Вопрос 1 из 2
Помогите нам стать еще лучше
Оцените, пожалуйста, удобство нового дизайна нашего портала по пятибалльной шкале (где 5 — «Все отлично», а 1 — «Пользоваться стало крайне неудобно»)
Оценить
Вопрос 2 из 2
Помогите нам стать еще лучше
Сталкивались ли Вы с какими-либо трудностями при работе с порталом? Если сталкивались, опишите их, пожалуйста
Отправить отзыв
Спасибо, что приняли участие в нашем опросе
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
×

Авторизация

Вернуться к авторизации

Статья Нарушение чтения и письма у младших школьников с не резко выраженным общим недоразвитием речи. Автор: Максимова Ольга Владимировна

Автор: Максимова Ольга Владимировна
Нарушения письма (дисграфия) — самая распространённая форма речевой патологии у младших школьников. От обычных, свойственных всем, так называемым «физиологических» ошибок или ошибок роста, эта ошибка отличается стойкостью, специфичностью, многочисленностью и имеют определённые, сходные причины и механизмы.


Автор: Максимова Ольга Владимировна

Нарушение письма у учащихся 8-9 лет общеобразовательной школы с неярко выраженным общим недоразвитием речи

Нарушения письма (дисграфия) — самая распространённая форма речевой патологии у младших школьников. От обычных, свойственных всем, так называемым «физиологических» ошибок или ошибок роста, эта ошибка отличается стойкостью, специфичностью, многочисленностью и имеют определённые, сходные причины и механизмы.
Расстройства письма могут быть обусловлены органическим повреждением корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения и письма, запаздыванием созревания этих систем мозга, нарушением их функционирования. Нарушения письма могут быть связаны с длительными соматическими заболеваниями детей в ранний период их развития, а также с неблагоприятными внешними факторами (неправильная речь окружающих, двуязычие, недостаточное внимание к развитию речи ребёнка в семье, недостаточность речевых контактов, неблагоприятная семейная обстановка).

Несмотря на то, что существуют методики по коррекции нарушений письма у учащихся начальных классов, является недостаток программ которые могли бы быть реализованы в условиях общеобразовательной школы с детьми имеющими общее недоразвитие, что обуславливает актуальность данной исследовательской работы.

Целью исследования является выявление нарушения письма и разработка программы по коррекции нарушения письма у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы с нерезко выраженным общим недоразвитием речи.

Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

Теоретический (анализ литературы);

Организационный (сравнительный);

Эмпирический

: (психодиагностический, методика О.Е. Грибова, Т.П. Бессоновой, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Р.И.

Лалаева

, И.Н.

Садовникова

и др.)

Экспериментальный (констатирующий эксперимент);

Количественно-качественный анализ результатов;

Интерпретационный;

Ключевые слова

Общее недоразвитие речи (ОНР)

Д

исграфия

.

Акустическая

дисграфия

.

Артикуляторно

- акустическая

дисграфия

Дисграфия

на почве языкового анализа и синтеза.

Оптическая

дисграфия

.

Аграмматическая

дисграфия

Проблема нарушений письменной речи у школьников - одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися.

Важность овладения учащимися грамотным письменной речью обусловлена, прежде всего, тем, что письмо является одним из средств общения, интеллектуального развития и способом изучения практически всех учебных предметов.

Письмо представляет собой, сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. Оно тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития.

Основой развития письменной речи школьников является освоение операций письма, однако само по себе это не является гарантом правильного безошибочного письма учащихся.

Младшие школьники с нерезко выраженным общим недоразвитием речи (НВОНР) образуют достаточно крупнейшую часть учащихся общеобразовательных школ. Действующие у них проявления речевой неполноценности мешают усвоению школьной программы по русскому языку. Ввиду этого одним из наиглавнейших направлений логопедической работы оказывается подготовка установленной категории учащихся к полноценному постижению программными учебными навыками.

Коррекционное влияние в преодолении дисграфии происходит различными методами. Выбор и употребление того или иного метода определяется характером нарушения письма, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими индивидуальностям ребёнка и др.

Исследовательская работа была проведена с детьми 2-3 класса на базе МКОУ «Гимназия» гфремов.

Диагностика навыков письма у учащихся начальных классов происходила с помощью преодоления последующих видов письменных работ:

слухового диктанта, копирования с печатного и рукописного текста. Обследование выполнялось в каждой возрастной группе не менее двух раз в год.   Для этих целей мы использовали методики следующих авторов: Иншаковой О.Б.,Р.Е. Левиной, Т.Б.Филичевой, Р.И. Лалаевой, И.Н. Садовниковой, Л.Н. Ефименковой. Исследование навыков письма, взятых в ходе целенаправленного школьного обучения, происходят с помощью специально выбранных для данной процедуры текстов.

I Блок: Ориентировочный

Задания на общую характеристику письма.

1.Слуховой диктант

2. Списывание с печатного текста

II Блок: Дифференцировочный. Углубить, изученные компоненты процессов письма.

2.1 Задания на оценку сформированости грамматического строя.

2.2 Задания на оценку сформированности операции языкового анализа и синтеза.

2.3 Задания на оценку сформированности операции дифференциации звуков.

2.4 Задания на оценку сформированности операции пространственной ориентировки.

2.5 Задания на оценку сформированности операции дифференциации звуков

Вставь пропущенную букву

В ходе изучения после проделывания каждого задания представлялся количественный балл, вёлся протокол, вписывались примечания об особенностях осуществлениях заданий, о исполнении и стиле работы каждого ребенка: как он самостоятелен, индивидуален, предприимчев, инициативен и т.д.

Система оценки:

4 балла – точное, правильное и индивидуальное осуществление задания.

3 балла – верное проделывание задания с помощью исследователя или самостоятельное исправление неверного ответа после уточнения задания, единичные случаи ошибок при выполнении задания.

2 балла – правильное осуществление более половины задания.

1 балл – заблуждения в значительном большинстве заданий, помощь исследователя недейственна.

0 баллов – неправильное осуществление задания.

Максимальное количество баллов за проделование заданий диагностической карты – 30 баллов.

По итогам использования заданий диагностической карты, можно найти нужные уровни, указывающие на результат развития письма у учащихся 2-3 классов.

Высокий уровень – от 20 до 30 баллов. (обладающий достаточным формирование письма в зависимости возрасту)

Средний уровень – от 10 до 19 баллов.(слабое формирование письма)

Низкий уровень – от 0 до 9 баллов.(наблюдается развите письма в зависимости не соответсвующее возрасту)

Таким образом в акустическом диктанте у детей происходили проблемы с текстом. Младшие школьники не сумели определить границы предложения, так же были допущены оошибки в правописании имён собственных (с маленькой буквы). Дети ошибались в правописании прописной буквы «б», а взамен изображали «д». При списывании с доски дети также ошибались с заданием. Все дети носят наибольшое число в пропуске букв, в увеличении элементов букве. В заданиях второго блока дети неверно применяли приходящиеся по смыслу и замыслу предлоги, оказались не в силах верно построить словосочетание, согласовав главное слово с зависимым. Также ученики оказались не в состоянии составить предложения из предложенных слов индивидуально. Исходя из этого дети с трудностями письма испытывают ошибки в недостатке сформированности связной формы речи. В общении с охватывающими и при донесении владеют только простыми, малораспространёнными фразами. При попытке составления более сложных фраз, могут породиться стилистические ошибки

Анализ исследования зарекомендовал о надобности коррекционной работы по формированию навыков письменной речи у детей данной возрастной группы. Извлеченные данные свидетельствуют о том, что вынужденно осуществлять регулярные занятия по формированию, изучению и развитию данного компонента речи.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×