НОД "ОРГАНЫ ЧУВСТВ-НАШИ ПОМОЩНИКИ" | Боднарь Любовь Александровна. Работа №209650
Автор: Боднарь Любовь Александровна
ЗАКРЕПИТЬ И РАСШИРИТЬ ЗНАНИЯ ОБ ОРГАНАХ ЧУВСТВ; ИХ РОЛИ ПРИ ВОСПРИЯТИИ ЧЕЛОВЕКОМ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.
Конспект непосредственно-образовательной
деятельности с учетом интеграции образовательных
областей: «Речевое развитие» (развитие речи), «Познавательное развитие» (ОсМП + РПИД)
с детьми 6-го г.ж. на тему: «Наши помощники – органы чувств»
Подготовила:воспитатель Боднарь Л.А.
Севастополь, 2019г.
Цель: закрепление и расширение знаний детей об органах чувств; их роли при восприятии человеком окружающего мира. Создание условий для формирования элементарных представлений ребят о значимости органов чувств для восприятия окружающего мира, приобщая их к ценностям здорового образа жизни.
Виды детской деятельности:игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, восприятие художественной литературы.
Образовательные задачи:–закрепить и расширить знания детей об органах чувств человека (слух, зрение, вкус, обоняние, осязание);
– формировать представление о значении органов чувств в жизнедеятельности человека, условиях их нормального функционирования;
–формировать сознательное отношение к своему здоровью;
– способствовать формированию интереса к познанию своего тела;
– пополнить словарный запас словосочетаниями: «органы слуха», «органы зрения», «орган вкуса», «орган обоняния», «органы осязания».
Развивающие задачи:–развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения, обоняние;
–закрепить умение классифицировать, отгадывать загадки;
– развивать умение отвечать на вопросы полным предложением;
– развивать исследовательские навыки и умения;
– формировать умениеобъяснить полученные результаты.
Воспитательные задачи:– воспитывать бережное и внимательное отношение к органам чувств;
– вызвать желание соблюдать правила гигиены;
– воспитывать умение внимательно слушать взрослых и товарищей.
Методические приёмы: – беседа, рассказ, речевая игра, логические рассуждения, использование художественного слова, отгадывание загадок, самонаблюдение,
экспериментирование, показ, демонстрация, рассматривание иллюстраций, игровые, сюрпризный момент, практические, использование здоровьесберегающих технологий: пальчиковые игры, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз.
Педагогические технологии:личностно-ориентированная, исследовательская, игровые.
Здоровьесберегающие технологии:дыхательная гимнастика,зрительная гимнастика, пальчиковая гимнастика, динамическая пауза.
Демонстрационный материал: цветная таблица с геометрическими фигурами, иллюстрации мозга человека, глаза, носа, языка, кисти руки, уха; коллажи: «Нос», «Глаза», «Уши», «Кожа»; карточкис изображением органов чувств:
язык – орган вкуса, ухо – орган слуха, глаз – орган зрения, кожа (рука) – орган осязания; ширма, бумага, стакан с водой, пустой стакан, колокольчик.
Раздаточный материал:лупы, зеркала, контейнеры из–под киндерсюрпризов,
ватные палочки, чайные ложки, стаканы для воды, мешочки с разными предметами для тактильных ощущений, солёная вода, сладкая вода, кислая вода, лимон, чеснок, апельсин, ватка с духами, семена укропа, мята, д/и «Органы чувств».
Предварительная работа:беседы о здоровом образе жизни, чтение стихов о правилах безопасности органов чувств, чтение рассказа В.Бианки «Чей нос лучше?», рассматривание иллюстраций о строении уха, глаза, языка, рассматривание плаката «Тело человека», рисование и лепка человека, игры: «Угадай на вкус». «Определи по запаху», «Чудесный мешочек», «Что напутал художник?», «Моё настроение», «Что звучит?», «Угадай, чей голосок?», «Доскажи словечко». Заучивание стихов, пословиц, поговорок об органах чувств.
Ходнепосредственно-образовательной деятельности:Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, посмотрите на них. Давайте поприветствуем гостей и друг друга.
Утром солнышко проснулось,
Потянулось, потянулось,
Свои лучики раскрыло,
Всем улыбки подарило.
Оглядело всё вокруг:
Слева друг и справа друг.
День с улыбки начинайте.
Всем здоровья пожелайте.
Здравствуйте!
Добрый день!
Воспитатель:Ребята, мы сегодня с вами, как настоящие учёные, будем продолжать изучатьнаши органы чувств. Предлагаю превратить нашу группу в научные лаборатории Центра здоровья «Познай себя» и немного поэкспериментировать. Присаживайтесь на свои места. Приглашаю вас в первую научную лабораторию. Отгадав загадку, вы узнаете, о каком органечувств будем говорить.
Два братца через дорогу живут,
А друг друга не видят.
Дети: Это – глаза.
Воспитатель: Для чего нужны человеку глаза?(ответы детей)
Воспитатель:Правильно, благодаря глазам мы получаем информацию об окружающем мире. Проверим,что же могут видеть наши глаза?
(Вывешивается плакат с разными по величине, цвету, форме геометрическими фигурами).Посмотрите на плакат на доске. Как назвать одним словом то, что вы видите на плакате?
Дети:Это – геометрические фигуры.
Воспитатель: Сделайте вывод, что могут видеть глаза.
Дети:Глаза видят форму предметов.
Воспитатель:Какого цвета прямоугольник? Круг?
Дети:Прямоугольник красного цвета, а круг – жёлтый.
Воспитатель:Сделайте вывод.
Дети: Глаза видят цвет предметов.
Воспитатель:Сравните по величине зелёный и голубой треугольники.
Дети:Зеленый треугольник большой, а голубой– маленький.
Воспитатель:Какой вывод?
Дети:Глаза видят величину предметов.
Воспитатель: Каролина, подойди ко мне. Ваня, встань у своего стола.
Дети, кто ближе комне стоит?
Дети:Ближе стоит Галя.
Воспитатель:Какой вывод?
Дети:Глаза видят расстояние между предметами.
Воспитатель: Правильно, глаза видят цвет, форму, величину предметов, расстояние между ними. Способность видеть, называется зрением.Глаза – орган зрения. (Дети повторяют).Вывешивается картинка: «Глаза».
Воспитатель:Закройте глаза, нежно ощупайте пальцами через веки. Какой формы глаза?
Дети:Глаза круглые.
Воспитатель:За то, что глаз круглый и плотный, его называют глазным яблоком, но яблоко это очень нежное и ранимое. Сама природа позаботилась о безопасности глаз: они находятся в специальных домиках – глазницах в черепе. Снаружи они защищены веками и ресницами. Возьмите зеркало в руки, рассмотрим наши глаза. Глазное яблоко – белое, маленький цветной кружок в середине – это радужная оболочка Она бывает разная: серая, черная, коричневая, зелёная, синяя, голубая. У тебя, Поля, она какого цвета?
Ребенок:Она голубая.
Воспитатель:Значит, ты – голубоглазая. Повтори.(Ребёнок повторяет).А у тебя, Тимоша, какого цвета радужная оболочка?
Ребенок:Она – коричневая.
Воспитатель:Значит, ты – кареглазый. Повтори.
В центре радужной оболочки вы видитечерную точку. На самом деле это не точка, а отверстие – зрачок. Через него лучи света попадают внутрь глаза и мы видим то, на что смотрим. А управляет всем этим наш самый главный командир.
Воспитатель:Кто наш главный командир?
Дети:Это – головной мозг.
Воспитатель: Положите зеркала.Глаза – один из ценнейших органов чувств, их надо беречь. Расскажите о правилах по охране зрения.
Дети:Нельзя долго смотреть телевизор и играть на компьютере.
Нельзя тереть глаза грязными руками.
Нельзя читать книги лёжа. Нельзя читать в темноте.
Нельзя бросаться песком. Нельзя детям брать острые предметы.
Нельзя читать в транспорте. Нельзя брать опасные жидкости.
Нельзя смотреть на яркий свет. Нельзя близко сидеть у телевизора.
Надо читать при хорошем освещении. Надо есть продукты с витаминами.
Воспитатель:Молодцы. Чтобы ваши глазки хорошо видели, необходимо делать гимнастику для глаз. Встаньте.
Раз – налево, два– направо.
Вниз на три, четыре вверх.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы было видно всех.
На меня скорей взгляните,
Левым глазом подмигните.
Закрывайте, открывайте
И немного помигайте.
Воспитатель:Садитесь на места. Приглашаю вас в следующую лабораторию.
Отгадайте загадку: Оля слушает в лесу,
Как кричит кукушка.
А для этого нужно
Нашей Оле….(ушко).
Воспитатель:Для чего человеку нужны уши?(ответы детей)
Воспитатель:Проверим, хорошо ли слышат ваши уши.
(За ширмой звоню в колокольчик, рву бумагу, переливаю воду из стакана в стакан).(Ответы детей).Воспитатель:Ухо – орган слуха.(Вывешивается картинка уха).
Посмотрите на рисунок уха. Снаружи видно ушную раковину, она улавливает и усиливает звук. Внутрь уха ведёт слуховой проход – отверстие в ушной раковине. Он идёт оченьглубоко внутрь головы, чтобы никто не мог туда добраться. В конце ушного прохода находится очень тоненькая плёночка, барабанная перепонка.
(Повторяем вместе). Звук, попадая в ухо, ударяется о перепонку, она дрожит, колеблется. Колебания передаются дальшевнутрь уха, который сложно устроен.
Через слуховой нерв все сигналы – звуки передаются в мозг, а он помогает различать все звуки. Вот какой сложный орган – ухо. Ухо – очень нежный орган. Он не любит,когда в него попадает вода, дует холодный ветер. За ушами надо следить и беречь. Расскажите, как надо беречь уши?
Дети: Нельзя засовывать в уши острые предметы.
Нельзя лазить в уши грязными руками
Нельзя слушать громкую музыку, кричать на ухо.
В холодную погоду надо надевать шапку.
Надо мыть уши каждый день.
Воспитатель:Чтобы уши хорошо слышали, мы сделаем массаж ушных раковин. Встаньте. Мы ладошки разотрём,
Смело ушки мы возьмём
Сверху вниз мы их пощиплем,
Снизу вверх мы их пощиплем,
Пальчиками разотрём.
А теперь согнём и бросим.
Воспитатель: Посетим третью лабораторию. Отгадайте загадку:
Вот гора, а у горы – две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит.(Нос)
Дети:Это нос.
Воспитатель:Для чего нужен нос?
Дети:Нос нужен, чтобы дышать.
Воспитатель:Проверим.Зажмите нос руками, рот тоже закрыт. Уберите пальцы от носа. Что вам сразу захотелось сделать?
Дети:Захотелось вдохнуть воздух.
Воспитатель:Человек не может долго обходиться без воздуха. Почему надо дышать носом, а не ртом?(ответы детей)
Воспитатель:Правильно, в носу воздух согревается, а волоски в носу очищают его от пыли и микробов. А для чего ещё нужен нос?
Дети:Нос нужен, чтобы чувствовать запахи.
Воспитатель:Проверим. Возьмите контейнер из-под киндер сюрприза и понюхайте. Что в нём лежит?(ответы детей)
Воспитатель:Кто помог вам определить запах?
Дети:Помог нос.
Воспитатель:Нос – это целая химическая лаборатория. Чувствовать разные запахи называется обонянием.Нос – орган обоняния. (дети повторяют)
Воспитатель:Может ли нос предупредить об опасности?(ответы детей)
Воспитатель: Правильно. Дым при пожаре, утечка газа, испорченные продукты помогает почувствовать нос.
(Появляется Буратино, он чихает на окружающих, вытирается рукавом).Воспитатель:Буратино, что с тобой случилось?
Буратино: Апчхи! Я заболел и мой красивый нос испортился.
(Опять чихает на окружающих).
Воспитатель:Ребята, Буратино заболел и не знает как вести себя при насморке.
Давайте ему расскажем об этом.
Дети:При насморке нельзя чихать на людей, надо чихать в салфетку или прикрывать нос руками. Надо промыть нос водой, попросить взрослых закапать лекарство, которое выписал врач.
Воспитатель:Вот тебе, Буратино, салфетка и выполняй наши советы.
Ребята, а что надо делать, чтобы не заболеть, как Буратино, чтобы нос был здоров?
Дети: Надо делать зарядку, заниматься спортом, закаляться, гулять на свежем воздухе, есть полезные продукты, употреблять витамины, одеваться по погоде.
Воспитатель: А ещё, Буратино, мы сейчас сделаем полезную для носика дыхательную гимнастику: «Задувание свечи»
(«Нужно глубоко вздохнуть, чтобы свечку нам задуть». И. п. – встать прямо, ноги на ширине плеч. 1 – сделать свободный вдох и задержать. 2 – сложить губы трубочкой и сделать 3 глубоких выдоха, сказать: «Фу-уу»). Сделать 2 раза.
« Ёжик» (« Ёжик добрый, не колючий, посмотри вокруг получше». И. п.– основная стойка. 1– поворот головы вправо – короткий шумный вдох носом.
2 – поворот головы влево – выдох через полуоткрытый рот).Сделать 2 раза.
Воспитатель:А ещё, Буратино, очень опасно для носика, когда дети делают глупости: засовывают в него посторонние предметы, грязные пальцы и ковыряются в носу.
Буратино:Спасибо вам, ребята, я буду выполнять все ваши советы.
Воспитатель:Буратино, оставайся с нами, Узнаешь много нового для себя.
Воспитатель:Ребята, давайте немного отдохнём.
Физминутка
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – на стульчики всем сесть.
Воспитатель:Посетим четвертую лабораторию. Отгадайте загадку:
Если б не было его,
Не сказал бы ничего (язык)
Воспитатель:Длячего нам нужен язык?(ответы детей)
Воспитатель:Правильно, язык помогает нам говорить.
Чтобы он правильно произносил звуки и слова, сделаем гимнастику для языка.Артикуляционные упражнения:«Грибок», «Лошадка», «Вкусное варенье».
Воспитатель:Проверим,для чего ещё нам нужен язык. Возьмите ложечку и попробуйте воду из стакана №1. Какая она на вкус?(сладкая)Возьмите ложку, попробуйте воду из стакана №2. Какая она на вкус?(безвкусная)Возьмите ложку, попробуйте воду из стакана №3. Какая она на вкус?(соленая)Возьмите в рот ватную палочку. Какая она на вкус? (кислая)Сделайте вывод: для чего нужен язык?(ответы детей)
Воспитатель: Язык – орган вкуса.(дети повторяют)Выставляется картинка.
Вкусовые сосочки на нашем языке определяют сладкий, кислый,солёный, горький вкус пищи. Язык надо беречь: нельзя брать в рот неизвестные вам жидкости, есть очень горячую пищу.
Воспитатель:В последней лаборатории мы поговорим ещё об одном органе чувств.
Загадка: В этой одежде я родился,
В этой одежде я в ванне мылся.
Эту одежду снять невозможно,
Эта одежда называется …(кожа).
Воспитатель:Кожа – самый большой и важный орган чувств, покрывает всё наше тело, природная одежда. Для чего нам нужна кожа?(ответыдетей)
Воспитатель:Правильно, поэтому кожу надо беречь от порезов и ссадин.
Объясните, как вы будете её беречь? В этом вам поможет коллаж.(Вывешивается коллаж: «Кожа»)
Дети:Нельзя брать острые предметы в руки.
Копать песок лопатками, а не руками.
Зимой одевать тёплую одежду, рукавицы.
Нельзя долго загорать на пляже.
Нельзя трогать незнакомых животных. Надо чаще мыться и пользоваться только своим полотенцем.
Воспитатель:Кожа – это наши вторые глаза. Проверим, почему её так называют?
Поиграем в игру: «Угадай на ощупь». Просуньте руку в мешочек, не открывая его.
Воспитатель:Что там лежит?(ответы детей)Теперь поменяйтесь мешочками, загляните в них и проверьте друг друга. Положите мешочки на место.
Воспитатель:Подойди ко мне, Каролина, скажи, что лежит у меня в пакете? Ребенок:Там лёд.
Воспитатель:Правильно.(показываю)Кожа очень чувствительная, особенно на руках. Не видя предмет, ваша кожа помогла вам узнать предмет, рассказать о нем: холодный, мягкий, сухой, мокрый, твёрдый, шершавый, гладкий. За это кожу называютвторыми глазами.Чувствовать кожей предметы, их качество называется осязанием.Кожа – орган осязания. (дети повторяют)
Воспитатель:Сколько же всего органов чувств? Давайте повторим.
Воспитатель:Почему мы их называем помощниками? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, они нам помогают познавать окружающий мир. Вот ещё для вас игра, вам понравится она.(Проводится игра: « Доскажи словечко»)
Видеть папу, видеть маму, видеть небо и леса помогают нам…(глаза).
Запах хлеба, запах мёда, запах лука, запах роз различать поможет…(нос).
Есть у зайца на макушке, у тебя в твоей подушке, бывают слушки, непослушки.
Что же это? Наши… (ушки).
Чтоб попробовать компот, есть у человека ….(рот).
Мягкое и твёрдое, острое – тупое, горячее – холодное, мокрое – сухое,
Разобраться в этом сложно, нам поможет наша …(кожа).
Воспитатель:Ребята, о чём мы сегодня с вами говорили? Вам понравилось занятие?
Что вамбольше всего понравилось? Мне тоже очень понравилось как вы сегодня
работали. Я вас хочу угостить конфетами. Пусть ваши язычки определят их вкус.