Настольный теннис

Автор Таразанова Ирина Валерьевна

ГБПОУ Нижегородский Губернский колледж
Программа
спортивной секции Настольный теннис
Выполнила преподаватель
по физической культуре
Таразанова И.В.
г. Нижний Новгород
2016
пояснительная записка
Направленность дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы "Настольный теннис"- физкультурно-спортивная.
Программа предполагает развитие и совершенствование у занимающихся основных физических качеств, формирование различных двигательных навыков, укрепление здоровья, расширение кругозора, формирование межличностных отношений в процессе освоения этой программы.
Новизна программы в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Простота в обучении, простой инвентарь, делает этот вид спорта очень популярным среди школьников и студентов, являясь увлекательной спортивной игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания и всестороннего физического развития.
Актуальность программы
Настольный теннис доступен всем, играют в него как в закрытых помещениях, так и на открытых площадках. Несложный инвентарь и простые правила этой увлекательной игры покоряют многих любителей.
Выбор спортивной игры – настольный теннис - определился популярностью ее в детской среде, доступностью, широкой распространенностью в городе, учебно-материальной базой школы и, естественно, подготовленностью самого учителя.
Очень важно, чтобы ребенок мог после уроков снять физическое и эмоциональное напряжение. Это легко можно достичь в спортивном зале, посредством занятий настольным теннисом. Программа направлена на создание условий для развития личности ребенка, развитие мотивации к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия ребенка, профилактику асоциального поведения, целостность процесса психического и физического здоровья детей.
Занятия настольным теннисом способствуют развитию и совершенствованию у занимающихся основных физических качеств – выносливости, координации движений, скоростно-силовых качеств, формированию различных двигательных навыков, укреплению здоровья, а также формируют личностные качества ребенка: коммуникабельность, волю, чувство товарищества, чувство ответственности за свои действия перед собой и товарищами. Стремление превзойти соперника в быстроте действий, изобретательности, меткости подач, чёткости удара и других действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовывать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы.
Соревновательный характер игры, самостоятельность тактических индивидуальных и групповых действий, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывают у играющих проявление разнообразных чувств и переживаний. Высокий эмоциональный подъем поддерживает постоянную активность и интерес к игре.
Эти особенности настольного тенниса создают благоприятные условия для воспитания у обучающихся умения управлять эмоциями, не терять контроля за своими действиями, в случае успеха не ослаблять борьбы, а при неудаче не падать духом.
Формируя на основе вышеперечисленного у обучающихся поведенческих установок, настольный теннис, как спортивная игра, своими техническими и методическими средствами эффективно позволяет обогатить внутренний мир сткдента, расширить его информированность в области оздоровления и развития организма.
В условиях современной общеобразовательной программы, в связи с большими учебными нагрузками и объемами домашнего задания развивается гиподинамия. Решить отчасти, проблему призвана программа дополнительного образования Настольный теннис, направленная на удовлетворение потребностей в движении, оздоровлении и поддержании функциональности организма.
Педагогическая целесообразность позволяет решить проблему занятости свободного времени студентов, формированию физических качеств, пробуждение интереса молодежи к новой деятельности в области физической культуры и спорта.
цель:
Создание условий для развития физических качеств, личностных качеств, овладения способами оздоровления и укрепления организма обучающихся посредством занятий настольным теннисом.
задачи:
Образовательные
дать необходимые дополнительные знания в области раздела физической культуры и спорта – спортивные игры (настольный теннис);
научить правильно регулировать свою физическую нагрузку;
обучить учащихся технике и тактике настольного тенниса.
Развивающие
развить координацию движений и основные физические качества: силу, ловкость, быстроту реакции;
развивать двигательные способности посредством игры в теннис;
формировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время игрового досуга;
Воспитательные
способствовать развитию социальной активности обучающихся: воспитывать чувство самостоятельности, ответственности;
воспитывать коммуникабельность, коллективизм, взаимопомощь и взаимовыручку, сохраняя свою индивидуальность;
пропаганда здорового образа жизни, которая ведет к снижению преступности среди подрастающего поколения, а также профилактика наркозависимости, табакокурения и алкоголизма;
Отличительной особенностью данной программы от уже существующих программ является:
- развитие у студентов координации движений;
-выработка легкости, и непринужденности движений.
Возраст студентов: обучающиеся 1-2 курсов, 16-17 лет.
Срок реализации программы – 1 год.
Количество учащихся в группе: 10 человек,
Формы и режим занятий:
Программа рассчитана на 37 часов в год.
Занятия проводятся во второй половине дня, 1 раз в неделю продолжительностью 45 минут.
Форма организации студентов на занятии: групповая, игровая, индивидуально-игровой, в парах.
Методы и формы обучения
Для повышения интереса занимающихся к занятиям настольного тенниса и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий: - словесные методы, наглядные методы, практические (игровой, соревновательный, метод упражнений и метод круговой тренировки).
Словесные методы:создают у студентов предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели я буду использовать: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.
Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учащихся конкретные представления об изучаемых действиях.Практические методы:
Метод упражнений;
Игровой метод;
Соревновательный;
Метод круговой тренировки.
Главным из них являетсяметод упражнений,который предусматривает многократные повторения движений. Упражнения разучиваются двумя методами - в целом и по частям
Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.
Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения подбираются с учетом технических и физических способностей занимающихся.
Планируемые результаты и формы х оценки:
Основной показатель работы секции по настольному теннису - выполнение в конце каждого года программных требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественно- качественных показателях технической, тактической, физической, интегральной, теоретической подготовленности, физического развития.
К концу обучения обучающиеся:
должны знать:
будут знать, что систематические занятия физическими упражнениями укрепляют здоровье;
узнают, как правильно распределять свою физическую нагрузку;
узнают правила игры в настольный теннис;
правила охраны труда и поведения на занятиях и в повседневной жизни;
Знать правила проведения соревнований;
должны уметь:
провести специальную разминку для теннисиста;
овладеют основами техники настольного тенниса;
овладеют основами судейства в теннисе;
смогут составить график соревнований в личном зачете и определить победителя;
Разовьют следующие качества:
улучшат координацию движений, быстроту реакции и ловкость;
улучшат общую выносливость организма к продолжительным физическим нагрузкам;
повысятся адаптивные возможности организма - противостояние условиям внешней среды стрессового характера;
разовьют коммуникабельность обучающихся в результате коллективных действий.
Формы подведения итогов
Программа предусматривает промежуточную и итоговую аттестацию результатов обучения студентов.
В начале года проводится входное тестирование.
Промежуточная аттестация проводится в виде текущего контроля в течение всего учебного года. Она предусматривает 1 раз в полгода зачетное занятие - по общей и специальной физической подготовке при выполнении контрольных упражнений, зачетные игры внутри группы, а также участие в зональных соревнованиях по настольному теннису.
Итоговая аттестация проводится в конце года обучения и предполагает зачет в форме учебного тестирования по общей и специальной физической подготовке, участия в соревнованиях разных уровней: зональных и областных , а также открытого мероприятия для родителей, с последующим совместным анализом проведенного мероприятия.
Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения и получения сведений для совершенствования программы и методов обучения.
Учебно-тематический план
1 час в неделю (37 часов в год)

п/п
Название тем
1 год обучения
теория
практика
всего
Теоретические сведения
по разделу настольный теннис
3
-
3
1
Сведения об истории возникновения, развития и характерных особенностях игры в настольный теннис;
Инвентарь и оборудование для игры в настольный теннис;
Влияние физических упражнений на организм занимающихся, гигиена, самоконтроль на занятиях настольным теннисом;
1
2
Правила техники безопасности при выполнении упражнений на занятиях настольным теннисом
1
3
Правила игры в настольный теннис
1
Общефизическая подготовка
-
5
5
4
Развитие физических качеств: силы, гибкости, выносливости, быстроты.
1
5
Упражнения без предметов:Для рук и плечевого пояса, для мышц туловища и ног.
2
6
Упражнения с предметами: С набивным мячом, с гимнастической палкой, упражнения на гимнастической скамейке, на гимнастической стенке.
2
Техническая подготовка
1
7
8
7
Техническая подготовка. Стойка игрока.Передвижение шагами, выпадами, прыжками.
1
8
Исходная при подаче стойки теннисиста, основные положения при подготовке и выполнении основных приемов игры.
1
9
Техника перемещений близко у стола и в средней зоне. Перемещения игрока при сочетании ударов справа и слева.
1
10
Способы держания ракетки. Правильная хватка ракетки и способы игры.
1
11
Удары по мячу. Подачи.
1
12
Удар без вращения мяча (толчок) справа, слева.
Тренировка упражнений с мячом и ракеткой на количество повторений в одной серии.
Тренировка ударов у тренировочной стенки.
1
13
Тренировка ударов накат справа и слева на столе. Сочетание ударов. Имитация перемещений с выполнением ударов.
1
14
Тренировка ударов сложных подач, занятия с отягощениями на руку, тренировка сочетаний ударов, применение имитации в тренировке.
1
Тактика игры
2
8
10
15
Выбор позиции. Игра в крутиловку вправо и влево.
1
2
16
Свободная игра на столе. Игра на счет из одной, трех партий.
2
17
Тактика игры с разными противниками.Основные тактические варианты игры.
1
2
18
Участие в соревнованиях по выполнению наибольшего количества ударов в серии.
2
Специальная подготовка
-
4
4
19
Имитации в тренировке мышц рук, корпуса и ног теннисиста. Имитация ударов в продолжение 12 минут.
2
20
Имитация перемещений с ударами - 3 и 5 минут. Игра на столе с утяжеленными повязками на руке и поясом.
2
Учебные игры
1
6
7
21
Учебные игры, школьные соревнования
Общее количество
часов в год
7
30
37
3.содержание программы
1. Теоретические сведения – 4 часа
Сведения об истории возникновения, развития и характерных особенностях игры в настольный теннис;
Инвентарь и оборудование для игры в настольный теннис;
Правила техники безопасности при выполнении упражнений на занятиях настольным теннисом;
Влияние физических упражнений на организм занимающихся, гигиена, самоконтроль на занятиях настольным теннисом;
Правила игры в настольный теннис;
2. Общефизическая подготовка – 5 часов (развитие двигательных качеств)
Подвижные игры
ОРУ
Бег
Прыжки
Метания
3. Специальная физическая подготовка – 4 часа
Упражнения для развития прыжковой ловкости
Упражнения для развития силы
Упражнения для развития выносливости
Упражнения для развития гибкости
Упражнения для развития внимания и быстроту реакции
4. Техническая подготовка -8 часов
техника хвата теннисной ракетки
жонглирование теннисным мячом
передвижения теннисиста
стойка теннисиста
основные виды вращения мяча
подачи мяча: маятник, челнок
удары по теннисному мячу (удар без вращения – толчок, удар с нижним вращением – подрезка)
5. Тактика игры – 10 часов
- Подачи мяча в нападении;
- Прием подач ударом;
- Удары атакующие, защитные;
- Удары, отличающиеся по длине полета мяча
- Удары по высоте отскока на стороне соперника
6. Учебная игра –7 часов
парные игры
игра защитника против атакующего
игра атакующего против защитника
ОБЩЯЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Является основой развития физических качеств, способностей, двигательных навыков игроков на различных этапах их подготовки.
Поэтому большое внимание на занятиях настольного тенниса будет уделяться развитию двигательных качеств игроков и совершенствованию : силы, быстроты, выносливости, ловкости и координации движений.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Занимает очень важное место в тренировке теннисистов, поэтому будет уделяться большое внимание упражнениям, которые способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают организм к физической деятельности, развивают определенные двигательные качества.ТЕХНИКА И ТАКТИКА ИГРЫ
В этом разделе представлен материал, способствующий бучению техническим и тактическим приемам игры. В конце обучения по программе учащиеся должны знать правила игры и принимать участие в различных соревнованиях.
4.Методическое обеспечение программы

Тема программы
Форма организации и проведения занятия
Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса
Дидактический материал, техническое оснащение занятий
Вид и форма контроля, форма предъявления результата
Графа учёта
1
Общие основы настольного тенниса
ПП и ТБ Правила игры
и методика судейства
Групповая, подгрупповая, фронтальная
Словесный, объяснение, рассказ, беседа практические задания, объяснение нового материала.
Конспекты занятий для педагога.
Специальная литература, справочные материалы, картинки, плакаты. Правила судейства.
Вводный,
положение о соревнованиях по настольному теннису.
2
Общефизическая подготовка
Индивидуальная, групповая, подгрупповая,
поточная, фронтальная
Словесный,
наглядный показ,
упражнения в парах, тренировки
Таблицы, схемы, карточки, мячи на каждого обучающего
Тестирование,
карточки судьи, протоколы
3
Специальная подготовка
Групповая с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, в парах
Словесный, объяснение нового материала, рассказ, практические занятия, упражнения в парах, тренировки, наглядный показ педагогом.
Литература, схемы,
справочные материалы, карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего
Зачет, тестирование, учебная игра,
промежуточный тест.
4
Техническая подготовка
теннисиста
Групповая с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, в парах
Словесный, объяснение, беседа, практические занятия, упражнения в парах, тренировки, наглядный показ педагогом.
Учебная игра.
Дидактические карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего
Терминология, жестикуляция.
Зачет, тестирование, учебная игра, промежуточный тест,
соревнование
5
Игровая подготовка
В парах
практические занятия, упражнения в парах, тренировки, Учебная игра.
Дидактические карточки,
плакаты, мячи на каждого обучающего, видеозаписи
Учебная игра,
промежуточный отбор,
соревнование
Обеспечение программы методической продукцией
Теоретические материалы - разработки :
Инструкции по охране труда на занятиях настольным теннисом.
Положение о проведении школьного турнира по настольному теннису.
Тесты физической подготовленности по ОФП
Дидактические материалы:
Картотека упражнений по настольному теннису .
Картотека общеразвивающих упражнений для разминки.
Схемы освоения технических приемов в настольном теннисе.
Правила игры в настольный теннис.
Правила судейства в настольном теннисе.
Регламент проведения турниров по настольному теннису различных уровней.
Методические рекомендации:
Рекомендации по организации безопасного ведения двусторонней игры.
Рекомендации по организации подвижных игр
Рекомендации по организации турниров по настольному теннису
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ
Для занятий по программе требуется:
спортивный школьный зал
спортивный инвентарь и оборудование:
теннисные ракетки и мячи на каждого обучающегося
набивные мячи
перекладины для подтягивания в висе – 5-7 штук
скакалки для прыжков на каждого обучающегося
секундомер
гимнастические скамейки – 5-7 штук
теннисные столы - 2 штуки
сетки для настольного тенниса – 2 штуки
гимнастические маты – 8 штук
гимнастическая стенка
волейбольный, футбольный, баскетбольный мячи
5.Литература для педагога:
Амелин А.Н., Пашинин В.А. Настольный теннис (Азбука спорта). М. ФиС. 1979.
Байгулов П.Ю., Романин Н.Н. Основы настольного тенниса. М. ФиС. 1979. 160 с.
Гринберг Г.Л. Настольный теннис. Техника, тактика, методика обучения. Кишинев. Картя Молдановескэ. 1973.
Кондратьева Г., Шокин А. Теннис в спортивных школах. ФиС. 1979.
Настольны теннис. Правила соревнований. М. ФиС. 1984.
Орман Л. Современный настольный теннис. М. ФиС.1985.
Розин Б.М. Чудеса малой ракетки. Душанбе:Ирфон. 1986.
Синегубов П.М. настольный теннис. Программа для спортивных секций коллективных секций коллективов физической культуры и спортивных клубов. М. ФиС. 1978.
Литература для обучающихся:
Амелин А.Н., Пашинин В.А. Настольный теннис (Азбука спорта). М. ФиС. 1979.
Байгулов П.Ю., Романин Н.Н. Основы настольного тенниса. М. ФиС. 1979.
Кун А. Всеобщая история физической культуры и спорта.
Под редакцией Столбова В.В.. М. Радуга. 1982.
Настольны теннис. Правила соревнований. М. ФиС. 1984.
Орман Л. Современный настольный теннис. М. ФиС.1985.
Розин Б.М. Чудеса малой ракетки. Душанбе:Ирфон. 1986.
2
Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x