человека. Народный афоризм прямо нацеливает юношей и женщин :

 «Родители дали тебе жизнь – волю воспитай сам». Метко сказано !. люд выдвинул своеобразную программу самовоспитания юного человека:

 «Захочешь узнать себя - спроси мировоззрение людей », «Вежливости учись у невежи» и. Т.Д. В этом выражается уверенность что юные люди путём самовоспитания могут выработать в себе фаворитные человеческие свойства : благородство, вежливость, трудолюбие, скромность, справедливость, беспредельную честность и правдивость.

 Педагоги, чьи имена известны всему миру, указывали на огромную роль воспитания в ранешном детстве. К.Д. Ушинский писал, что «Характер человека более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложится в характер в эти годы, - ложится прочно, становится второй натурой человека.

 Всё что усваивается человеком в последствии, никогда не имеет той глубины, какой различается всё усвоенное в детские годы ». Люд в течении веков эмпирическим путём накопил определённые знания и психологических и возрастных особенностях детей. Особенное внимание обращалось на воспитание в ранешном детстве. Об этом свидетельствуют такие выражения : «Ребёнку у которого прорезались зубы разжёванная пища не потребуется», «Ребёнка нужно воспитывать в колыбели, а телёнка на привязи».

 Результаты воспитания в ранешном детстве дают о себе знать в следующие годы, а отсюда предсказание : « Привычки трёхлетнего сохраняются до восьмидесяти лет ». И. Др.

Житейский опыт воспитания детей в семье, естественно не обходится без ошибок с педагогической точки зрения. Тут частенько опрометчивые поступки и педагогические ошибки родителей имеют общий корень. Совсем интересны в этом отношении приводимые в учебно-методических разработках примеры о характере педагогических ошибок родителей. При опросе родителей

 (отца и матери) отмечено более 50 видов ошибок, встречающихся в практике домашнего воспитания. В частности, не достаточно внимания уделяли воспитанию в первые годы жизни дитя; не было единых требований и воспитательного действия на дитя в семье; много недоразумений вызывала слепая, неразумная любовь к детям вообще, к единственному ребенку в частности.

 Родители признавались, что создали из дитя кумира в семье, избаловали лаской, вниманием, старались меньше загружать трудом, часто больше заботились о материальном обеспечении детей, меньше думали о воспитании детей. Тотчас чрезмерная строгость чередовалась с нетребовательностью, наконец, не имели подабающего контакта с учителями, частенько защищали детей, делили их недовольство требованиями учителя и школы.

 Около 60% родителей признаются, что в практике домашнего воспитания допускали конкретно такие ошибки.

 К этим ошибкам следует добавить еще и то событие, что во многих семьях нет распределения обязанностей по воспитанию детей. В одном исследование на вопрос: «На ком лежит основная забота по воспитанию детей в вашей семье?» - группа родителей ответила: на матери – 50%, на отце –7%, на матери и отце в равной степени – 42%, на остальных членах семьи -1%

 Следовательно, в половине из числа опрошенных семей основную нагрузку по воспитанию детей несут матери, что вызывает много нареканий в семье и, естественно, понижает общий воспитательный потенциал семей. Эти вопросы обязаны привлечь внимание всей родительской общественности.

 Рассмотрим сейчас способы воспитания народной педагогики. Столетний опыт дозволил народу выработать определенные дидактические приёмы и правила воспитания детей.

 В житейской практике бытуют также способы воспитательного действия на детей, как разъяснение, приучение, поощрение, одобрение, убеждение, личный пример, показ упражнения, намёк, укор, осуждение, наказание и. Т. Д.

 Разъяснения и убеждения применялись с целью формирования у детей положительного дела к труду, достойного поведения в семье и обществе.

 Для народной педагогики особенное значение имел показ способов выполнения разных видов сельскохозяйственного, ремесленного, бытового труда ( обращение с инструментами и орудиями труда, обработка земли – полив, уборка урожая, уход за скотом, приготовление государственных блюд, ткачество, резьба, вышивание и. Т. Д.). После разъяснения и показа традиционно вступали в силу упражнения, которые сопровождались советом : «Упражняй руки, выработай привычку к определённой работе». Прислушиваясь к совету взрослых, парень и женщина обязаны были выработать у себя нужные навыки и приёмы труда.

 Назидание – более распространенный приём в домашней педагогике. В монументах старой педагогики встречается кодекс назиданий старшего - младшему, учителя – ученику, народного мудреца – молодёжи, отца – отпрыску.Типично, что народные воспитатели позаботились, чтоб в свои афоризмы включить разные педагогические категории : наставление, предупреждение, упрёк, даже определённые педагогические условия, при соблюдении которых можно рассчитывать на фуррор в любом деле. Эти условия традиционно детерминируются словом «если». Казахи считают «Если возвратился из путешествия шестилетний, его обязан навестить шестидесятилетний».

 Каракалпаки на базе житейской мудрости и философии рекомендуют : «Если посеял просо, не жди пшеницы».

 Распространённым способом народной педагогики является приучение.

 «Вещи моют водой, ребёнка воспитывают приучением», - говорит люд.

 Приучение приемлимо для ранешнего детства. Приучают, к примеру, в семье вечером впору ложиться спать, а утром рано вставать, содержать игрушки и одежду в порядке; приучают к навыкам культурного поведения : сказать «спасибо» за сервисы взрослым, «доброе утро», «добрый день» родителям, старшим быть вежливым со сверстниками т. Т. Д. Приучая ребёнка, взрослые дают детям поручения, проверяют примеры и эталоны поведения и деяния.

 Убеждение как способ воспитания содержит в себе разъяснение

 (объяснение) и подтверждение, т.Е. Показ конкретных образцов, с тем чтоб ребёнок не колебался и не сомневался в разумности определённых понятий, действий, поступков, равномерно накапливал нравственный опыт и потребность управляться им.

 Поощрение и одобрение как способ воспитания обширно применялись в практике домашнего воспитания. Ребёнок постоянно испытывал потребность в оценке собственного поведения, игры, труда. Устная похвала и одобрение родителей

 – это первое поощрение в семье. Зная роль похвалы как средства поощрения, люд замечает: «Дети и боги обожают бывать там, где их хвалят». Родители традиционно одобряют поведение, учебные и трудовые успехи детей словами

 «молодец», «хорошо», «очень хорошо». При этом люд педагогически совсем уместно установил, что эти слова одобрения и похвалы обязаны произносится с улыбкой на лице. Если работа выполнена не на должном уровне, родители произнесут: «Ничего», «Ладно, сойдёт», но без улыбки. Дети без труда соображают, как оценена их деятельность.

 беря во внимание воспитательную силу и эффективность намёка, люд создал свои поучительные сказки . Как правильно замечает Г.Н. Волков, «педагогическая ценность намёка в том, что о недостатках поведения того либо другого мальчика они разрешают говорить в безобидном тоне». Можно смело сказать, что в намёке выразился педагогический такт народа, его интуиция. Личный пример (в особенности родителей) – это самый конкретный, самый действующий способ народного воспитания. Нравственный вид родителей, их труд, общественная деятельность, взаимоотношения в семье, отношение к окружающим людям, отношение к вещам, искусству – всё это служит примером для детей и оказывает влияние на формирование их личности. Народная мудрость говорит о том, что в воспитании следует употреблять положительный пример : «Если у тебя взрослый отпрыск - веди дружбу со скромным человеком, если у тебя взрослая дочь – веди дружбу с мастерицей» Самой поэтической формой воспитательного действия на детей было родительское благославление. «Пусть будет благословлен твой дом, живи до женитьбы детей собственных », - произнесёт люд человеку, создающему молодую семью.

 Народная педагогика не обходила вниманием и такие способы воспитания, как принуждение, наказание, порицание, запрет и упрёк. В народе почаще применялось словесное осуждение нехороших поступков, опрометчивых действий.

 Осуждение сопровождалось внушением, чтоб ребёнок осознал свои ошибки и избавил их. Укор родителей применялся редко, в основном как одна из воспитательных мер предупреждения.

 Итак, народные афоризмы разглядывают воспитание как «бесценное достояние » человека. Люд имеет определённое представление о целях, задачках, приёмах, способах и навыках воспитания детей с учётом их возрастных и психологических особенностей. Особенное значение придаётся воспитанию в ранешном детстве; отмечается значимость игровой деятельности детей.

 люд эмпирическим путём определял предпосылки детской лени и капризов, с пониманием относился к трудностям воспитания в переходном возрасте, особенное внимание придавал воспитанию девочки – ребенка. Эмпирически определив, фактически проверив, люд обширно использовал в условиях домашнего воспитания самые разнообразные приёмы и способы воспитания : приучение, показ, поощрение, порицание, личный пример, благославление и остальные, не противоречащие , а совпадающие с принципами научной педагогики.

 Трудовое воспитание – сердцевина народной педагогики.

 тяжело переоценить значение трудового воспитания в общей системе народной педагогики, оно вправду является ее сердцевиной. С древнейших времён трудовое воспитание детей и молодёжи являлось важнейшей обязанностью родителей, а потом и учебных заведений и остальных публичных институтов.

 Труд в условиях Средней Азии и Казахстана был связан до этого всего с животноводством, садоводством, шелководством, народными промыслами.

 узнаваемый хлебороб, почётный академик ВАСХНИЛ Т. С. Мальцев справедливо заметил, что «бытовая культура, духовный склад народа порождены тысячелетиями земледельческой цивилизации. Все нравственные каноны, моральные представления, даже художественные вкусы целых эпох обусловлены отношением человека к матери – сырой земле». Нелёгкий труд земледельца и животновода, отношение к хлебу как святыне, хлопку, всё это воспитывало у детей чувство любви к труду и людям труда. Люд не лишь прославляет труд как бесценный дар природы человеку, но в какой-то мере идеализирует его вдохновенный характер : «Труд – всему отец».

 люд постоянно заботился о том, чтоб молодое поколение овладевало рядом профессий, каждый становился «мастером на все руки». У всех народов существует единое мировоззрение: «Лишнее мастерство голову не кружит», «Молодому не достаточно и семидесяти ремёсел». История сохранила для нас бесценный опыт вооружения юного поколения разнообразными трудовыми умениями и навыками.

 люд ясно представлял себе, что овладение трудовыми навыками просит времени и усилий, поскольку «есть такие вещи, которые не сделаешь пока не выучишься, но есть и такие вещи, которые нужно сделать что - бы выучиться ».

 люд высмеивает человека, который ищет лёгкой работы. Поговорка гласит : «

 В дождливый день много желающих кур поить». В особенности отрицательное отношение вызывают люди, имеющие «белые ручки», которые обожают чужой труд.

 люд высмеивает человека, не задумывающегося о результатах собственного труда либо занятого неразумным, бесполезным трудом. В таковых вариантах молвят :

 «Подрубив топором корешки дерева, вершину водой поливает».

 Если сконструировать отношение народа к трудовому воспитанию в современных определениях, то можно сказать, что он стоял за всеобщее трудовое воспитание , за добросовестный, систематический и разумный общественно нужный труд. Честный и добросовестный труд прославляется в волшебных народных притчах; в них же с нескрываемой драматичностью и сарказмом осмеиваются лентяи, лодыри, бездельники. Сказки как понятно идеализируют силу и способности героев, но в их базе – народная вера в человека, в его разум, готовность преодолевать любые трудности для заслуги намеченной цели.

 Вопросам трудового воспитания детей в семье уделял много внимания

 А.С. Макаренко. Делая упор на традиции народной педагогики, считая семью ячейкой нового общества, где происходит первичная закладка и формирование чувств, мыслей, характера и сознания ребёнка, педагог утверждает, что правильное воспитание нереально представить как воспитание нетрудовое.

 Поясняя смысл и значение трудового воспитания, он рекомендует родителям иметь в виду ряд событий.

 

 Во – первых, учесть, что семья обязана готовить ребёнка к труду, не лишь и несколько для нужд самой семьи, но, до этого всего для труда в публичном коллективе.

 

 Во – вторых, прилагать все усилия к тому, чтоб труд ребёнка не был принудительным, т.Е. Носил творческий характер, трудился с энтузиазмом, любовью, без боязни «трудового пота».

 

 В – третьих, нужно в процессе труда воспитывать в ребёнке определенные нравственные свойства : любовь и уважение к трудовому человеку, нетерпимость к проявлениям тунеядства, лени, попыткам увильнуть от труда.

 

 В – четвёртых, трудовое воспитание обязано стать средством не лишь

 «физического развития в труде», но и психологического и духовного развития человека.

 

 В – пятых, принципиально учесть , что трудовая подготовка в семье имеет огромное значение в личной жизни человека, в определении его будущей профессии и квалификации.

 

 очень созвучны народным взорам мысли А.С. Макаренко о том, что родители обязаны воспитать у ребёнка способность терпеливо и «без хныканья» исполнять противные работы. Лишь такое воспитание может уберечь детей в дальнейшем от неверного дела к выбору профессии по принципу :

 «чистая – грязная; увлекательная – неинтересная; тяжёлая – лёгкая; удачная - невыгодная » и. Т. Д.

 

 Анализ трудов огромнейших педагогов, посвятивших свои исследования проблемам трудового воспитания, свидетельствуют о том, что они, непременно опирались на знания народной педагогики, относились с глубочайшим пониманием к народным традициям, опыту народа по воспитанию юного поколения в духе любви и уважения к разнообразной трудовой деятельности человека. В современных условиях, когда трудовая подготовка учащихся является фактором их развития и совместно с тем ублажение потребностей народного хозяйства, уделяется особенное внимание данной принципиальной педагогической проблеме. Трудовому воспитанию принадлежит значимая роль и во всестороннем развитии личности. Для воплощения целей развивающего трудового образования нужна его вариативность, выборность, сменность видов трудовой деятельности, что дозволит включать в ее рамки сферу социальной помощи, охрану природы и памятников культуры и т.Д. К этому обязаны быть подготовлены не лишь учителя, но и родители. В этих условиях принципиально сочетать народную мудрость, веками сложившиеся трудовые традиции семьи с достижениями современной педагогической науки. При этом трудовое воспитание обязано отвечать как минимум следующим педагогическим требованиям : систематический и коллективный характер труда, наличие у каждого ребёнка с учётом возраста посильных и неизменных трудовых обязанностей. В ранешном возрасте труд следует сочетать с элементами игры, а в старших классах равномерно осуществлять переход от обычных форм труда к более сложным. Принципиально приучать детей делать нужные, но не менее для них трудовые обязанности, не наказывать детей трудом, систематически учесть и оценивать качество труда, провоцировать труд похвалой и личным примером показывать сознательное и дисциплинированное отношение к труду.

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x