Нарушение осанки и сколиоз

Автор: Судьина Лилия Кенжебаевна

Normal

0

false

false

false

RU

X-NONE

X-NONE

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-priority:99;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin-top:0cm;

mso-para-margin-right:0cm;

mso-para-margin-bottom:10.0pt;

mso-para-margin-left:0cm;

line-height:115%;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:11.0pt;

font-family:"Calibri","sans-serif";

mso-ascii-font-family:Calibri;

mso-ascii-theme-font:minor-latin;

mso-hansi-font-family:Calibri;

mso-hansi-theme-font:minor-latin;

mso-bidi-font-family:"Times New Roman";

mso-bidi-theme-font:minor-bidi;

mso-fareast-language:EN-US;}

Нарушение осанки и сколиоз.

Сколиоз и нарушение осанки являются наиболее распространенными заболеваниями опорно-двигательного аппарата у детей и подростков и от­носятся к числу сложных и актуальных проблем современной ортопедии.

О сколиозе известно давно: это заболевание опорно-двигательного ап­парата, сопровождающееся искривлением позвоночника во фронтальной плоскости с ротацией тел позвонков (скручиванием их в процессе роста), которое приводит к нарушениям сердечно-сосудистой и дыхательной си­стем, к косметическим дефектам. Тяжелые формы сколиотической болез­ни требуют хирургического вмешательства, а в некоторых случаях приво­дят к инвалидизации, сложности приобретения профессии, трудоустройства.

Сколиоз следует отличать от нарушения осанки. Нарушение осанки во фронтальной плоскости является нестойким боковым отклонением позво­ночника и в положении лежа на спине или животе исчезает. Клинически и рентгенологически при нарушении осанки ротация позвонков отсутствует.

Очень важно выявить патологию позвоночника в самом начале разви­тия заболевания. Лишь при этом условии своевременное и правильное ле­чение в 80% случаев позволяет стабилизировать дальнейшее развитие болезни

     Нарушения осанки сочетаются с нарушением работы многих органов и систем. Дети, имеющие нарушенную осанку, как правило, страдают плохим зрением, заболеваниями органов дыхания, нервной системы, пищеварения. У детей с нарушениями осанки обычно отмечается повышенная утомляемость и плохое самочувствие. Обратить внимание на осанку ребенка особенно важно еще и потому, что учебная нагрузка связана со значительным статическим напряжением, длительной относительно неподвижной позой и резким снижением двигательной активности. Все это — факторы риска нарушений осанки, даже если до школы все было в порядке; если же нарушения были еще до школы, то риск возрастет вдвойне.

Осанка — это привычное положение туловища в пространстве, поза, обусловленная конституциональными, наследственными моментами, за­висящими от тонуса мышц, состояния связочного аппарата, выраженнос­ти физиологических изгибов позвоночника.

Следует помнить, что при нарушении осанки нет торсии, а есть только боковое искривление позвоночника во фронтальной плоскости.

Диагноз «сколиоз» можно установить только после рентгеновского об­следования позвоночника в положении лежа и стоя с обязательным захва­том костей таза в двух проекциях (фас и профиль). В зависимости от тяжес­ти деформации позвоночника при сколиотической болезни различают четыре степени сколиоза (наиболее тяжелая - IV степень).

Позвоночник сравним с тонкой и высокоточной конструкцией. Но она-то и делает спину уязвимой.

Но искривление позвоночни­ка — проблема, которая пре­следует человечество неус­танно. Любое отклонение от нормальной архитектуры по­звоночного столба следует  искривлением. Оно <бывает ><преходящим, ><то ><есть ><вызванным ><стойким ><наруше­><нием ><осанки. ><В ><других ><случа­><ях ><причина ><искривления ><связана ><с ><пороком ><роста ><и ><формы ><отдельных ><позвон­><ков. ><Прогноз ><развития ><собы­><тий ><и ><методы ><лечения ><этих ><нарушений ><разные.>

Комплексное лечение нарушений опорно-двигательного аппарата пре­дусматривает использование лечебной гимнастики, лечебного плавания, тренажерной гимнастики, разновидностей массажа мышц спины, живота, нижних конечностей. Любой компонент лечения назначается по показаниям врача-ортопеда и врача лечебной физкультуры. Так, при недостаточно раз­витом мышечном корсете ограничиваются упражнения стоя; следует фор­мировать корсет из исходного положения лежа в разгрузке. При повышен­ной мобильности позвоночника и бурном прогрессировании сколиоза противопоказано лечебное плавание, да и плавание вообще, нерациональ­ное его применение приводит к развитию повышенной подвижности по­звоночника и прогрессированию деформации. Неквалифицированные ма­нуальные терапевты, недостаточно осведомленные о течении сколиотической болезни, своими манипуляциями при устранении болевого синдрома расшатывают позвоночник, что заканчивается прогрессированием сколиоза.

Посильную помощь в лечении ребенку должны оказывать не только врачи, но и преподаватели физкультуры в школе, тренеры детских спортив­ных секций, родители. Эффективность в восстановлении здоровья детей зависит от знания вопросов развития сколиоза.

С одной стороны, режим разгрузки позвоночника необходим для пра­вильного развития ростковых зон тел позвонков, а с другой стороны ком­плекс лечения обеспечивает рациональную активную физическую трени­ровку, создавая мышечный корсет, но при этом необходимо ограничение бега, прыжков, упражнений на гибкость, увлечения велосипедом, ролико­выми коньками.

Существующая в общеобразовательной школе программа по физическо­му воспитанию не позволяет ребенку со сколиозом заниматься физкультурой, так как это способствует прогрессированию деформации позвоночника.

Лечебное плавание и лечебная гимнастика как составные части воспита­тельно-образовательного и лечебного комплекса призваны содействовать фор­мированию, оздоровлению, реабилитации, развитию человека, способного к социально-психологической адаптации в дальнейшей жизнедеятельности.

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x