Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 25.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Научно-методическая работа "Подвижная игра-совершенствование основных движений" | Кузиванова Ирина Александровна. Работа №210561

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Кузиванова Ирина Александровна
В научно- методической работе описывается как можно с детками с помощью игры совершенствовать основные движения бег, прыжки, ходьба, лазание и ползание

Управление образования администрации муниципального
образования городского округа Усинск
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад с.Усть-Уса
Усинск кар кытшын муниципальнй юкнлн администрацияса
йзс велдмн веськдланiн Челядьс видзанiн
школадз велдан Усвавом сикт муниципальнй сьмкуд учреждение
Научно-методическая
Работа
Подвижная игра-совершенствование основных движений
Воспитатель: Кузиванова Ирина Александровна
Глава 1. Теоретические основы подвижной игры, как средство совершенствования основных движений.
1.1.Значение подвижных игр. Взгляды педагогов и психологов на развитие подвижной игры
Подвижная игра – одно из важных средств всестороннего воспитания детей
дошкольного возраста. Характерная её особенность – комплексность
воздействия на организм и на все стороны личности ребёнка: в игре
осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и
трудовое воспитание. [13; с.126]
Подвижные игры зародились в далёком прошлом в недрах народного быта.
Состязания в силе, ловкости, быстроте, меткости издавна были широко
распространены среди детей и подростков в сёлах и городах. С развитием
педагогической мысли происходил постепенный отбор наиболее
целесообразных в воспитательном отношении игр. Наряду с творческими
играми, возникающими в самостоятельной деятельности детей (Салки,
Прятки), создавались новые игры с установленным, закреплённым
содержанием и определёнными правилами, преследующими, помимо
оздоровительных, воспитательно-оздоровительные цели.
Прогрессивные русские учёные-педагоги, психологи, врачи, гигиенисты
(Е.А. Покровский, П.Ф.Лесгафт, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, Л.С.
Выготский, В.В. Гориневский, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин,
Научно-методическая работа Кузивановой И.А., воспитателя МБДОУ Детский сад с.Усть-Уса 4
В.Г. Яковлев, Р.И. Жуковский и другие) раскрыли значение игры как
деятельности, способствующей качественным изменениям в физическом и
психическом развитии ребёнка, оказывающей разностороннее влияние на
формирование его личности. Разработкой подвижных игр, изучением их
значением в физическом воспитании детей разного возраста занимались и
продолжают заниматься учёные и практики. [7; с. 6]
Задача дошкольных учреждений – обеспечить всестороннее воспитание
детей. Эта задача осуществляется различными средствами, среди которых
важное место принадлежит игре. Подвижная игра имеет большое значение как
средство физического воспитания.
В играх закрепляются навыки движений, которые становятся более
точными, координированными: дети приучаются выполнять движения в
различных изменяющихся условиях, ориентироваться в обстановке.
Весёлое настроение является существенным элементом игры и оказывает
положительное влияние на состояние нервной системы ребёнка; радостное
настроение сопровождаются физиологическими изменениями в организме:
повышается деятельность сердца и дыхательного аппарата. Сила и искренность
переживаний детей во время игры делают её эффективным средством
воспитания, поэтому воспитатель должен проводить игру живо, интересно,
эмоционально.
Научно-методическая работа Кузивановой И.А., воспитателя МБДОУ Детский сад с.Усть-Уса 5
В результате систематического проведения игр и правильного руководства
ими можно воспитывать у детей важнейшие волевые качества; выдержку,
дисциплинированность, умение регулировать свои действия, своё поведение.
Академик И.П. Павлов установил наличие в коре головного мозга двух
процессов: возбуждения и торможения. Чем моложе ребёнок, тем в большей
степени возбуждение преобладает над торможением.
Важно установить равновесие между этими процессами и сделать их
подвижными. В ряде игр имеются такие правила, которые развивают у детей
торможение. Так, в игре Совушка все птицы замирают на месте. Дети, у
которых слабо развиты процессы торможения, шевелятся, делают различные
движения. Только после систематического проведения игр, требующих
выдержку, торможения, дети перестают нарушать правила, начинают проявлять
выдержку, самообладание; у них развиваются тормозные процессы.
Игры способствуют умственному развитию ребёнка. С помощью игр у детей
расширяются и углубляются представления об окружающей деятельности,
развивается внимание, память, наблюдательность.
При помощи подвижных игр можно воспитывать у детей такие моральные
качества, как смелость, решительность, честность, чувство товарищества,
коллективизм.
Воспитатель приучает детей играть дружно, не ссориться, подчинять свои
Научно-методическая работа Кузивановой И.А., воспитателя МБДОУ Детский сад с.Усть-Уса 6
желания общим для всех правилам игры: воспитывает навыки культурного,
дисциплинированного поведения в коллективе.
Многие игры помогают педагогу воспитывать у детей эстетические чувства.
Ритмичность, точность, плавность движений, чёткие построения (пары,
колонны, в круг), различные фигуры, образы, передаваемые детьми,
выразительное произнесение текста, - всё это вызывает у детей чувство
удовольствия, способствует пониманию красоты.
Игра – одно из важных средств всестороннего развития дошкольника. [7; с.7]
Профессор П.Ф. Лесгафт писал: Игра есть упражнение, при посредстве
которого ребёнок готовится к жизни. Игры составляют самое выгодное занятие
для ребёнка, при посредстве которого он обыкновенно приучается к тем
действиям, которые ложатся в основание его привычек и обычаев, причём эти
занятия обыкновенно связаны с возвышающим чувством удовольствия.
Игра для ребёнка – подлинная жизнь. А.П. Усова отмечала: Правильно
организовать жизнь и деятельность детей – значит и правильно их воспитывать.
Эффективным процесс воспитания может быть осуществлён в формах игры и
игровых взаимоотношений именно потому, что ребёнок здесь не учится жить, а
живёт своей жизнью. [16; с.306]
В теорию игры значительный вклад внесла Н.К. Крупская. Подчёркивая
социальный характер детских игр, отражение в них явлений жизни, она прежде
всего видела в игре средство расширения впечатлений и представлений об
Научно-методическая работа Кузивановой И.А., воспитателя МБДОУ Детский сад с.Усть-Уса 7
окружающей действительности, связи с него. Для ребят дошкольного
возраста, писала она, - игры имеют исключительное значение: игра для них –
учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания. Игра
для дошкольников – способ познания окружающего. [16; с.300]
Высоко оценивая воспитательную роль игр детей. А.С. Макаренко писал:
Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у
взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во
многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего
деятеля происходит, прежде всего, в игре [16; с.301]
Рассмотрев, взгляды педагогов, психологов на игру, мы видим, что
подвижная игра расширяет общий кругозор детей, стимулируют использование
знаний об окружающем мире, человеческих поступках, поведении животных;
пополняют словарный запас; совершенствуют психические процессы. Таким
образом, подвижные игры – действенное средство разностороннего развития.
1.2. Виды подвижных игр. Классификация.
Сюжетные игры. Игры этого вида строятся на основе опыта детей,
имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, профессиях
(лётчик, пожарный, и.т. д), средствах транспорта (автомобиль, поезд, самолёт),
явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц.
Некоторые особенности поведения животных (хитрость лисы, повадки
Научно-методическая работа Кузивановой И.А.,воспитателя МБДОУ Детский сад с.Усть-Уса 8
хищников), наиболее характерные моменты выполнения трудовых действий
людьми разных профессий, особенности движения различных транспортных
средств служат основой для развёртывания сюжета и установления правил
игры. Сюжет игры и правила обуславливают характер движений играющих. В
одном случае малыши, подражая лошадкам, бегают, высоко поднимая колени, в
другом – прыгают, как зайчики, в третьем – им надо суметь влезть на лестницу,
как пожарным, и.т.д. В сюжетных играх, таким образом, выполняемые
движения носят в основном имитационный характер. [11; с.6]
Дети начинают, прекращают или изменяют движения в соответствии с
правилами игры, которые обычно тесно связаны с сюжетом и определяют
поведение и взаимоотношения играющих. В некоторых сюжетных играх
действия играющих определяются текстом ( У медведя в бору, Гуси и др.)
Одной из особенностей подвижных игр с сюжетами является возможность
воздействия на детей через образы, роли, которые они выполняют, через
правила, подчинение которым обязательно для всех.
Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные, количество
играющих может быть различным (от 5 до 25), и это позволяет широко
использовать игры в разных условиях и с разными целями.
В сюжетных играх обычно основная масса детей изображает, например,
птичек, зайчиков, а один ребёнок или воспитатель становятся исполнителем
ответственной роли волка, лисы, кота. Действия детей тесно взаимосвязаны.
Научно-методическая работа Кузивановой И.А., воспитателя МБДОУ Детский сад с.Усть-Уса 9
Так, активность ребёнка, исполняющего роль волка, побуждает и остальных
участников игры – зайцев двигаться быстрее, энергичнее. Это и составляет
игровые действия детей. Однако каждый ребёнок, играя, проявляет
самостоятельность, инициативу, быстроту и ловкость в меру своих
возможностей. Поскольку в играх этой группы действует, подчиняясь
правилам, коллектив детей, это во многом определяет их поведение и
взаимоотношения. Малыши приучаются к согласованным коллективным
действиям в определённых условиях, учатся изменять способ и характер
движений по сигналам и в соответствии с правилами. ( Например: дети,
изображающие поезд, передвигаясь друг за другом, стараются не наталкиваться
на идущего впереди).
Сюжетные подвижные игры имеют широкое применение во всех возрастных
группах детского сада. Однако в младшем дошкольном возрасте особенно
популярны. Игры проводятся под непосредственным руководством взрослого,
что создаёт благоприятные условия для педагогического воздействия на детей.
В сюжетных играх дети очень непосредственны, перевоплощаясь в персонажей
игры, увлекаясь ею, они многократно повторяют такие движения, как ходьба,
бег, прыжки, ползание, подлезание. Эти виды движений чаще всего входят в
содержание игр малышей, на них основаны игровые действия, необходимые
для решения игровых задач.
Меньшие возможности в сюжетных подвижных играх имеются для
Научно-методическая работа Кузивановой И.А., воспитателя МБДОУ Детский сад с.Усть-Уса 10
упражнения детей младшего дошкольного возраста в таких движениях, как
бросание и ловля мяча, прокатывание мячей, шаров в определённом
направлении и в цель, лазанье по гимнастическим лестницам. Младшие
дошкольники ещё слабо владеют этими движениями, поэтому игровые
ситуации не только не создают выгодные условия для их выполнения, а
наоборот, ещё больше затрудняют детей. Следовательно, обучение малышей
этим движениям наиболее целесообразно проводить в форме упражнений.
Построение игр для малышей имеет свои особенности. Так, выполнение более
сложных движений в них должно происходить в спокойной обстановке, когда
внимание детей не отвлекают никакие дополнительные сигналы. Тогда малыши
действуют спокойно и могут выполнить движение без излишней торопливости,
например: зайцы скачут на лужайке, когда волка нет. Подача сигнала к смене
действий, появление ловящего являются сильными раздражителями,
отвлекающими внимание детей от качества выполнения движений. В этом
случае от детей и не следует требовать точного воспроизведения движения
изображаемого ими персонажа.
В наиболее выгодных для выполнения движений условиях, складывающихся
в процессе игры, можно привлечь внимание ребёнка к правильному их
выполнению путём показа, пояснения использования образов, которым дети
подражают, и предъявить уже определённые требования к их воспроизведению.
В других условиях дети просто убегают и на точность движений в таких
Научно-методическая работа Кузивановой И.А., воспитателя МБДОУ Детский сад с.Усть-Уса 11
случаях мало обращают внимания.
В сюжетных играх для малышей есть и ответственные роли. Чаще всего их
выполняет воспитатель.
Бессюжетные игры. Бессюжетные игры типа ловишек, перебежек очень
близки к сюжетным – в них лишь нет образов, которым дети подражают, все
остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей (ловишек,
салок), взаимосвязанные игровые действия всех участников. Эти игры, так же
как и сюжетные, основаны на простых движениях, чаще всего беге в сочетании
с ловлей и прятанием и.т.п. такие игры доступны и младшим, и старшим
дошкольникам.
Однако следует учесть, что бессюжетные игры требуют от детей большей
самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в
пространстве, чем сюжетные. Это объясняется тем, что игровые действия в них
связаны не с разыгрыванием сюжета, где возможно сочетание разных движений
и их чередование, а с выполнением конкретного двигательного задания.
Условия выполнения такого задания определяются правилами.
Поскольку правила требуют от участников довольно быстрых и ловких
действий, наибольшее распространение бессюжетные игры имеют в среднем и
старшем дошкольном возрасте, с малышами могут быть проведены лишь самые
элементарные формы игр этого вида.
В основе таких игр лежит выполнение определённых двигательных заданий в
соответствии с простейшими правилами. [11; с.8]
Научно-методическая работа Кузивановой И.А., воспитателя МБДОУ Детский сад с.Усть-Уса 12
Первыми бессюжетными играми для детей 2 – 3 лет являются такие игры, как
Догоните меня, Догоню. В них предлагается детям задание двигаться в
одном направлении за воспитателем или от него в заранее намеченное место
домик, где педагог не должен их ловить. Каждый ребёнок, выполняя задание
самостоятельно, в то же время действует совместно с другими детьми.
Постепенно игры усложняются. Как только малыши научатся ходить, бегать
подгруппами и всей группой в одну сторону, воспитатель во время игры может
менять направление, способствуя формированию навыков движений, умению
ориентироваться в пространстве. При этом детей приучают выполнять
элементарное правило – двигаться, не наталкиваясь друг на друга.
Затем вводятся игры, в которых есть более сложные задания на
ориентировку в пространстве. Так, например, дети должны двигаться туда, где
расположен флажок, соответствующий цвету флажка в руках у ребёнка, или
туда, где звенит колокольчик ( Найди свой цвет, Где звенит
колокольчик?).Такие игры требуют от детей знания основных цветов,
определения на слух места, откуда раздаётся звук, и в соответствии с этим
умения регулировать свои действия.
В таких играх, как Береги предмет, Не опоздай, к детям предъявляются
требования: выполнить действия как можно быстрее, найти своё место,
сохранить свой предмет (кубик, колечко, погремушку). В этих простейших
играх уже имеет место задание, заставляющее ребёнка проявлять быстроту и
ловкость.
Научно-методическая работа Кузивановой И.А., воспитателя МБДОУ Детский сад с.Усть-Уса 13
В бессюжетных играх (кегли, кольцеброс) дети выполняют более сложные
движения: метание, прокатывание в цель, бросание и ловля. Дети младшего
дошкольного возраста такими движениями владеют слабо, поэтому их вначале
широко используют в игровых упражнениях, например: Прокати мяч,
Попади в воротца и другие. Упражняясь в этих движениях, дети постепенно
овладевают навыками и умениями действовать с различными предметами
(мячами, шарами, кольцами), у них развивается глазомер, координация
движений, ловкость. Участвуя в таких играх, малыши приобретают много
полезных навыков.
Несмотря на то что бессюжетные игры используются в работе с малышами
не так широко, как сюжетные, дети участвуют в них с большим удовольствием.
Это объясняется тем, что в таких играх воспитатель является активным
участником. Он показывает детям, как надо выполнить те или иные задания,
сам выполняет ответственную роль, направляет весь ход игры, эмоционально
настраивает детей, помогая им в выполнении разных движений. [11; с.8]
Игры – забавы, атракционны.
К подвижным играм с правилами относятся и игры – забавы. Они часто
проводятся на вечерах досуга, на физкультурных праздниках. Двигательные
задания в этих играх выполняются в необычных условиях и часто включает
элемент соревнования (бег в мешках). Такие задания выполняют двое, трое
ребят или взрослые (родители, воспитатели), основная масса детей –
Научно-методическая работа Кузивановой И.А., воспитателя МБДОУ Детский сад с.Усть-Уса 14
зрители. [13; с. 10]
Игры – забавы – это весёлое зрелище на праздниках и вечерах досуга. Детям
они доставляют много радости, но в то же время такие игры требуют от
участников двигательных умений, ловкости, скорости.
Игры – забавы проводятся и с детьми первого года жизни. Это игры,
вызывающие у детей звуки движения, смех, радость, удовольствие. (Прятки,
Коза рогатая, Сорока-белобока и другие). [13; с. 128]
Игры с элементами спортивных игр.
Второй группой подвижных игр являются игры с элементами спортивных игр:
городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, футбол, хоккей. В
дошкольном возрасте используются элементы этих игр и дети играют по
упрощённым правилам. Такие игры проводятся только с детьми старшего
возраста. [ 13; с.128]
Народные подвижные игры.
Традиционным средством педагогики являются и народные подвижные игры.
Испокон веков в них ярко отражаются образ жизни людей, их быт, труд,
национальные устои, представление о чести, смелости, мужестве, желание
обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять волю и стремление к
победе. Народные игры могут быть и сюжетные и бессюжетные. По
содержанию все народные игры выразительны и доступны ребёнку (например,
Ловля оленей, Невод и.т.д.). в народных играх много юмора, шуток,
Научно-методическая работа Кузивановой И.А., воспитателя МБДОУ Детский сад с.Усть-Уса 15
соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются
неожиданными весёлыми моментами, заманчивыми для детей считалками,
потешками. [ 6; с.5]
Изучив, виды подвижных игр, мы приходим к выводу, что подвижные игры
прежде всего средство физического воспитания детей. Они дают возможность
развивать и совершенствовать их движения, упражнять в беге, прыжках,
лазанье, бросании, ловле и.т.д.
1.3. Методика обучения подвижным играм.
Методика – это наука о методах преподавания. [8; с. 353]
Методы обучения – это способы работы воспитателя, с помощью которых
достигается усвоение детьми знаний, умений и навыков, а также развитие их
познавательных способностей. [16; с.214]
Методические особенности подвижной игры обуславливают целесообразность
её использования не только на первом, но и, главным образом, на завершающем
этапе обучения, во время совершенствования двигательных умений и
навыков. [1; с. 165]
Первым условием успешного использования подвижных игр в воспитании
детей является знание программных задач, определённых для конкретной
возрастной группы, с которой работает воспитатель. Усвоив общие задачи
воспитания, необходимо применять их с учётом индивидуальных особенностей
Научно-методическая работа Кузивановой И.А., воспитателя МБДОУ Детский сад с.Усть-Уса 16
каждого ребёнка группы. Для этого надо прежде всего хорошо знать состояние
здоровья детей, иметь данные врачебного осмотра по всем показателям.
Воспитательное воздействие подвижных игр в большей мере зависит от
посильности игровой задачи, её доступности и степени физической нагрузки.
Постройте вашу воспитательную работу так, - говорил Е.А. Аркин, - чтобы
ребёнок чаще побеждал, чем терпел поражения, чтобы он чаще убеждался в
надёжности своих сил, чем в своём бессилии. Успех и победа бодрят и
укрепляют, они являются условием здоровья .
Младшие группы
Основная задача воспитательной работы с детьми младших групп заключается
в совершенствовании их двигательных навыков и умений.
Детей 2 – 3 лет в подвижных играх привлекает главным образом сам процесс
действия: им интересно бежать, догонять, бросать, искать; результат этих
действий для них не имеет значение. Поэтому для малышей рекомендуются
совсем простые игры, построенные в большинстве случаев на одном действии,
причём это действие воспитатель тут же и подсказывает детям. Догоните
меня, - и тут же убегает, а дети бегут за ним. [10; с.84]
Подвижные игры с малышами всегда организует воспитатель, хотя часто они
могут быть начаты по желанию детей. Объяснять малышам игру надо
эмоционально, выразительно, стараясь интонациями своего голоса
Научно-методическая работа Кузивановой И.А., воспитателя МБДОУ Детский сад с.Усть-Уса 17
охарактеризовать персонажей. Например, о зайчиках и птичках нужно говорить
Нежно, ласково, а о медведе – низким голосом, несколько грубее. [11; с.24]
Для совершенствования движений детей воспитатель в ходе игры может
использовать разные приёмы: показ, пояснение, указание, игровые образы.
Продолжительность подвижных игр в младших группах зависит от разных
факторов: от характера игровых действий, от количества играющих, от условий
проведения, от настроения играющих и их отношения к игре. Длительность
подвижной игры в младшей группе может быть 5 – 8 минут, во второй
Успех игры зависит от того, насколько эмоционально она преподносится детям.
Эмоциональная насыщенность игры повышает и двигательную активность,
поэтому необходимо, чтобы игра вызывала у детей интерес, доставляла им
удовольствие. [10; с.82]
Регламентирует выбор игры и её место в режиме дня. Игры более динамичные
целесообразны на первой прогулке, особенно если ей предшествовали занятия
со значительным умственным напряжением и однообразным положением тела.
К концу дня, учитывая общую усталость детей, не следует разучивать новые
игры. [14; с. 81]
Подвижной игре, обучение происходит поэтапно:
1 этап – Сбор детей на игру.
2 этап – Организация играющих, объяснение игры.
3 этап - Распределение ролей.
4 этап - Проведение игры и руководство ею.
5 этап – Окончание игры и подведение итогов.
Научно-методическая работа Кузивановой И.А., воспитателя МБДОУ Детский сад с.Усть-Уса 18
младшей – 6 – 10 минут. [11; с.18]
Заканчивать игру следует предложением перейти к каким-либо другим
видам деятельности более спокойного характера. Малышей нужно обязательно
похвалить. [13; с.133]
Средняя и старшая группа.
В результате воспитательной работы, проведённой в предыдущих группах,
движения детей становятся более координированными. Увеличивается
расстояние для бега, метания, высота для прыжков и лазанья, подобран ряд игр,
упражняющих в ловкости, смелости, выдержке.
В средней и старшей группах воспитатель вначале рассказывает детям, как
играть, кто что должен делать, затем распределяются роли. В группе детей 4-х
лет в начале года воспитатель сам назначает, кто кем будет. При этом он
учитывает степень активности детей, умение быстро бегать, лазать. Роль
водящего вначале следует поручать детям, которые заведомо с ней справляется,
иначе ребёнок может потерять веру в свои силы и его трудно будет привлечь к
активному действию. [10; с. 86]
Сбор детей на игру должен проходить быстро и интересно. Приёмы сбора
бывают разные: зазывалки ( Раз, два, три! Играть скорей беги! ), звуковые
сигналы (бубен, спортивный свисток). Приёмы сбора детей на игру постоянно
варьируются.
Научно-методическая работа Кузивановой И.А., воспитателя МБДОУ Детский сад с.Усть-Уса 19
Объяснение игры должно быть кратким и понятным, интересным и
эмоциональным. Объяснение игры – это инструкция, и момент создания
игровой ситуации.
Последовательность объяснения: назвать игру и замысел, предельно кратко
изложить содержание, подчеркнуть правила, напомнить движения (если
нужно), распределить роли, раздать атрибутику, разместить играющих на
площадке (шеренга, полукруг). [14; с.83]
Следя за действием детей, воспитатель не допускает длительных статических
поз (сиденья на корточках, стояние на одной ноге), вызывающее сужение
грудной клетки и нарушение кровообращения. Воспитатель наблюдает за
общим состоянием и самочувствием каждого ребёнка. [13; с. 132]
Помимо сюжетных игр, в этих группах используются игры, построенные на
определённом задании: Найди свой цвет, Пробеги тихо и другие. А также
игры с предметами, игрушками (мячи, кегли, обручи и.т.д.)
Во время пребывания на воздухе необходимо несколько раз привлекать детей
к подвижны играм. [10; с.86]
Игры большой подвижности повторяются 3 – 4 раза, более спокойные 4 – 6 раз.
Паузы между повторениями 3 – 5 минут. Подведение итогов должно проходить
в интересной и занимательной форме, чтобы вызвать желание в следующий раз
добиться ещё лучших результатов.
К обсуждению проведённой игры надо привлекать всех детей. Это приучает
Научно-методическая работа Кузивановой И.А., воспитателя МБДОУ Детский сад с.Усть-Уса 20
их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к
выполнению правил и движений. [13; с.133]
Подготовительная группа.
В данной возрастной группе все дети, за исключением лишь некоторых,
владеют основными движениями. Поэтому внимание воспитателя должно быть
направлено на качество движений, чтобы они стали лёгкими, красивыми,
уверенными, чтобы дети быстро ориентировались в пространстве, проявляли
выдержку, смелость, находчивость.
Нужно приучать детей играть самостоятельно. Такие игры благотворно
влияют на их поведение, способствуют воспитанию организованности,
самостоятельности. [10; с. 87]
Для сбора на игру воспитатель может поручить своим помощникам – наиболее
активным детям – собрать всех для игры. Есть и другие приёмы: распределить
детей по звеньям, предложить по сигналу собраться в установленных местах
как можно быстрее (отметить, какое звено скорее собралось). Собирать детей
надо быстро (1 – 2 минуты), чтобы не снизить интерес к игре. Чем больше
интереса у детей к игре, тем лучше усвоят её правила.
Объяснение игры в подготовительной группе происходит до начала игры,
сообщается название, раскрывается содержание игры и обязательно
подчёркиваются правила. Движения можно показать до начала или в ходе игры.
Это обычно делает сам воспитатель, а иногда кто-либо из детей по его выбору.
Успешное проведение игры во многом зависит от удачного распределения
21
ролей, поэтому важно учитывать особенности детей. Распределение ролей
проходит после объяснения игры. [13; с.131]
При руководстве подвижной игрой педагогу необходимо следить за
движениями дошкольников: поощрять удачное исполнение, подсказывать
лучший способ действия, помогать личным примером. Воспитатель регулирует
физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно. Нагрузку
можно увеличить изменением темпа выполнения движений. По мере
накопления детьми двигательного опыта, игры нужно усложнять. Кроме того,
усложнение делает интересным для детей хорошо знакомые игры.
Варьируя игру, нельзя менять замысел и композицию игры. Можно
увеличить дозировку; усложнить двигательное содержание; изменить
размещение играющих на площадке; сменить сигнал; провести игру в
нестандартных условиях; усложнить правила. [15; с.85]
По окончании игры отмечаются те, кто правильно играл и те, кто нарушал
правила. Итог игры должен быть коротким, но интересным . [13; с. 132]
Рассмотрев, методику бучения подвижным играм мы приходим к выводу,
что подвижные игры создают благоприятные условия для формирования
движений.
1.4. Значение основных движений в жизни человека.
Все известные педагоги с древности до наших дней отмечают: движение –
важное средство воспитания.
22
Двигаясь, ребёнок познаёт окружающий мир, учится любить его и
целенаправленно действовать в нём. Движения – первые истоки смелости,
выносливости, решительности маленького ребёнка, а у более старших детей –
форма проявления этих важных человеческих качеств. [15; с. 4]
Движение – перемещение кого, чего-нибудь в определённом направлении,
изменение положения тела или его частей. [8; с.153]
В своём историческом развитии организм человека формировался в
условиях высокой двигательной активности. Первобытному человеку
ежедневно приходилось пробегать и проходить десятки километров в поисках
пищи, постоянно от кого-то спасаться, преодолевать препятствия, нападать. Так
выделились пять основных жизненно важных движений, каждое из которых
имело своё значение: бег и ходьба – для перемещения в пространстве, прыжки
и лазанье для преодоления препятствий, метание – для защиты и
нападения. [15; с.4]
Эти движения и в настоящее время имеют важное значение человека. Для
всестороннего развития дошкольников чрезвычайно важно своевременно
овладеть разнообразными движениями, в первую очередь основными их
видами, без которых нельзя активно участвовать в подвижных играх. [4; с.3]
Двигательные умения тесно связаны с двигательными качествами, основные из
которых – ловкость, быстрота, сила, выносливость. Связь эта взаимная. Чем
шире, богаче арсенал движений, тем легче ребёнку добиться успеха в
двигательной деятельности. [2; с.4]
23
Усвоение детьми навыков основных движений, овладение правильными
способами их выполнения обогащает двигательный опыт, необходимый в
игровой деятельности, разнообразных жизненных ситуациях,
труде и быту. [4; с.4]
Основные движения укрепляют все группы мышц, связки, суставы, сердечно-
сосудистую, дыхательную, нервную системы, внутренние органы,
способствуют развитию физических качеств. Упражнения с предметами
(метание, лазанье) развивают мышцы кисти рук, стопы. При выполнении
упражнений в горизонтальном положении с опорой на ноги и руки (ползание)
движения, проводимые под музыку и выполняемые совместно группой детей,
вызывают положительные эмоции, способствуют развитию ритма, воспитанию
согласованных действий в коллективе. Оздоровительное значение основных
движений увеличивается, если они организуются на свежем воздухе. [13; с.79]
Бег, прыжки, метание, лазание, умение уверенно и ловко действовать в
сложных и часто меняющихся условиях среды – всё это необходимо детям в
игровых и жизненных ситуациях, приносит успех в спортивных движениях,
подвижных играх, позволяет ребёнку полнее проявлять свои двигательные
способности. [3; с.9]
Ходьба.
Ходьба – это одно из первых движений, которыми овладевает ребёнок после
умения ползать. Ходьба расширяет возможности детей, обогащает их
Научно-методическая работа Кузиванова И.А., воспитателя МБДОУ Детский сад с.Усть-Уса 24
деятельность, стимулирует активность, способствует полноценному
физическому развитию. [4; с.36]
Ходьба относится к циклическим движениям. Цикл движений при ходьбе
состоит из чередующих шагов левой и правой ногой. Различают: обычную
ходьбу – это естественный способ передвижения человека; ходьба на носках;
ходьба на пятках; ходьба на наружных сторонах стоп, ходьба с высоким
подниманием колена (бедра); ходьба широким шагом; ходьба приставным
шагом; гимнастическая ходьба; ходьба скрестным шагом; ходьба в
полуприседе; ходьба в приседе; ходьба с выпадами вперёд, ходьба с
различными исходными положениями и движениями рук. [13; с. 88]
В ходе активного участвует весь опорно-двигательный аппарат ребёнка. При
соблюдении правильной техники ходьбы значительно укрепляются мышцы
туловища, спины и живота, тренируются мелкие мышцы стопы, формируется
правильная осанка, сердечно-сосудистая система, активнее происходит обмен
веществ. В процессе ходьбы происходит постоянное чередование напряжения и
расслабления мышц, что обеспечивает длительную работоспособность нервно-
мышечного аппарата на высоком уровне.
Игры для развития правильной ходьбы во 2-й младшей группе – это
Лошадки, Каравай, Ровным кругом, Не задень. [4; с.18]
Бег.
В отличие от ходьбы бег – более быстрый способ передвижения. Вместе с тем
он более эффективно влияет на организм. Детей обучают разным видам бега:
25
обычный бег;
бег на носках;
бег с высоким подниманием колен;
бег с широким шагом;
бег по холмистой местности;
бег в разном темпе;
бег на скорость;
челночный бег;
бег с изменением темпа и с ловлей.
Бег является упражнением циклического типа, в котором отталкивание от
опоры ногой чередуется с полётом. В беге, как и в ходьбе, необходима хорошая
координация движений рук и ног, правильная осанка, целесообразная в
зависимости от бега постановка ноги на опору. [34; с.36]
Бег – одно из важных для здоровья ребёнка движений, позволяющих хорошо
регулировать нагрузку, укрепляющих сердечно-сосудистую и дыхательную
системы, различные группы мышц, суставы и связки. Бег – естественное
движение, привычное для детей с раннего возраста. Привычка бегать поможет
получить ежедневную дозу движений, необходимых для нормальной
жизнедеятельности организма человека. [3; с.24]
Все виды бега имеют важное значение для всестороннего физического
воспитания, развития двигательных качеств таких, как ловкость, быстрота,
выносливость.
26
Игры в беге во 2-й младшей группе – это Огуречик, Мыши и кот [4; с.40]
Прыжки.
Прыжок относится к специфическим скоростно-силовым движениям. Техника
прыжка состоит из следующих элементов: исходное положение, замах или
разбег, толчок, полёт и приземление.
Обучение прыжкам осуществляется в определённой последовательности.
Начинают обучение с самых простых видов прыжка-подпрыгивания,
спрыгивание с места, затем переходят к более сложным – прыжкам в длину и в
высоту с разбега. [13;с.100]
Прыжки находят широкое применение в двигательной деятельности человека.
Упражнения в прыжках укрепляют костно-мышечный аппарат ног, туловища,
тренирует глазомер, координацию движений. Прыжок вверх с места хорошо
тренирует силу толчка, развивает прыгучесть, умение концентрировать
мышечные усилия, сочетая силу с быстротой. Прыжок в глубину (спрыгивание)
укрепляет мышцы ног, особенно стопы.
Прыжки со скакалкой способствуют развитию выносливости, тренируют
чувство ритма, укрепляют сердечно-сосудистую и дыхательные системы,
мышцы ног. Дети всех возрастов широко используют разнообразные прыжки в
жизненных и игровых ситуациях.
Игры-упражнения в прыжках во 2-й младшей группе – это Прыгай – хлопай,
Ножки [4; с.66]
27
Метание, катание, бросание и ловля.
Метание – ациклическое скоростно-силовое упражнение. Бросание и ловля,
метание укрепляют мышцы плечевого пояса, туловища, мелкие мышцы рук,
способствуют развитию глазомера, меткости. Они требуют также хорошей
координации движений. Игры с мячом развивают ловкость, ритмичность,
точность движений. В метании надо обращать внимание на чередование
бросков правой и левой рукой – это важно для гармоничного развития обеих
рук, для профилактики появления нарушений осанки. [4; с.87]
Детей дошкольного возраста учат метать мяч двумя руками: снизу, от
груди, от плеча, сбоку, из-за головы. Каждое подготавливающее к
метанию упражнение имеет самостоятельное значение для формирования
двигательных навыков. [13; с. 112]
Игры для детей во 2-й младшей группе (3 – 4 года) – это Мяч в кругу,
Попади в воротики.
Ползание и лазание.
Большую группу разнообразных движений составляют ползание,
подползание, переползание, пролезание и лазанье. Движения эти чрезвычайно
полезны для детей, так как они способствуют укреплению крупных групп
мыщц - туловища, плечевого пояса, рук, ног, развитию гибкости позвоночника.
С их помощью воспитываются ловкость, смелость, привычка к высоте.
Ползание и лазание выполняются по циклическому типу, как ходьба и бег,
Научно-методическая работа Кузивановой И.А., воспитателя МБДОУ Детский сад с.Усть-Уса 28
т.е. при передвижении повторяются одинаковые движения рук и ног.
Чередование напряжения и расслабления мышц позволяют совершать
движение длительное время не уставая и тем самым даёт возможность
укреплять организм, воспитывать выносливость.
Ползание выполняется при опоре на руки и ноги, давая возможность
разгрузки позвоночника, который оказывается в горизонтальном положении.
При ползании активнее работает верхний плечевой пояс, мышцы рук и шеи, что
создаёт хорошие предпосылки для воспитания у детей правильной осанки.
Лазанье выполняется в смешанном виде с опорой на ноги и хватом руки.
Формированию правильной осанки и положительному влиянию на мышцы
спины, живота, ног способствует лазанье по канату, хотя в детских садах
встречается редко. Малышам удобнее лазать по лесенке-стремянке, находясь в
наклонном положении, при котором меньше мышечное усилие, легче удаётся
сохранить равновесие при переносе рук, возможен зрительный контроль за
движением. [4; с.114]
Во время лазания по лесенке-стремянке, гимнастической стенке, верёвочной
лестнице, по канату воспитатель обеспечивает страховку и оказывает
необходимую помощь. Для профилактики травм под снаряды кладут
гимнастические маты. [13; с.99]
Игры с переползанием и ползанием для детей 3 – 4 лет – это Через обруч к
погремушке, Котята и ребята.
29
Равновесие.
Равновесие – способность человека сохранять устойчивое положение во время
выполнения разнообразных движений и поз на уменьшенной и приподнятой
над уровнем земли (пола) площади опоры.
Это качество необходимо человеку, чтобы передвигаться в помещении и на
улице, не задавая предметы, друг друга, успешно справляться с обязанностями,
необходимыми при разных работах. [13; с.45]
Известно, что равновесие (его сохранение и поддержание) является
постоянным и необходимым компонентом любого движения: бега, ходьбы,
лазанья, метания, прыжка. [9; с.12]
Равновесие зависит от состояния вестибулярного аппарата, всех систем
организма, такие от расположения общего центра тяжести тела (ОЦТ). У
дошкольников ОЦТ расположен высоко, поэтому им труднее сохранить
равновесие. При выполнении упражнений, смене положений центр тяжести
тела смещается и равновесие нарушается. Требует приложить усилия, чтобы
восстановить нужное положение тела. [13; с.45]
Равновесие обеспечивается сложным сочетанием в действиях различных
анализаторов – мышечного, вестибулярного, зрительного, кожного,
объединяемых регулирующим влиянием центральной нервной системы.
Поэтому для развития способности сохранять равновесие необходимо
использовать разнообразные физические упражнения, влияющие на органы и
систему, обеспечивающие устойчивое положение тела ребёнка как при
удерживании статических поз, так и при перемещениях в пространстве.
30
В развитии равновесия детей 3-4 лет, можно использовать такие игры, как
Через болото, Мышка идёт по мостику. [4; с.126]
Рассмотрев, значение основных движений в жизни человека, мы приходим к
выводу, что разнообразие основных движений и их вариативность даёт
возможность развивать и совершенствовать быстроту, ловкость, силу,
выносливость, гибкость. Одновременность развития двигательных качеств при
ходьбе, беге, прыжках, метании, лазанье значительно повышает ценность этих
движений. Наряду с физическим развитием детей решаются задачи
нравственного, умственного, эстетического воспитания. У детей развиваются
умственные способности, восприятие, мышление, внимание, пространственные
и временные представления. Ребёнок должен усвоить показанное ему движение
и суметь действовать в соответствии с образцом также ловко, быстро,
технически правильно.
Движение является фундаментом настоящего и будущего здоровья детей, их
гармонического физического развития. [4; с.4]
1.5. Совершенствование основных движений через игру.
Совершенствование – делать лучше, совершеннее. [8; с.741]
Известно, что при соответствующей организации и методике в игре
создаются благоприятные условия для формирования основных движений. По
мнению А.В. Запорожца, это первая доступная для дошкольников форма
деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение и
31
усовершенствование новых движений: моторное развитие, совершаемое
ребёнком в игре, пролог сознательных физических упражнений.
В подвижной игре дошкольник многократно самостоятельно повторяют
движения, заданные темой и правилами, что чрезвычайно благоприятно влияет
на их усвоение и является важной составной частью процесса
обучения. [1; с.164]
Развитие и совершенствование некоторых основных движений в дошкольном
возрасте происходит обусловлено их применение повседневностью. Это такие
движения, как бег, ходьба, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание, которые
не только широко применяются детьми в самостоятельной деятельности, в
творческих играх, но являются неотъемлемой частью содержания
организованных подвижных игр, начиная с раннего возраста. Для младших
дошкольников подвижные игры являются жизненной потребностью. С их
помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные,
воспитательные, оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные
условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования
нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни
в коллективе. [11; с.11]
В младшем дошкольном возрасте дети только знакомятся с основными
движениями и учатся выполнять их в общих чертах. На данном этапе игра
выступает как важное средство обучения: активное участие в ней воспитателя
стимулирует непринуждённое, естественное выполнение ребёнком
32
двигательных действий. Однако даже в младшем дошкольном возрасте
благоприятные условия, складывающиеся в игре, не могут обеспечить развитие
одновременно всех видов основных движений. Наиболее успешно происходит
формирование навыков в беге и в прыжках. Лазанье, метание, бросание и ловля
слабо представлены в содержании игр младших дошкольников и поэтому не
могут быть достаточно хорошо освоены. Всё это приводит к следующему
выводу: уже на данном возрастном этапе необходимо сочетать прямое
(физические упражнения) и опосредованное (игра) обучение движениям.
Начиная со среднего дошкольного возраста характер движений детей
становится всё более произвольным, преднамеренным. У них появляется
способность выделять направление движения, изменять скорость. Перед детьми
уже ставят более серьёзные задачи – овладеть определёнными способами
движений, их техникой, стремиться к достижению результатов.
В работе со старшими дошкольниками важно предусмотреть не только
обучение основным движениям в обобщённом виде, но и разучивание
составных элементов, отдельных поз и их сочетаний. Правильность
выполнения основных движений и прочность их усвоения выдвигаются в
качестве первоочерёдной образовательной задачей. Однако учебные мотивы
всё ещё тесно переплетаются с игровыми. Этим объясняется многоплановое
применение игры на разных этапах обучения старших дошкольников. [1; с.164]
Активность детей в играх зависит от целого ряда условий: содержание игры,
характера и интенсивности движений в ней, от организации и методики её
Научно-методическая работа Кузивановой И.А., воспитателя МБДОУ Детский сад с.Усть-Уса 33
проведения, а также от подготовленности детей. [11; с. 15]
В наиболее выгодных для выполнения движений условиях, складывающихся
в процессе игры, можно привлечь внимание ребёнка к правильному их
выполнению путём показа, пояснения, использование образов, которым дети
подражают и предъявить уже определённые требования к их
воспроизведению. [11; с.18]
При использовании подвижных игр необходимо соблюдать дидактические
принципы: планомерность, последовательность усложнения, повторность и
другие. В каждой возрастной группе игры расположены по принципу
преобладающего вида движений, т.к во многих играх намечают несколько
видов движений, например, метание и бег и.т.д.
На каждый вид движений игры подобраны по принципу преемственности от
одной возрастной группы к другой согласно требованиям программы. [10; с. 78]
Анализируя, совершенствование основных движений через игру, мы пришли
к выводу, что подвижную игру принято рассматривать как средство
упражнения детей в ходьбе, беге, прыжках и других видах основных движений.
П.Ф. Лесгафт, создавший систему физического воспитания, среди других
средств обучению основным движениям рекомендует подвижные игры. Говоря
о работе с детьми дошкольного возраста, он указывал на преимущество игры
перед упражнениями, считая их материалом наиболее доступным, понятным
для детей в следствии близости их образцов и сюжетов детскому воображению,
а также благодаря общественному началу, заложенному в них. (10;с.74)
34
Введение.
В развитии ребёнка огромная роль принадлежит основному виду
деятельности игре. Тема игры всегда интересовала педагогов. Среди всего
многообразия игр следует особо выделить, - подвижные игры.
Важнейшее достоинство подвижных игр состоит в том, что в своей
совокупности они, по существу исчерпывают все виды свойственных человеку
естественных движений: ходьбу, бег, прыжки, лазанье, метание, бросание и
ловля, упражнения с предметами и поэтому являются универсальным
средством физического воспитания детей.
Передовые русские учёные П.Ф. Лесгафт, Е.А. Покровский, учитывая
важную роль подвижных игр в развитии физических сил ребёнка, в
приобретении им определённых навыков, уделяли много внимания сбору и
изучению таких игр. Они разъясняли их значение для физического развития
детей и всячески пропагандировали практическое внедрение их в систему
воспитания подрастающего поколения.
Научно-методическая работа Кузивановой И.А., воспитателя МБДОУ Детский сад с.Усть-Уса
1
Прогрессивные русские учёные – педагоги, психологи, врачи, гигиенисты
(Е.А. Покровский, П.Ф. Лесгафт, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, А.С.
Выготский, В.В. Гориневский, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин, В.Г.
Яковлев, Р.И. Жуковская и многие другие) раскрыли роль игры как
деятельности, способствующей качественным изменениям в физическом и
психическом развитии ребёнка, оказывающей разностороннее влияние на
формирование его личности.
Учённые доказали, что движения являются врождённой потребностью
человеческого организма, от степени удовлетворения которой зависят
здоровье, физическая и умственная работоспособность человека, его активная
долголетие.
Тема нашего исследования: Подвижная игра – средство совершенствования
основных движений дошкольников.
Цель исследования: изучить влияние подвижных игр на совершенствование
основных движений детей старшей группы.
Объектом исследования6 явился педагогический процесс (подвижная игра),
направленная на совершенствование основных движений дошкольников.
Предметом исследования явились педагогические условия, при которых
подвижная игра будет являться средством совершенствования основных
движений.
В своей работе мы изучили значение подвижных игр, значение основных
движений в жизни человека, совершенствование движений через игру и
2
выдвинули гипотезу – при планомерном и систематическом проведении
подвижных игр можно более эффективно совершенствовать основные
движения дошкольников.
Задачи исследования:
--- изучить педагогическую литературу о значении подвижных игр и
совершенствование основных движений через игру;
--- выявить уровень развития основных движений (бег, прыжки) детей старшей
группы по методике М.А. Руновой;
--- подобрать подвижные игры на развитие основных движений (прыжки, бег);
--- изучить влияние подвижных игр на совершенствование основных движений
(бег, прыжки) детей старшей группы.
В работе использовались следующие методы исследования:
--- теоретический анализ психолого-педагогической и методической
литературы по проблеме исследования;
--- экспериментальная работа (работа с родителями – беседа, анкетирование;
диагностика).
3
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа, направленная на
совершенствование основных движений старшего дошкольного возраста через
подвижные игры.
Изучив теорию, мы сделали вывод, что повлиять на развитие основных
движений можно через подвижные игры. Для подтверждения гипотезы
проведён трёхчастный эксперимент:
первый – констатирующий;
второй – формирующий;
третий – контрольный.
Экспериментальная работа по проблеме Подвижная игра – средство
совершенствования основных движений дошкольников проводилась в
Муниципальном бюджетном дошкольном учреждении Детский сад с.Усть-Уса в старшей группе в составе 12 человек.
2.1 Задачи, содержание, выводы констатирующего эксперимента.
Первым экспериментом был - констатирующий.
Цель: выявление уровня развития основных движений (бег, прыжки) детей
старшей группы. Исходя из цели, мы выделили основные задачи:
--- выявить уровень развития основных движений детей старшей группы (бег,
прыжки) по методике Марии Александровны Руновой;
Научно-методическая работа Кузивановой И.А., воспитателя МБДОУ Детский сад с.Усть-Уса 35
--- выявить отношение родителей к подвижным играм детей.
Исходя из задач, мы выбрали методы констатирующего эксперимента:
диагностика выявления уровня сформированности основных движений в
старшей группе
анкетирование родителей
Первой задачей констатирующего эксперимента было выявление уровня
развития основных движений детей старшей группы. Для проведения
исследования решили глубже изучить два основных движения – бег, прыжки.
В первой части констатирующего эксперимента детям была проведена
диагностика по прыжкам с места. Диагностика была проведена 8 сентября
2011г. с 12 детьми старшей группы в физкультурном зале МДОУ Детский сад
с.Усть-Уса по методике М.А. Руновой (см. приложение № 1). Данные по
диагностике оформлены в таблице № 1 (см. приложение № 2).
Анализируя результаты детей старшей группы по прыжкам с места мы
видим, что из 100% детей старшей группы:
--- 1 уровень (низкий) – 17%; (2 детей) выполняют прыжки с места с низким
уровнем, т.е. ребёнок неправильно становится в исходное положение,
неправильное взмахивание руками, неправильный полёт и приземление.
Поэтому получается низкий, т.е. ребёнок не стремиться достигнуть наилучшего
результата или от индивидуальной возможности ребёнка.
--- 2 уровень (средний) – 75%; (9 детей) показали средний уровень по прыжкам
с места, т.е. дети старшей группы стремятся к высшему результату, но
36
допускают ошибки при прыжках с места и результат выходит не высокий.
--- 3 уровень ( высокий) – 8%; (1 ребёнок) старшей группы показали высокий
уровень по прыжкам с места, т.е. это дети, которые постоянно стремятся
к высоким результатам.
Уровни мы представили в диаграмме (см. приложение № 3 )
Из записанного выше анализа можно сделать вывод, что уровень детей старшей
группы по прыжкам с места – средний. Причинами таких показателей
являются: педагоги уделяют мало времени данной проблеме, т.е. при
разучивании подвижной игры, мало уделяют времени индивидуальной работе с
детьми и не заинтересовывают их, не сформировывают основные движения –
прыжки.
Далее в первой части констатирующего эксперимента детям была представлена
диагностика по бегу на скорость 10 м с хода. Диагностика была проведена 11
сентября 2011г с 12 детьми старшей группы на асфальтированной дорожке, на
территории МБДОУ Детский сад с.Усть-Уса по методике М.А. Руновой
(см.приложение № 1 ).
Анализируя результаты детей старшей группы по бегу на скорость 10 м с хода,
мы видим, что из 100% детей старшей группы:
--- 1 уровень (низкий) – 58%; (7 детей) старшей группы выполняют бег на
скорость с низким уровнем, т.е. ребёнок не справляется с нормой, которую дети
должны преодолеть. Нормативы представлены в таблице № 2
(см. приложение № 4)
37
--- 2 уровень (средний) – 17%; (2 ребёнка) показали средний уровень, т.е. дети
не совсем справились с нормой времени.
--- 3 уровень (высокий) – 25%; (3 детей) показали высокий уровень, т.е. дети
справились со своей нормой времени. Уровни представлены в диаграмме
(см. приложение № 3)
Из выше сказанного анализа можно сделать вывод, что у детей превышает
низкий результат. Причинами таких показателей являются педагоги, которые
не реализуют полностью свои возможности сформированности основных
движений через подвижную игру, таких как бег.
Следующей задачей констатирующего эксперимента была поставлена так,
выявить отношение родителей к подвижным играм детей. Во второй части
констатирующего эксперимента была представлена анкета для родителей по
подвижным играм. В ней были представлены следующие вопросы:
Часто ли вы играете со своим ребёнком в подвижную игру дома, на
свежем воздухе?
Какой инвентарь имеется в семье для проведения подвижных игр?
Какие игры больше используете с ребёнком:
--- игры с бегом
--- игры с ползанием и лазанием
--- эстафеты
--- игры на ориентировку в пространстве
--- игры с прыжками 38
--- игры с метанием
Кто из вас выполняет главную роль в игре?
Как вы думаете способствуют ли ваши игры самовыражению ребёнка?
Эмоционален ли ребёнок в игре?
Как вы думаете достаточно ли по времени для ребёнка игровая
деятельность?
При объяснении Вами воспринимает ли ребёнок правила игры?
Ответы родителей были также проанализированы нами, большинство
родителей знают очень мало подвижных игр, большинство подвижных игр
повторяются в ответах. У многих нет специального инвентаря для проведения
подвижных игр. Большинство родителей не обращают внимания на правила
игры. Во многих случаях главную роль выполняют родители сами. И не очень
часто родители играют со своими детьми, ссылаясь на нехватку времени.
Анкета и ответы родителей представлены в приложении № 5 .
Закончив констатирующий эксперимент и разрешив все намеченные нами
задачи, мы получили по прыжкам с места:
низкий уровень – 17%
средний уровень – 75%
высокий уровень – 8 %
По бегу на скорость:
низкий уровень – 58%
Научно-методическая работа Кузивановой И.А., воспитателя МБДОУ Детский сад с.Усть-Уса 39
средний уровень – 17%
высокий уровень – 25%
Анкетирование родителей показало, что большинство родителей специально не
организуют подвижные игры с детьми, сами мало знают их. Выполняют
главную роль, тем самым не дают самовыразиться.
Из этого исходит, что в группе необходимо проводить соответствующую
педагогическую работу по сформированности основных движений и проводить
работу с родителями. Для этого мы провели формирующий эксперимент.
2.2 Задачи, содержание, выводы формирующего эксперимента.
На основании показателей констатирующего эксперимента в течении трёх
месяцев: декабрь (2011г.), январь, февраль (2012г.) в МБДОУ Детский сад
с.Усть-Уса был проведён формирующий эксперимент.
Цель формирующего эксперимента: совершенствовать основные движения
детей старшей группы через подвижную игру.
Исходя из цели мы выделили основные задачи:
--- подобрать систему подвижных игр на развитие основных движений (бег,
прыжки) и составить перечень для детей старшей группы;
--- разработать последовательность проведения подвижных игр на
физкультурных занятиях и на прогулке (на месяц);
--- разработать конспекты подвижных игр для проведения активного отдыха
детей;
40
--- провести работу с родителями.
Исходя из задач, мы выбрали методы формирующего эксперимента:
подбор подвижных игр и составление перечня
проведение игр с детьми в течении месяца
организация подвижных игр в активном отдыхе
оформление стенда для родителей: Играем с детьми
проведение родительского собрания на тему: Влияние подвижной игры
на развитие движений детей
Для решения этих задач нами были проведена следующая работа.
Мы сделали подбор и перечень подвижных игр (с бегом и прыжками)
(см. приложение № 6 ).
Вывод : перечень игр помог нам в реализации задач, поставленных в
программном содержании. Для того, чтобы составить перечень игр для
старшей группы, мы ссылались на Программу воспитания и обучения в
детском саду М.А. Васильевой.
Для решения следующей задачи формирующего эксперимента мы
разработали последовательность проведения подвижных игр на занятии
физкультурных и прогулке на месяц – февраль (см. приложение № 7 ).
Каждая новая подвижная игра повторяется в течение месяца, в зависимости
от сложности, что позволяет детям хорошо усвоить правила игры, а также
сохранить интерес к ней.
Игры представленные на прогулках, составлялись с таким условием, чтобы
41
они соответствовали сезонному отрезку времени, они повторяются с
физкультурных занятий, т.е. дети закрепляют правила игры.
Так же в этом перспективном плане мы запланировали самостоятельную
деятельность детей – игры по желанию детей. Это даёт детям самим
выбирать какую игру они хотят играть и с кем они хотят играть.
Таким образом у детей формируются положительные привычки поведения,
развивается инициатива в самостоятельной реализации игрового замысла
сообразно с интересами других играющих. Дети привыкают договариваться
между собой об игре.
Сделаем вывод, создавая этот перспективный план на месяц для
физкультурных занятий и прогулки уже знали каких целей мы будем с
детьми достигать.
Следующей задачей формирующего эксперимента было разработать
конспекты подвижных игр для активного отдыха детей.
Для решения этой задачи мы составили конспекты подвижных игр и провели
открытые занятия по этим конспектам:
Вечер подвижных игр для старшей группы
Цель этого занятия: закрепление навыков игры в русских народных играх
Горелки, Мешочек, У медведя во бору, Гуси-лебеди, Золотые
ворота. Развитие увертливости в беге, умение действовать по сигналу
воспитателя. Воспитание выдержки, внимания. Развитие интереса к русским
народным играм. Конспект занятия (см. приложение № 8 ).
Научно-методическая работа Кузивановой И.А., воспитателя МБДОУ Детский сад с.Усть-Уса 42
Следующий конспект занятия :
Мы сильные, мы дружные, быстрые и смелые
Цель: повысить интерес детей к физической культуре. В игровой форме
развивать основные физические качества: силу, ловкость, быстроту,
выносливость. Воспитывать доброту и взаимовыручку в команде. Конспект
занятия (см. приложение № 9).
Таким образом, проведя открытые занятия мы организовали активный отдых
детей, повысили положительное взаимоотношение детей в коллективе.
Для решения следующей задачи – провести с родителями, мы провели
следующее:
оформили уголок для родителей Играем с детьми
(см. эскиз уголка в приложении №10)
В уголке мы представили для родителей список литературы про подвижные
игры, содержание нескольких игр, которые можно играть на природе (см.
приложение № 11).
Представили фотографии Как мы проводим досуг в детском саду – игра наш
друг! (см. приложение № 12)
Повесили сообщение: Для чего нужна подвижная игра ребёнку
(см. приложение № 13)
Таким образом, сделаем вывод – оформление уголка для родителей приносит
пользу, мы показали, как дети играют в подвижные игры, дали информацию о
пользе подвижной игры, с этого уголка родители могут взять содержание игр, а
43
потом играть с детьми.
Следующим методом решения выше сказанной задачи, является проведение
родительского собрания на тему Влияние подвижной игры на развитие
движения детей.
Цель собрания: углубить знания родителей по вопросам подвижной игры.
Предложить родителям литературу, где можно глубже узнать об этой проблеме.
Познакомить с инвентарём, который мы применяем при игре с детьми.
Родительское собрание проводилось за круглым столом, в физкультурном зале.
Присутствовало 9 родителей. Проводилась беседа за круглым столом. Родители
сначала прослушали информацию о пользе подвижной игры
(см. приложение № 14 ).
Затем родителям были заданы вопросы:
--- Как вы понимаете, для чего нужно играть с детьми в подвижную игру?
--- А как вы сами думаете, нужна ли подвижная игра для родителей?
--- В какие подвижные игры вы сами играли в детстве?
Были получены ответы:
--- С помощью подвижной игры, у детей быстрее формируются движения,
нужные для всеобщего развития.
--- Да, нужна.
--- Догонялки, Лапта
Для родителей была представлена литература, где можно глубже узнать о
пользе подвижной игры:
44
Страковская В.С. Помогите малышу подготовиться к школьной жизни.
Оздоравливающие и развивающие подвижные игры
для детей от 1,5 до 7 лет
Пензулаева Л.И. Подвижные и игровые упражнения для детей 5 – 7 лет
Затем родители посмотрели инвентарь, которыми дети пользуются во время
подвижных игр такие как: маски, скакалки, мячи, обручи, маты, дуги, кегли
и.т.д.
Таким образом, сделаем вывод: проведение родительского собрания привело
родителей к общему выводу, что подвижная игра нужна ребёнку. И родителей
заинтересовала эта тема, т.к. большинство родителей присутствовали.
Проводить итоги с родителями ещё рано. Однако сейчас уже стало явным, что
изменилось главное отношение родителей к подвижным играм своих детей.
Закончив, формирующий эксперимент и разрешив все намеченные нами
задачи, мы получили, что всё это позволит эффективно совершенствовать
основные движения (бег, прыжки). Для этого мы проведём контрольный
эксперимент.
2.3 Задачи, содержание, выводы контрольного эксперимента.
Контрольный эксперимент проводился с той же экспериментальной
подгруппой детей аналогично констатирующего эксперимента.
Целью контрольного эксперимента явилось выявление эффективности
Научно-методическая работа Кузивановой И.А., воспитателя МБДОУ Детский сад с.Усть-Уса 45
проведённой нами работы, т.е. изучение влияния подвижной игры на
совершенствование основных движений старших дошкольников.
Для проведения контрольного эксперимента определили следующие задачи:
--- выявить уровень развития движений детей старшей группы;
--- сравнить полученные данные констатирующего и контрольного
эксперимента;
--- сравнить уровень развития движений детей старшей группы предыдущего
года, т.е. март 2011г. с мартом 2012г.
Исходя из задач, мы выбрали методы контрольного эксперимента:
диагностика выявления уровня сформированности основных движений
детей старшей группы
анализ результатов диагностики констатирующего и контрольного
эксперимента
анализ результатов контрольного эксперимента март 2011г. и март 2012г.
В конце марта 2012 года на контрольном эксперименте была проведена
диагностика. Детям была предложена та же самая методика М.А. Руновой. По
прыжкам с места и по их результатам была составлена таблица № 3
(см. приложение № 15 ). Анализируя первую часть контрольного эксперимента
мы выяснили, что низким уровнем не обладает ни один ребёнок, к среднему
относятся – 5 детей (42 %), а высоким уровнем обладают 7 детей (58%). Уровни
мы представили в диаграмме (см. приложение № 16 ). Их результаты заметно
выросли, дети более увереннее и целенаправленнее справлялись со своими
46
нормативами. Можно сказать, что дети стали обладать достаточно высоким
уровнем результатов.
Далее мы приступили к диагностике по методике М.А. Руновой по бегу на
скорость 10м с ходу (см. приложение № 1 ), которая была проведена в конце
марта на растаявшем асфальте территории детского сада с.Усть-Уса. По
результатам диагностики мы составили таблицу № 4 (см. приложение № 17 ).
Анализируя вторую часть контрольного эксперимента мы выяснили, что
низким уровнем не обладает ни один ребёнок, к среднему относятся 33%
(4 ребёнка), а высоким уровнем обладают 67% (8 детей). Рассмотрев их
результаты мы видим, что они значительно выросли. Уровни мы представили в
диаграмме (см. приложение № 16 ).
Отсюда видно, что у детей сформировались основные движения (бег).
Для того чтобы решить следующую задачу мы составили сравнительный
анализ контрольного и констатирующего эксперимента по прыжкам с места
детей старшей группы и оформили в таблицу №5 (см. приложение № 18).
Также составили сравнительный анализ констатирующего и контрольного
эксперимента по бегу на скорость 10м с ходу и оформили в таблицу № 6 (см.
приложение № 19 ). Из этих таблиц видим, что с сентября по март значительно
повысился уровень детей, и по прыжкам с места, и по бегу на скорость 10м с
ходу. И сделаем вывод: эффективно использовалась подвижная игра для
совершенствования основных движений.
Ещё мы видим, что повысился результат детей старшей группы и уровень
47
сравнивая контрольный эксперимент предыдущего года, т.е. март 2011г там
так же была проведена диагностика по М.А. Руновой по прыжкам с места и
были такие результаты: * низкий уровень – 0%
* средний уровень – 67%
* высокий уровень – 33%
Уровни изображены в диаграмме (см. приложение № 20 ). Так же оформлена таблица № 7 ( см. приложение №21 )
по бегу на скорость и были такие результаты: * низкий уровень – 0%
таблица № 8 ( см. приложение №22 )
* средний уровень – 42%
* высокий уровень – 58%
Уровни представлены в диаграмме (см. приложение № 19 ).
Анализируя результаты контрольного эксперимента 2011г и 2012г, мы видим,
что результаты 2012г выше, чем результаты контрольного эксперимента 2011г.
из этого сделаем вывод, что эффективнее ввелась работа по нашей проблеме в
2012г, чем в 2011году.
Таким образом, на контрольном этапе было отмечено, что уровень развития
основных движений повысился, как по количественным так и по качественному
показателям. Результаты опытно – экспериментальной работы подтвердили
эффективность использования подвижной игры для совершенствования
основных движений старших дошкольников.
Научно-методическая работа Кузивановой И.А., воспитателя МБДОУ Детский сад с.Усть-Уса 48
Библиография:
Абрамян Л.А., Игра дошкольника. – М.: Просвещение, 1989. – 286с.
Вавилова Е.Н., Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость.
Пособие для воспитателя детского сада. – М.: просвещение, 1981. – 96с.
Вавилова Е.Н., Укрепляйте здоровье детей. Пособие для воспитателя
детского сада. – М.: Просвещение, 1986. – 128с.
Вавилова Е.Н., Учите бегать, прыгать, лазать, метать. Пособие для
воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1983. – 144с.
Громова О.Е., Спортивные игры для детей. Пособие для воспитателя
детского сада. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128с.
Кенеман А.В., Детские подвижные игры народов СССР. Пособие для
воспитателя детского сада. – М.: просвещение, 1988. – 239с.
Конторович М.М., Подвижные игры в детском саду. Руководство для
воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1957. – 151с.
Ожегов С.И., Толковый словарь русского языка. Российская академия
наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – М.: Азбуковник,
1997. – 944с.
Пензулаева Л.И., Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет. Пособие для
воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1988. – 143с.
Сорокина А.И., Игры с правилами в детском саду. Сборник
дидактических и подвижных игр к Программе воспитания и развития в
детском саду. – М.: Просвещение, 1970. – 192с.
50
Тимофеева Е.А., Подвижные игры с детьми младшего дошкольного
возраста. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение,
1979. – 96с.
Урунтаева Г.А., Дошкольная психология. Учебное пособие для учащихся
средних педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр
Академия, 1996. – 336с.
Хухлаева Д.В., Методика физического воспитания в дошкольных
учреждениях. Учебник для учащихся педагогических училищ. – М.:
Просвещение, 1984. – 208с.
Шебеко В.Н., Физическое воспитание дошкольников. Учебное пособие. –
М.: Издательский центр Академия, 1996. – 192с.
15.Шишкина В.А., Движение + движение. Книга для воспитателя детского
сада. – М.: Просвещение, 1992. – 96с.
Ядэшко В.И., Дошкольная педагогика. Учебное пособие. – М.:
Просвещение, 1986. – 415с
51
Заключение
В ходе написания квалификационной работы было изучено более
десяти источников по проблеме: Подвижная игра – средство
совершенствования основных движений дошкольников, проведено три
эксперимента: констатирующий, формирующий, контрольный. Данные,
полученные в ходе исследования, могут быть использованы педагогом в своей
работе с детьми по этой проблеме. Следует отметить, что необходимо
продолжать работу по данной проблеме в период всего дошкольного возраста.
При соответствующей организации в игре создаются благоприятные условия
В подвижной игре
дошкольники многократно самостоятельно повторяют движения, заданные
темой и правилами. Это влияет на их успешное усвоение, а затем и
использование в самостоятельной двигательной деятельности.
В результате проведения работы по совершенствованию основных движений
через подвижные игры мы улучшили показатели качества и уровня развития
основных движений (бег, прыжки) детей старшей группы.
Предлагаемая нами гипотеза – при планомерном и систематическом
проведении подвижной игры можно более эффективно совершенствовать
основное движение дошкольников – подтвердилась.
49
.
взмаха флажком ребёнок делает разбег. В момент пересечения линии старта
воспитатель включает секундомер и выключает его тогда, ког Приложение № 1
Методика обследования детей старшей группы (5 – 6 лет) на развитие основных
движений: бег и прыжки с места ( М.А. Рунова ).
Бег на 10м с хода
(текст позволяет оценить скоростные качества ребёнка и его реакцию)
На асфальтированной дорожке намечаются линии старта и финиша. За
линией финиша (6 – 7 м от неё) ставится ориентир (яркий предмет – кегля,
кубик) для того, чтобы ребёнок, пересекая линию финиша, не делал резкой
остановки. Предлагаются 2 попытки, отдых между ними 5 минут.
Наилучший результат заносится в индивидуальную карту.
Ребёнок по команде На старт подходит к черте и занимает удобную
позу. Воспитатель стоит сбоку от линии старта с секундомером. После
для формирования и совершенствования движений детей. да ребёнок
добегает до линии финиша.
Прыжок в длину с места
Это обследование можно проводить в физкультурном зале на поролоновом
мате, на котором нанесена разметка через каждые 10 см. тестирование
проводят два человека – первый объясняет задание, следит за тем, как
ребёнок принял исходное положение для прыжка, даёт команду прыжок;
второй воспитатель замеряет длину прыжка (с помощью сантиметровой
ленты). Ребёнок встаёт у линии старта отталкивается двумя ногами, делая
интенсивный взмах руками и прыгает на максимальное расстояние. При
приземлении нельзя опираться сзади руками. Второй воспитатель измеряет
расстояние от линии старта до пятки ближней ноги с точностью до 1 см.
Делается две попытки, заносится лучший результат. Следует давать
качественную оценку прыжка по основным элементам движения: исходное
положение, энергичное отталкивание ногами, взмах руками при
отталкивании, группировка во время полёта, мягкое приземление с
перекатом с пятки на всю стопу.
Внимание! Если ребёнок после приземления упал или сделал шаг назад, то
следует засчитывать попытку и фиксировать тот результат, который
отмечается в момент постановки ног на опору.
! Для повышения активности и интереса детей целесообразно разместить
Несколько ярких предметов на расстоянии 15 – 20 см за матом и предложить
ребёнку допрыгнуть до самого дальнего из них.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………….
Глава 1. Теоретические основы подвижной игры, как средство
совершенствования основных движений……………………………….
Значение подвижных игр. Взгляды педагогов и психологов на
подвижную игру………………………………………………………………...
Виды подвижных игр. Классификация………………………………………..
Методика обучения подвижным играм………………………………………..
Значение основных движений в жизни человека……………………………..
Совершенствование основным движениям через игру…………………….…
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа, направленная на совершенствование основных движений старшего дошкольного возраста через подвижные игры……………………………………………………………………..
2.1 Задачи, содержание, выводы констатирующего эксперимента………………
2.2 Задачи, содержание, выводы формирующего эксперимента…………………
2.3 Задачи, содержание, выводы контрольного эксперимента……………………
Заключение……………………………………………………………………………
Библиография…………………………………………………………………………
Приложение…………………………………………………………………………..
Перечень игр для детей старшей группы ( с бегом )
Н а з в а н и е и г р
Кошки – мышки
Мы весёлые ребята
Мышеловка
Догони свою пару
Ловишки с приседаниями
Стой
Наперегонки парами
Караси и щука
Сокол и голуби
Синие, красные, жёлтые
Гуси – лебеди
Чьё звено скорей соберётся
Пятнашки
Успей пробежать
Карусель
Уголки
Хитрая лиса
Встречные перебежки
Пустое место
Затейники
Бездомный заяц
Горелки с платком
Физкульт – ура!
Найди своё место
Лошадки
Ястреб и утка
Скворечники
Перемени предмет
Перечень игр для детей старшей группы ( с прыжками )
Н а з в а н и е и г р
Не оставайся на полу
Кто лучше прыгнет
Удочка
С кочки на кочку
Кто сделает меньше прыжков
Классы
Добеги и прыгни
Прыгуны
Не задень
Лягушки в болоте
Сумей вскочить
Положи скорее камешки
Лошади
Ножная цель
Салки в два круга
Кто скорее
Прыжки через верёвку
Кто сделает меньше шагов
Не попадись
Лиса в курятнике
Волк во рву
Жучка и зайцы
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×