Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством музыкальной деятельности | Гильмутдинова Надежда Сергеевна. Работа №148487

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Гильмутдинова Надежда Сергеевна
Данная статья представляет собой опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников посредством музыкальной деятельности. Патриотическое воспитание подрастающего поколения одна из важнейших задач в ДОУ. Исследования в области дошкольной педагогики  свидетельствуют о том, что развитие и формирование нравственных качеств детей осуществляется постепенно, именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности ребенка, что очень важно в воспитании патриотизма. Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Музыкальное искусство воздействует на чувства, настроения ребенка, оно способно преобразовывать его духовный мир, прививая нравственные качества, тем самым являясь важным средством воспитательного воздействия.

 

 

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Теремок» пгт Мурыгино Юрьянского района Кировской области

 

 

 

 

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством музыкальной деятельности»

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Надежда Сергеевна Гильмутдинова – музыкальный руководитель

 

 

 

 

2016

«Детство - каждодневное открытие мира и,
поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего,
познанием человека и Отечества, их красоты и величия»
В.А. Сухомлинский

 Патриотическое воспитание подрастающего поколения одна из важнейших задач в ДОУ. Исследования в области дошкольной педагогики свидетельствуют о том, что развитие и формирование нравственных качеств детей осуществляется постепенно, именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности ребенка, что очень важно в воспитании патриотизма. Социолог Е. И. Пронина отмечает: «Патриотизм сегодня неотъемлемая составляющая любого современного государства, заботящегося о своей целостности, устойчивости, благополучии». Поэтому, процесс освоения наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек - является актуальной проблемой современной России.

Работа по патриотическому воспитанию дошкольников базируется на нормативно-правовых актах:

- Конституция Российской Федерации.

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

- Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» (с изменениями и дополнениями) от 13 марта 1995 г.

- Федеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (с изменениями и дополнениями) от 19 мая 1995г.

- Указ Президента РФ от 1июня 2012г. №761  «О  Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».

- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», утверждённой Правительством РФ от 5.10.2010

Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Музыкальное искусство воздействует на чувства, настроения ребенка, оно способно преобразовывать его духовный мир, прививая нравственные качества, тем самым являясь важным средством воспитательного воздействия. В детском саду «Теремок» я работаю музыкальным руководителем 2 года. Мною была выбрана тема самообразования: «Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста через восприятие «живой» музыки и игре на музыкальных инструментах».

Определена цель работы: формирование патриотических чувств дошкольников посредством музыкальной деятельности.

Сформулированы задачи:

- формировать нравственные качества, воспитывать любовь и уважение к своему поселку, району, Родине, гордость за принадлежность к гражданам России; 

- воспитывать уважение к культуре и традициям своего народа;

- развивать творческие способности детей посредством музыкальной деятельности.

В данном направлении определены формы работы:
- непрерывная образовательная деятельность; - проведение праздников и развлечений;
- взаимодействие с родителями;
- взаимодействие с социумом; - проектная деятельность.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования, принятый 1 января 2014 года, направлен на решение разных задач, одной из которых является: формирование общей культуры личности детей (в том числе и на развитие нравственных качеств).

Непрерывную образовательную деятельность по художественно-эстетическому развитию детей осуществляю по пособию для музыкальных руководителей детских садов И.М. Каплуновой, И.А. Новоскольцевой «Ладушки». Пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения (танец), игра на музыкальных инструментах – это основные виды деятельности дошкольников. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.

Осуществляю подбор песен для разучивания о Родине, о родном поселке, о природе родного края, провожу целенаправленные подвижные игры, использую игру на русских народных инструментах, стараюсь раскрыть перед детьми красоту музыкальных произведений, сделать их узнаваемыми и любимыми. Образы, к которым привлекаю внимание детей - яркие, выразительные, вызывающие интерес и развивающие воображение. Дети учатся фантазировать, сопереживать, совершать хорошие поступки.

Большие потенциальные возможности нравственно - патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения в весёлой, игровой форме, знакомят детей с обычаями и бытом русского народа. Трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Широко использую в своей работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т.д. Русская народная музыка постоянно звучит при выполнении музыкально-ритмических движений на непрерывной образовательной деятельности и утренней гимнастике. Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма.

 

Еще одно из слагаемых патриотизма - чувство любви к родной природе. Дети знакомятся с природой, природными явлениями, окружающим миром. Ознакомление происходит разными средствами, в том числе и средствами музыкального искусства. В соответствии с Основной образовательной программой, планирую весь материал равномерно, согласно календарно-тематического планирования, чтобы дети в течение года усваивали знания постепенно, в определенной системе. Каждый временной цикл (осенний, зимний, весенний, летний) отражается в тематическом празднике или развлечении, которые дают возможность детям закрепить и проявить полученные знания, умения и навыки.

Осень: День Знаний; День дошкольного работника, Осенние развлечения, День Матери

Зима: День Героя - 9 декабря, Новогодние утренники, День рождения Детского сада, День Защитников Отечества

Весна: Утренники, посвященные 8 марта, весенние развлечения, День Космонавтики, День Победы

Лето: Летние развлечения, День Флага.

Проведение некоторых праздников: Дни здоровья, День рождения Детского сада, Проводы Зимы, День Матери стало традиционным.

К примеру, знакомство дошкольников с образом Матери можно сроднить с образом Родины. Для многих людей это слово «мама» - самое прекрасное слово на земле. Что такое Родина? Это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живёт, двор, где он играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребёнок с детства, зависит  формирование его сознания и отношение к окружающему.

Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема “Защитников Отечества”. Эта тема очень любима детьми, тем более что основную массу наших воспитанников составляют мальчишки. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них “Бравые солдаты”, «Наша Армия сильна», муз. А. Филиппенко и “Будем в армии служить”, муз. Ю. Чичкова. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины.

Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига солдата, знакомя их с песнями тех времён. Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные в ДОУ, от экскурсий к памятникам погибшим воинам.

А в рамках празднования 70-й годовщины Великой Победы, на праздничный концерт был приглашен прадедушка воспитанницы детского сада, Ефимов Федор Данилович, ветеран труда, труженик тыла, относящийся к категории Дети войны. Дошкольники имели уникальную возможность общения, эта встреча надолго осталась в памяти ребят и явилась важнейшим фактором в формировании их морального облика и духовного воспитания.

 

 

 

В Законе «Об образовании РФ» указано: родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Педагоги и специалисты ДОУ работают в тесном контакте с родителями: информационные стенды, консультации специалистов, участие в праздниках и развлечениях, участие в проектной деятельности и выставках на разную тематику, родительские собрания – это взаимодействие очень важно в формировании личности дошкольника.

В дошкольном возрасте начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта. Помочь юным жителям России в гражданском становлении, помочь разобраться в окружающем мире, учить совершать социально-полезные дела, воспринимать лучшие традиции своего народа, стать самостоятельным, активным гражданином, любящим свой родной край, свою родную землю нам способствуют организации местного и районного уровня.

Сотрудничество с МКУК «МЦКиД»:

- участие в концертных программах ко Дню пожилого человека,

- Дню Учителя,

- Фестивале детского творчества «Радуга талантов»,

- участие в Флешмобе (поддержка местных инициатив);

Сотрудничество с МКОУ СОШ с УИОП пгт Мурыгино:

- в феврале 2015 г. наш садик принимал своих выпускников, ныне школьников. Ребята представили театрализацию песни «Темная ночь» (музыка Н.Богословского, слова В.Агатова). Дети в военной форме смогли передать настроение бойцов на передовой, в то время как родные ждали их возвращения домой;

- в осенние каникулы 2016 г. школьники представили литературно-музыкальную композицию «Колокола»

Сотрудничество с МУ управлением культуры и молодежной политики администрации Юрьянского района:

- в ноябре 2014 года участие в районном конкурсе стихов и песен о России и малой Родине «Россия – мы росинки твои» (конкурс приурочен к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне) в номинации «Лучшая песня». Результат – диплом Лауреата III степени;

- в ноябре 2015 года вновь приняли участие в районном конкурсе – награждены Дипломом II степени в номинации «Лучшая литературно-музыкальная композиция».

В продолжение темы нравственно-патриотического воспитания дошкольников посредством музыки, хочется отметить ещё один аспект – проектную деятельность. Свою работу по патриотическому воспитанию дошкольников реализовала в педагогическом проекте «Эти песни помогли нам победить», подготовленном к юбилейной дате Победы в Великой отечественной войне. В рамках проекта была поставлена цель – познакомить детей с песнями военных лет, на протяжении нескольких месяцев, проводились опросы на знание песен, анкетирование родителей, проводилась непрерывная образовательная деятельность, развлечения и праздники. Детям и их родителям было предложено провести исследовательскую работу: найти информацию о военной песне и в результате был создан альбом: «Песни военных лет». В этом году продолжаю проектную деятельность. Проект-2016 «Россия – мы дети твои» направлен на формирование у старших дошкольников основ гражданского воспитания, развитие потребности в изучении общественной жизни через активное участие в ней. 

 

Итак, совместное решение задач нравственно-патриотического воспитания педагогами и музыкальным руководителям нашего детского сада способствовало реализации поставленной цели, дало ощутимые результаты: музыка прочно вошла в быт детей, заняла значительное место в их жизни.  Планирую дальнейшую педагогическую деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Говоря о воспитании патриотизма в детском саду, мы заботимся о маленьком человеке, что он стал «человеком с большой буквы», патриотом и гражданином своей Родины.

 

                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания - родителям // Дошкольное воспитание. 2003. N 1. С. 82 - 92

Бордовская., Н.В. Реан А.А.Педагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство “ Питер",2000

Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/Под ред. А.М. Виноградовой., М., 1991

Воспитательная система «Маленькие россияне»/ Под ред. Т.И. Оверчук. – М., 2004.

Жариков А.Д. Растите детей патриотами. М., 1980

Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край, М., 1990

Знакомим детей с малой Родиной. Полякова

Т

.

В

. ap2004.alledu/document/380/839

Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. - М.: Сфера, 2004 - 112 с.

Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие, М., 2007

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: Методические рекомендации. Маханева М. Д. portal-slovo

Павлова Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей // Дошкольное воспитание. 2002. N 8. - С. 8 - 13.

Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой. – М., 2005

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×