"Нравственно- патриотическое и духовное воспитание детей дошкольного возраста"

Семёнова Галина Александровна

semenova.galinaaleksandrovna.@mail.ru

"Нравственно- патриотическое и духовное воспитание детей дошкольного возраста"

Тема: «Нравственно-патриотическое и духовное воспитание детей дошкольного возраста».

Воспитатель 1 кв.к Семенова Галина Александровна МДОУ Детский сад «Дружба» р.п.Дергачи Саратовской области

Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Сохранить человечность в наших детях, заложить нравственные основы бытия, научить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств и духовности. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Интерес к проблеме воспитания духовно-нравственных качеств, её острота не ослабевали никогда. На рубеже 20 и 21 веков в нашей стране произошли перемены социально – экономического и политического характера, повлекшие за собой изменения и в сфере морально – нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистой. В образовании детей дошкольного возраста больше внимания стали уделять познавательному развитию, подготовке ребят к школе. Родители покупают своим детям красочные энциклопедии. Водят на дополнительные занятия к педагогам-репетиторам, не жалея на обучение ни времени, ни денег. А вот на совместное чтение книг, на изготовление подарков близким, на прогулки, совместные игры и прочее времени свободного не остаётся. А кто же даст нашим детям уроки нравственности? Кто научит их в первую очередь быть добрыми, чуткими, честными, справедливыми? Значит, нам, педагогам, необходимо восполнить образовавшийся пробел в воспитании нравственных чувств детей и привлечь к этому родителей. Именно поэтому, я поставила перед собой цель- заложить моим воспитанникам основы духовно- нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми. Организацию духовно- нравственного воспитания я осуществляю через реализацию следующих задач: -приобщить детей к духовно- нравственной традиции русского народа; -способствовать развитию ребёнка, прививая ему любовь к Родине, семье, близким людям, русской культуре, родному языку, культуре; -формировать моральное сознание и моральные оценки; -помогать детям в освоении социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности и взаимной помощи. Нравственно - патриотическое и духовное воспитание- одна из актуальных и сложнейших проблем, которой я уделяю большое значение. Я интегрирую духовно- нравственное содержание воспитания в различных видах детской деятельности, и прежде сего в игре - пальчиковая игра «Семья»; дидактические игры «Скажи наоборот», «Государственные праздники» ;конструктивные игры «Выложи из палочек», «Сложи узор» . Организуя сюжетно- ролевые игры учитываю нравственную сторону ролевого взаимодействия: врач не только лечит, но и сопереживает, проявляет милосердие; продавец честен и справедлив. В продуктивной деятельности- это изготовление подарков родным и именинникам, рисунки по мотивам художественных произведений; лепка из глины и роспись своего творения; изготовление настольного театра. Театрализованная деятельность позволяет воплотить нравственные чувства в смоделированных ситуациях «Как бы я поступил?», «Давай помиримся». При этом использование принципа интеграции позволяет в полной мере решать задачи умственного, нравственного и эстетического воспитания. Давать знания ребёнку только словесно, не принесёт полноты отдачи, необходимо использовать разные формы работы. Интерес и любовь к родному краю начинается с ближайшего окружения - детский сад, улица, родной посёлок. Об этом можно рассказать, показать ,но что может быть интереснее экскурсии, прогулки по улице. А это и воспитание бережного отношения к природе. Знакомить детей с историей страны, своей семьи, её традициями и корнями мне помогают родители. С их помощью я реализовала много проектов, а именно «Моя родословная или путешествие в прошлое семьи», «Мы помним героев», «Книга памяти». Духовность - это традиция бережного отношения к самому себе, окружающим людям, окружающему миру, передающаяся из поколения в поколение. И, прежде всего, духовность воспитывается в семье. Чем крепче семья, чем крепче в ней связь между поколениями, тем выше шансы воспитания в ней духовно развитого человека. Поэтому работе с семьёй я уделяю огромное внимание. В первую очередь- это просвещение родителей, то есть обмен мыслями, идеями, чувствами (информационные уголки, папки – передвижки, консультации). Мною были организованы и проведены родительские собрания, на которых родители делились опытом воспитания в семье, семейными традициями. Говорили о семейных отношениях и значимости отца и матери в семье. Это способствует активному включению родителей в процесс духовно- нравственного воспитания, сплочению семьи, возрождению семейных традиций. Работу по воспитанию духовно- нравственных качеств своих воспитанников я продолжаю в рамках деятельности кружка « Наши истоки». Скажу сразу, я не ставлю цель – воцерквление детей и их родителей. Кружок посещают дети разных национальностей – русские, казахи, татары… Есть дети крещёные, есть не крещёные. Все эти вопросы будут решать для себя и своих детей родители наших воспитанников. Это личное дело каждого! Дети на занятиях кружка знакомятся с традициями русского народа фольклором, расширяют представления об окружающем мире, как основе жизни человека в мире. Я знакомлю детей с духовной и классической музыкой, произведениями живописи и искусства . Темы занятий соответствуют перспективному плану, составленному по программе на весь учебный год. Приобщение детей к народным традициям я провожу в форме детского праздника. При этом важно, что дети не только получают новые знания, но и принимают непосредственное участие в пении народных песен, в старинных детских народных играх. Праздник по своей природе педагогичен, он формирует основы музыкальной культуры и всех ее важнейших компонентов, доступных детям дошкольного возраста. Все это способствует развитию интереса не только к малым фольклорным формам, но и к музыкальному искусству в целом. Проведение народных православных праздников - это яркая и интересная форма работы с детьми и родителями. Я воспитываю в детях уважение, милосердие и внимательное отношение к ближним, послушание и благодарность по отношению к родителям и педагогам, к людям труда и бережного отношения к результатам труда. Стремлюсь развивать в детях умение делать самостоятельный нравственный выбор, навыки и готовность к взаимной помощи в процессе совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, навыки доброжелательного общения, умение мирно улаживать ссоры. Можно проследить положительную динамику уровня нравственного развития дошкольников. Мои воспитанники владеют необходимыми навыками и представлениями о нравственных нормах и правилах поведения в различных ситуациях, могут дать нравственную оценку своего поведения и поступков других людей, могут видеть состояние других людей, проявить отзывчивость. Самым главным критерием оценки духовно- нравственного воспитания во взаимодействии с детьми и родителями можно считать умение детей применять знания о нравственных нормах и правилах в самостоятельной деятельности, проявлять внимание и милосердие, помощь. Это отражается в играх и общении со сверстниками, отношении к старшим и младшим, к природе. Духовно- нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого ребёнка, который может найти отражение не здесь и не сейчас в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости моей работы.

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x