Статья О работе региональной стажировочной площадки «Школа – центр компетенций образовательных инициатив Intel». Автор: Грушко Олег Владимирович

Автор: Грушко Олег Владимирович
Данная  статья создана по результатам работы региональной стажировочной площадки "Школа- центр компетенций образовательных инициатив Intel" на базе МБОУ СОШ №5 г.Ноябрьска. Педагоги школы, освоив сервисы Intel, представили свой опыт работы в этом направлении


Автор: Грушко Олег Владимирович

О работе региональной стажировочной площадки «Школа – центр компетенций образовательных инициатив Intel»

Внедрение информационно - коммуникационных технологий в профессиональную деятельность педагогов является приоритетным направлением модернизации российского образования сегодня в связи с введением новых образовательных стандартов. Это направление активно развивается в Ямало- Ненецком автономном округе: реализуется комплексный региональный проект «Цифровая школа Ямала», 3 школы региона (г. Салехард, г. Новый Уренгой, г. Ноябрьск) являются региональными стажировочными площадками по теме «Школа – центр компетенций образовательных инициатив Intel» (далее по тексту Центр).

Кроме того, методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов является системно-деятельностный подход, в рамках которого реализуются современные стратегии обучения, предполагающие использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе изучения всех предметов, во внеурочной и внешкольной деятельности на протяжении всего периода обучения в школе.

Вопросы внедрения и использования ИКТ в обучении привлекают многих исследователей. Проблемам педагогической целесообразности применения, исследованию возможностей, перспективных направлений разработки и использования ИКТ в образовании посвящены работы М.П. Лапчика, И.В. Марусевой, А.В. Могилева, И.В. Роберт и др. На перспективы использования технических средств в обучении еще более двадцати лет назад указывал Б.Г. Ананьев: «На основе объединения технических и педагогических наук, инженерной и педагогической психологии строится новая техническая или индустриальная педагогика… Педагогическая техника и технология становится крупнейшим центром объединения педагогических и технических наук»

Какой он учитель, обладающий ИКТ- компетентностью? Это учитель, готовый использовать усвоенные знания, умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения педагогических задач с использованием средств и методов ИКТ, а именно:  

- осуществлять информационную деятельность по сбору, обработке, передаче, хранению информационного ресурса, по продуцированию информации с целью автоматизации процессов информационно-методического обеспечения;

- оценивать и реализовывать возможности электронных изданий образовательного назначения и распределенного в сети Интернет информационного ресурса образовательного назначения;  

- организовывать информационное взаимодействие между участниками учебного процесса и интерактивным средством, функционирующим на базе средств ИКТ;

- создавать и использовать психолого-педагогические тестирующие, диагностирующие методики контроля и оценки уровня знаний обучаемых, их продвижения в учении;

- осуществлять учебную деятельность с использованием средств ИКТ в аспектах, отражающих особенности конкретного учебного предмета. 

Профессиональный стандарт педагога тоже предъявляет определенные требования к ИКТ- компетентности. У педагога должны быть сформированы следующие необходимые умения: общепользовательская ИКТ- компетентность, общепедагогическая ИКТ- компетентность, предметно- педагогическая ИКТ- компетентность.

С 2012 года МБОУ СОШ №5 участвует в реализации регионального проекта «1 ученик – 1 компьютер», а с 2014 года школа является региональной стажировочной площадкой «Школа – центр компетенций образовательных инициатив Intel» (приказ ДО ЯНАО № 1632 от 22.10.2014 «О присвоении статуса региональной стажировочной площадки в системе образования ЯНАО»). Для этого в школе созданы оптимальные материально - технические условия. В каждом учебном кабинете есть автоматизированное место учителя, документ-камера, интерактивная доска. Все 2-е, 3-е и 4 классы оборудованы мобильными классами (137ПК), в основной школе – 8 мобильных классов нетбуков. В информационно-библиотечном центре имеется 7 рабочих мест для учащихся, для выхода в Интернет. В школе установлены 12 точек WI-FI, которые охватывают всю территорию школы в единую беспроводную сеть.

При взаимодействии со специалистами компании Intel были поставлены следующие задачи:

Формирование

школьной

команды

инициативных

педагогов,

занимающихся

внедрением

образовательных

инициатив

Intel

®

ипринимающих

участие

в

инициативах

образовательных

сообществ

различного

уровня,

стимулирующих

развитие

инноваций,

творчества

и

сотрудничества;

Внедрение

технологий

образовательных

инициатив

Intel

вучебный

процесс

для

развития

у

учащихся

ключевых

компетенций

-

«навыков

21

века»

(универсальных

учебных

действий).

Организация

эффективного

использования

образовательных

технологий,

инновационных

педагогических

практик

Intel

®

в

учебном

процессе;

Построение

системы

профессионального

развития

педагогов

с

учетом

образовательных

инициатив

и

программ

Intel

®;

Взаимодействие

с

родителями

и

общественностью

в

реализации

образовательных

инициативах

Intel

и

социальных

акций

для

развития

интеллектуального

и

творческого

потенциала

детей

и

их

семей.

Оформление

результатов

деятельности

по

реализации

образовательных

инициатив

Intel

®

в

виде

методических

разработок

и

рекомендаций,

авторских

курсов,

комплексов

учебных

планов;

Распространение

инновационного

образовательного

опыта

и

педагогических

технологий,

построенных

на

основе

образовательных

инициатив

Intel

®,

способствующих

повышению

уровня

профессиональной

компетентности

специалистов

образования.

Работа Центра началась с внутришкольного повышения квалификации педагогов. В2013-2014учебномгодубыло организовано обучение по программам Intel:

П

о

теме

«Проектная

деятельность

в

информационной

образовательной

среде

XXI

века» - 13 человек

(22 %);

П

о

теме

«

Учимся

с

Интел.

Технологии

и

местное

сообщество»

-

12учителей

(20 %)

;

потеме«

ПроектированиеурокасиспользованиемЭОР»-15учителей

(25%)

.

Всепедагогиполучилисвидетельстваобокончаниикурсовповышенияквалификации, 16 – ти педагогам присвоен статус учитель- консультант (27%).

В соответствии с планом работы Центра было организовано 3 стажировки: 2015 году приняли участие в стажировке 50 педагогов г. Ноябрьска, в 2016 году – 60 человек, в 2017 году - более 100 человек из разных муниципальных образований ЯНАО: г. Ноябрьск, г. Губкинский, Пуровский район, г. Муравленко, Шурышкарский район, г. Надым. В рамках обучающих мероприятий педагоги округа познакомились с различными сервисами Web 2.0, научились применять их для организации познавательной деятельности учащихся на уроках и внеурочной деятельности.

Итогом работы стажировочной площадки можно считать повышение уровня ИКТ- компетентности педагогов школы и региона в целом. Количество педагогов, прошедших обучение в рамках работы Центра, превысило плановые показатели более чем в 2 раза (по плану 70 человек). Для получения документов о прохождении обучения педагоги региона выполнили зачетные проектные работы по различным учебным предметам. Результатом работы педагогов Центра стало обобщение опыта в сборнике методических материалов, который содержит:

авторские разработки учителей- предметников МБОУ СОШ №5 по использованию сервисов

Intel

в урочной и внеурочной деятельности для разных возрастных групп учащихся и разных учебных предметов (данные разработки были представлены в рамках работы

стажировочной

площадки для педагогов региона, на сайте Центра);

пошаговые инструкции по использованию сервисов

Intel

, которыми может воспользоваться любой педагог региона;

перечень полезных ссылок для педагогов любого предмета и внеурочной деятельности.

Данный сборник методических материалов направлен, в первую очередь, на развитие ИКТ – компетентности педагогов нашего региона и может быть использован в любой образовательной организации при наличии соответствующих материально- технических условий. Следует отметить, что опыт стажировочных площадок по данной тематике не обобщен и не представлен. Аналогичных материалов в системе образования ЯНАО нет, на сайтах образовательных организаций, департаментов образования представлены лишь общие подходы к реализации модели «1 ученик- 1 компьютер», методические особенности использования ИКТ на уроках.

Анализ рисков внедрения данного инновационного продукта в образовательные организации ЯНАО:

риски

Мероприятия, направленные на минимизацию рисков и их устранение

Неготовность педагогов к использованию ИКТ

- выявление дефицитов педагогов по внедрению ИКТ;

- повышение мотивации педагогов к использованию ИКТ;

- повышение ИКТ- компетентности педагогов

Недостаточное материально- техническое обеспечение

Совершенствование материально- технической базы в соответствии с требованиями ФГОС

 

Следует отметить, что в целях открытости и доступности работы Центра, разработан сайт, где размещены все материалы региональной стажировочной площадки «Школа – центр компетенций образовательных инициатив Intel»: https://sites.google.com/site/seminarschool5/

 

 

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x