Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 25.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Нетрадиционная работа с солёным тестом как средство развития художественно – творческих способностей детей с нарушением зрения | Молчанова Галина Васильевна. Работа №240316

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Молчанова Галина Васильевна
Опыт работы по развитию художественно-творческих способностей детей с нарушением зрения

 

 

МБДОУ-детский сад комбинированного вида №11 «Земляничка»

 

Брянская область. г. Клинцы

 

 

 

 

 

 

 

 

педагогический опыт работы

Тема: «Нетрадиционная работа с солёным тестом

как средство развития

художественно – творческих способностей

детей с нарушением зрения».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Воспитатель МБДОУ № 11

«Земляничка»

Брянская обл. г. Клинцы Молчанова Г. В.


ПЛАН

Актуальность, значимость развития художественно

-

творческих способностей детей с нарушением зрения.

Теоретические основы исследований детского творчества и особенности его проявления.

Развитие художественного творчества детей через лепку из солёного теста.

 

Цель и задачи работы с детьми по

развитию художественно

-творческих

способностей

средствами

тестопластики

.

Практическая часть.

Перспективы дальнейшей работы.

Выводы.

Пр

иложение

.

 

 

 

 

 

Развитие художественно-творческих способностей - далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчеством людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится всё разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растёт, а всё большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития - одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперёд человеческое общество в будущем, будет определятся творческим потенциалом подрастающего поколения.

В мировой педагогике стало общепринятым начинать развитие творческих способностей в детском возрасте на материале искусства и всевозможных детских игр. Сам процесс детского творчества развивается на основе двух подходов. С одной стороны, как указывал Выготский Л. С., нужно культивировать творческое воображение, с другой стороны, в особой культуре нуждается процесс воплощения образов, создаваемых творчеством. Только там, где имеется достаточное развитие одной и другой стороны, детское творчество может развиваться правильно, давать ребёнку то, что мы в праве от него ожидать.

Детское творчество основано на подражании, которое служит фактором развития ребёнка, в частности его художественных способностей. Задача педагога - опираясь на склонность детей к подражанию, привить им навыки и умения без которых не возможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность.

Известно, что детское творчество - явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчёркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности ребёнка.

Изобразительная деятельность дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребёнка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети почувствуют радость и удовлетворение от созданного ими, если у них процесс творчества вызовет хорошее настроение.

Изобразительная деятельность для слабовидящих детей - своеобразная форма познания реальной действительности, окружающего мира, постижения художественного искусства, и по тому требует углублённого изучения, прогнозирования и коррекции обучения детей. Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Мы считаем, что в связи с недостаточным развитием образной речи, дети более глубоко проявляют свои чувства и представления об увиденном в своих рисунках, лепных работах, нежели словами.

« Истоки способностей и дарование детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок » - утверждал В. А. Сухомлинский. Вот почему так важны в этом возрасте занятия изобразительной деятельностью. Они служат улучшению художественного образования и эстетического воспитания детей. Необходимо научить детей видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.

Психологические и педагогические исследования, а также практика работы с детьми доказывает, что начало развития творческих способностей детей падает на дошкольный и младший школьный возраст, когда меняется характер их деятельности по сравнению с ранним детством. Этот новый тип деятельности Л. С. Выготский характеризует как переход к творческой деятельности, « Если иметь в виду тот факт, что во всех видах деятельности детей возникают совершенно своеобразные отношения мысли к действию, именно возможность воплощения замыслов, возможность идти от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли. Возьмете ли вы рисунки, возьмете ли вы труд, - везде и во всём Вы будите иметь дело с совершенно новыми отношениями, которые возникают между мышлением и действиями ребёнка ». В отличии от взрослых дети не способны во всех деталях обдумать предстоящую работу, они намечают лишь общий план, который реализуется в процессе деятельности. Задача воспитателя - развивать творческие способности ребенка, воображение, побуждать его в любом деле идти от мысли к действиям.

Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределятся тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, лепить, сочинять стихи, писать музыку и т. п. Что такое творческие способности на самом деле.

Рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность». Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящие к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.

Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образцов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.

Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом.

Рассмотрим проблему развития универсальных творческих способностей, которые необходимы для успешного осуществления любого вида творческой деятельности, не зависимо от того научная она или художественная.

Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки. Существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждения в физиологии.

Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растёт и «дозревает» в первые годы жизни. Этот период «дозревания» есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и самых широчайших возможностей к развитию. Это самый благоприятный период для начало развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребёнка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к «моменту» этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие. Если созревание и начало развития совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идёт легко - с наивысшим из возможных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребёнок может стать способным, талантливым и гениальным.

Однако возможности развития способностей, достигнув максимума в «момент» созревания, не остаются неизменными. Если эти возможности не используются, т. е. соответствующие способности не развиваются, не функционируют, если ребёнок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование. Это угасание возможностей к развитию - необратимый процесс.

С психологической точки зрения дошкольный и младший школьный возраст является благоприятным периодом для развития творческих способностей по тому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, и педагоги, поощряя любознательность, сообщая детям знание, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление детей более свободно, чем мышление более взрослых. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более не зависимо. А это качество необходимо всячески развивать. Этот возраст также является сенситивным периодом для развития творческого воображения. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный и младший школьный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.

На основе анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита, Б. Н. Никитина, и Л. Кэрролла, можно выделить шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.

Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее развитие детей.

Вторым важным условиям развития творческих способностей ребёнка является создание обстановки опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это, возможно, заранее окружить ребёнка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нём именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.

Третье, чрезвычайно важное условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваются тем успешнее, чем чаще своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок всё выше и выше.

Четвёртое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребёнку большой свободы в выборе деятельности, чередование дел, продолжительности занятий одним каким либо делом, в выборе способов и так далее. Тогда желание ребёнка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведёт к переутомлению, и пойдёт ребенку на пользу.

Но предоставление ребёнку такой свободы не исключает, а наоборот предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых - это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь - не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. Из практики работы мы видим, что, к сожалению, подсказка - распространенный среди родителей способ «помощи» детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребёнка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.

Давно известно, что для творчества необходима комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей - теплая дружелюбная атмосфера в семье и в детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребёнка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребёнка к творчеству, проявлять сочувствие к его не удачам, терпеливо относится даже к странным идеям не свойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения. Особенно важно это в работе со слабо видящими детьми. Связано это с особенностями их психофизиологического развития. Нарушения зрения влияет на яркость эмоций, развития чувств, усиливают или снижают степень положительных и отрицательных эмоций.

Но создание благоприятных условий не достаточно для воспитания ребёнка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребёнку и, что надо только не мешать ему свободно само выражаться. Но на практике мы убеждаемся, что такого не вмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и на долго сохранить творческую активность. Поэтому я считаю, что если подобрать соответствующие методы обучения, то дети, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные само выражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Но не стоит забывать, что слабовидящие дети в силу своих особенностей восприятия окружающего мира не всегда имеют возможность их посещать.

Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частых педагогических задач. Будут учитываться все психофизиологические особенности детей с нарушением зрения, учитываться советы врача-окулиста и тифлопедагогов.

Таким образом, говоря о проблеме художественно - творческих способностей слабовидящих детей, хотелось бы подчеркнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях как со стороны воспитателей , так и со стороны семьи. К сожалению, в своей работе приходиться сталкиваться с отсутствием должной поддержки со стороны родителей, тем более, если это касается педагогики творчества. Поэтому, я считаю целесообразным проводить специальные беседы и лекции для родителей, на которых бы рассказывалось о том, почему так важно развивать творческие способности с детства, какие условия необходимо создавать в семье для их успешного развития, какие приёмы и игры можно использовать для развития художественно творческих способностей в семье, а также родителям рекомендовалась бы специальная литература по этой проблеме.

Анализ творчества у детей позволяет выделить следующее противоречие: развиваясь, ребёнок усваивает общественный опыт - а именно способы действия с вещами, способы умственных и речевых действий, которым его обучают взрослые. Эти способы, как правило, достаточно жестко фиксированы, стандартизированы, что фактически должно исключать творчество детей. От детей требуется лишь точное и полное усвоение определённых знаний, умений, способов действий. Но такого точного усвоения знаний и умений практически не происходит. Дело в том, что ребёнок в процессе усвоения преломляет новое знание, новое умение через своё понимание мира, пропускает его через свой личный опыт, который не повторим и уникален. Новое знание творчески трансформируется каждым ребёнком и приобретает свой колорит и свои особенности. В этом процессе наблюдаются существенные индивидуальные различая детей. Некоторые дети при усвоении новых знаний проявляют настоящее творчество: они задают взрослому массу вопросов, у них происходит актуализация разнообразных прежних знаний, позволяющих осмыслить новые сведения с самых неожиданных сторон. При этом наблюдается глубокая взаимопроникновение новых и уже имеющихся знаний, ведущие к перестройке какой то части прежнего опыта ребёнка, порождению оригинальных интересных догадок, предположений, которые небыли запрограммированы содержанием обучения. Эти процессы являются основой тех неожиданных актов творчества, которые порождаются и реализуются ребёнком сразу, экспромтом, на одном дыхании. Особое внимание следует уделить месту и роли фантазии в развитии детского художественного творчества.

Творческий процесс - это особая форма качественного перехода от уже известного к новому, неизвестному. У детей этот переход осуществляется в процессе многообразных форм поисковой деятельности, направленной на решение новых, необычных для ребёнка задач. Чем многообразнее, вариативнее пробующие действия детей, тем гибче, оригинальнее поисковая деятельность, тем больше возможностей получить в конечном итоге новый, необычный результат. В этом процессе ребёнком добывается тот новый материал, на основе которого будут затем строится оригинальные замыслы, идеи, создаваться новые рисунки, композиции, постройки и т.д.. В связи с этим одна из основных линий разработки проблемы творчества заключается в изучении поисковой деятельности детей: условий её усложнения и развития, становления и смены её основных форм, анализ структуры и особенностей функционирования этих форм.

Одной из важных форм поисковой деятельности является так называемые детское экспериментирование. Это истинно детская самостоятельная деятельность, возникающая в раннем возрасте и интенсивно развивающаяся на протяжении всего детства. Данный период развития ребёнка характеризуется высокой сенситивностью к этой деятельности, в процессе которой дети проявляют удивительную выдумку и изобретательность.

Детское экспериментирование характеризуется общей направленностью на получение новых сведений о том или ином предмете или на создание нового продукта (постройки, рисунка, сказки и т. д.). Получение новых оригинальных результатов выступает как основной мотив данной деятельности. Эта деятельность не задана ребенку заранее взрослым в виде той или иной схемы, а строится самим ребенком по мере получения всех новых сведений об объекте. Особенности данной деятельности позволяют предположить, что в ней достаточно чётко представлен момент самодвижения, саморазвития: преобразование объекта, производимые ребёнком, раскрывают перед ним новые стороны, свойства объекта. Новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют построить новые, более сложные и совершенные преобразования. По мере накопления знаний об исследуемом явлении ребёнок получает возможность ставить себе новые, всё более сложные цели. Таким образом, данная деятельность является прекрасной моделью, на которой могу быть изучены механизмы самодвижения, саморазвитие детской деятельности.

Деятельность экспериментирования чрезвычайно многообразна и легко поддаётся формированию и развитию в самых различных направлениях. Наряду с реальным экспериментированием с окружающими предметами и явлениями у детей начинает развиваться так называемое мыслимое экспериментирование, когда ребёнок экспериментирует не только с различными предметами и явлениями, но и собственными знаниями, способами действий. Это открывает принципиально новый путь самостоятельного творческого добывания новых знаний, новых средств и способов деятельности.

В поисковой деятельности находит проявление и развивается природная любознательность детей, их активное отношение к окружающей действительности, формируется наиболее действенная часть индивидуального опыта ребёнка.

Творчество детей всегда насыщенно яркими положительными эмоциями. И благодаря этому обстоятельству творчество обладает большой притягательной силой для детей, познавших радость первых, пусть пока маленьких, но открытий, удовольствие от своих новых рисунков, композиций, лепных работ и т.д. Возникает одна из сложнейших проблем исследования взаимодействия и взаимосвязи творческого процесса с эмоциональным развитием детей. Яркие эмоции становятся основой формирования острой потребности детей не только в конечном продукте творчества, но, главное, в осуществлении самого этого процесса в известной мере не зависимо от решения частных, утилитарных задач. Это способствует раскрепощению различных детских деятельностей, имеющих творческий характер, благоприятствует их развитию. Таким образом, эмоциональная насыщенность процесса детского творчества ведёт к развитию новых мотивов деятельности детей, что существенно перестраивает мотивационно-эмоциональную сферу ребёнка.

Из всех видов творческой деятельности дети больше всего любят заниматься изобразительным искусством, в частности, лепкой. Активное

осязание составляет основу чувственного познания слабовидящих детей и является основной в учебной и трудовой деятельности.

По характеру того, что и как изображает ребёнок можно судить о восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображении, мышлении. Большую роль в развитии творческих способностей детей занимают занятия по лепке с использованием различных материалов. Изучив основы лепки, дети самостоятельно подготавливают материал для будущей работы, составляют эскиз, сами комбинируют узоры, составляют композиции, творчески подходят к выполнению изделия. Вылепив изделие, дети подбирают для него оформление, цветовую гамму. В процессе таких занятий у детей развивается логическое мышление, творческое воображение.

Детское творчество интенсивно обогащается, если использовать на занятии поэзию, музыку, эмоциональный рассказ. Музыка, так же как и слово, помогает уточнению и рождению образа.

Занимаясь изобразительной деятельностью, ребёнок проявляет своё стремление к познанию окружающего мира, и по его работам в определённой степени можно выяснить уровень этого познания. Чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своём творчестве, тем богаче, выразительнее их рисунки, композиции, лепные работы. Изобразительная деятельность ребёнка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ребёнка, темперамент.

Лепка позволяет изобразить предметы в трёхмерном пространстве. В ходе лепки ребёнок может передать форму человека, животных, птиц, фруктов, посуды и т.д. Ценно, что свойства используемых в лепке материалов позволяют неоднократно менять форму, достигая желаемой выразительности. Именно развитию способностей передачи выразительности образа в лепке необходимо уделить особое внимание в работе со слабовидящими детьми. Занимаясь лепкой, дети учатся выполнять разнообразные узоры, композиции и другие лепные изделия. Дети учатся аккуратности, усидчивости, осваивают основные приёмы лепки, правила работы с необычным новым материалом.

В процессе лепки развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, необходимые для успешного обучения ребёнка письму. В наибольшей степени этому способствуют занятия, на которых дети создают изображения не по частям, а из целого куска материала для лепки. Ребёнок успешно овладевает письмом, если он умеет производить рукой ритмичные, равномерные, плавные движения. Формированию того рода движений способствует роспись и оформление лепных работ.

Работа с солёным тестом поможет ввести детей в мастерскую, где сохранён необычный запах домашнего уюта. Даже маленькие дети знают, что из теста пекут хлеб, булки, печенье, пряники. Всё это такое красивое, аппетитное, бывает, что даже есть жалко. Приготовив соленое тесто можно вылепить и запечь булочки, баранки и крендели немного меньше реальных, посыпать тмином, овсом, маком. Соберём всю эту красоту в плетёную корзинку и украсим этими изделиями интерьер кухни, сделав своеобразный оберег, привлекающий в дом достаток и изобилие. Тесто - это приятный на ощупь, экологически безвредный и не аллергенный материал. Поделки из теста обладают своей особой целебной аурой, привносят в наш мир чувство уюта и умиротворения. Сделанные из теста причудливые фигурки и композиции, впитавшие в себя тепло детских рук, удачно заменят крикливые и бездушные постеры и комиксы на стенах в детской комнате. Красивые цветные композиции - это эффективный и стильный штрих в оформление интерьера и великолепно смотрятся не только в детской, ими можно украсить интерьер детского сада и школы. Сказочные сюжеты, неведомые зверушки, сборные композиции из фруктов, цветов и других орнаментальных деталей открывают безграничные просторы для творчества и фантазии.

Чтобы дети не были гостями в этой мастерской, а стали в ней хозяевами, задумаемся над тем, чем являются их встречи с необычным материалом - забавой, заполнением свободного времени или интересным делом. Изготовление игрушек, поделок, композиций из соленого теста - труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Для того чтобы дети охотно им занимались, необходимо развивать их фантазию, добрые чувства, а с овладением навыками придёт и ловкость в работе. Изготовление поделок требует от слабовидящих детей ловких действий, и если в начале не точным движением руки ребенок может повредить поделку, то в последствии, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Лепка способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок из солёного теста постепенно образуется система специальных навыков и умений. В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Лепка с использованием нетрадиционных материалов в большой мере удовлетворяет любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое изыскание, возможность добиваться более совершенных результатов.

Благоприятный эмоциональный настрой детей во время занятий лепкой, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой композиции очень важны для общего развития. Сколько искренней радости, приносит детям поделки из теста оформленные бусинками, ракушками и другими материалами. Любимой игрушкой детей может стать какой-нибудь забавный весёлый человечек, изготовленный своими руками. Положительные эмоции являются важным стимулом в воспитании трудолюбия.

Я считаю, что труд по изготовлению поделок из солёного теста способствует развитию личности ребёнка, воспитанию его характера. Не так-то просто вылепить изделие: его изготовление требует определённых волевых усилий. Когда ребёнок встречается с трудностями, он пытается самостоятельно их разрешить. Иногда ребёнку не удаётся сразу выполнить какую-либо работу.

Под руководством взрослого ребёнок учится устанавливать причины неудач, преодолевать их. Постепенно у него формируются такие качества как целеустремлённость, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. При правильной организации воспитательно-образовательного процесса тесто пластика становится эффективным средством всестороннего развития и воспитания слабовидящих детей.

Начиная свою работу по лепке из солёного теста со слабовидящими детьми старшей группы детского сада, мне пришлось изучить методическую литературу, где раскрываются психофизиологические особенности детей, виды их деятельности. Пришлось побеседовать с врачом-окулистом по запланированной мной работе, а также прислушаться к советам тифлопедагогов. Много материала я нашла в трудах педагогов и психологов. Мною подбирался и готовился наглядный и демонстрационный материал.

 

На основе изученного и подобранного материала, определила в своей работе следующую цель:

Развивать художественно-творческие способности

слабовидящих детей средствами тестопластики (лепки из

солёного теста).

Отсюда следуют задачи:

Познакомить детей с искусством лепки, его происхождением и развитием во времени, способах и видах лепки.

Познакомить детей с новым материалом для лепки - солёным тестом, его свойствами и особенностями работы с ним.

Учить самостоятельно готовить материал для работы. Познакомить со способами сушки и

окрашивания лепных изделий.

Совершенствовать технические навыки и приёмы

лепки.

Развивать творчество и воображение при

выборе эскиза,

цветовых сочетаний будущей работы.

Развивать способности к творческому созданию образа на основе чувства формы, отбора и комбинирования элементов в композиции.

Формировать желание делиться радостью, удачной работой с другими людьми, желание сделать подарок родным, близким людям, используя свои умения в лепке

из солёного теста.

Практическая часть моей работы заключалась в следующем.

Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо было провести диагностическое исследование уровня развития художественно-творческих способностей детей. Для этого я использовала тестирование из книги «Развиваем творческие способности ребёнка» под редакцией В. И. Елкина. Мною была составлена таблица исследования уровня развития художественно -творческих способностей детей. В ней фиксировались все данные диагностики.

Данная методика позволила выяснить ряд вопросов:

а. Изображает ли ребёнок в своих работах большое разнообразие предметов, ситуаций, людей;

б. Оригинален ли в выборе сюжета;

в. Охотно ли в свободное время лепит, создаёт композиции;

г. Прибегает ли к лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение;

д. Относится ли серьёзно к произведениям искусства, задумывается, когда видит картины, слышит музыку;

е. Интересуется произведениями искусства, может выказывать свою собственную оценку и попытаться воспроизвести то, что понравилось в своей композиции, скульптуре.

Результаты диагностики были не лучшими. Не все ребята проявляют интерес к произведениям искусства. Не стремятся выражать свои чувства и настроение в своем творчестве. Мало ребят при изготовлении поделок стараются проявить творчество, использовать новый материал, стремятся внести в работу оригинальность. Слабо развито творчество и воображение в оформлении своих работ.

Помимо этого детям предлагались практические задания. Они позволили выявить уровень развития технических умений. Анализ детских работ показал средний уровень развития технических навыков и приёмов лепки. А у некоторых детей они были совсем низкими. Таким образом, я решила заняться с детьми тестопластикой, дабы развивать художественно-творческие способности детей, а также совершенствовать технические умения и навыки.

На основе запланированной мной работы был подобран следующий материал:

был собран альбом для рассматривания с иллюстрациями лепных изделий;

оформлен альбом эскизов сувениров, украшений, композиций по лепке из соленого теста;

изготовлены образцы лепных работ;

подобраны разнообразные инструменты, материалы и приспособления для работы с соленым тестом.

На первом занятии была организована выставка лепных работ из соленого теста. Были показаны иллюстрации с лепными изделиями. Ребята делились впечатлениями, выражали своё отношение к увиденному. Ребятам было рассказано о лепке с использованием различных материалов.

Я рассказала о тестопластике, материалах и приспособлениях для работы. Детей заинтересовала эта работа, и появилось желание, самим научится лепить сувениры, композиции, объёмные лепные фигуры из соленого теста.

Сначала детей необходимо было познакомить с новым материалом для лепки, с основными этапами изготовления поделок из соленого теста. Это была интересная и в тоже время сложная работа. От того, как правильно будет приготовлено тесто, зависел результат всей дальнейшей работы. Ребята понимали, что важно следовать рецепту и соблюдать пропорции. Вымешивать тесто необходимо было тщательно, до тех пор, пока масса не станет однородной и эластичной, иначе во время лепки оно будет трескаться. Эта работа являлась также своеобразной гимнастикой для рук.

Ребята знакомились со способами окрашивания теста, способами сушки вылепленных изделий и дальнейшей их росписи. Учились окрашивать тесто с помощью пищевых и естественных красителей (сока свеклы, моркови). В тех случаях, когда тесту необходимо было придать интенсивный теплый оттенок, использовали какао - порошок.

Детям рассказывалось о том, как сушится изделие в духовке. Наблюдали с детьми за этим процессом на кухне детского сада. Знакомились и с воздушной сушкой. Этот способ сушки самый экономичный, но и самый длительный.

Следующим этапом было научить детей лепить мелкие орнаментальные детали (цветы, ягоды, листья, бутоны, фрукты, грибы, подставки и корзины). В изготовлении эти фигурки просты, но являются важными составными элементами композиции. Детали настолько красивы, что уже сами по себе смотрятся украшениями. Для их оформления мы использовали предметы домашнего обихода. Например, расчёской легко наносить на тесто ажурный узор, а с помощью столовой вилки можно нанести рисунок плетения на корзинку.

Сначала у ребят не всё получалось. Связано это было с нарушением зрения. Движения рук были неловкие. И нередко неточным движением руки изделие повреждалось. Сложность вызывала лепка цветов (розы, васильки, фиалки) и бутонов. В последствии в ходе неоднократных упражнений и индивидуальной работы, движения рук ребят начинали приобретать уверенность, и пальцы становились более гибкими.

Так как эта работа кропотливая, необходимо было давать отдых рукам и глазам детей. Были разработаны специальные комплексы гимнастики для глаз и само массажа рук.

Изготовление мелких элементов является важным этапом работы перед переходом к сложным композициям. Он приучал ребят к аккуратности, тщательности даже в мелочах. Создавая по отдельности орнаментальные детали: цветы, бутоны, листья, фрукты и другие, мы объединяли их в общую композицию. Так получалась коллективная работа. Целенаправленная коллективная работа дала толчок на улучшение результатов.

По окончанию работы проводился анализ детских работ. Выявлялись ошибки и недочеты в работе, а также анализировались самостоятельные творческие проявления в оформлении лепных изделий. Было заметно, что дети переживают за неудачную работу. В дальнейшей работе недочетов становилось меньше. Основные промахи в работе были из-за недостаточного развития, у некоторых детей технических приёмов лепки. Эти недостатки устранялись в индивидуальной работе с детьми. Упражнения не проходили даром, дети постепенно осваивали приёмы лепки из соленого теста.

Особый интерес проявили ребята к росписи и оформлению вылепленных изделий. Чаще всего для росписи использовали гуашь, так как её цвета наиболее яркие и стойкие. Но прежде чем приступить к росписи, необходимо было изделие загрунтовать белой масленой краской. После того как грунтовка высыхала, приступали непосредственно к росписи.

Творчески подходили ребята к подбору цвета и материала для оформления своих работ. Использовали для оформления бисер, бусины, мелкие ракушки, а также различные специи (гвоздику, мак, горошины перца и другие). Роспись и оформление лепных работ способствовало развитию умения производить рукой ритмичные, равномерные, плавные движения. А это необходимо для успешного обучения ребёнка письму.

Игры, которые были изготовлены из соленого теста, такие как «Состав композицию», «Собери букет», «Выложи узор», «Оживи фигуру», «Составь изображение из геометрических фигур» - помогали в развитии творческого воображения, умения составлять не сложные композиции из цветов, фруктов, других деталей, правильно их компоновать.

После этой работы мы перешли к изготовлению медальонов. Особое затруднение в работе ребята не испытывали. Были вылеплены подвески с инициалами детей, а также медальоны, оформленные цветами, листьями, ягодами. Необычно выглядели лепные фигурки животных, прикреплённые на медальоны, различные предметы быта. Для изготовления фигурок животных использовались шаблоны и формочки.

Используя формы для заливки, ребята изготовили и расписали шахматы. Они получились необычные и очень красивые. По этим же формочкам была изготовлена игра «Придумай сказку».

Много творчества ребята проявили при изготовлении плоскостных настенных композиций, подвесок. Сюжеты ребята составляли на основах, вырезанных формами для печенья. Сборные композиции из фруктов, цветов и прочих орнаментальных деталей - отличная возможность для ребят проявить творчество и фантазию.

Много интереса со стороны ребят вызвало изготовление колец и подков. Эти поделки просты в изготовлении и имеют множество вариантов выполнения. Такие сувениры из теста очень популярны в качестве подарка. Ребята дарили их близким, ребятам из младших групп детского сада.

Для украшения подков и колец ребята использовали различные природные материалы (мелкие засушенные цветы, травинки, листья и семена). Для того чтобы готовую композицию можно было подвесить, ребята использовали специально подобранные ленты. Чтобы окружить детей красивыми предметами и образами, был создан кружок и среди воспитателей. Один раз в неделю мы собираемся в теплой, дружеской обстановке и создаем своими руками много красивых вещей. Проводились для воспитателей и консультации на темы « Значимость развития художественно - творческих способностей детей. Теоретические основы исследования детского творчества » , « Лепка из соленого теста - как средство развития художественно- творческих способностей детей с нарушением зрения », «Рекомендации по лепке из соленого теста с детьми раннего возраста».

Большую заинтересованность проявили к работе детей родители, сами изъявившие желание научится изготавливать сувениры и композиции из соленого теста. Для родителей были подготовлены папки- передвижки и консультации на тему « Тестопластика - как средство развития художественно- творческих способностей детей», «Сувениры и поделки из соленого теста», «Игры с тестом учат нас говорить» и т.д.

Родители уделяли внимание работе детей, прислушивались к моим советам и рекомендациям. Мои советы не прошли даром, интересуясь успехами детей они давали заряд уверенности и сил. Присутствовали на всех индивидуальных беседах и собраниях. Направляли детей на поиск новых идей и замыслов. Принимали участие в сборе наглядного материала и инструментов для работы.

Наши занятия с детьми посвящены не только практической работе над изделиями. Мы устраиваем на них интересные и полезные обсуждения работ друг друга. Заслушиваем подготовленные дома с помощью взрослых рассказы о скульптуре, керамике. Это позволяет превратить кружок в художественнотворческое объединение детей, не только одаренных, но и тех, кто проявляет видимый интерес, не имея особых творческих способностей. Преимущества такого объединения очевидны. В процессе работы важно было создать особую атмосферу жизни и творчества с детьми. Ведь главными составляющими этой атмосферы являются красота, добро, радость, стремление понять ребенка и уважать его личность.

В работе с детьми я старалась использовать в большей степени положительную оценку и доброжелательные советы на будущее. Это важный стимул для утверждения ребенка в своих достижениях.

Проведя повторное диагностическое исследование, а также анализируя работы детей, можно заметить рост уровня развития художественно -творческих способностей и технических умений. Ребята уверены в себе и в своём успехе.

Перспективы дальнейшей работы.

Вскоре мы преступим к изготовлению эскизов для своих работ. Ребята сами будут учится прорисовывать будущую композицию, подбирать материал для работы и пытаться воплотить свой замысел в работе. Мы начнем делать подарки и сувениры для своих близких, используя все изученные навыками и приемы лепки, и оформление вылепленных изделий. Научимся лепить оригинальные подсвечники, рамки и решётки. Декоративные лепные рамки делают композиции особенно стильными, что влияет на создание неповторимых элементов нашего интерьера. Продолжится и индивидуальная работа с детьми. Дальше мы приступим к лепке объемных фигур. Работа эта кропотливая и сложная. Лепка самых разных сказочных героев доставит детям особую радость. Это могут быть сказочные шахматные фигуры. Из высушенных и раскрашенных изделий можно создать целое «Шахматное королевство». Коллективно вылепим сказочный замок.

На этом работа с детьми не заканчивается, а будет продолжена в новом учебном году. Мною подготавливаются рекомендации для учителей первых - четвертых классов по теме «Развитие художественно-творческих способностей через тестопластику», с поурочным планированием. Данные рекомендации могут быть использованы как альтернативные имеющимся разработкам или введены в дополнение к ним для занятий по ручному труду.

Выводы.

В процессе нашей работе с детьми решались вопросы разного характера. Например, посредствам мышечных движений и осязания дети познают свойство материала, делают определённые заключения. Движение их рук, положение инструментов контролируется мыслью «так или не так? похоже или нет?». Только тогда дети стараются делать свои работы лучше.

Методика работы по тестопластике должна строится по двум основным принципам. Во-первых, необходимо развивать индивидуальные творческие способности и склонности дошкольников, их фантазию и воображение. Во- вторых, последовательно подводить их к пониманию того, что декоративноприкладное творчество- это увлекательный и в тоже время крошечный мир. Ребята должны посещать всевозможные выставки и музеи, где есть предметы народно-прикладного искусства, чтобы глубже проникнуть в этот увлекательный мир, чтобы пополнять свои знания, узнавать много нового и интересного.

Анализируя весь процесс нашей работы с детьми, а также их работы я могу сказать, что моя первоначальная цель достигнута. В нашей кружковой работе с детьми большие возможности для развития художественно-творческих способностей детей. В этом труде есть новизна, творческое изыскание, возможность каждой новой работой добиваться более совершенных результатов. Это эффективное средство всестороннего развития и воспитания слабовидящих детей.

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

Березина В. Г., Викентьева И. Л., Модестов С. Ю. «Детство творческой личности». -

СПб.:

изд. Буковского, 1994 года.

Ендовицкая

Т. «О развитии творческих способностей». - Дошкольное воспитание. - №12, 1967 год.

Елкин

В. И. «Развиваем способности ребёнка

».,

Тесты для детей 7-8 лет.

Левин В. А. «Воспитание творчества»,- Томск, изд. «Пеленг», 1993 год.

Полуянов Д. «Воображение

и способности», М., изд. «Знание», 1985 год.

Силаева К., Михайлова И., «Большая книга поделок. Соленое тесто», М., изд. «

Эксмо

», 2004 год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

ТЕСТ

художественно-творческие способности

В своих рисунках и картинках изображает большое разнообразие предметов, ситуаций, людей (нет однообразия в сюжетах).

Серьёзно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьёзным, когда видит картины, слышит музыку.

Оригинален в выборе сюжета, составляет красивые композиции (из цветов, рисунков, камней, открыток и т. Д.).

При изготовлении поделок старается проявить творчество: использует новый материал, стремится внести в работу оригинальность.

В свободное время охотно рисует, лепит, создаёт композиции из засушенных листьев, цветов.

Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение.

Интересуется произведениями искусства. Может выказывать свою собственную оценку и пытается воспроизвести то, что ему понравилось на своём собственном рисунке или созданной композиции, скульптуре.

- не присуще;

- слабо выражено;

- ниже среднего;

- выражено средне;

- выше среднего;

- ярко выражено

Перспективный план

Первый год обучения

.

1. Квартал

2. Квартал

3. Квартал

Сентябрь, Октябрь, Ноябрь

Декабрь, Январь, Февраль

Март, Апрель, Май

1. Знакомство с

1. Медальоны

1. Изготовление

искусством лепки.

2. Плоские настенные

подарков и сувениров

2. Знакомство с

композиции.

- украшения со

материалами и

 

специями и бисером

приспособлениями для

3. Декоративные кольца

- с засушенными

лепки из соленого теста

и подковы.

растениями - рамки

3. Изучение общих

4. Косы и венки.

- декоративные решетки

этапов изготовления и

 

- подсвечники %

обработки изделий:

5. Общая коллективная

 

- приготовление теста;

композиция.

2. Общая коллективная

- окрашивание теста;

 

композиция.

- сушка теста;

6. Игры и упражнения

 

- раскрашивание

на развитие

3. Игры и упражнения:

готовых изделий.

художественно -

«Волшебный круг»,

 

творческих

«Составь узор из

4. Изготовление мелких

способностей: «Оживи

кругов», « Составь

орнаментальных

фигуру», «Составь

изображения из

деталей.

композицию», «Собери букет».

геометрических фигур».

5. Индивидуальная

 

4. Индивидуальная

работа с детьми.

7. Проведение праздника «В дружбе сила».

работа с детьми.

 

 

 

Месяц,

Квартал

Содержание работы

1.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Познакомить детей с искусством лепки, ее развитием во времени. Познакомить с материалами для лепки прошлого и нашего времени. Провести экскурсию в краеведческий музей. Организовать целевую прогулку в Универмаг в отдел сувениров. Рассмотреть разнообразие керамических изделий и сувениров изготовленных из различных материалов.

Познакомить детей с материалом и приспособлениями для лепки из соленого теста. Обучить общим этапам изготовления и обработки изделий, техническим приемам лепки из соленого теста. Учить изготавливать мелкие орнаментальные детали (цветы, листья, ягоды, фрукты, грибы, вазы и корзинки) и составлять композиции из них.

2.

Декабрь

Январь

Февраль

Научить детей лепить медальоны, плоскостные украшения, подвески. Украшать изделия фигурками животных, инициалами и другими орнаментальными деталями. Учить лепить кольца и венки» оформлять их фруктами, цветами и другими мелкими деталями. Составлять сюжеты на основах, вырезанных формочками. Развивать воображения и фантазию при оформлении лепных изделий. Познакомить детей с эскизами. Научить самостоятельно, готовить эскиз будущей работы, творчески подходить к подбору материала для работы.

3.

Март

Апрель

Май

Закрепить полученные умения и навыки в лепке из соленого теста в изготовлении сувениров. Учить украшать лепные изделия бисером и бусинами, а также используя специи (мак, гвоздику, горошины перца и другие). Учить лепить рамки для фотографий и других работ, подсвечники; придумывать оригинальные оформления для своих изделий. Продолжать учить творчески подходить к работе, развивать творчество и фантазию.

 

 

 

Второй год обучения

1. Квартал

2. Квартал

3. Квартал

Сентябрь, Октябрь, Ноябрь

Декабрь, январь, Февраль

Март, Апрель, май

1. Подвеска с цветами.

1. Черепаха.

1. Панно «Рыбки в аквариуме»

2. Спираль с цветами.

2. Лягушка.

2. Панно «Мухомор»

3. Рог изобилия.

3. Заяц и лиса.

3. Панно «Колобок и

4. Решетка с попугаем.

4. Кошечка в корзинке.

заяц»

5. Яблоня

5. Жираф

4. Панно «Репка»

6. Игры и упражнения

6. Купчиха.

5. Панно «Деревня».

на развитие художественно-

7. Игры и упражнения:

б.Праздник «В

творческих

 

мастерской у Лесовика»

способностей:

«Выложи узор из геометрических фигур»,

7. Индивидуальная

«Составь композицию»,

«Волшебный круг»,

работа с детьми.

«Волшебный узор».

«Собери букет».

 

7. Индивидуальная работа с детьми

8. Индивидуальная работа с детьми

 

 

 

 

Месяц,

Содержание работы

 

Квартал

 

 

 

Совершенствовать технические умения и навыки в

 

Сентябрь

лепке из соленого теста. Учить лепить декоративные подвески и спирали, решётки. Украшать изделия

1.

Октябрь

мелкими орнаментальными деталями (листья, цветы, ягоды, фрукты и т. д.), бисером и специями. Развивать

 

Ноябрь

творчество и воображение при оформлении изделий. Продолжать учить работать с шаблонами и формочками. Учить создавать настольные игры и

 

 

головоломки, изготавливая игральные предметы из

 

 

соленого теста.

 

 

Учить детей лепить объемные фигурки. Использовать под основу алюминиевую фольгу. Учить делать из

 

Декабрь

фольги заготовку, придавая ей нужное очертание, затем покрывая её тестом и дополняя мелкими деталями

2.

Январь

(ушками, хвостами, глазками и т. п.). Учить составлять композиции из объемных фигурок животных. Для

 

Февраль

имитации естественной среды обитания использовать сухой мох, травины и веточки. Развивать творчество и фантазию в составлении композиции из природного материала и соленого теста.

 

Март

Закреплять основные приемы работы с соленым тестом. Учить составлять сложные композиции и панно,

3.

Апрель

коллажи и картины из плоских и объемных лепных фигур. Развивать фантазию и творчество в выборе

 

Май

сюжета композиции. Побуждать дарить подарки, сделанные с любовью собственными руками, друзьям и

 

 

знакомым.

 

 

 

Годовой план работы с родителями.

Месяц

Квартал

Содержание работы

1

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Индивидуальные беседы на тему «Хочу ли, я чтобы мой ребенок занимался тестопластикой ». Анкетирование «Интересы ребенка дома».

Папка - передвижка «Тестопластика как средство развития художественно- творческих способностей детей».

2

Декабрь

Январь

Февраль

Выставка литературы на тему « Развитие художественно- творческих способностей ».

Показ занятия кружка для родителей.

Организация выставки детских работ.

3

Март

Апрель

Май

Консультация для родителей «Сувениры из соленого теста ».

Родительское собрание, «Декоративно-прикладное искусство как средство развития художественно-творческих способностей детей».

Рекомендации родителям по организации дальней шей работы с детьми по тестопластике.

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×