Насыщенность РППС

Автор: Истомина Наталья Михайловна

    Насыщенность и разнообразие РППС,

обеспечении занятости каждого ребёнка

    «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира. Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы»

                                                                                               Е.И.Тихеева.

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.

Развивающая предметно-пространственная средачасть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Насыщенная развивающая предметно – пространственная и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

     При организации РППС необходимо учитывать:

ü гигиенические нормы площади на одного ребенка (норматив наполняемости групп);

ü наличие физкультурного и музыкального залов;

ü наличие прогулочных площадок, обеспечивающих физическую активность и разнообразную игровую деятельность детей на прогулке;

ü оснащенность групп мебелью, игровым и дидактическим материалом в соответствии с ФГОС;

ü наличие в дошкольной организации возможностей, необходимых для организации питания детей;

ü наличие в дошкольной организации возможностей для дополнительного образования детей;

ü наличие возможностей для работы специалистов, в том числе для педагогов коррекционного образования; 

ü наличие дополнительных помещений для организации разнообразной деятельности детей.

                        РППС в младшем   дошкольном возрасте

Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания

                       РППС в среднем  дошкольном возрасте

Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.

Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.

                       РППС в старшем дошкольном возрасте

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. У детей изменяется психологическая позиция: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами  по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие игры, технические устройства и игрушки и т.д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты

                                          РППС должна быть:

Ø Содержательно-насыщенной :

o   разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе и на участке; должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы.

Ø Трансформируемой :

o   пространства обеспечивает возможность изменений РППС   в зависимости от образовательной ситуации, от меняющихся интересов детей, от возможностей  детей.

Ø Полуфункциональной:

o   возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т.д.);

o   наличие не обладающих жёстко закреплённым способом употребления полифункциональных предметов (в т. ч. природные материалы, предметы-заместители).

Ø Вариативной:

o   наличие различных пространств; периодическую сменяемость игрового материала;

o   разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми;

o   появление новых предметов.

 Доступной:

o   доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная     деятельность; 

o   свободный  доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности;

o    исправность и сохранность материалов и оборудования.

Ø Безопасной:

o   соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности, т.е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия.

Опыт работы убеждает: многое можно сделать своими руками, проявив творчество, талант, фантазию в организации удобной, уютной, создающей радостное настроение, обеспечивающей психологический комфорт, располагающей к общению обстановки, в которой воспитывается и обучается ребенок. Разнообразные предметы, игрушки, игровые пособия подобраны с учетом возраста, интереса, задач воспитания и обучения. Предметно-пространственная среда спроектирована таким образом, чтобы была обеспечена занятость каждого  ребенка и побуждала его к дальнейшим действиям. 

В группе присутствует интересный игровой материал для насыщения деятельности и познавательной активности детей, где дети могут самостоятельно выбрать себе занятие по душе.

Яркими показателями деятельностно – возрастной организации РППС является сочетание центров среды в группе. Каждая деятельность служит у ребенка, как и у взрослого, удовлетворению каких-либо потребностей. Для удовлетворения потребностей ребенку необходимы объекты деятельности, в которых для него есть интересная цель. Эта цель направляет действия ребенка. Соответственно информация, заложенная в РППС, побуждает ребенка к поиску достижения цели, применения уже имеющихся знаний, стимулируя его активность.

Ориентирами по подбору материала выступают  основные направления развития ребенка – дошкольника, виды деятельности, области знаний.

Следует отметить, что игровой материал, развивающие пособия в достаточном количестве, без чрезмерного обилия, но и недостатка – т.е. в  разумном оптимуме  насыщения среды, которая  информативна, сбалансирована, каждый элемент с педагогической ценностью. Обогащение материала и его разнообразие происходит в соответствии с периодом обучения и требованиями реализуемых программ.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна  быть развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

 

 

 

 

Подготовила воспитатель      Истомина Наталья Михайловна.

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x