Статья Некоторые формы работы на уроке сольфеджио в младшем классе с использованием игровых методов обучения. Автор: Ильина Инна Владимировна

Автор: Ильина Инна Владимировна
план открытого урока в 1 классе музыкального отделения по предмету "Сольфеджио"


Автор: Ильина Инна Владимировна

МБУ ДО «Борогонская детская школа искусств»

 

 

 

 

План открытого урока

Предмет: Сольфеджио

1 класс

 

 

 

 

Дата проведения: 15.03.2019

Преподаватель: Ильина И.В.

 

 

 

 

 

 

 

Борогонцы-2019

 

Содержание урока

Тема:

«

Некоторые формы работы на уроке сольфеджио

в младшем

классе с использованием игровых методов обучения»

.

Вид урока:

Урок-игра

, работа с классом

Продолжительность урока

-4

0 мин

Цель урока:

Повышение познавательной активности и интереса к предмету сольфеджио у учащихся путем применения игровых методов обучения

Задачи урока:

Образовательные:

Формировать первичные знания, умения и навыки по темам « Ритм», «Лад», «Длительности», «Интервалы»

Развивающие:

Развитие чувства метроритма

Развитие слуховых навыков восприятия музыки

Развитие

вокально-интонаци

онных навыков и

эмоциональной отзывчивости на музыку

Умение использовать знания, полученные на предыдущих уроках

Развитие музыкальной памяти, мышления

Воспитательные:

Воспитание творческого отношения, воображения, внимательности, наблюдательности

Воспитание инициативности учащихся

Воспитание чувства коллективизма

Методы реализации поставленных задач:

-Словесный

-Наглядный

-Практический

-Игровой

6.Форма урока:- групповая

7.Тип урока: интегрированный урок систематизации и обобщения знаний

 

6. Дидактическое и материально-техническое обеспечение урока:

Ритмические карточки

Наглядное пособие –

( доска, мел, таблица ступеней гаммы)

Дидактический материал-( клавиатура, кубики, фишки, карточки с изображениями, ступеневая лесенка на бумаге, ступеневые карточки, разноцветные прямоугольники раз

ной длины, карточки с попевками)

Музыкальный инструмент- фортепиано

ПК

Музыкальные записи

7.Межпредметные связи:

Музыкальная грамота- метроритм, группировка длительностей в простых размерах, средства музыкальной выразительности ( лад, темп, регистр, мелодия, ритм, тембр)

Слушание музыки- музыкальный образ, характер, эмоциональная отзывчивость на музыку

Сольфеджио- восприятие на слух, сольмизация

8. Использованная литература:

Т. Первозванская Сольфеджио 1 кл «Мир музыки»

Санкт-Петербург 2004.

Б Калмыков и Г Фридкин. Сольфеджио часть1 Одноголосие.

Москва 1962.

Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения

. Ярославль: Академия развития,2007.

Синяева Л.С. Наглядные пособия на уроках сольфеджио. М.: Классика. 2009.

Лехина Л.Н. Путешествие в страну интервалов. М: Классика, 2009

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка к уроку

Учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста- конкретность мышления, неустойчивость внимания, эмоциональное восприятие явлений окружающей жизни, на уроке приходится быстро переключаться с одной формы работы на другую.

Как показывает практика, дети легко и быстро воспринимают и усваивают то, к чему испытывают эмоциональный интерес. Именно осознанная ребенком и эмоционально наполненная мотивация является, пожалуй, самым действенным двигателем в его обучении чему-либо. Лучшим способом для достижения этого психологически комфортного для ребенка состояние является Игра как естественная форма его существования.

Опора в обучении на игру выводит ребенка из-под дидактического «пресса», учебный процесс становится для него психологически комфортным и, главное,- влияет на качество усвоения материала ( дети начинают все схватывать на лету).

План урока:

Организационный момент ( 3

мин)

Ос

новная часть ( 35

м)

Вывод. Подведение итогов ур

ока

, домашнее задание

( 2

мин)

Ход урока:

Организационный момент.

Преподаватель: Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас всех здоровыми и счастливыми и готовыми сегодня вместе со мной поработать. Давайте поприветствуем друг друга нашей попевкой «Добрый день».

Дети: Добрый день желаем, всем, всем, всем – (поем в до мажоре)

Добрый день желаем, всем, всем, всем- (поем в ре мажоре)

Добрый день желаем, всем, всем, всем- (поем в ми мажоре)

Добрый день!- (поем нисходящее трезвучие в до мажоре от тоники)

Основная часть урока:

Преподаватель: Сегодня у нас урок- игра, где мы будем вспоминать и играть по нашим пройденным темам.

А раз сегодня произойдет обучающая игра, я хочу чтобы вы дети стали ее активными участниками.

Я предлагаю вам стать и вообразить себя альпинистами.

А кто такой альпинист?

Дети: Альпинист- это человек, который преодолевает высоту, и забирается на самую высокую точку горы.

Преподаватель: Все согласны? Тогда поехали!

Задача у нас не простая, нам предстоит сегодня преодолеть целых две горы

А чтобы взойти на гору альпинисты тщательно готовятся к этому, они должны знать все, что необходимо для этого, и мы с вами сейчас проверим насколько мы готовы к преодолению музыкальных вершин.

1 вопрос:

Сколько ступеней содержит гамма?- 7

А как мы называем главную 1 ступень- тоника

В гамме есть устойчивые ступени, какие?- 1,3,5

Неустойчивые?- 2,4,6,7

А что такое интервал в музыке? –это расстояние между звуками

Какие интервалы вы знаете и и сколько ступеней они содержат?-прима-1, секунда-2, терция-3,кварта-4, квинта-5, секста-6, септима- 7, октава-8

Что означает мажор, минор?- мажор- светлый, твердый, минор- печальный мягкий

Какие мы знаем в музыке простые размеры? 2\4,3/4,4/4

Назовите длительности звуков? Целая, половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая.

1 гора имеет название «Музыкальный слух»

Наша задача- правильно интонировать, петь по ступеням и суметь графически показать движение мелодии, тем самым преодолеть без препятствий гору под названием «Музыкальный слух»

В этом нам помогут игры «Музыкальная лесенка» и «Куда идет мелодия?»

Дидактический материал: Музыкальная лесенка, карточка со ступенями, набор песенок- попевок.

 

Давайте определим, на сколько слогов разделена каждая попевка, считаем

Дети: 1 попевкавверх и-ду, вниз и-ду- (3 слога)

2 попевка- вверх я –и-ду, вниз я и-ду- (4 слога)

3 попевка- вот и-ду я вверх, вот и-ду я вниз- (5 слогов)

4 попевка- вверх по сту-пень-кам под-ни-мись, по-том об-рат-но вниз спус-тись (8 слогов)

Преподаватель: Каждый слог равен одной ноте. А теперь я сыграю попевки, вы должны определить как идет мелодия- поступенно или через ступень и проследить движение мелодии на графике.

Поем 1,2,3,4 попевки, ложим ступени и карточки по направлению мелодии.

Следующая игра «Подумай и отгадай регистр»

На столе у вас карточки с изображениями: высокий- птичка, средний- зайчик, низкий- медвежонок

Ваша задача услышать попевку, в каком регистре играю и разложить карточку правильно.

( пример попевки «Кот и мыши» №32 стр 17 из сб Т Первозванской , учебник Сольфеджио 1 кл «Мир музыки»)

Ответы: средний р -низкий р-средний р- высокий р- низкий р

Карточки должны быть разложены: зайчик, медвежонок, зайчик, птичка, медвежонок

Следующая игра «Найди нотку на клавишах», «Что звучит: мажор, минор»- выполняем одновременно две игры.

Дидактический материал: Клавиатура, фишки, кубики с нотами.

Учащиеся поочередно бросают кубик с нотами и находят ее на клавиатуре с помощью фишек и строят от нее фишками трезвучие. Затем каждое трезвучие играет ученик и определяет ее лад.

Следующая игра «Строим быстро интервалы»

Дидактический материал: кубики с интервалами, фишки , клавиатура.

Аналогично предыдущей игре учащиеся бросают кубики, попавшийся интервал строится на клавиатуре с помощью фишек. Далее все по очереди играют ее на фортепиано и определяют звучание: консонанс или диссонанс.

Преподаватель: Молодцы ребята, мы с вами преодолели нашу 1 гору под названием «Музыкальный слух»

Штурм следующей горы под названием «Ритм»

Дидактический материал: ритмические карточки, карточки со словами.

Задача учеников, разложить карточки в соответствии с карточками-словами.

Следующая игра: «Узнай и сложи попевку»

Дидактический материал: прямоугольники разной длины и разного цвета.

Задача учеников: после разучивания попевки , учащиеся выкладывают прямоугольники в соответствии ритмическому рисунку попевки.

Игра « Поезд отправляется»

Дидактический материал: Карточки с изображением поезда с вагонами, карточки с размерами, ритмические карточки.

Задача учащихся, разложить в соответствии размера ритмические карточки по вагонам и прохлопать ритм.

Следующая игра «Песенки-попевки»

Дидактический материал: шумовые инструменты, ноты со словами песенки «Котик Вася»

Задача учащихся: стучат ритм попевки, выделяют сильную и слабую долю, разучивают, делятся на 2 группы. 1 группа стучит сильную долю, 2 группа- слабую.

Игра «Ритмическая СМС-ка»

Задача игры: учащиеся задают ритм, стуча по спине, последний должен написать на доске дошедший до него, желательно первоначальный ритм.

Преподаватель: Молодцы, ребята! Штурм 2 горы «Ритм» преодолен.

Давайте теперь закрепим наши знания игрой «Сколько нас поет»

Дидактический материал: карточки с изображениями поющих детей.

Задача: показать карточки в соответствии сыгранному преподавателем звуками. Если один звук- карточка с одним поющим ребенком и.т.д.

Дорогие ребята! Мы с вами проделали достаточное количество обучающих игр и надеюсь, что самые основные темы были затронуты и достаточно освоены вами с помощью этих простых на первый взгляд игр.

А теперь скажите мне, какая игра вам больше всего понравилась?

Учащиеся: дают ответы.

Преподаватель: Запишите домашнее задание.

Задание: Записать ритм к попевке, простучать и спеть ее.

Зайчик ты, зайчик,

коротеньки ножки,

на этих ножках,

сафьяны сапожки.

 

Преподаватель: На этом мы заканчиваем урок, спасибо вам за прекрасную работу в классе.

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x