Статья НОД "ОРГАНЫ ЧУВСТВ-НАШИ ПОМОЩНИКИ". Автор: Боднарь Любовь Александровна

Автор: Боднарь Любовь Александровна
ЗАКРЕПИТЬ И РАСШИРИТЬ ЗНАНИЯ ОБ ОРГАНАХ ЧУВСТВ; ИХ РОЛИ ПРИ ВОСПРИЯТИИ ЧЕЛОВЕКОМ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.


Автор: Боднарь Любовь Александровна
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №107»

Конспект непосредственно-образовательной

деятельности с учетом интеграции образовательных

областей: «Речевое развитие» (развитие речи), «Познавательное развитие» (ОсМП + РПИД)

с детьми 6-го г.ж. на тему: «Наши помощники – органы чувств»

Подготовила:воспитатель Боднарь Л.А.

Севастополь, 2019г.

Цель: закрепление и расширение знаний детей об органах чувств; их роли при восприятии человеком окружающего мира. Создание условий для формирования элементарных представлений ребят о значимости органов чувств для восприятия окружающего мира, приобщая их к ценностям здорового образа жизни.

Виды детской деятельности:игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, восприятие художественной литературы.

Образовательные задачи:

закрепить и расширить знания детей об органах чувств человека (слух, зрение, вкус, обоняние, осязание);

– формировать представление о значении органов чувств в жизнедеятельности человека, условиях их нормального функционирования;

формировать сознательное отношение к своему здоровью;

– способствовать формированию интереса к познанию своего тела;

– пополнить словарный запас словосочетаниями: «органы слуха», «органы зрения», «орган вкуса», «орган обоняния», «органы осязания».

Развивающие задачи:

развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения, обоняние;

закрепить умение классифицировать, отгадывать загадки;

– развивать умение отвечать на вопросы полным предложением;

– развивать исследовательские навыки и умения;

– формировать умениеобъяснить полученные результаты.

Воспитательные задачи:

– воспитывать бережное и внимательное отношение к органам чувств;

– вызвать желание соблюдать правила гигиены;

– воспитывать умение внимательно слушать взрослых и товарищей.

Методические приёмы: – беседа, рассказ, речевая игра, логические рассуждения, использование художественного слова, отгадывание загадок, самонаблюдение,

экспериментирование, показ, демонстрация, рассматривание иллюстраций, игровые, сюрпризный момент, практические, использование здоровьесберегающих технологий: пальчиковые игры, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз.

Педагогические технологии:личностно-ориентированная, исследовательская, игровые.

Здоровьесберегающие технологии:дыхательная гимнастика,зрительная гимнастика, пальчиковая гимнастика, динамическая пауза.

Демонстрационный материал: цветная таблица с геометрическими фигурами, иллюстрации мозга человека, глаза, носа, языка, кисти руки, уха; коллажи: «Нос», «Глаза», «Уши», «Кожа»; карточкис изображением органов чувств:

язык – орган вкуса, ухо – орган слуха, глаз – орган зрения, кожа (рука) – орган осязания; ширма, бумага, стакан с водой, пустой стакан, колокольчик.

Раздаточный материал:лупы, зеркала, контейнеры из–под киндерсюрпризов,

ватные палочки, чайные ложки, стаканы для воды, мешочки с разными предметами для тактильных ощущений, солёная вода, сладкая вода, кислая вода, лимон, чеснок, апельсин, ватка с духами, семена укропа, мята, д/и «Органы чувств».

Предварительная работа:беседы о здоровом образе жизни, чтение стихов о правилах безопасности органов чувств, чтение рассказа В.Бианки «Чей нос лучше?», рассматривание иллюстраций о строении уха, глаза, языка, рассматривание плаката «Тело человека», рисование и лепка человека, игры: «Угадай на вкус». «Определи по запаху», «Чудесный мешочек», «Что напутал художник?», «Моё настроение», «Что звучит?», «Угадай, чей голосок?», «Доскажи словечко». Заучивание стихов, пословиц, поговорок об органах чувств.

Ходнепосредственно-образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, посмотрите на них. Давайте поприветствуем гостей и друг друга.

Утром солнышко проснулось,

Потянулось, потянулось,

Свои лучики раскрыло,

Всем улыбки подарило.

Оглядело всё вокруг:

Слева друг и справа друг.

День с улыбки начинайте.

Всем здоровья пожелайте.

Здравствуйте!

Добрый день!

Воспитатель:Ребята, мы сегодня с вами, как настоящие учёные, будем продолжать изучатьнаши органы чувств. Предлагаю превратить нашу группу в научные лаборатории Центра здоровья «Познай себя» и немного поэкспериментировать. Присаживайтесь на свои места. Приглашаю вас в первую научную лабораторию. Отгадав загадку, вы узнаете, о каком органечувств будем говорить.

Два братца через дорогу живут,

А друг друга не видят.

Дети: Это – глаза.

Воспитатель: Для чего нужны человеку глаза?(ответы детей)

Воспитатель:Правильно, благодаря глазам мы получаем информацию об окружающем мире. Проверим,что же могут видеть наши глаза?

(Вывешивается плакат с разными по величине, цвету, форме геометрическими фигурами).Посмотрите на плакат на доске. Как назвать одним словом то, что вы видите на плакате?

Дети:Это – геометрические фигуры.

Воспитатель: Сделайте вывод, что могут видеть глаза.

Дети:Глаза видят форму предметов.

Воспитатель:Какого цвета прямоугольник? Круг?

Дети:Прямоугольник красного цвета, а круг – жёлтый.

Воспитатель:Сделайте вывод.

Дети: Глаза видят цвет предметов.

Воспитатель:Сравните по величине зелёный и голубой треугольники.

Дети:Зеленый треугольник большой, а голубой– маленький.

Воспитатель:Какой вывод?

Дети:Глаза видят величину предметов.

Воспитатель: Каролина, подойди ко мне. Ваня, встань у своего стола.

Дети, кто ближе комне стоит?

Дети:Ближе стоит Галя.

Воспитатель:Какой вывод?

Дети:Глаза видят расстояние между предметами.

Воспитатель: Правильно, глаза видят цвет, форму, величину предметов, расстояние между ними. Способность видеть, называется зрением.Глаза – орган зрения. (Дети повторяют).Вывешивается картинка: «Глаза».

Воспитатель:Закройте глаза, нежно ощупайте пальцами через веки. Какой формы глаза?
Дети:Глаза круглые.

Воспитатель:За то, что глаз круглый и плотный, его называют глазным яблоком, но яблоко это очень нежное и ранимое. Сама природа позаботилась о безопасности глаз: они находятся в специальных домиках – глазницах в черепе. Снаружи они защищены веками и ресницами. Возьмите зеркало в руки, рассмотрим наши глаза. Глазное яблоко – белое, маленький цветной кружок в середине – это радужная оболочка Она бывает разная: серая, черная, коричневая, зелёная, синяя, голубая. У тебя, Поля, она какого цвета?

Ребенок:Она голубая.

Воспитатель:Значит, ты – голубоглазая. Повтори.(Ребёнок повторяет).А у тебя, Тимоша, какого цвета радужная оболочка?

Ребенок:Она – коричневая.

Воспитатель:Значит, ты – кареглазый. Повтори.

В центре радужной оболочки вы видитечерную точку. На самом деле это не точка, а отверстие – зрачок. Через него лучи света попадают внутрь глаза и мы видим то, на что смотрим. А управляет всем этим наш самый главный командир.

Воспитатель:Кто наш главный командир?

Дети:Это – головной мозг.

Воспитатель: Положите зеркала.Глаза – один из ценнейших органов чувств, их надо беречь. Расскажите о правилах по охране зрения.

Дети:Нельзя долго смотреть телевизор и играть на компьютере.

Нельзя тереть глаза грязными руками.

Нельзя читать книги лёжа. Нельзя читать в темноте.

Нельзя бросаться песком. Нельзя детям брать острые предметы.

Нельзя читать в транспорте. Нельзя брать опасные жидкости.

Нельзя смотреть на яркий свет. Нельзя близко сидеть у телевизора.

Надо читать при хорошем освещении. Надо есть продукты с витаминами.

Воспитатель:Молодцы. Чтобы ваши глазки хорошо видели, необходимо делать гимнастику для глаз. Встаньте.

Раз – налево, два– направо.

Вниз на три, четыре вверх.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы было видно всех.

На меня скорей взгляните,

Левым глазом подмигните.

Закрывайте, открывайте

И немного помигайте.

Воспитатель:Садитесь на места. Приглашаю вас в следующую лабораторию.

Отгадайте загадку: Оля слушает в лесу,

Как кричит кукушка.

А для этого нужно

Нашей Оле….(ушко).

Воспитатель:Для чего человеку нужны уши?(ответы детей)

Воспитатель:Проверим, хорошо ли слышат ваши уши.

(За ширмой звоню в колокольчик, рву бумагу, переливаю воду из стакана в стакан).(Ответы детей).

Воспитатель:Ухо – орган слуха.(Вывешивается картинка уха).

Посмотрите на рисунок уха. Снаружи видно ушную раковину, она улавливает и усиливает звук. Внутрь уха ведёт слуховой проход – отверстие в ушной раковине. Он идёт оченьглубоко внутрь головы, чтобы никто не мог туда добраться. В конце ушного прохода находится очень тоненькая плёночка, барабанная перепонка.

(Повторяем вместе). Звук, попадая в ухо, ударяется о перепонку, она дрожит, колеблется. Колебания передаются дальшевнутрь уха, который сложно устроен.

Через слуховой нерв все сигналы – звуки передаются в мозг, а он помогает различать все звуки. Вот какой сложный орган – ухо. Ухо – очень нежный орган. Он не любит,когда в него попадает вода, дует холодный ветер. За ушами надо следить и беречь. Расскажите, как надо беречь уши?

Дети: Нельзя засовывать в уши острые предметы.

Нельзя лазить в уши грязными руками

Нельзя слушать громкую музыку, кричать на ухо.

В холодную погоду надо надевать шапку.

Надо мыть уши каждый день.

Воспитатель:Чтобы уши хорошо слышали, мы сделаем массаж ушных раковин. Встаньте. Мы ладошки разотрём,

Смело ушки мы возьмём

Сверху вниз мы их пощиплем,

Снизу вверх мы их пощиплем,

Пальчиками разотрём.

А теперь согнём и бросим.

Воспитатель: Посетим третью лабораторию. Отгадайте загадку:

Вот гора, а у горы – две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит,

То заходит, то выходит.(Нос)

Дети:Это нос.

Воспитатель:Для чего нужен нос?

Дети:Нос нужен, чтобы дышать.

Воспитатель:Проверим.Зажмите нос руками, рот тоже закрыт. Уберите пальцы от носа. Что вам сразу захотелось сделать?

Дети:Захотелось вдохнуть воздух.

Воспитатель:Человек не может долго обходиться без воздуха. Почему надо дышать носом, а не ртом?(ответы детей)

Воспитатель:Правильно, в носу воздух согревается, а волоски в носу очищают его от пыли и микробов. А для чего ещё нужен нос?

Дети:Нос нужен, чтобы чувствовать запахи.

Воспитатель:Проверим. Возьмите контейнер из-под киндер сюрприза и понюхайте. Что в нём лежит?(ответы детей)

Воспитатель:Кто помог вам определить запах?

Дети:Помог нос.

Воспитатель:Нос – это целая химическая лаборатория. Чувствовать разные запахи называется обонянием.Нос – орган обоняния. (дети повторяют)

Воспитатель:Может ли нос предупредить об опасности?(ответы детей)

Воспитатель: Правильно. Дым при пожаре, утечка газа, испорченные продукты помогает почувствовать нос.

(Появляется Буратино, он чихает на окружающих, вытирается рукавом).

Воспитатель:Буратино, что с тобой случилось?

Буратино: Апчхи! Я заболел и мой красивый нос испортился.

(Опять чихает на окружающих).

Воспитатель:Ребята, Буратино заболел и не знает как вести себя при насморке.
Давайте ему расскажем об этом.

Дети:При насморке нельзя чихать на людей, надо чихать в салфетку или прикрывать нос руками. Надо промыть нос водой, попросить взрослых закапать лекарство, которое выписал врач.

Воспитатель:Вот тебе, Буратино, салфетка и выполняй наши советы.

Ребята, а что надо делать, чтобы не заболеть, как Буратино, чтобы нос был здоров?

Дети: Надо делать зарядку, заниматься спортом, закаляться, гулять на свежем воздухе, есть полезные продукты, употреблять витамины, одеваться по погоде.

Воспитатель: А ещё, Буратино, мы сейчас сделаем полезную для носика дыхательную гимнастику: «Задувание свечи»

(«Нужно глубоко вздохнуть, чтобы свечку нам задуть». И. п. – встать прямо, ноги на ширине плеч. 1 – сделать свободный вдох и задержать. 2 – сложить губы трубочкой и сделать 3 глубоких выдоха, сказать: «Фу-уу»). Сделать 2 раза.

« Ёжик» (« Ёжик добрый, не колючий, посмотри вокруг получше». И. п.– основная стойка. 1– поворот головы вправо – короткий шумный вдох носом.

2 – поворот головы влево – выдох через полуоткрытый рот).Сделать 2 раза.

Воспитатель:А ещё, Буратино, очень опасно для носика, когда дети делают глупости: засовывают в него посторонние предметы, грязные пальцы и ковыряются в носу.

Буратино:Спасибо вам, ребята, я буду выполнять все ваши советы.

Воспитатель:Буратино, оставайся с нами, Узнаешь много нового для себя.

Воспитатель:Ребята, давайте немного отдохнём.

Физминутка

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – на стульчики всем сесть.

Воспитатель:Посетим четвертую лабораторию. Отгадайте загадку:

Если б не было его,

Не сказал бы ничего (язык)

Воспитатель:Длячего нам нужен язык?(ответы детей)

Воспитатель:Правильно, язык помогает нам говорить.

Чтобы он правильно произносил звуки и слова, сделаем гимнастику для языка.Артикуляционные упражнения:«Грибок», «Лошадка», «Вкусное варенье».
Воспитатель:Проверим,для чего ещё нам нужен язык. Возьмите ложечку и попробуйте воду из стакана №1. Какая она на вкус?(сладкая)Возьмите ложку, попробуйте воду из стакана №2. Какая она на вкус?(безвкусная)Возьмите ложку, попробуйте воду из стакана №3. Какая она на вкус?оленая)Возьмите в рот ватную палочку. Какая она на вкус? (кислая)Сделайте вывод: для чего нужен язык?(ответы детей)

Воспитатель: Язык – орган вкуса.(дети повторяют)Выставляется картинка.

Вкусовые сосочки на нашем языке определяют сладкий, кислый,солёный, горький вкус пищи. Язык надо беречь: нельзя брать в рот неизвестные вам жидкости, есть очень горячую пищу.

Воспитатель:В последней лаборатории мы поговорим ещё об одном органе чувств.

Загадка: В этой одежде я родился,

В этой одежде я в ванне мылся.

Эту одежду снять невозможно,

Эта одежда называется …(кожа).

Воспитатель:Кожа – самый большой и важный орган чувств, покрывает всё наше тело, природная одежда. Для чего нам нужна кожа?(ответыдетей)

Воспитатель:Правильно, поэтому кожу надо беречь от порезов и ссадин.

Объясните, как вы будете её беречь? В этом вам поможет коллаж.(Вывешивается коллаж: «Кожа»)

Дети:Нельзя брать острые предметы в руки.

Копать песок лопатками, а не руками.

Зимой одевать тёплую одежду, рукавицы.

Нельзя долго загорать на пляже.

Нельзя трогать незнакомых животных. Надо чаще мыться и пользоваться только своим полотенцем.

Воспитатель:Кожа – это наши вторые глаза. Проверим, почему её так называют?

Поиграем в игру: «Угадай на ощупь». Просуньте руку в мешочек, не открывая его.

Воспитатель:Что там лежит?(ответы детей)Теперь поменяйтесь мешочками, загляните в них и проверьте друг друга. Положите мешочки на место.

Воспитатель:Подойди ко мне, Каролина, скажи, что лежит у меня в пакете? Ребенок:Там лёд.

Воспитатель:Правильно.(показываю)Кожа очень чувствительная, особенно на руках. Не видя предмет, ваша кожа помогла вам узнать предмет, рассказать о нем: холодный, мягкий, сухой, мокрый, твёрдый, шершавый, гладкий. За это кожу называютвторыми глазами.Чувствовать кожей предметы, их качество называется осязанием.Кожа – орган осязания. (дети повторяют)

Воспитатель:Сколько же всего органов чувств? Давайте повторим.

Воспитатель:Почему мы их называем помощниками? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, они нам помогают познавать окружающий мир. Вот ещё для вас игра, вам понравится она.(Проводится игра: « Доскажи словечко»)

Видеть папу, видеть маму, видеть небо и леса помогают нам…(глаза).

Запах хлеба, запах мёда, запах лука, запах роз различать поможет…(нос).

Есть у зайца на макушке, у тебя в твоей подушке, бывают слушки, непослушки.

Что же это? Наши… (ушки).

Чтоб попробовать компот, есть у человека ….(рот).

Мягкое и твёрдое, острое – тупое, горячее – холодное, мокрое – сухое,

Разобраться в этом сложно, нам поможет наша …(кожа).

Воспитатель:Ребята, о чём мы сегодня с вами говорили? Вам понравилось занятие?

Что вамбольше всего понравилось? Мне тоже очень понравилось как вы сегодня

работали. Я вас хочу угостить конфетами. Пусть ваши язычки определят их вкус.

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x