О работе региональной стажировочной площадки «Школа – центр компетенций образовательных инициатив Intel» | Грушко Олег Владимирович. Работа №210217
Автор: Грушко Олег Владимирович
Данная статья создана по результатам работы региональной стажировочной площадки "Школа- центр компетенций образовательных инициатив Intel" на базе МБОУ СОШ №5 г.Ноябрьска. Педагоги школы, освоив сервисы Intel, представили свой опыт работы в этом направлении
О работе региональной стажировочной площадки «Школа – центр компетенций образовательных инициатив Intel»
Внедрение информационно - коммуникационных технологий в профессиональную деятельность педагогов является приоритетным направлением модернизации российского образования сегодня в связи с введением новых образовательных стандартов. Это направление активно развивается в Ямало- Ненецком автономном округе: реализуется комплексный региональный проект «Цифровая школа Ямала», 3 школы региона (г. Салехард, г. Новый Уренгой, г. Ноябрьск) являются региональными стажировочными площадками по теме «Школа – центр компетенций образовательных инициатив Intel» (далее по тексту Центр).
Кроме того, методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов является системно-деятельностный подход, в рамках которого реализуются современные стратегии обучения, предполагающие использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе изучения всех предметов, во внеурочной и внешкольной деятельности на протяжении всего периода обучения в школе.
Вопросы внедрения и использования ИКТ в обучении привлекают многих исследователей. Проблемам педагогической целесообразности применения, исследованию возможностей, перспективных направлений разработки и использования ИКТ в образовании посвящены работы М.П. Лапчика, И.В. Марусевой, А.В. Могилева, И.В. Роберт и др. На перспективы использования технических средств в обучении еще более двадцати лет назад указывал Б.Г. Ананьев: «На основе объединения технических и педагогических наук, инженерной и педагогической психологии строится новая техническая или индустриальная педагогика… Педагогическая техника и технология становится крупнейшим центром объединения педагогических и технических наук»
Какой он учитель, обладающий ИКТ- компетентностью? Это учитель, готовый использовать усвоенные знания, умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения педагогических задач с использованием средств и методов ИКТ, а именно:
- осуществлять информационную деятельность по сбору, обработке, передаче, хранению информационного ресурса, по продуцированию информации с целью автоматизации процессов информационно-методического обеспечения;
- оценивать и реализовывать возможности электронных изданий образовательного назначения и распределенного в сети Интернет информационного ресурса образовательного назначения;
- организовывать информационное взаимодействие между участниками учебного процесса и интерактивным средством, функционирующим на базе средств ИКТ;
- создавать и использовать психолого-педагогические тестирующие, диагностирующие методики контроля и оценки уровня знаний обучаемых, их продвижения в учении;
- осуществлять учебную деятельность с использованием средств ИКТ в аспектах, отражающих особенности конкретного учебного предмета.
Профессиональный стандарт педагога тоже предъявляет определенные требования к ИКТ- компетентности. У педагога должны быть сформированы следующие необходимые умения: общепользовательская ИКТ- компетентность, общепедагогическая ИКТ- компетентность, предметно- педагогическая ИКТ- компетентность.
С 2012 года МБОУ СОШ №5 участвует в реализации регионального проекта «1 ученик – 1 компьютер», а с 2014 года школа является региональной стажировочной площадкой «Школа – центр компетенций образовательных инициатив Intel» (приказ ДО ЯНАО № 1632 от 22.10.2014 «О присвоении статуса региональной стажировочной площадки в системе образования ЯНАО»). Для этого в школе созданы оптимальные материально - технические условия. В каждом учебном кабинете есть автоматизированное место учителя, документ-камера, интерактивная доска. Все 2-е, 3-е и 4 классы оборудованы мобильными классами (137ПК), в основной школе – 8 мобильных классов нетбуков. В информационно-библиотечном центре имеется 7 рабочих мест для учащихся, для выхода в Интернет. В школе установлены 12 точек WI-FI, которые охватывают всю территорию школы в единую беспроводную сеть.
При взаимодействии со специалистами компании Intel были поставлены следующие задачи:
Формирование
школьной
команды
инициативных
педагогов,
занимающихся
внедрением
образовательных
инициатив
Intel
®
ипринимающих
участие
в
инициативах
образовательных
сообществ
различного
уровня,
стимулирующих
развитие
инноваций,
творчества
и
сотрудничества;
Внедрение
технологий
образовательных
инициатив
Intel
вучебный
процесс
для
развития
у
учащихся
ключевых
компетенций
-
«навыков
21
века»
(универсальных
учебных
действий).
Организация
эффективного
использования
образовательных
технологий,
инновационных
педагогических
практик
Intel
®
в
учебном
процессе;
Построение
системы
профессионального
развития
педагогов
с
учетом
образовательных
инициатив
и
программ
Intel
®;
Взаимодействие
с
родителями
и
общественностью
в
реализации
образовательных
инициативах
Intel
и
социальных
акций
для
развития
интеллектуального
и
творческого
потенциала
детей
и
их
семей.
Оформление
результатов
деятельности
по
реализации
образовательных
инициатив
Intel
®
в
виде
методических
разработок
и
рекомендаций,
авторских
курсов,
комплексов
учебных
планов;
Распространение
инновационного
образовательного
опыта
и
педагогических
технологий,
построенных
на
основе
образовательных
инициатив
Intel
®,
способствующих
повышению
уровня
профессиональной
компетентности
специалистов
образования.
Работа Центра началась с внутришкольного повышения квалификации педагогов. В2013-2014учебномгодубыло организовано обучение по программам Intel:
П
о
теме
«Проектная
деятельность
в
информационной
образовательной
среде
XXI
века» - 13 человек
(22 %);
П
о
теме
«
Учимся
с
Интел.
Технологии
и
местное
сообщество»
-
12учителей
(20 %)
;
потеме«
ПроектированиеурокасиспользованиемЭОР»-15учителей
(25%)
.
Всепедагогиполучилисвидетельстваобокончаниикурсовповышенияквалификации, 16 – ти педагогам присвоен статус учитель- консультант (27%).
В соответствии с планом работы Центра было организовано 3 стажировки: 2015 году приняли участие в стажировке 50 педагогов г. Ноябрьска, в 2016 году – 60 человек, в 2017 году - более 100 человек из разных муниципальных образований ЯНАО: г. Ноябрьск, г. Губкинский, Пуровский район, г. Муравленко, Шурышкарский район, г. Надым. В рамках обучающих мероприятий педагоги округа познакомились с различными сервисами Web 2.0, научились применять их для организации познавательной деятельности учащихся на уроках и внеурочной деятельности.
Итогом работы стажировочной площадки можно считать повышение уровня ИКТ- компетентности педагогов школы и региона в целом. Количество педагогов, прошедших обучение в рамках работы Центра, превысило плановые показатели более чем в 2 раза (по плану 70 человек). Для получения документов о прохождении обучения педагоги региона выполнили зачетные проектные работы по различным учебным предметам. Результатом работы педагогов Центра стало обобщение опыта в сборнике методических материалов, который содержит:
авторские разработки учителей- предметников МБОУ СОШ №5 по использованию сервисов
Intel
в урочной и внеурочной деятельности для разных возрастных групп учащихся и разных учебных предметов (данные разработки были представлены в рамках работы
стажировочной
площадки для педагогов региона, на сайте Центра);
пошаговые инструкции по использованию сервисов
Intel
, которыми может воспользоваться любой педагог региона;
перечень полезных ссылок для педагогов любого предмета и внеурочной деятельности.
Данный сборник методических материалов направлен, в первую очередь, на развитие ИКТ – компетентности педагогов нашего региона и может быть использован в любой образовательной организации при наличии соответствующих материально- технических условий. Следует отметить, что опыт стажировочных площадок по данной тематике не обобщен и не представлен. Аналогичных материалов в системе образования ЯНАО нет, на сайтах образовательных организаций, департаментов образования представлены лишь общие подходы к реализации модели «1 ученик- 1 компьютер», методические особенности использования ИКТ на уроках.
Анализ рисков внедрения данного инновационного продукта в образовательные организации ЯНАО:
риски
Мероприятия, направленные на минимизацию рисков и их устранение
Неготовность педагогов к использованию ИКТ
- выявление дефицитов педагогов по внедрению ИКТ;
- повышение мотивации педагогов к использованию ИКТ;
- повышение ИКТ- компетентности педагогов
Недостаточное материально- техническое обеспечение
Совершенствование материально- технической базы в соответствии с требованиями ФГОС
Следует отметить, что в целях открытости и доступности работы Центра, разработан сайт, где размещены все материалы региональной стажировочной площадки «Школа – центр компетенций образовательных инициатив Intel»: https://sites.google.com/site/seminarschool5/