НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЕМЫХ В СОДЕРЖАНИИ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ☼
Автор: МАДЯН НАТАЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА
Первостепенную роль в формировании экологической культуры и компетентности играет экологическое образование и воспитание, которые содействуют выработке конкретного поведения человека, развитию его экологической культуры, оптимизации взаимоотношений человека, общества и природы.
Целью экологического воспитания и образования является:
1. Формирование у каждого человека на всех этапах его жизни глубоких и прочных экологических знаний.
2.Понимание органической взаимосвязи и единства человечества и окружающей среды, роли природы в жизни общества и человека, необходимости и значимости ее охраны и рационального использования ресурсов.
3. Воспитание личной ответственности за состояние окружающей среды.
Конечная цель такого образования -представить населению возможность понять сложный характер окружающей среды и необходимость для всех стран развиваться таким образом, чтобы это согласовывалось с окружающей средой.
В Казахстане экологическое просвещение обозначено приоритетом в «Долгосрочной стратегии Республики Казахстан до 2030», в разделе «Экология и природные ресурсы».
Всеобщность и непрерывность экологического образования и воспитания, правовая и экологическая направленность в области охраны окружающей среды закреплены:
1. Соответствующими разделами «Концепции экологической безопасности Республики Казахстан на 2004 - 2015 гг.»
2. Взаконе РК «Об охране окружающей среды» от 15.07 1997 г. (статьи 73 «Всеобщность и непрерывность экологического воспитания и образования» и 74 «Экологическое воспитание»),
3. Государственной программой по развитию образования до 2015 года.
Концепцией экологического образования Республики Казахстан, утвержденной совместным приказом МОН РК № 697 от 25 сентября и МООС РК № 229-П от 24 сентября 2002 г., предусматривается создание единой непрерывной системы экологического образования, имеющей многоступенчатую структуру и предусматривающей охват обучением и воспитанием практически всех слоев населения.
В рамках Концепции экологического образования в Республике Казахстан формируется система непрерывного экологического образования, которая в обязательном порядке включает все уровни образования:
- первая – воспитание в семье и в дошкольных учреждениях,
- вторая– обучение в общеобразовательной школе, средних профессиональных учебных заведениях,
- третья– образование в ВУЗах, послевузовская подготовка.
Для современного состояния экообразования характерны проблемы:
1. В сфере начального или дошкольного образования ощущается дефицит методических разработок, отсутствие целенаправленной поддержки со стороны государства и общественности.
2. Практически не действует сквозная программа по экообразованию.
3. Ограниченный доступ к современным формам и методам экообразования.
Как отмечено в решении 11 сессии Международного экологического совета стран Содружества Независимых Государств, экологическое воспитание предназначено развить и закрепить более совершенные стереотипы поведения людей направленных на:
1. Экономию природных ресурсов.
2. Предотвращение загрязнения окружающей среды.
3. Сохранение естественных экосистем.
4. Усвоение уважения к принимаемым международным сообществом норм и кодексов поведения, экологической этики и сосуществования.
5. Формирование сознательной готовности к активному личному участию в охране окружающей среды, осуществляемых природоохранных мероприятиях и посильной их финансовой поддержке.
6. Содействие проведению совместных природоохранных действий и осуществление единой экологической политики в государствах-участниках СНГ.
В интересах охраны природы возникла необходимость широкого развития экологического образования и воспитания, выработки у людей экологического мышления, формирования экологической компетентности.
Экологическая компетентность– это целостная система знаний об экологии, о достижениях научно-технического прогресса в этой области,включение полученных знаний в систему морально-этических ценностей учащегося, умение и потребность использовать их как в повседневной, так и в профессиональной деятельности, целостный экологический взгляд на взаимоотношения человека, общества и биосферы.
Экологическая некомпетентность является одной из основных причин возникновения отрицательных явлений во взаимоотношениях человека и общества с природой, которые в последнее время резко обострились и угрожают глобальной экологической катастрофой, создают проблему выживания человечества.
Воспитание чувства к природе начинается с детского возраста.
Задача каждой школы - в течение всего курса обучения учить детей бережному отношению к природе, дать им практические навыки выполнения различных природоохранных мер.
Особое место в формировании экологических знаний занимает география.
География как учебная дисциплина обладает уникальными возможностями в воздействии на развитие нравственных, эстетических и интеллектуальных качеств личности и экологического мышления.
Огромное значение в повышении качества географического образования имеет умение учителя организовать учебную деятельность учащихся по практическому применению имеющихся у него теоретических знаний.
Экологизация школьного курса географии дает возможность учителю:
1. Показать причинно-следственные связи в системе «природа -человек - производство»,ввести учеников в мир социальной экологии и геоэкологии.
2. Сделать обучение более занимательным.
3. Использовать проблемный метод обучения.
4. Показать возможность применения экологических знаний на практике.
5. Шире использовать накопленный краеведческий материал.
Экологизация- характерная черта современного школьного образования, его ответ на насущные потребности общества.
Её итогом должно быть:
- формирование у школьников этического отношения к природе,
- воспитание чувства гражданской ответственности за состояние природной среды и патриотизма.
Экологизация образования входит в круг задач по воспитанию гражданина нового Казахстана.
Реализация идеи экологизации школьного географического курса образования осуществляется на уроках разных типов и во внеклассной работе.
Начинается работа на уроках
- естествознания в 5 классе, где учащиеся получают первые сведения о взаимодействии природы и человека, и продолжается в курсах
- географии 6–11 классов, происходит накопление и систематизация экологических знаний, решаются экологические проблемы разных уровней,полученные знания применяются в реальной жизни по мере возможности, а также на различных уроках.
В ходе работы проводимой на уроках необходимо решать некоторые задачи:
1.Научить вести экологические наблюдения в природе и на производстве.
2. Лучше узнать свой край.
3. Отработать правила личного природоохранного поведения.
4. Применять теоретические знания по возможности на практике.
Вся проводимая работа позволяет сформировать у учащихся систему экологических знаний,показать пути и возможности их практического применения.
Психологическими исследованиями установлены факторы, влияющие на отношение школьников к окружающей среде. Важнейшим из них является:
1. Непосредственное общение с природой (походы, экспедиции, прогулки, экскурсии и др.).
2. Производительный труд в природе (на пришкольном участке, на домашних приусадебных участках и др.).
3. Общение с родителями, общий уклад жизни в семье.
4. Негативные жестокие поступки людей к живой природе.
5. Собственная непредметная небрежность в обращении с растениями и животными.
6. Изучение школьных предметов как в пределах общеобязательных программ, там и в кружках и факультативах.
7. Чтение книг, журналов, просмотр кинофильмов и телепередач.
Сложившаяся в наше время система школьного образования и воспитания включает недостаточно большой объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования в направлении роста и развития экологической компетентности.
В условиях современной экологической ситуации важнаэкологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения.
Многообразие аспектов экологической культуры можно представить следующим образом:
- экологические знания и умения;
- экологическое мышление, ценностной ориентации;
- экологически оправданное поведение.
Процесс формирования экологической компетентности может быть успешным, если он ведется непрерывно.
Большую роль в формировании экологической компетентности играет проведение предметных недель естественных наук.
Формы работы - экологические викторины, конкурсы, классные часы, беседы, посещения музея.
Проблема экологической компетентности будет существовать на протяжении развития общества.
Правильное экологическое воспитание нужно формировать и развивать именно в школьном возрасте - так как в этот период у них происходит формирование и развитие нравственного облика, этического отношения к природе, воспитание чувства гражданской ответственности за состояние природной среды и патриотизма за свое отечество в котором живёшь.
Список литературы
1. Статья «Экологическое образование и воспитание», Радкевич, 1997 г.
2. Статья «Философские аспекты взаимоотношений человека и природы в условиях глобального экологического кризиса», Швед, 1997 г.
3. Информационный сайт МООС РК,
4. Экологический Кодекс Республики Казахстан
5. Статья «Экологическое воспитание в процессе преподавания географии в школе», Б. Н. Джаныбекова, 2011 г.,