Название статьи:
Научно-исследовательская деятельность обучающихся и развитие личности | Брызгалова Ольга Анатольевна. Работа №233702
Дата публикации:
02.02.2020
Автор:
Брызгалова Ольга Анатольевна
Описание:
Автор: Брызгалова Ольга Анатольевна
В статье описан практический опыт учителя для организации научно-исследовательской деятельности обучающихся с целью развития личности
Научно-исследовательская деятельность обучающихся и развитие личности
Как научить ученика работать самостоятельно? - в этом и заключается основная задача ФГОС. Современные условия жизни диктуют нам определённые правила для того, чтобы стать успешным человеком и приносить пользу обществу. Успеха в различных сферах деятельности добиваются именно те люди, которые обладают проектным типом мышления. Сегодня главным умением становится способность адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, работать с обширной информацией, а задача учителя заключается не в том, чтобы передать ребенку определенную сумму знаний, а в том, чтобы научить его добывать информацию самостоятельно [2]. Именно поэтому важной составляющей учебной и особенно внеучебной деятельности становится работа над проектами, которая позволяет активизировать самостоятельную творческую исследовательскую активность учащихся.
На протяжении всей своей педагогической практики неустанно нахожусь в творческом поиске изюминок, позволяющих наиболее полно раскрыть потенциал своих учеников, что нашло свое отражение в успешной деятельности моих обучающихся в их научно-исследовательских работах (Приложение 2). По итогам краевой аттестационной комиссии педагогических работников Красноярского края в 2017 году мне было рекомендовано представить свой опыт работы по формированию исследовательской компетентности у учащихся.
Важнейшей составляющей деятельности учителя становится создание таких условий, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление. При этом важной становится не столько классно-урочная система обучения, сколько имеющая более свободную организацию и простор для творчества внеурочная деятельность. Именно она позволяет работать не в узких рамках предмета, а, развивая познавательную активность и культуру научного мышления, действовать в более широких рамках того направления науки, которое интересно в первую очередь самому обучающемуся. Главный результат проектной деятельности - формирования активной внутренней мотивации обучения через интерес к учебному труду и познавательной активности [1].
Задания, выполняемые учащимся в ходе проектной деятельности, должны позволять ему раскрывать весь внутренний потенциал, чтобы он получил от процесса обучения не только определенное количество умений (компетенций), но и моральное удовлетворение от выполненной работы. Кроме того, по мнению одного из ведущих исследователей одаренности Джозефа Рензулли, работа над творческими и исследовательскими проектами является одной из приоритетных форм успешного развития одаренности.
Чем интереснее и актуальнее решаемая в ходе разработки проекта задача, тем выше заинтересованность учащихся. Основное средство воспитания устойчивого интереса в какой-либо области знаний — использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности [3]. Для эффективной реализации метода проектов необходимо учитывать определенные требования: проект не должен быть инородным в процессе обучения, то есть внеучебная деятельность должна гармонично поддерживать деятельность учебную, давая простор для творческого решения нестандартных задач; проектная деятельность должна носить целесообразный характер, нельзя решать малозначительную проблему с помощью долгосрочного проекта; деятельность обучающихся должна быть самостоятельной и активной; учащиеся должны уметь формулировать свои мысли, переводя их в монологическую устную и письменную форму, анализировать имеющуюся и вновь полученную информацию, генерировать идеи; наконец, проект должен иметь определенную структуру. Учителю необходимо правильно предложить тему школьнику, либо грамотно подвести к ее выбору: это очень важно с одной стороны, но и очень сложно, с другой. Для ее выбора, как мне кажется, необходимо руководствоваться следующими принципами: добровольность, личностная заинтересованность, научность, связь с темами курса, доступность, этичность, посильность для ребенка.
Применение метода проектов позволяет в первую очередь развивать творческое мышление и воображение ребенка, увеличивая, таким образом, мотивацию к самостоятельной исследовательской деятельности [4]. Создаются условия для свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого, что неизбежно, естественно и логично ведет к формированию информационной культуры обучающихся.
Наша инновационная деятельность в области создания исследовательских проектов проходит преимущественно во время внеучебное время. При этом объект исследования выбирается преподавателем с учетом актуальных проблем один на всю группу учащихся, а предмет изучения в рамках более узкой темы формулируется каждым учащимся самостоятельно. Например, в 2011-2013 году учащимся была объявлена общая тема исследования Электронное сопровождение предметов школьного курса. Исходя из данной темы, в соответствии с личными интересами учащихся, были сформулированы частные темы и разработаны проекты Учебное пособие по математике для 5 класса Действия с десятичными дробями, Литература с удовольствием (электронное сопровождение подготовки к ЕГЭ по литературе), Электронный учебник по биологии для 6 класса, с которыми учащиеся стали участниками и победителями городской НПК Юность и наука – третье тысячелетие и гимназической НПК в номинации Информационные технологии (Приложение 1).
Ранее учащиеся разрабатывали уже подобную тему в ходе работы над проектами Электронное учебное пособие Графическое изображение функциональных зависимостей без использования аппарата математического анализа (участники городской НПК Юность и наука – третье тысячелетие, секция Информатика и информационные технологии; победители I Всероссийского конкурса ЦОР для школы IT-эффект (Школа Космонавтики)) и Электронное учебно-методическое пособие по теме Явление электромагнитной индукции (участник городской НПК, секция Математика и физика).
Необходимо отметить тот факт, что группы учащихся, работающих над проектами, являются разновозрастными, поэтому у них появляется возможность оказывать помощь друг другу в научной деятельности и оформлении работ.
Работа над исследованием подразумевает несколько обязательных этапов, причем педагог обязательно сопровождает каждый этап, направляя размышления в нужное русло, позволяя сконцентрировать усилия на конкретной теме, а не пытаться исследовать за раз сразу несколько вопросов в общих чертах. Кроме того, помощь наставника необходима, во-первых, в четком соблюдении этапов работы над исследованием, а во-вторых, в контроле соблюдения правил прохождения каждого этапа. Разработка любого проекта обязательно должна содержать несколько этапов.
Этап 1. Выбор темы. На данном этапе следует обратить внимание на изученность, актуальность и, что особенно немаловажно, личный интерес ребенка к данной теме. Причем в процессе работы тема может быть скорректирована, стать более широкой или более узкой, возможно изменение формулировки темы.
Этап 2. Сбор информации. Включает в себя изучение различных источников как в традиционном, бумажном, виде (журналы, справочники, энциклопедии, монографии), так и в электронном виде. На данный момент электронные библиотеки позволяют получить доступ к разнообразным информационным источникам. На этом же этапе группа учащихся работает над эмпирическими исследованиями: проводит эксперименты, разрабатывает новые формы и виды представления информации [5]:
Этап 3. Анализ полученной информации. На этой ступени исследования представляется необходимым систематизировать и структурировать полученную информацию. Важным становится упорядочивание многообразия полученной информации, приведение ее в систему в виде таблиц, схем, аннотаций, краткого описания научных источников.
Этап 4. Определение сущности исследования. На данном этапе определяется вид исследовательской работы: дискуссионная, в основе которой лежит спорный вопрос или довод, или аналитическая, которая предлагает аудитории новый продукт, новый взгляд в решении какого-либо вопроса. Здесь же проверяется соответствие работы цели ее создания, тематике конкурса, в котором она будет участвовать.
Этап 5. Структура научной работы. Особое внимание в процессе работы над исследованием уделяется структуре, так как к ней чаще всего предъявляются жесткие требования. Исследовательская работа должна состоять из нескольких логически связанных частей, каждая из которых имеет определенное содержание и оформление.
Этап 6. Работа над текстом исследования. Данная работа включает как создание собственно текста проекта, так и его форматирование. Особое внимание уделяется оформлению цитат и ссылок, анализу соответствия текста обозначенным целям, задачам, гипотезе.
В процессе работы над проектом не только развивается научное мышление, но и реализуется творческий подход, а также формируются навыки оформления научного текста.
Проектный метод позволяет глубже погрузиться в суть изучаемого явления, осмыслить его теоретические положения на практике, делая его, таким образом, более понятным и близким учащемуся. Такими проектами стали работы: Кодирование информации, Криптография, Компьютер – волшебник превращающий все в числа, Использование компьютера для решения физических задач, Разработка электронного пособия География НПР. Природа. Как уже отмечалось, такие исследования целесообразно проводить в разновозрастных группах, так как это позволяет решать более широкий круг задач (Приложение 1).
Исследование разнообразных проблем позволяет вызвать интерес к изучению не только программного материала, но и сложного для понимания дополнительного, расширенно работать над актуальными проблемами, например, при разработке научно-исследовательских работ Приемы быстрого счета и Чем замечательны четырехгольники? учащиеся узнают намного больше, чем в традиционной урочной деятельности, так как это дает возможность активизировать учащихся и спровоцировать поиск внеучебного, но важного для понимания раздела, материала.
Проблемные вопросы, решаемые в проектной деятельности, могут быть ориентированы не только на учебную деятельность, но и в целом на современную информационную культуру. Так, проект Интерактивное искусство позволяет рассмотреть взаимосвязь различных областей науки и техники. Также рассмотрение информатики во взаимодействии с другими предметами школьной программы может стать объектом исследования: Интерактивное пособие Химические реакции: там, где дружат атомы веществ, Что есть на свете красота? (Приложение 1).
Интеграция – вообще очень интересная, эффективная вещь в проектной и учебной деятельности! Этому вопросу в 2018-2019 году посвящен мастер-класс Формирование исследовательской компетентности обучающихся через интеграцию искусства и информатики, проводимый мною совместно с учителем изобразительного искусства нашей гимназии Калинской О.Ю.
Работа над научно-исследовательскими проектами – это основной инструмент для развития обучающихся. Познание разнообразных проблем происходит в ходе работы над проектами Фокусы. Разрушение иллюзий, Книгра… Не удивляйтесь.
Роль учителя в научно-исследовательской деятельности – в координировании действий: раз в неделю или чаще (по мере необходимости) проходит небольшое отчетное совещание, на котором дети отчитываются, что сделано, подготовлено, что планируется; в течение учебного времени консультируются, обсуждают замысел, подсказывают друг другу пути решения возникающих проблем.
Интересными были проекты: История 19 века, Моделирование физических задач на компьютере, Монополия: жизнь и игра, бывает, что они появляются из небольшого затруднения на уроке или в жизни, которое даже не планировалось, что оно превратится в проект. В процессе выполнения проекта учащиеся не только учатся основам научного исследования, но и оформлению работ, получают возможность проявить творческий подход. Даже индивидуальные проекты на одну и ту же тему получаются разными.
Еще одним важным условием проектной (и личностно-ориентированной) деятельности становится использование учителем различных форм парной и групповой работы. Это позволяет, во-первых, увеличивать учебную нагрузку, так как группа (пара) может выполнить больший объем работы, чем каждый из ее членов в отдельности. Во-вторых, работая в коллективе, ребенок учится взаимодействовать с членами группы, прислушиваться к чужому мнению, высказывать и аргументировано доказывать свою точку зрения. В-третьих, групповая работа позволяет личности социализироваться, усваивая моральные нормы общества, правила жизни среди людей. Наконец, в-четвертых, результатом такой деятельности становится саморефлексия, когда учащийся получает возможность оценить свою деятельность и сопоставить ее с тем результатом, который получила его группа, следовательно, понять, что изменилось в его личности, какая работа сделана, над чем еще предстоит работать. Следует отметить, что групповая работа применяется не исключительно в проектной деятельности, но здесь она раскрывает свой воспитательный, обучающий и социализирующий потенциал, позволяя добиться более высокого результата [6].
К сожалению, в этом учебном году на городской молодежный форум Научно-технический потенциал Сибири, который пришел на смену традиционной городской научно-практической конференции, было введено ограничение на количество участников группы исследователей – только 1 участник, с чем я (их научный руководитель) не согласна, т.к. в группе дети учатся не только совместной плодотворной деятельности, но и умению отстаивать свою точку зрения перед своими сверстниками, а в новых условиях эта сторона искусственно пресекается.
Результатами проектной деятельности можно считать: создание медиатеки, в которой содержатся проектно-исследовательские работы учащихся, разработки уроков, отчетные работы обучающихся, эффективное и результативное участие в конкурсах и фестивалях различных уровней, а также повышение мотивации к изучению информатики, которое отслеживается два раза в год (в начале и в конце года) с использованием анкет Изучение учебной мотивации и отношения к учебным предметам, Оценка уровня школьной мотивации Н.Г.Лускановой.
Безусловно, не все дети в средней и даже старшей школе способны выполнять серьезные научные исследования. Это сфера деятельности высших учебных заведений, поскольку требует глубоких знаний, квалификации, владения научными методами познания. Однако учебно-исследовательская и проектная деятельность позволяет с одной стороны выявить и поддержать интерес к подобной работе у действительно одаренной и заинтересованной части учащихся. С другой стороны, не менее важен момент самораскрытия некоторых учащихся, чьи способности и интеллектуальный потенциал, творческие возможности раскрываются в процессе выполнения и презентации проведенного исследования. Активизируется интерес к предмету, он становится более личностным и глубоким. Можно с уверенностью сказать, что проектная деятельность мотивирует учащихся к творческому осмыслению научных знаний, следствием этого является преобразование академических знаний в реальный жизненный опыт. А это и есть требование времени и требование государственного стандарта.
Список использованной литературы
Комашинский А.И. Использование проектного метода в образовательном процессе / А. И. Комашинский // Практика административной работы в школе. – 2006. - № 6. – С. 32–33.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат – М. – 2004. – 272 с.
Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта: Пособие для учителей / Н. Ю. Пахомова. - Москва: АРКТИ, 2005. – 127 с.
Полат, Е. С. Метод проектов / Е. С. Полат. URL: http://schools.keldysh.ru/labmro/lib/polat2.htm.
Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении / С. Г. Щербакова. – Волгоград: Корифей, 2007. – 201 с.
Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования // Библиотека журнала Директор школы. – М: Сентябрь. - 2000. - №7. - 145 с.
HYPER13PAGE HYPER15
7
Скачать работу
Как научить ученика работать самостоятельно? - в этом и заключается основная задача ФГОС. Современные условия жизни диктуют нам определённые правила для того, чтобы стать успешным человеком и приносить пользу обществу. Успеха в различных сферах деятельности добиваются именно те люди, которые обладают проектным типом мышления. Сегодня главным умением становится способность адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, работать с обширной информацией, а задача учителя заключается не в том, чтобы передать ребенку определенную сумму знаний, а в том, чтобы научить его добывать информацию самостоятельно [2]. Именно поэтому важной составляющей учебной и особенно внеучебной деятельности становится работа над проектами, которая позволяет активизировать самостоятельную творческую исследовательскую активность учащихся.
На протяжении всей своей педагогической практики неустанно нахожусь в творческом поиске изюминок, позволяющих наиболее полно раскрыть потенциал своих учеников, что нашло свое отражение в успешной деятельности моих обучающихся в их научно-исследовательских работах (Приложение 2). По итогам краевой аттестационной комиссии педагогических работников Красноярского края в 2017 году мне было рекомендовано представить свой опыт работы по формированию исследовательской компетентности у учащихся.
Важнейшей составляющей деятельности учителя становится создание таких условий, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление. При этом важной становится не столько классно-урочная система обучения, сколько имеющая более свободную организацию и простор для творчества внеурочная деятельность. Именно она позволяет работать не в узких рамках предмета, а, развивая познавательную активность и культуру научного мышления, действовать в более широких рамках того направления науки, которое интересно в первую очередь самому обучающемуся. Главный результат проектной деятельности - формирования активной внутренней мотивации обучения через интерес к учебному труду и познавательной активности [1].
Задания, выполняемые учащимся в ходе проектной деятельности, должны позволять ему раскрывать весь внутренний потенциал, чтобы он получил от процесса обучения не только определенное количество умений (компетенций), но и моральное удовлетворение от выполненной работы. Кроме того, по мнению одного из ведущих исследователей одаренности Джозефа Рензулли, работа над творческими и исследовательскими проектами является одной из приоритетных форм успешного развития одаренности.
Чем интереснее и актуальнее решаемая в ходе разработки проекта задача, тем выше заинтересованность учащихся. Основное средство воспитания устойчивого интереса в какой-либо области знаний — использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности [3]. Для эффективной реализации метода проектов необходимо учитывать определенные требования: проект не должен быть инородным в процессе обучения, то есть внеучебная деятельность должна гармонично поддерживать деятельность учебную, давая простор для творческого решения нестандартных задач; проектная деятельность должна носить целесообразный характер, нельзя решать малозначительную проблему с помощью долгосрочного проекта; деятельность обучающихся должна быть самостоятельной и активной; учащиеся должны уметь формулировать свои мысли, переводя их в монологическую устную и письменную форму, анализировать имеющуюся и вновь полученную информацию, генерировать идеи; наконец, проект должен иметь определенную структуру. Учителю необходимо правильно предложить тему школьнику, либо грамотно подвести к ее выбору: это очень важно с одной стороны, но и очень сложно, с другой. Для ее выбора, как мне кажется, необходимо руководствоваться следующими принципами: добровольность, личностная заинтересованность, научность, связь с темами курса, доступность, этичность, посильность для ребенка.
Применение метода проектов позволяет в первую очередь развивать творческое мышление и воображение ребенка, увеличивая, таким образом, мотивацию к самостоятельной исследовательской деятельности [4]. Создаются условия для свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого, что неизбежно, естественно и логично ведет к формированию информационной культуры обучающихся.
Наша инновационная деятельность в области создания исследовательских проектов проходит преимущественно во время внеучебное время. При этом объект исследования выбирается преподавателем с учетом актуальных проблем один на всю группу учащихся, а предмет изучения в рамках более узкой темы формулируется каждым учащимся самостоятельно. Например, в 2011-2013 году учащимся была объявлена общая тема исследования Электронное сопровождение предметов школьного курса. Исходя из данной темы, в соответствии с личными интересами учащихся, были сформулированы частные темы и разработаны проекты Учебное пособие по математике для 5 класса Действия с десятичными дробями, Литература с удовольствием (электронное сопровождение подготовки к ЕГЭ по литературе), Электронный учебник по биологии для 6 класса, с которыми учащиеся стали участниками и победителями городской НПК Юность и наука – третье тысячелетие и гимназической НПК в номинации Информационные технологии (Приложение 1).
Ранее учащиеся разрабатывали уже подобную тему в ходе работы над проектами Электронное учебное пособие Графическое изображение функциональных зависимостей без использования аппарата математического анализа (участники городской НПК Юность и наука – третье тысячелетие, секция Информатика и информационные технологии; победители I Всероссийского конкурса ЦОР для школы IT-эффект (Школа Космонавтики)) и Электронное учебно-методическое пособие по теме Явление электромагнитной индукции (участник городской НПК, секция Математика и физика).
Необходимо отметить тот факт, что группы учащихся, работающих над проектами, являются разновозрастными, поэтому у них появляется возможность оказывать помощь друг другу в научной деятельности и оформлении работ.
Работа над исследованием подразумевает несколько обязательных этапов, причем педагог обязательно сопровождает каждый этап, направляя размышления в нужное русло, позволяя сконцентрировать усилия на конкретной теме, а не пытаться исследовать за раз сразу несколько вопросов в общих чертах. Кроме того, помощь наставника необходима, во-первых, в четком соблюдении этапов работы над исследованием, а во-вторых, в контроле соблюдения правил прохождения каждого этапа. Разработка любого проекта обязательно должна содержать несколько этапов.
Этап 1. Выбор темы. На данном этапе следует обратить внимание на изученность, актуальность и, что особенно немаловажно, личный интерес ребенка к данной теме. Причем в процессе работы тема может быть скорректирована, стать более широкой или более узкой, возможно изменение формулировки темы.
Этап 2. Сбор информации. Включает в себя изучение различных источников как в традиционном, бумажном, виде (журналы, справочники, энциклопедии, монографии), так и в электронном виде. На данный момент электронные библиотеки позволяют получить доступ к разнообразным информационным источникам. На этом же этапе группа учащихся работает над эмпирическими исследованиями: проводит эксперименты, разрабатывает новые формы и виды представления информации [5]:
Этап 3. Анализ полученной информации. На этой ступени исследования представляется необходимым систематизировать и структурировать полученную информацию. Важным становится упорядочивание многообразия полученной информации, приведение ее в систему в виде таблиц, схем, аннотаций, краткого описания научных источников.
Этап 4. Определение сущности исследования. На данном этапе определяется вид исследовательской работы: дискуссионная, в основе которой лежит спорный вопрос или довод, или аналитическая, которая предлагает аудитории новый продукт, новый взгляд в решении какого-либо вопроса. Здесь же проверяется соответствие работы цели ее создания, тематике конкурса, в котором она будет участвовать.
Этап 5. Структура научной работы. Особое внимание в процессе работы над исследованием уделяется структуре, так как к ней чаще всего предъявляются жесткие требования. Исследовательская работа должна состоять из нескольких логически связанных частей, каждая из которых имеет определенное содержание и оформление.
Этап 6. Работа над текстом исследования. Данная работа включает как создание собственно текста проекта, так и его форматирование. Особое внимание уделяется оформлению цитат и ссылок, анализу соответствия текста обозначенным целям, задачам, гипотезе.
В процессе работы над проектом не только развивается научное мышление, но и реализуется творческий подход, а также формируются навыки оформления научного текста.
Проектный метод позволяет глубже погрузиться в суть изучаемого явления, осмыслить его теоретические положения на практике, делая его, таким образом, более понятным и близким учащемуся. Такими проектами стали работы: Кодирование информации, Криптография, Компьютер – волшебник превращающий все в числа, Использование компьютера для решения физических задач, Разработка электронного пособия География НПР. Природа. Как уже отмечалось, такие исследования целесообразно проводить в разновозрастных группах, так как это позволяет решать более широкий круг задач (Приложение 1).
Исследование разнообразных проблем позволяет вызвать интерес к изучению не только программного материала, но и сложного для понимания дополнительного, расширенно работать над актуальными проблемами, например, при разработке научно-исследовательских работ Приемы быстрого счета и Чем замечательны четырехгольники? учащиеся узнают намного больше, чем в традиционной урочной деятельности, так как это дает возможность активизировать учащихся и спровоцировать поиск внеучебного, но важного для понимания раздела, материала.
Проблемные вопросы, решаемые в проектной деятельности, могут быть ориентированы не только на учебную деятельность, но и в целом на современную информационную культуру. Так, проект Интерактивное искусство позволяет рассмотреть взаимосвязь различных областей науки и техники. Также рассмотрение информатики во взаимодействии с другими предметами школьной программы может стать объектом исследования: Интерактивное пособие Химические реакции: там, где дружат атомы веществ, Что есть на свете красота? (Приложение 1).
Интеграция – вообще очень интересная, эффективная вещь в проектной и учебной деятельности! Этому вопросу в 2018-2019 году посвящен мастер-класс Формирование исследовательской компетентности обучающихся через интеграцию искусства и информатики, проводимый мною совместно с учителем изобразительного искусства нашей гимназии Калинской О.Ю.
Работа над научно-исследовательскими проектами – это основной инструмент для развития обучающихся. Познание разнообразных проблем происходит в ходе работы над проектами Фокусы. Разрушение иллюзий, Книгра… Не удивляйтесь.
Роль учителя в научно-исследовательской деятельности – в координировании действий: раз в неделю или чаще (по мере необходимости) проходит небольшое отчетное совещание, на котором дети отчитываются, что сделано, подготовлено, что планируется; в течение учебного времени консультируются, обсуждают замысел, подсказывают друг другу пути решения возникающих проблем.
Интересными были проекты: История 19 века, Моделирование физических задач на компьютере, Монополия: жизнь и игра, бывает, что они появляются из небольшого затруднения на уроке или в жизни, которое даже не планировалось, что оно превратится в проект. В процессе выполнения проекта учащиеся не только учатся основам научного исследования, но и оформлению работ, получают возможность проявить творческий подход. Даже индивидуальные проекты на одну и ту же тему получаются разными.
Еще одним важным условием проектной (и личностно-ориентированной) деятельности становится использование учителем различных форм парной и групповой работы. Это позволяет, во-первых, увеличивать учебную нагрузку, так как группа (пара) может выполнить больший объем работы, чем каждый из ее членов в отдельности. Во-вторых, работая в коллективе, ребенок учится взаимодействовать с членами группы, прислушиваться к чужому мнению, высказывать и аргументировано доказывать свою точку зрения. В-третьих, групповая работа позволяет личности социализироваться, усваивая моральные нормы общества, правила жизни среди людей. Наконец, в-четвертых, результатом такой деятельности становится саморефлексия, когда учащийся получает возможность оценить свою деятельность и сопоставить ее с тем результатом, который получила его группа, следовательно, понять, что изменилось в его личности, какая работа сделана, над чем еще предстоит работать. Следует отметить, что групповая работа применяется не исключительно в проектной деятельности, но здесь она раскрывает свой воспитательный, обучающий и социализирующий потенциал, позволяя добиться более высокого результата [6].
К сожалению, в этом учебном году на городской молодежный форум Научно-технический потенциал Сибири, который пришел на смену традиционной городской научно-практической конференции, было введено ограничение на количество участников группы исследователей – только 1 участник, с чем я (их научный руководитель) не согласна, т.к. в группе дети учатся не только совместной плодотворной деятельности, но и умению отстаивать свою точку зрения перед своими сверстниками, а в новых условиях эта сторона искусственно пресекается.
Результатами проектной деятельности можно считать: создание медиатеки, в которой содержатся проектно-исследовательские работы учащихся, разработки уроков, отчетные работы обучающихся, эффективное и результативное участие в конкурсах и фестивалях различных уровней, а также повышение мотивации к изучению информатики, которое отслеживается два раза в год (в начале и в конце года) с использованием анкет Изучение учебной мотивации и отношения к учебным предметам, Оценка уровня школьной мотивации Н.Г.Лускановой.
Безусловно, не все дети в средней и даже старшей школе способны выполнять серьезные научные исследования. Это сфера деятельности высших учебных заведений, поскольку требует глубоких знаний, квалификации, владения научными методами познания. Однако учебно-исследовательская и проектная деятельность позволяет с одной стороны выявить и поддержать интерес к подобной работе у действительно одаренной и заинтересованной части учащихся. С другой стороны, не менее важен момент самораскрытия некоторых учащихся, чьи способности и интеллектуальный потенциал, творческие возможности раскрываются в процессе выполнения и презентации проведенного исследования. Активизируется интерес к предмету, он становится более личностным и глубоким. Можно с уверенностью сказать, что проектная деятельность мотивирует учащихся к творческому осмыслению научных знаний, следствием этого является преобразование академических знаний в реальный жизненный опыт. А это и есть требование времени и требование государственного стандарта.
Список использованной литературы
Комашинский А.И. Использование проектного метода в образовательном процессе / А. И. Комашинский // Практика административной работы в школе. – 2006. - № 6. – С. 32–33.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат – М. – 2004. – 272 с.
Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта: Пособие для учителей / Н. Ю. Пахомова. - Москва: АРКТИ, 2005. – 127 с.
Полат, Е. С. Метод проектов / Е. С. Полат. URL: http://schools.keldysh.ru/labmro/lib/polat2.htm.
Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении / С. Г. Щербакова. – Волгоград: Корифей, 2007. – 201 с.
Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования // Библиотека журнала Директор школы. – М: Сентябрь. - 2000. - №7. - 145 с.
HYPER13PAGE HYPER15
7