Статья Новые требования при организации непосредственной образовательной деятельности в разновозрастной группе. Автор: Кашуба Елена Николаевна

Автор: Кашуба Елена Николаевна
В данной статье освещён опыт работы по организации воспитательно-оразовательного процесса в условия разновозрастной группы, выделяются педагогические условия, обеспечивающие эффективность реализации образовательной деятельности.


Автор: Кашуба Елена Николаевна
Новые требования при организации непосредственной образовательной деятельности в разновозрастной группе.
Н.А. Безель,
старший воспитатель,
Е.Н. Кашуба,
воспитатель;
муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского района – детский сад комбинированного вида Сказка;
Новосибирская область, город Куйбышев.
Важной задачей дошкольного образования является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
На протяжении нескольких лет в ДОУ Сказка функционирует разновозрастная группа краткосрочного пребывания (от 6 месяцев до 1,5 лет), воспитанниками которой являются дети с первичной туберкулёзной интоксикацией, имеющие II и III группы здоровья. Большая часть детей группы из социально неблагополучных семей.
Организация образовательного процесса в разновозрастной группе имеет свои особенности и сложности и требует от педагога знания программ всех возрастных групп; умения сопоставлять программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей; способности правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу в целом; обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями.
Практика работы в разновозрастной группе показала необходимость соблюдения ряда правил (традиций):
- Режимные процессы начинаются с младшими детьми, постепенно подключая более старших (в другом порядке происходит лишь подъем детей после дневного сна).
- Как правило, общие развивающие и воспитательные задачи решаются на фронтальных занятиях, а обучающие – с подгруппой детей одного либо приближенных возрастов (младший-средний, старший-подготовительный).
- В организации НОД преобладают интегрированные и комплексные занятия с целью сохранения установленного времени на самостоятельную деятельность и прогулку, что соответствует требованиям СанПин.
- Наполнение РППС игровым и развивающим оборудованием организуется с учетом наличия общих элементов для детей всех возрастов, что позволяет объединить воспитанников при выполнении определенных заданий в разных видах деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, НОД и др.).
- Организация младшим воспитателем воспитательной и развивающей деятельности группы детей незадействованной воспитателем в НОД.
- Опосредованное воздействие педагога через старших дошкольников на младших оказывается эффективнее, чем прямое влияние взрослого.
Выполнение этих правил является непременным условием безопасности, комфортности, учета возрастных особенностей детей разновозрастной группы
Внедрение ФГОС ДО требует от педагогов пересмотра традиционных технологий, которые не являются эффективными в достижении цели социальной успешности дошкольников, и провоцирует к поиску такого подхода к организации детской деятельности, который позволит, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом не догадывались.Одним из средств, способствующих этому, является непосредственно образовательная деятельность (далее - НОД), которая реализуется черезорганизацию различных видов детской деятельностиили их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы,выбор которых осуществляется педагогом самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы.
НОД интегрированного характера способствует формированию целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной. Переход от одного вида деятельности к другому позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный процесс, способствует формированию коллективных взаимоотношений. При этом предлагаемый материал обязательно должен быть интересным и нужным для ребенка, а осмысление им предполагаемой деятельности является главным залогом развивающего эффекта.
Этапы НОД в разновозрастной группе:
Первый этап – мотивационный - предполагает организацию детей, переключение внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность.
Успешность НОД зависит от того, какими мотивами она побуждается. Учитывая, тот факт, что ведущая в младшем и среднем возрасте внешняя - игровая мотивация, сохраняющая силу своего воздействия в старшей группе, в подготовительной к школе группе вытесняется внутренней, вызванной познавательным интересом ребенка, возникает необходимость объединения и качественного обогащения средств и способов мотивации детей разного возраста.
Второй этап – содержательный - направлен на самостоятельную умственную и практическую деятельность, выполнение всех поставленных образовательных задач.
Он осуществляется по подгруппам с соблюдением ряда принципов:
- программные задачи дифференцируются для каждой возрастной подгруппы в соответствии с комплексно-тематическим планированием за счет выбора адекватных возрасту средств, методов и способов выполнения определенного задания. Например, изображение бабочки в младшей группе - пальцем, в средней - по образцу, в подготовительной – дети самостоятельно додумывают сюжет рисунка.
- в случае несовпадения видов деятельности, когда одной группе детей дается более легкое задание на повторение пройденного, и они могут привлечь свой личный опыт, проявить самостоятельность, педагог организует совместную деятельность другой подгруппой, уделяя им более пристальное внимание.
- организация детской деятельности осуществляется с использованием разнообразных форм. Как правило, для младших – преобладают индивидуальные и фронтальные (игра, досуг, творческая мастерская, чтение художественной литературы, театрализация и др.); для старших и подготовительных групп подгрупповые и фронтальные (занятие, проектные задачи, игра и др.).
Сотрудничество детей обладает огромным воспитательным потенциалом. Учитывая, что некоторые воспитанники нашей группы испытывают затруднения в освоении Программы, это сотрудничество особенно результативно, так как старшие дети передают свой опыт младшим товарищам. При этом первые совершенствуют свои знания и умения, а вторые легче и успешнее осваивают материал.
Третий этап - заключительный – включает в себя рефлексию, подведение итогов и обусловлен вариативностью в организации деятельности.
Так, если привлечение к НОД происходит поэтапно (сначала старшие дети, затем к ним присоединяются младшие), то заканчивают деятельность все одновременно. Если все дети приступают к выполнению заданий одновременно, то малыши, закончив раньше, имеют возможность заниматься самостоятельной деятельностью под присмотром младшего воспитателя.
Оценка педагогом действий детей дается в ходе НОД лишь косвенно, как сопоставление результата с целью: что хотел сделать, что получилось. При этом независимо от возраста, педагог должен похвалить каждого ребенка не только за результат, но и за деятельность в процессе, за усердие, желание выполнить работу, активизируя тем самым положительные эмоции.
Эффективная рефлексивная часть заключительного этапа способствует положительному отношению детей к проделанной работе и мотивации их на перспективу и способствует реализации каждым ребенком права включиться в заинтересовавшую его деятельность детей другой возрастной группы по завершении НОД и в течение всего времени его пребывания в ДОУ.
Таким образом, правильная организация жизни и разнообразной деятельности детей, в том числе НОД, с учетом положений и требований основных нормативных документов, способствуют всестороннему развитию детей в условиях межвозрастного взаимодействия.
Литература:
1. Байбородова Л.В. Взаимодействие в разновозрастных группах учащихся - М., Академия развития, 2007.
2. Герасимова Е.Н. Педагогические основы построения образовательного процесса в разновозрастной группе детского сада http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-osnovy-postroeniyaobrazovatelnogo-protsessa-v-raznovozrastnykh-gruppakh-det
3. Доронова Т.Н. Воспитание детей в малокомплектных дошкольных учреждениях. ж. - л. Д/в - 1984 - №2.
4. Загвоздкин В. В созвучии с природой ребёнка. – С-Пб, Деметра, Просвещение, 2005.
5. Князева О.Л. Учебно-методическое пособие по реализации программы Сообщество в российских детских садах. М., 1999.
Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x