«Нравственные и духовные ориетиры в работе классных руководителей начальной школы»

Автор: Абитова Эльвира Фоатовна

Нравственное воспитание личности ребёнка – одна из самых важных задач школы.  Нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности ребёнка, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. В процессе нравственного воспитания школа формирует у сл/сл младшего школьника чувство патриотизма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребёнка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

Процесс духовно-нравственного воспитания в школе характеризуется многоплановостью и разнообразием средств педагогического воздействия на учащихся. Наиболее распространенной формой этой организации является классный час, на котором я обычно провожу беседы о трудолюбии, бережливости, товариществе, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости, непримиримости к равнодушию, скромности и др. Основное требование к классному часу – это активное участие в нём всех учащихся. Кроме того, в моей воспитательной деятельности как классного руководителя, большое место занимают этические беседы. Они имеют целью обогатить моральными представлениями и понятиями, связанные с положительными поступками и действиями, ознакомить с правилами поведения. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению и поведению других людей. Посещение театров, выставок, музеев так же обогащают нравственный мир школьников, развивают их эстетический вкус. В это время формируются нормы и правила поведения, обогащаются нравственные представления и понятия.

В своём выступлении я хочу более подробно остановиться на новой форме духовно-нравственного воспитания. Это  проектная деятельность учащихся начальных классов. В соответствии с планом работы МО учителей начальной школы классные руководители выбрали темы проектной деятельности, над которыми работают в течение 2013-2014 учебного года.

Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания.

Я, как классный руководитель 3 «А» класса, вначале учебного года выбрала тему информационно – исследовательского проекта «Моя родословная».

Задачи проекта:

         - раскрыть для детей понятие семья, показать значимость семьи, как единого целого; формировать отношения к семье как основе российского общества;

        - объединить детей и родителей при наличии их общего интереса к истории семьи, её родословной;

- познакомить с семейными традициями и обычаями;

- воспитывать чувство гордости за свою семью.

На подготовительном этапе учащиеся вместе с родителями получили подробную информацию по работе над проектом.

Срок реализации проекта 8 месяцев (сентябрь – апрель). Совместно с воспитателем Ковальчук С.А. был составлен план работы над проектом.

Этапы реализации проекта:

1 этап – создание генеалогического древа «Моя родословная» (октябрь, отв. Абитова  Э.Ф.)

2 этап – конкурс сочинений по темам: «Моя семья», «Традиции моей семьи», «Имена, которыми я горжусь» ( ноябрь, отв. Абитова Э.Ф.)

3 этап – выставка рисунков «Моя семья» (декабрь, отв. Ковальчук С.А.)

4 этап – беседа «Семья и семейные традиции» (февраль, Ковальчук С.А.)

5 этап – фотоколлаж «Я и моя семья» (март, отв. Абитова Э.Ф.)

6 этап – родительское собрание (отв. Абитова Э.Ф., Ковальчук С.А.)

7 этап – открытое мероприятие «Семейная гостиная» ( 3 апреля,отв. Абитова Э.ф., Ковальчук С.А.)

Главным критерием эффективности данного проекта будет активность родителей во всех мероприятиях, проводимых в рамках проекта, а также полнота и прочность знаний детей о родственных отношениях и традициях своей семьи.

Работу над проектом я планирую продолжить на следующий год. Узнать больше о родителях и родственниках и их профессиях, что значит твоё имя, фамилия, создание герба семьи, написание мини-сочинений о реликвиях семьи, маме, папе, бабушке, дедушке, ….

 

ü Учитель 1 «а» класса Судакова Н.А. взяла тему «Моя семья».

Учащиеся с родителями приготовили семейные фотографии. Ребята знакомили нас со всеми членами своей семьи (мамой, папой, бабушкой, дедушкой, братом, сестрой). Собрали всю информацию о составе семьи ребят. Многие родители уже выполнили задание по запланированному фотоконкурсу «Семейный портрет».

 

ü Краеведение – одна из форм воспитания духовно-нравственной личности . Учителя не случайно обратились к проблеме использования краеведения на уроке и во внеурочной деятельности.

Учащиеся 2 класса под руководством Храмлюк И.С.работали над проектом:  Клуб «В мире животных». Срок проведения -  3 четверть.

Цели: - познакомить уч-ся с разнообразием окружающего мира,  животными        нашего края;

           - учить самостоятельно добывать информацию, систематизировать и                         обобщать ее;

           - развивать творческие способности детей, любознательность;

           - учить презентовать ход своей деятельности и результат;

           - воспитывать любовь к природе.

В ходе проектной деятельности уч-ся 2 класса посетили краеведческий музей, где были ознакомлены  с животными нашего края.  Библиотекарь школы Щербакова С.А. провела библиотечный час по теме «Дикие и домашние животные».  В классе прошел конкурс рисунков на тему «Дикие животные нашей страны». Уч-ся класса подготовили стихотворения  о диких животных. Также в рамках проектной деятельности  дети совместно с родителями изготовили поделки. А на уроке трудового обучения слепили коллективную поделку «лес». В завершении проектной деятельности был проведен классный час совместно с родителями класса, где уч-ся рассказывали о диких животных и показывали презентации, которые изготавливали вместе с мамами и папами.

 

ü Объединённый проект учащихся 5 «а, б» классов и классных руководителей Звоновой В.В. и Зеленской С.В. «Наш земляк – Лев Кассиль» Срок реализации – 7 месяцев.

Этот проект является составной частью образовательной деятельности учащихся.

О             Задачи проекта: 
О              Обучающие: познакомиться с жизнью и творчеством Л.А. Кассиля 
В              Воспитательные:

                   - развивать у учащихся чувства патриотизма; 
–                 - создать условия для личностного развития. 
Т                - творческие: расширить творческий потенциал учащихся.

                    Темы работ  были следующие: 
1. Покровск в книге Кассиля 
2. Музей Кассиля.
3. Швамбрания и другие страны, которых нет на карте (по творчеству Л. Кассиля) 
4.  Жизнь и творчество Л. Кассиля
                                         

Для проведения исследований ученики искали материал в музее краеведения г. Энгельса, музее Л. Кассиля, а также привлекали публикации по истории города. Весь материал  обращен к анализу творческого наследия писателя.  На данный момент идёт работа над созданием  презентации о творчестве писателя, о его жизни, о героях его книг и странах, которых нет на карте. 

 

Огромную воспитательную силу имеет и пример героев книг.

ü Тема проекта учащихся 3 «б» класса и классного руководителя

Орловой Е.В. «Книга – мой надёжный друг». Срок реализации: весь учебный год

Задачи: - формировать потребность в чтении книг;

              - Формировать умение правильно выбирать книгу по своим интересам;

              - развивать интерес к книге, чтению, стимулировать познавательный интерес, любознательность;

             - формировать навык бережного отношения к книге.

Мероприятия в рамках проекта: анкетирование «Моё отношение к книгам», создание дневника читателя и ведение записей, выставка работ «»Наши иллюстрации к сказкам и рассказам», монтаж стихотворения, беседа «Береги книги», фотоконкурс «Я читаю», экскурсия «В книжном магазине», изготовление закладки с элементами аппликации, выставка прочитанных книг.  Кроме того, было проведено родительское собрание «Как привлечь слабослышащего школьника  к чтению»  

 

Одним из  направлений  духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся: воспитание  здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

ü Тема проекта классного руководителя Голубь Т. А. и учащихся 4 «а» класса «Светофор. Правила дорожного движения для маленьких пешеходов и будущих водителей». Продолжительность проекта – 2 года.

Задачи: - объяснять, что движение пешеходов и машин подчиняется правилам дорожного движения;

              - объяснять, что безопасность на улице зависит от того, насколько хорошо дети знают и выполняют правила дорожного движения;

              - воспитывать у детей ответственность за свою безопасность и жизнь других людей.

Осуществляется проект через мероприятия: чтение литературных произведений (С.Михалкова «Моя улица», «Дядя Стёпа – милиционер», Е.Житкова «Светофор», А. Иванова «Как неразлучные друзья переходили улицу», Я. Пишумова «Дорожная азбука» и т.д.); тематические беседы; знакомство и рисование дорожных знаков; экскурсия по улицам города; изготовление макета «Город и транспорт» из природного материала, пластилина.

 

 

ü Своеобразной школой нравственного воспитания являются экскурсии в природу. Такие экскурсии дают возможность учителю воспитывать у школьников чувство хозяина Родины, бережного отношения к ее достоянию—природе.

Учащиеся 4 «б» и классный руководитель Копшева О.В. работают над проектом «Юные защитники планеты». Продолжительность проекта: долгосрочный.

Задачи: - формировать знания о природе в границах обитания человека;

              - развивать чувства сопричастности ко всему живому;

              - воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей среде.

Мероприятия проекта: классные часы о птицах и животных, занесённых в Красную книгу; познавательное чтение; изготовление кормушек для птиц совместно с родителями; выпуск экологической газеты; посадка в апреле цветов около школы.

 

 

ü Под руководством классного руководителя Дроботовой И.С. учащиеся 5 «в» класса работали по теме «Уж небо осенью дышало» Срок проведения : 1 четверть.

Цели: - закрепить признаки осени, изменения в жизни животных осенью;

          - учить самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать;

          - учить презентовать ход своей деятельности и результат;

          - воспитывать любовь к природе.

Мероприятия проекта: экскурсия; сбор природного материала; библиотечный час; изготовление гербарий, написание мини-сочинений об осени, конкурс чтецов стихотворений об осени; изготовление коллективной поделки.

 

Работая над проектами сл/сл учащиеся постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости. Они включены в реальную коллективную деятельность, где также идет усвоение нравственных норм, регулирующих взаимоотношения учащихся между собой и взаимоотношения учеников с учителем.

 

Реализация проектов, проведение мероприятий различного уровня и направленности помогают воспитывать гармонично развитую личность на всех уровнях духовно-нравственного воспитания.

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x