О воспитании ☼
Автор: Ульянова Наталья Янисовна
О ВОСПИТАНИИ
Как писал В.А. Сухомлинский: «Ребенок - зеркало семьи, как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца». А ведь это действительно так, в ребенке, как в зеркале, отражаются те принципы, по которым живет вся его семья и, прежде всего, мать и отец.
Проблема воспитания Человека – вот о чем говорит автор, ведь представление о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо» изначально формируется в семье и роль родителей является здесь определяющей.
Проанализируем данную проблему через следующие аспекты:
- в чем заключается сущность воспитания;
- роль семьи в воспитании человека;
- роль положительного примера родителей в формировании Человека.
Данные аспекты помогут нам установить причинно-следственные связи между поведением родителей и формированием нравственного облика ребенка, помогут в дальнейшем разработать методики социальной работы с семьей.
Трудно не согласиться с В.А. Сухомлинским в том, что ребенок — это зеркало семьи, ведь участие в воспитании принимает и школа, и спортивные секции, и другие подобные учреждения, но истоки следует искать, прежде всего, в семье, в укладе жизни родителей. Так, например, преступность – это недостаток воспитания и испорченности, идущие с раннего детства.
Что же такое воспитание?
В социальном смысле это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим.
С педагогической точки зрения, воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности.
Но с какой бы точки зрения мы не рассматривали данный процесс, во всех случаях у воспитания имеются характерные черты:
Это процесс;
Целенаправленное воздействие;
Гуманистическая направленность;
Взаимодействие воспитателя и воспитанника.
Выделяют следующие виды воспитания: умственное, физическое, трудовое, нравственное, эстетическое.
Главная цель воспитания – будущее воспитанника, то, каким он станет!
Роль воспитания оценивается по-разному: от признания его бессмысленным до утверждения его единственным средством изменения человеческой природы.
Несмотря на множественность определений воспитания, его функции и роль, все ученые сходятся в одном: главным фактором становления личности является семья, именно в семье человек получает первый жизненный опыт.
В жизни каждого человека его родители играют большую и ответственную роль, ведь именно им ребенок подражает во всех своих действиях, и не случайно русская народная пословица говорит: «Что у родителей слетает с языка, то ребенку скачет на язык». Как только каждый родитель осознает это и поймет, что личность ребенка напрямую зависит от него, от его поведения, тогда и вести себя он станет так, чтобы у ребенка сформировать именно те качества, которые он считает необходимым.
Все сказанное выше позволяет нам сделать вывод, что семья и родители играют важнейшую роль в воспитании Человека, при этом, важно, чтобы то, чему учат родители, подкреплялось их собственными примерами, чтобы не было расхождения теории и практики.
Резюмировать все сказанное выше, мне хотелось бы английской пословицей, которая, как нельзя лучше, отражает всю суть воспитания: «Не воспитывай детей, они все равно будут похожи на тебя, воспитывай себя».