Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 24.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Невербальные средства общения ☼ | Молева Ольга Александровна. Работа №238878

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Молева Ольга Александровна
Невербальные средства общения.

Цель занятия:развивать интеллектуальные,коммуникативные и личностные качества учащихсяв процессе межличностного общения.

Методическая разработка урока по теме: «Невербальные средства общения (жесты, поза)».

Педагог – психолог Молева О.А.

Цель занятия: развивать интеллектуальные, коммуникативные и личностные качества учащихся в процессе межличностного общения.

Задачи:

- Сформировать представление у учащихся о таких понятиях невербального общения, как жесты, позы, раскрыть их особенности.

-Развить навыки интерпретации этих невербальных сигналов в общении, развитие наблюдательности, логического мышления, памяти.

Дидактические материалы: Рисунки жестов человека. Презентация.

Оборудование: магнитная доска, магниты. Мульти-медиа.

Структура урока:

1.Организационный момент.

2. Понятие невербальное общение.

3.Невербальные средства общения.

4. Упражнение «Стеклянная дверь».

5.Невербальное общение. Многообразие жестов, их виды.

6.Упражнение «Таможенники и контрабандисты».

7. Подведение итогов занятия.

Педагог: Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада вас видеть на нашем занятии. Сегодня мы поговорим о том, что такое общение, невербальное общение.

Что такое невербальное общение?

Невербальное общение – это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, пантомимику), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой – либо знаковой форме.

Невербальные средства общения:

-позы, жесты, походка;

-мимика;

-визуальный контакт;

-межличностная дистанция;

Упражнение «Стеклянная дверь».

Инструкция: «Представьте себе, что вы садитесь в вагон метро. Один из вас успел зайти внутрь, а второй –нет, когда двери закрылись. Вы оказались разделены стеклянными дверями. Слышать друг друга вы уже не можете, но прекрасно видите собеседника. Мобильного телефона под рукой нет. Тот, кто остался на перроне, хочет сообщить другому о времени и месте следующей встречи. На это есть 15 секунд - потом поезд уйдет». Участники становятся лицом друг к другу на расстоянии 1,5-2 метра, ведущий дает команду: «Двери закрываются», участники «разговаривают» сквозь них, через 15-17 секунд ведущий говорит: «Поезд уехал!»- общение заканчивается. «Уехавший» говорит, какой он сделал вывод о времени и месте встречи, а «оставшийся на перроне» либо соглашается, либо уточняет, что он все-таки имел в виду. Потом участники меняются ролями.

Психологический смыл упражнения. Упражнение развивает экспрессивность и способствует улучшению взаимопонимания в группе. Участники убеждаются, как много возможностей для общения существует и без использования речи.

Обсуждение. С помощью чего осуществлялось общение, когда использовать речь было нельзя? Легко ли было понимать такой «разговор» А самому передавать таким образом информацию?

Далее мы подробнее поподробнее поговорим, какие бывают позы и жесты.

Наше тело- это источник утечки информации. Установку и чувства человека можно определить по тому, как он стоит, сидит, или ходит, по его жестам и движениям.

Вы знаете, как много информации можно получить, наблюдая за позами, жестами человека и даже походкой. Владение данным материалом позволит вам лучше понимать, состояние своего собеседника и его поведение.

Изучение поведения и состояния собеседника по его жестам и позам относится к области науки кинесики.

Движения рук и тела передают много различных сведений о человеке.

Во-первых, в них проявляются состояние организма и непосредственные эмоциональные реакции. Это позволяет судить о темпераменте человека (сильные или слабые у него реакции, быстрые или замедленные).

Во-вторых, позы и движения тела выражают многие черты характера человека, степень его уверенности в себе, зажатость или раскованность, осторожность или порывистость.

Такие выражения, как «идти с высоко поднятой головой», «расправить плечи» или, напротив, «стоять на полусогнутых», представляют собой не только описание поз и жестов, но и выражают определенное психическое состояние человека.

В-третьих, в позах и жестах проявляются культурные нормы, усвоенные человеком.

В-четвертых, жестам и позам приписываются чисто условные символические значения. Таким образом, они способны передать точную информацию.

Существует множество классификаций поз и жестов в научно-популярной литературе.

Самая простая классификация поз предусматривает деление поз на открытые и закрытые.

Давайте рассмотрим виды жестов:

1.Жесты оценки: почесывание подбородка, вытягивание указательного пальца вдоль щеки, вставание и прохаживание.

2. Жесты уверенности: раскачивание на стуле, соединение пальцев в купол, пирамиду.

3. Жесты нервозности, неуверенности: переплетенные пальцы рук, пощипывание ладони, постукивание по столу пальцами, трогание спинки стула перед тем, как на него сесть и др.

4. Жесты самоконтроля: руки заведены за спину, человек вцепился в подлокотники кресла.

5.Жесты ожидания - потирание ладоней.

6.Жесты отрицания – сложенные на груди руки, скрещенные руки, отклоненный назад корпус.

7.Жесты расположения - прикладывание руки к груди, прерывистые прикосновения к собеседнику.

8. Жесты доминирования – резкие взмахи сверху вниз, большие пальцы напоказ.

9. Жесты неискренности – прикрытие рукой рта, прикосновение к носу, бегающий взгляд.

Жесты открытости свидетельствуют об искренности человека и желании говорить откровенно. Жест «раскрытые руки» состоит в том, что собеседник протягивает в ващу сторону свои руки ладонями вверх. Этот жест особенно часто наблюдается у детей. Когда дети гордятся своими достижениями, они открыто показывают свои руки. Когда же дети чувствуют свою вину, они прячут руки либо за спину, либо в карманы.

Жесты подозрительности и скрытности свидетельствуют о недоверии к вам, сомнении в вашей правоте, о желании что-то утаить и скрыть от вас. В этих случаях собеседник машинально потирает лоб, виски, подбородок, стремится прикрыть лицо руками. Но чаще всего он старается не смотреть на вас, отводя взгляд в сторону. Другой показатель скрытности – несогласованность жестов. Если враждебный по отношению к вам или защищающийся человек улыбается, это значит, что он за искусственной улыбкой пытается намеренно скрыть свою неискренность.

Жесты лжи. Наше подсознание работает автоматически и независимо от нас. Именно поэтому наши бессознательные жесты и телодвижения могут выдать нас, когда мы пытаемся лгать. Во время обмана подсознание выбрасывает пучок нервной энергии, которая проявляется в жестах, противоречащих тому, что мы говорим. Подробная информация про жесты лжи. Показ презентации.

Умение понимать популярные жесты позволяет лучше разбираться в людях. В следующем упражнении мы с вами отработаем навыки распознавания жестов лжи.

УПРАЖНЕНИЕ «Таможенники и контрабандисты»

Инструкция: Три добровольца из группы выходят за дверь, они будут контрабандистами. Одному из них выдается «запрещенный предмет». Его задача спрятать конверт, спичечный коробок («запрещенный предмет») под одеждой в любом месте. Затем они выходит к группе, засекается время. Задача группы «таможенников» определить, кто везет «запрещенный предмет». Контрабандисты выявляются только путем расспросов и наблюдения. Когда все участники пройдут таможню, таможенники совещаются и объявляют: кто, с их точки зрения, являются контрабандистом. После этого участники, у которых на самом деле был «запрещенный предмет», демонстрируют его, что позволяет оценить точность предположений «таможенников».

Смысл упражнения моделирование ситуации, когда нужно раскрыть обман, выявить нарушителя, при этом, не обидев тех, кто в действительности невиновен.

Тренировка уверенного поведения в ситуациях, когда нужно убедить других людей в своей искренности. Для «таможенников» - тренировка наблюдательности, проницательности.

Вопросы для обсуждения:

-На основании чего «таможенники» делали предположения, у кого имеется «запрещенный предмет», а у кого нет.

-если произошли ошибки (а чаще всего они происходят), то чем они вызваны? В чем различия между теми, кому успешно удалось пронести запрещенный предмет, и теми, кому не удалось?

-если кто-то оказался «невинной жертвой» («запрещенного предмета» не было, но таможенники заподозрили его наличие), то какими особенностями поведения это было спровоцировано, насколько для этого человека характерна позиция «невинной жертвы» в других жизненных ситуациях и как ее можно избежать?

Педагог: Дорогие ребята! Наш с вами урок походит к завершению. Давайте обобщим и закрепим тот материал, который вы сегодня изучили.

Повторение и закрепление материала.

Теперь, когда вы узнали об общении немного больше, я надеюсь, у вас появится много новых хороших друзей. Я желаю вам здоровья, улыбок и хорошего настроения.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×