Некоторые формы работы на уроке сольфеджио в младшем классе с использованием игровых методов обучения | Ильина Инна Владимировна. Работа №205997
Автор: Ильина Инна Владимировна
план открытого урока в 1 классе музыкального отделения по предмету "Сольфеджио"
МБУ ДО «Борогонская детская школа искусств»
План открытого урока
Предмет: Сольфеджио
1 класс
Дата проведения: 15.03.2019
Преподаватель: Ильина И.В.
Борогонцы-2019
Содержание урока
Тема:
«
Некоторые формы работы на уроке сольфеджио
в младшем
классе с использованием игровых методов обучения»
.
Вид урока:
Урок-игра
, работа с классом
Продолжительность урока
-4
0 мин
Цель урока:
Повышение познавательной активности и интереса к предмету сольфеджио у учащихся путем применения игровых методов обучения
Задачи урока:
Образовательные:
Формировать первичные знания, умения и навыки по темам « Ритм», «Лад», «Длительности», «Интервалы»
Развивающие:
Развитие чувства метроритма
Развитие слуховых навыков восприятия музыки
Развитие
вокально-интонаци
онных навыков и
эмоциональной отзывчивости на музыку
Умение использовать знания, полученные на предыдущих уроках
Развитие музыкальной памяти, мышления
Воспитательные:
Воспитание творческого отношения, воображения, внимательности, наблюдательности
Воспитание инициативности учащихся
Воспитание чувства коллективизма
Методы реализации поставленных задач:
-Словесный
-Наглядный
-Практический
-Игровой
6.Форма урока:- групповая
7.Тип урока: интегрированный урок систематизации и обобщения знаний
6. Дидактическое и материально-техническое обеспечение урока:
Ритмические карточки
Наглядное пособие –
( доска, мел, таблица ступеней гаммы)
Дидактический материал-( клавиатура, кубики, фишки, карточки с изображениями, ступеневая лесенка на бумаге, ступеневые карточки, разноцветные прямоугольники раз
ной длины, карточки с попевками)
Музыкальный инструмент- фортепиано
ПК
Музыкальные записи
7.Межпредметные связи:
Музыкальная грамота- метроритм, группировка длительностей в простых размерах, средства музыкальной выразительности ( лад, темп, регистр, мелодия, ритм, тембр)
Слушание музыки- музыкальный образ, характер, эмоциональная отзывчивость на музыку
Сольфеджио- восприятие на слух, сольмизация
8. Использованная литература:
Т. Первозванская Сольфеджио 1 кл «Мир музыки»
Санкт-Петербург 2004.
Б Калмыков и Г Фридкин. Сольфеджио часть1 Одноголосие.
Москва 1962.
Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения
. Ярославль: Академия развития,2007.
Синяева Л.С. Наглядные пособия на уроках сольфеджио. М.: Классика. 2009.
Лехина Л.Н. Путешествие в страну интервалов. М: Классика, 2009
Пояснительная записка к уроку
Учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста- конкретность мышления, неустойчивость внимания, эмоциональное восприятие явлений окружающей жизни, на уроке приходится быстро переключаться с одной формы работы на другую.
Как показывает практика, дети легко и быстро воспринимают и усваивают то, к чему испытывают эмоциональный интерес. Именно осознанная ребенком и эмоционально наполненная мотивация является, пожалуй, самым действенным двигателем в его обучении чему-либо. Лучшим способом для достижения этого психологически комфортного для ребенка состояние является Игра как естественная форма его существования.
Опора в обучении на игру выводит ребенка из-под дидактического «пресса», учебный процесс становится для него психологически комфортным и, главное,- влияет на качество усвоения материала ( дети начинают все схватывать на лету).
План урока:
Организационный момент ( 3
мин)
Ос
новная часть ( 35
м)
Вывод. Подведение итогов ур
ока
, домашнее задание
( 2
мин)
Ход урока:
Организационный момент.
Преподаватель: Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас всех здоровыми и счастливыми и готовыми сегодня вместе со мной поработать. Давайте поприветствуем друг друга нашей попевкой «Добрый день».
Дети: Добрый день желаем, всем, всем, всем – (поем в до мажоре)
Добрый день желаем, всем, всем, всем- (поем в ре мажоре)
Добрый день желаем, всем, всем, всем- (поем в ми мажоре)
Добрый день!- (поем нисходящее трезвучие в до мажоре от тоники)
Основная часть урока:
Преподаватель: Сегодня у нас урок- игра, где мы будем вспоминать и играть по нашим пройденным темам.
А раз сегодня произойдет обучающая игра, я хочу чтобы вы дети стали ее активными участниками.
Я предлагаю вам стать и вообразить себя альпинистами.
А кто такой альпинист?
Дети: Альпинист- это человек, который преодолевает высоту, и забирается на самую высокую точку горы.
Преподаватель: Все согласны? Тогда поехали!
Задача у нас не простая, нам предстоит сегодня преодолеть целых две горы
А чтобы взойти на гору альпинисты тщательно готовятся к этому, они должны знать все, что необходимо для этого, и мы с вами сейчас проверим насколько мы готовы к преодолению музыкальных вершин.
1 вопрос:
Сколько ступеней содержит гамма?- 7
А как мы называем главную 1 ступень- тоника
В гамме есть устойчивые ступени, какие?- 1,3,5
Неустойчивые?- 2,4,6,7
А что такое интервал в музыке? –это расстояние между звуками
Какие интервалы вы знаете и и сколько ступеней они содержат?-прима-1, секунда-2, терция-3,кварта-4, квинта-5, секста-6, септима- 7, октава-8
Что означает мажор, минор?- мажор- светлый, твердый, минор- печальный мягкий
Какие мы знаем в музыке простые размеры? 2\4,3/4,4/4
Назовите длительности звуков? Целая, половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая.
1 гора имеет название «Музыкальный слух»
Наша задача- правильно интонировать, петь по ступеням и суметь графически показать движение мелодии, тем самым преодолеть без препятствий гору под названием «Музыкальный слух»
В этом нам помогут игры «Музыкальная лесенка» и «Куда идет мелодия?»
Дидактический материал: Музыкальная лесенка, карточка со ступенями, набор песенок- попевок.
Давайте определим, на сколько слогов разделена каждая попевка, считаем
Дети: 1 попевка –вверх и-ду, вниз и-ду- (3 слога)
2 попевка- вверх я –и-ду, вниз я и-ду- (4 слога)
3 попевка- вот и-ду я вверх, вот и-ду я вниз- (5 слогов)
4 попевка- вверх по сту-пень-кам под-ни-мись, по-том об-рат-но вниз спус-тись (8 слогов)
Преподаватель: Каждый слог равен одной ноте. А теперь я сыграю попевки, вы должны определить как идет мелодия- поступенно или через ступень и проследить движение мелодии на графике.
Поем 1,2,3,4 попевки, ложим ступени и карточки по направлению мелодии.
Следующая игра «Подумай и отгадай регистр»
На столе у вас карточки с изображениями: высокий- птичка, средний- зайчик, низкий- медвежонок
Ваша задача услышать попевку, в каком регистре играю и разложить карточку правильно.
( пример попевки «Кот и мыши» №32 стр 17 из сб Т Первозванской , учебник Сольфеджио 1 кл «Мир музыки»)
Ответы: средний р -низкий р-средний р- высокий р- низкий р
Карточки должны быть разложены: зайчик, медвежонок, зайчик, птичка, медвежонок
Следующая игра «Найди нотку на клавишах», «Что звучит: мажор, минор»- выполняем одновременно две игры.
Дидактический материал: Клавиатура, фишки, кубики с нотами.
Учащиеся поочередно бросают кубик с нотами и находят ее на клавиатуре с помощью фишек и строят от нее фишками трезвучие. Затем каждое трезвучие играет ученик и определяет ее лад.
Следующая игра «Строим быстро интервалы»
Дидактический материал: кубики с интервалами, фишки , клавиатура.
Аналогично предыдущей игре учащиеся бросают кубики, попавшийся интервал строится на клавиатуре с помощью фишек. Далее все по очереди играют ее на фортепиано и определяют звучание: консонанс или диссонанс.
Преподаватель: Молодцы ребята, мы с вами преодолели нашу 1 гору под названием «Музыкальный слух»
Штурм следующей горы под названием «Ритм»
Дидактический материал: ритмические карточки, карточки со словами.
Задача учеников, разложить карточки в соответствии с карточками-словами.
Следующая игра: «Узнай и сложи попевку»
Дидактический материал: прямоугольники разной длины и разного цвета.
Задача учеников: после разучивания попевки , учащиеся выкладывают прямоугольники в соответствии ритмическому рисунку попевки.
Игра « Поезд отправляется»
Дидактический материал: Карточки с изображением поезда с вагонами, карточки с размерами, ритмические карточки.
Задача учащихся, разложить в соответствии размера ритмические карточки по вагонам и прохлопать ритм.
Следующая игра «Песенки-попевки»
Дидактический материал: шумовые инструменты, ноты со словами песенки «Котик Вася»
Задача учащихся: стучат ритм попевки, выделяют сильную и слабую долю, разучивают, делятся на 2 группы. 1 группа стучит сильную долю, 2 группа- слабую.
Игра «Ритмическая СМС-ка»
Задача игры: учащиеся задают ритм, стуча по спине, последний должен написать на доске дошедший до него, желательно первоначальный ритм.
Преподаватель: Молодцы, ребята! Штурм 2 горы «Ритм» преодолен.
Давайте теперь закрепим наши знания игрой «Сколько нас поет»
Дидактический материал: карточки с изображениями поющих детей.
Задача: показать карточки в соответствии сыгранному преподавателем звуками. Если один звук- карточка с одним поющим ребенком и.т.д.
Дорогие ребята! Мы с вами проделали достаточное количество обучающих игр и надеюсь, что самые основные темы были затронуты и достаточно освоены вами с помощью этих простых на первый взгляд игр.
А теперь скажите мне, какая игра вам больше всего понравилась?
Учащиеся: дают ответы.
Преподаватель: Запишите домашнее задание.
Задание: Записать ритм к попевке, простучать и спеть ее.
Зайчик ты, зайчик,
коротеньки ножки,
на этих ножках,
сафьяны сапожки.
Преподаватель: На этом мы заканчиваем урок, спасибо вам за прекрасную работу в классе.