Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 17.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Нравственное воспитание на произведениях советских, российских писателей | Кутлинская Галина Алексеевна. Работа №209249

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Кутлинская Галина Алексеевна
Влияние произведений А. Гайдара, В.К. Железникова на воспитание бескорыстного отношения к людям, взаимовыручки, внимательного и доброжелательного отношения к старшим, сверстникам.

Забытые уроки бескорыстности.

В руках томик рассказов Аркадия Гайдара. Когда же в последний раз я держала его, перелистывая пожелтевшие странички, узнавая давно забытых героев? Не помню, наверное, в детстве. Почему-то хотелось тогда быть похожими на его героев: Тимура Гараева, Мальчиша-Кибальчиша, Альку… В чем их сила?

В них воплощены лучшие черты ребят советского времени: честность, смелость, верность дружбе, любовь к Родине, желание творить добро бескорыстно, тайно, как Айвенго или Зоро. Я из этого ряда замечательных черт особо выделила бы БЕСКОРЫСТНОСТЬ.

А. П. Гайдар написал свою повесть «Тимур и его команда» в далеком 1940 году, когда приближалась война. Было ясно, что она неизбежна и скоро постучит в дверь к российскому народу. Поэтому повесть о Тимуре и его команде была глотком свежего воздуха. Она учила помогать и быть внимательным к нуждам окружающих, любить Родину. Герои повести вскоре стали примером для подражания тысячам советских школьников. Главные герои рассказа - дети, пытающиеся определить свое место в мире при данных событиях. Порой им было нелегко. Ребята помогали обездоленным людям и тем семьям, мужчины из которых отправились на фронт. Поэтому основная мысль повести «Тимур и его команда»- воспитание ответственного, доброго, справедливого поколения молодых людей, делающего добро другим. Автор показывает, что во все поколения существуют такие люди, как главный герой Тимур Гараев, который бескорыстно помогает людям, уважает старших и защищает беззащитных. Главное тимуровское правило: не жди зова и приказа, старайся сам увидеть, где нужны твои заботливые руки, доброе сердце. В нем не только игра, тайна, объединяющая подростков, но и бескорыстность, взаимопомощь. Но, к сожалению, официальность и заорганизованность тимуровского движения сделали его формальным.

Тимур – образ собирательный.

Почему-то вспомнила об одной работе ученика.

Готовя девятиклассников к ОГЭ, я проверяла изложение по тексту о взаимовыручке. Неприятно удивлена была определением этого понятия: «Взаимовыручка – это помощь по принципу «Ты мне – я тебе»»

Тимур и этот юноша – ровесники. Им по 15 лет. Гайдар в их возрасте командовал полком. С кем оказался бы рядом мой ученик: с Тимуром или Квакиным, если бы пришлось выбирать? Чья тайна ему ближе? Что сильнее для него в нашем мире: коллективная жестокость, озлобленность или противостояние подростков-рыцарей подлости, бесчестию, грубости, травле слабых?

Как понять подростку, где истинные ценности, где ложные? Как научить противостоять злу? Понять, что это зло, можно лишь тогда, когда сам в полной мере ощутишь его на себе. Так случилось с героиней повести В.К. Железникова «Чучело». Ленка Бессольцева – добрая, наивная, чудаковатая, нескладная, доверчивая девочка, с любовью смотрящая на мир, оказывается в роли загнанного зайца. Ее одноклассники, агрессоры, инквизиторы, метафорически сжигающие Ленку на костре, реализуют модели поведения хищников (лисы, волка, тигра), а Ленка – зайца, беззащитного зверька. Сопоставление с беззащитным зверьком позволяет Железникову за внешней слабостью раскрыть внутреннюю силу героини. Разбираясь в ситуации, она понимает, что нельзя оставаться в роли загнанного зайца, но и нельзя поддаваться звериному в себе, уподобляясь одноклассникам. Она не оправдывается, но и не выдает Димку Сомова, предателя, не выступает в роли палача. «Может быть, ей надо выйти и крикнуть все про Димку, и он остался бы один, а она была бы вместе с ними?! Но тут же в ней возникло яростное сопротивление, не подвластное ей, не позволяющее все это сделать. Что это было? Гордость, обида на Димку?.. Нет, это было чувство невозможности и нежелания губить другого человека. Даже если этот человек виноват

Нет, не смогла. Не сработал принцип «Ты мне – я тебе», «Око за око», «Зуб за зуб». Почему же бескорыстность и взаимовыручка в головах наших детей не являются синонимами?

Кто виноват? Что делать? Виноваты мы. Я. Можно оправдываться до бесконечности, ссылаясь на изменчивость мира, исчезновение и произвольной трактовке моральных, нравственных, религиозных ценностей, искажение истории, отсутствие в стране единой идеи, сплотившей вокруг себя подростков.

Что же делать? Мне кажется, необходимо пересмотреть школьную программу, включив в нее произведения А. Гайдара, Жюль Верна «Дети капитана Гранта», «20 000 лье под водой» и «Таинственный остров» , «Два капитана» — Вениамина Каверина, «Ночь после выпуска» — Владимира Тендрякова, произведения других российских и зарубежных писателей. В этих произведениях есть все, что увлекает юношеские умы и развивает воображение: загадка, приключения, борьба, честь, преданность и любовь, бескорыстность. 

На второй школьной ступени идет активное формирование личности ребенка, истинных и ложных нравственных ценностей, выбор любимых литературных героев, которые станут внутренним ориентиром при выборе пути в различных жизненных ситуациях. А на уроки внеклассного чтения можно вынести произведения так любимого современной детворой Джоана Роулинга и серию его романов о Гарри Поттере. Обзорно.

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×