Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Нетрадиционные техники рисования на уроках изобразительного искусства и их роль в развитии творческих способностей у школьников. | Судакова Ирина Викторовна. Работа №357345. Номер работы: №357345

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Использование нетрадиционных техник на уроках ИЗО вызывает у учащихся неподдельный интерес к творчеству. Изображение в реалистической манере достаточно сложно, а потому не всем доступно. Постепенно, особенно если ребенок чувствует, что работы не получаются, у него пропадает интерес к урокам изобразительного искусства. 

Нетрадиционные техники рисования на уроках изобразительного искусства и их роль в развитии творческих способностей у школьников.

 

 

 

 

Судакова Ирина Викторовна

Учитель Изобразительного искусства

ГОУ «Забайкальский центр специального образования

и развития «Открытый мир»

 

 

 

 

«Творчество — это загадка, которую художник задаёт сам себе» (Станислав Ежи Лец). 

 

 

Использование нетрадиционных техник на уроках ИЗО вызывает у учащихся неподдельный интерес к творчеству. Изображение в реалистической манере достаточно сложно, а потому не всем доступно. Постепенно, особенно если ребенок чувствует, что работы не получаются, у него пропадает интерес к урокам изобразительного искусства. Применение же нетрадиционных техник, позволяет не только заинтересовать ребят, но и дать им возможность получить удовлетворение от своей работы. Как показывает практика, такие уроки очень нравятся детям. Остается положиться только лишь на фантазию учителя. В своей работе я попыталась применить советы авторов пособий по изобразительному искусству и собственные наработки к традиционно используемой программе в школе «Изобразительное искусство» 

Творчество – это тот мир, где невозможное возможно. Мир, где дети и взрослые могут сколько угодно выходить за рамки без всяких ограничений, забывая о своих страхах, создавая каждый раз что-то новое и получая при этом огромное удовольствие.

Одно из важнейших видов творчества - рисование. Многие из нас традиционно думают, что рисовать можно только карандашами, фломастерами, кисточками и красками.

 

То есть даже в творчестве мы ставим самим себе и детям ограничения, закрывая при этом многие пути для воображения и фантазии. А ведь рисовать можно чем угодно! Коктейльные трубочки, зубные щетки, губки, ватные палочки, соль, пластилин, салфетки, крупа, даже собственные пальцы – вот далеко не полный набор для юного художника. При этом дети чувствуют не только незабываемые, положительные эмоции, но и ощущение, что все возможно и что из ничего можно создать нечто. У детей развивается пространственное мышление, они начинают понимать, что ко всякой задаче можно подойти творчески, найти множество способов ее решения.

 

 

Произведение искусства, которое не начиналось с эмоций, не является искусством. - Поль Сезанн.

 

 

Поработав с детьми, я столкнулась со следующей проблемой – дети боятся рисовать, потому что считают, что они не умеют. На самом деле они просто не умеют это делать как взрослые. И, к сожалению, это служит огромным толчком к пропаданию интереса к творчеству. Уже давно отметила для себя, что чем старше ребенок, тем больше в нем уверенности, что у него ничего не получится еще до того как он начал что- то делать. Мне хочется показать им, что создавать что-то чудесное и прекрасное вовсе не трудно. А что если упростить навыки рисования, объяснить детям, что есть много разных простых способов рисовать, творить, то у детей вполне вероятно повысится и интерес к творчеству. Потому что «невозможное» для них вдруг станет «возможным».

  Наиважнейшим источником детской фантазии являются эмоции. Детям важно ощущать чувства увлеченности своей работой, уверенности в своих силах, а также удовольствия от конечного продукта. Также немаловажным является чувство единения, общности во время групповых работ. Поэтому свои занятия я стараюсь формировать как творческие мастерские, чтобы каждый учащийся заразился духом творчества и вдохновением друг от друга.

Для того чтобы развивать воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности.  Ни для кого не секрет, что дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как преподаватель дает не готовый образец работы, а показывает лишь способ его выполнения нетрадиционным способом. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Познавая разные способы изображения, школьники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился наиболее выразительным. Также отметила для себя, что именно техники с нетрадиционным рисованием вызывают у учеников желание повторить данную технику еще раз дома, чтобы результат получился еще лучше. С радостью замечаю и то, что опробованные ранее техники учениками активно используются ими и для выполнения традиционных творческих заданий.

На уроках по изобразительному искусству мы попробовали такие техники, как монотипия предметная и монотипия пейзажная, рисование по сырому, технику набрызг, трафарет, отпечатки листьев и многое другое. Каждый раз на таких занятиях с удовольствием отмечала, как у детей загораются глаза сначала от удивления, а потом от желания повторить. Исходя из своего опыта, пришла к заключению, что занятия с использованием нетрадиционных техник помогают юному художнику:

одолеть свои страхи перед неудачей;

придают уверенности в своих силах;

развивают пространственное мышление;

учит

детей

творчески мыслить и решать новые задачи

;

помогают осознать, что можно

работать с разнообразным материалом

, при этом расширяя границы воображения ребенка

;

р

азвивает чувство композиции, ритма,  колорита,  

цветовосприятия

;   

р

азвивает мелкую моторику рук;

учит получать удовольствия от проделанной работы, почувствовать себя творцом.

 

Многие из нетрадиционных техник рисования мы опробовали со своими юными художниками, а со многими из них нам еще предстоит познакомиться. Но из того небольшого опыта, который у нас есть, можно сделать выводы, что чем больше возможностей и способов узнает ребенок в детстве для решения поставленной перед ним задачи, тем легче ему будет их решать во взрослой жизни. Ребенок будет думать, что у него есть неограниченные возможности, не будет бояться экспериментировать, начинать что-то новое и неизведанное, будет чувствовать уверенность в своих силах

Как сделать уроки рисования интересными: идеи

Все дети любят рисовать. Нетрадиционные подходы и методы, которые так необходимы для реформы образования в целом и уроков рисования в частности, помогут увлечь детей красками и сделают сам урок рисования интересным и увлекательным.

Процесс рисования очень полезен для детей, ведь развивает внимание, мелкую моторику, воображение и память. Подобные оригинальные техники рисования можно использовать не только на школьных уроках рисования, но и во внеурочной деятельности, либо для развлечения ребенка и его друзей на природе или во время детской вечеринки дома.

 

Нетрадиционные техники

- Обводим контур по тени

Рисование можно превратить в игру с солнцем, если переместить весь процесс на свежий воздух. Понадобится лишь бумага, предметы, которые будут отбрасывать тень, и фломастеры. А еще это способ объяснить детям о роли света и тени, о движении солнца и смене дня и ночи. 

- Рисование-выдувание

Вместо кисточек можно использовать коктейльные трубочки и дуть через них на краску, тем самым делая красочные разводы на листе бумаги. Таким образом интересно получаются прически у заранее нарисованных персонажей.

-Пальчиковое рисование

Пальчиковое рисование или раскрашивание с помощью пальчиков, это очень интересное и полезное занятие.  Это отличное занятие, чтобы разнообразить урок изо. Пальчиковой краской для детей может служить гуашь. Придумайте сами интересные темы рисунков для детей – например, сделать снегопад над городом, нарядить голое дерево в листву и т.д.

- Силуэтное рисование

Нарисованный силуэт или вырезанный на бумаге, а затем приклеенный на фон, образует сплошное, ограниченное контурами, темное или светлое пятно на контрастном фоне. В силуэтном рисунке невозможно показать черты лица, или какие-нибудь детали, поэтому внешние очертания каждой фигуры должны быть выразительны. Излюбленными жанрами силуэтного рисования стали профильные портреты, бытовые сценки, иллюстрации, натюрморты, пейзажи.

С помощью красок и кисти нанести на бумагу фон. Дать краске подсохнуть. Приложить трафарет к полученному фону. Затушевать изображение трафарета с помощью черной краски или черного маркера. Снять трафарет, просмотреть четкость контуров. При необходимости выровнять изображение.

- Рисование с ватными палочками

Рисование ватными палочками развивает творческий потенциал ребенка, его фантазию, сосредоточенность, согласованность движений, внимание, координацию, усидчивость и, конечно же, мелкую моторику пальцев рук, что прямо связано с развитием ребенка. Занятие это очень увлекательное, интересное. И очень красиво получается на бумаге. Должна сказать, что почти всем детям, такой необычный способ рисования, пришелся по душе.  Если детям это нравится, тогда мы это берем себе в копилку идей. Включите приятную музыку для фона, это придаст еще большей «сказочности вашему волшебству».

 

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»

В.А.Сухомлинский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

Волынкин

, В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие младших школьников: Учебное пособие [Текст] /В.И.

Волынкин

. - М.: Феникс, 2007. - 448с. 

 

Ванник

. Творческое воображение на уроках [Текст]/  

М.Э.Ванник

// Учитель. Учебно-методическое издание. – 2005. - № 5-6. – С.14-15.

ВетлугинаН.А

. Развитие художественного творчества детей [Текст]/ Н.А.Ветлугина  // Художественное творчество и ребенок: Монография /- М.: Педагогика, 2002. - С.37-50.

Ильенков

. Личность и творчество./Э.В.

Ильенков.-М.:Языки

русской культуры, 2002. – 272

с

.

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность

в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2006

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб

.:

КАРО, 2008. – 96с.

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010.

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010.

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×