Автор: Гуща Галина Николаевна
Одной из благоприятных возможностей для развития чувства музыкального ритма, мышления, музыкальности, слуха и творческих способностей у дошкольников является приобщение детей к истокам народной культуры.
Автор: Гуща Галина Николаевна
Одной из благоприятных возможностей для развития чувства музыкального ритма, мышления, музыкальности, слуха и творческих способностей у дошкольников является приобщение детей к истокам народной культуры. Воспитание на народных традициях не только дарит дошкольникам радость, эмоциональный и творческий подъем, но и становится неотъемлемой частью развития этнокультурного опыта и музыкальных способностей.
Фольклор сегодня осознается современным обществом как самобытный фактор духовности и преемственности поколений, как универсальное дидактическое и развивающее средство воспитания ребенка и его социализации, поскольку он учитывает возрастные психофизиологические особенности ребенка, его интересы и творческие возможности. Именно фольклор составляет основу основ воспитания детей, служит стержнем познания окружающего и самого себя, ибо он представляет собой уникальную педагогическую систему, основанную на нерасторжимой связи пользы и красоты.
Детский фольклор стал «арсеналом и почвой» русской детской литературы. До сих пор питает и обогащает ее. По большому счету советская система воспитания и многие современные разработки в этой сфере заимствуют образцы русского фольклора. Ведь система русского традиционного воспитания дает детям немало важных качеств для будущей жизни, таких, как доброта, отзывчивость, активность, ловкость и сообразительность, помощь ближнему и многие другие. Помимо эстетических функций детского фольклора в первую очередь прослеживается главная роль педагогических функций, так как весь детский фольклор вызван к жизни «едва ли не исключительно педагогическими надобностями народа» (Г.С.Виноградов)
Я хочу остановиться на таком разделе фольклора, как хоровод.
Хоровод – это коллективный танец, сопровождающийся пением. В нем ярко отражается национальный характер народного, поэтического и музыкального творчества, наиболее красочное выражение систем художественного мышления русского крестьянства, наиболее полные и разнообразные зарисовки народного быта и мировоззрения. Многие из них относятся к обрядовому фольклору весенне-летнего периода и имеют магическую ритуальную функцию «разбудить землю», «чтобы рожь была густа, примолотиста» и т.д. Ритмическое пение помогает в работе и облегчает ее, поэтому часто в хороводах можно услышать все этапы определенных видов работ. Это помогало подрастающим детям посредством игр-хороводов ненавязчиво запоминать трудовые операции. Таким образом, можно выделить главные функции хороводов:
-
вербально-магическая;
-
познавательная;
-
производственно – информативная;
-
нравоучительная;
-
социально – организующая.
Адаптировано к детям раннего возраста и в условиях современности хороводы можно применять также с целью социализации личности ребенка, устранения замкнутости и застенчивости, обучения слаженно работать в коллективе, развития общей координации движений, ловкости, быстроты реакции, развития музыкального слуха и ритмизации, наконец, получения положительных эмоций.
Основой хоровода является исполнение хороводной песни всеми его участниками. Но участники не только поют, они движутся, приплясывают и разыгрывают действия. Танец, игра и песня в хороводе неразрывно и органично связаны между собой. Хоровод объединяет и собирает большое количество участников. В хороводе всегда проявляется чувство единения, дружбы, товарищества.
Хороводы были ценнейшим воспитательным приобретением наших предков и важнейшим средством обучения подрастающего поколения. Несмотря на внешнюю простоту, значение хороводов сложно переоценить.
Дошкольное детство – начало познания жизни и взрослые ведут ребенка по пути познания мира, играя с ним. Без игры нет детства вообще. Вот тут то на помощь приходят хороводные игры.
Таким образом, хоровод, являясь частью детского фольклора, представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.
Важность русских хороводов для нашей народности очень велика. Занимая собой три годовые эпохи – весну, лето, осень, хороводы представляют собой особенные черты нашей народности – разгул и восторг.! В них вся творческая сила народной поэзии и самобытность вековых созданий.