НОД "Как люди научились говорить" | Бабич Светлана Анатольевна. Работа №239733
Автор: Бабич Светлана Анатольевна
Цель:Освоение первоначальных представлений об истории устной и письменной речи.
Задачи: Сообщить элементарные сведения об истории возникновения устной и письменной речи, об образе жизни человека в древности.
Развивать интерес к отдельным ярким фактам истории и культуры человечества. Развивать все компоненты устной речи в различных формах и видах детской деятельности.
Воспитывать положительное отношение к истокам речевого общения.
НОД
В старшей логопедической группе №7
« КАК ПОЯВИЛАСЬ РЕЧЬ»
МБДОУ детский сад №87
Воспитатель: БАБИЧ С.А.
Цель: Освоение первоначальных представлений об истории устной и письменной речи.
Задачи: Сообщить элементарные сведения об истории возникновения устной и письменной речи, об образе жизни человека в древности.
Развивать интерес к отдельным ярким фактам истории и культуры человечества. Развивать все компоненты устной речи в различных формах и видах детской деятельности.
Воспитывать положительное отношение к истокам речевого общения.
Материал: проектор, слайды с изображением жизни древних людей, с изображением леса, звуки леса, мяч, листы бумаги, простые карандаши, мультфильм « Как было написано первое письмо» по сказке Р. Киплинга.
Ход:
-Ребята, сегодня мы с вами вспомним, как появилась речь, о которой мы говорили в течение месяца в нашем проекте.
- Давайте представим, что мы перенеслись в далекое прошлое, когда появились первые люди на Земле ( появляется картинка леса и включаются звуки леса).
- Внимательно послушайте. Что вы слышите?
-Давайте вспомним, какими были первые звуки на нашей планете?
Да, этого никто не знает, но возможно, это был шум волн, раскаты грома, шелест листьев, грохот извергающего вулкана.
С появлением на Земле людей мир звуков стал ещё разнообразнее и богаче.
-Посмотрите на изображение древних людей ( на проекторе слайды)
- Что можно рассказать о жизни древних людей?
( Древние люди жили в пещерах племенами, мужчины занимались добыванием еды, а женщины смотрели за детьми.)
- Могли ли древние люди разговаривать?
-А что делали люди, чтобы передать чувство радости, сообщить об опасности?
( Первобытные люди, как и животные, которые их окружали, могли издавать только самые простые звуки «Эй!», « Стой!», « Дай!», « Брось!» и т.д. Кричали если им грозила опасность, рычали, если кому-то было больно, визжали от радости, если им удавалось найти пищу).
- Постепенно люди научились добывать больше пищи, научились строить простые жилища, пользоваться огнем, но по-прежнему никто не мог ничего рассказать, никто не мог обменяться своими мыслями.
- Необходимо было найти какой-то способ договориться об охоте, рассказать, где растут съедобные ягоды, предупредить об опасности!
- Какой способ нашли люди? Что помогало им общаться?( Первобытные люди нашли выход. Они стали пользоваться жестами.)
- Какие жесты общения вы знаете?( Пожимая друг другу руку, мы как бы говорим: «Здравствуйте!». Помахивая рукой, говорим: « До свидания!». Хлопая в ладоши, одобряем: « Хорошо!»)
Физминутка: Дидактическая игра « Пойми меня».
Игровые ситуации: мама, я хочу кушать, я танцую, птица летит, буратино, собираем грибы, ягоды.
-Покажите жестами, как здороваются
-Предупредите, что-то делать нельзя
-Как установить тишину
-Покажите, что вы меня поняли
-Покажите, что вам что-то не нравиться.
Как ни выразительны были жесты и мимика человека, в темноте они не были видны, да и во время работы руки заняты-не поговоришь. Как вы думаете, как можно было выйти из этой ситуации?
-Скажите, как люди общались с помощью звуков?(звуки складывались в слова, а слова в предложения). Появилась устная речь.
-Что такое устная речь?( устная речь-это способность человека говорить и слушать, умение человека произносить слова при помощи губ и языка, и рта. Поэтому и название устная речь произошло от слова уста-губы. Давайте покажем, как мы владеем речью:
Дидактическая игра « Пол- слова за вами»
-Встаньте в круг. Я буду стоять в центре с мячом. Внимательно слушайте меня. Я произношу начало слова, бросая мяч кому-нибудь из вас. Тот, кто ловит мяч, должен это слово закончить. Например: ло-шадь, пе - щера, ло-пата, ма-монт, ве-сна, че-ловек, зи-ма, ко-мар, ло-пата, ко-пьё, де-рево.
- Теперь мы знаем, что понадобилось много тысяч лет для того чтобы люди научились говорить.
-Как вы думаете, все ли люди говорят на одном языке?
-На каких языках люди разговаривают в нашей республике?
-А какой язык преобладает? Почему? Правильно потому, что наша республика называется Северная Осетия Алания.
Хочу напомнить вам о том, что не меньше времени потребовалось для того, чтобы люди научились писать и читать.
- Что такое письменная речь?
- Разве не достаточно того, что мы, разговаривая понимаем друг друга?
Да, для беседы и разговора устной речи достаточно, но произнесённое слово быстро исчезает, и след от него остаётся только в памяти того, кто его слышал.
- Скажите, как древние люди передавали свои мысли?(рисунки на скалах и пещерах) Эти рисунки помогали людям общаться друг с другом.
- Мы с вами тоже можем с помощью пиктограммы передать какое- нибудь сообщение « Послание другу»
-Что же мы видим? С этой задачей вы справились по разному, все мнения разные.
- Как вы думаете, можно ли быть уверенным, что рисуночное письмо будет правильно понято всеми?
О таком забавном случае мы с вами посмотрим мультфильм по сказке Киплинга « Как было написано первое письмо»
ИТОГ:
- Кто изобрёл речь?
-Как общались древние люди?
Прошло несколько тысяч лет пока люди научились общаться с помощью рисунка. А позднее люди научились использовать для общения буквы - появился алфавит. Это величайшее изобретение человечества!
Вот видите, ребята как много интересного мы с вами узнали. Далее мы более подробно узнаем, как появилась письменная речь. Хотите узнать это?