НОД по патриотическому воспитанию в средней "Путешествие на Байкал".

Автор: Бутытова Алена Батуевна

Программное содержание: Продолжать знакомить детей  с родном краем, с его достопримечательностью озером Байкал, с его легендами. Учить устанавливать причинно следственные связи между окружающим миром и человеком, формировать представления детей о  том, что человек часть природы и что он должен беречь и защищать её. Развивать логическое мышление, речь детей через пояснение и обоснование своего ответа, эстетическое восприятие, воображение, умение работать сообща, оказывать друг другу помощь. Воспитывать любовь к своей  Родине, к своему  краю. Формировать трепетное отношение и гордость за свою малую Родину. Воспитывать умение работать в группе.

Ход НОД:

Дети под музыку "Тонтон нютаг" заходят в группу, здороваются с гостями.

Воспитатель: показывает на слайде детям карту России, спрашивает: Что это? (Ответы детей)

Воспитатель: На карте мира не найдешь

Тот дом, в котором ты живёшь

И даже улицы родной ты не найдёшь на карте той.

Но мы всегда на ней найдём

Свою страну — наш общий дом

Воспитатель: Мы живём в огромной, замечательной стране. Как наша страна называется?  (Россия).  

Воспитатель: Россия – большая страна. И в ней находится наша замечательная Республика, как она называется? (Бурятия)

Воспитатель: Сегодня мы продолжим разговор о нашем родном  крае и отправимся в путешествие.  А куда?  Сейчас мы узнаем, в этом нам поможет карта Бурятии. Воспитатель бросает на карту магнитик с флажком. (На Байкал).

Воспитатель: Байкал – это что?(озеро). Какую форму он напоминает (полу месяца).

Воспитатель: «Байкал – уникальное явление нашей планеты, чудо природы во всех отношениях, послушайте песню «Славное море, священный Байкал».

Воспитатель: Ребята, а вам хотелось бы сейчас попасть на Байкал, полюбоваться его красотой? (Да!)

Воспитатель: А какое сейчас время года? (Весна).

Воспитатель: А как вы думаете какой сейчас Байкал? (Весенний, на Байкале еще не растаял лед).

Воспитатель: А как вы думаете какой Байкал летом? (Ответы детей).

Воспитатель: А на какой Байкал вам бы хотелось отправиться на летний или весенний, и почему? (Ответы детей).

Воспитатель: Давайте мы с вами отправимся на Байкал, а на какой вы сейчас сами узнаете. Подойдите все ко мне, станьте в круг, сейчас я позову волшебные ветра Байкала и они помогут нам попасть прямо к озеру. (Звучит музыка). Южный ветер-Култук, Северный ветер- Верховик, восточный ветер-Баргузин, южный ветер- Шелонник, самый сильный ветер Байкала - Сарма.

Воспитатель: (Слайд или видеоролик Байкал, на полу голубая ткань изображающая озеро) Вот мы с вами и на Байкале.

Светит  яркое солнце, дует легкий теплый ветерок.   Озеро  тихое и спокойное, слышен лишь крик чаек, да плеск волн. Вдруг солнце спряталось за тучи. Прилетел   холодный ветер со своей сумасшедшей силой. Грозен стал Байкал. Ветер все сильнее,  волны все выше, одна накатывается на другую……… И вот опять солнышко выглянуло из-за туч.     Ветер успокаивается. Волны все меньше, все спокойней…Бежит совсем неслышно хрустально чистая волна.

Воспитатель: На какой мы с вами Байкал попали? (Летний)

Воспитатель: (Вопросы по слайдам)Что вы видите?(Ответы детей)

Воспитатель: Байкал – это очень большое озеро.  Оно такое большое, что его сравнивают с морем. Ребята, а в море вода какая? (Ответы детей).

Да, в море вода солёная, а в Байкале пресная, т.е. не солёная, что её можно пить. Почему воду Байкала можно пить?(чистая, прозрачная).

Воспитатель: Её чистят губки-фильтры которые обитает в озере (Слайд губки).

Воспитатель: Издавна люди с любовью относились к Байкалу и писали про него стихи легенды, сказки. И вот послушайте одну легенду-сказку про Байкал.

(Прослушивание легенды об Ангаре)

Воспитатель: Ребята как звали единственную дочь Байкала? (Ангара).

Воспитатель: (Слайд река Ангара) Посмотрите ребята это река Ангара, она единственная из рек которая вытекает из озера Байкал.

Воспитатель: За кого хотел выдать замуж отец Байкал свою дочь Ангару? (За Иркута). А за кем убежала Ангара.(За Енисеем)  

Воспитатель: (Слайд река Енисей) Посмотрите это река Енисей, в которую втекает река Ангара. Это место называется Усть-Тунгуска.

Воспитатель:  А что бросил разозленный Байкал вслед убегающей дочери? (Кусок утеса).

Воспитатель: (Слайд Шаманский камень). Посмотрите, вот тот кусок утеса Шаманский камень. Если его сдвинуть с места, то Байкал выпрыгнет из берегов и настигнет свою дочь, затопив все на пути своими водами.

Воспитатель: (Слайды Воды Байкала) Посмотрите как здесь красиво! Что вы видите? (Ответы детей).

Воспитатель: Подумайте и скажите мне, а что нужно делать или не делать, что бы сохранить Байкал, что бы вода в ней оставалась такой же чистой? (Ответы детей).

Дидактическая игра « Да – нет»

Воспитатель: Подумайте, и разберите  картинки  на две группы, что загрязняет озеро, а что, не засоряет, не загрязняет. (Бумага. Камни. Целлофан. Водоросли. Бутылки. Песок. Консервные банки. Рыбы. Бензин, автомобильное масло. Дождь. Заводы. Снег)

Воспитатель: Я думаю вы хорошо все запомнили чего нельзя делать и что нужно знать для сохранения природной красоты.

Воспитатель: А наше время истекло в пребывании на Байкале и нам пора возвращаться. Сейчас давайте закроем глаза, глубоко вдохнем и  сильно, сильно подуем. И нас самый сильный ветер Байкала Сарма перенесет обратно в детский сад.

Воспитатель: А сейчас давайте на память  об озере Байкал соберем из пазлов картины, и расскажем, что на собранных ваших картинах изображено. Для этого нам нужно разделится на две команды и посмотрим чья команда быстрее справиться.

(Рассказывание  по собранным пазлам (Весенний Байкал и Летний Байкал))

Воспитатель: Где мы ребята сегодня путешествовали? Что вы нового узнали? Что вам понравилось?

 

 Воспитатель: Вы ребята, не  когда не забывайте, что природа  нуждается в нашей заботе и защите. И мы должны беречь красоту озера Байкал и гордится им.

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x