Обобщающий урок по теме "Системы счисления"

Автор: Сазонова Александра Николаевна

v\:* {behavior:url(#default#VML);}

o\:* {behavior:url(#default#VML);}

w\:* {behavior:url(#default#VML);}

.shape {behavior:url(#default#VML);}

12.00

Normal

0

false

false

false

RU

X-NONE

X-NONE

MicrosoftInternetExplorer4

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-priority:99;

mso-style-qformat:yes;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin:0cm;

mso-para-margin-bottom:.0001pt;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:10.0pt;

font-family:"Times New Roman","serif";}

Александровск-Сахалинский колледж (филиал)

федерального государственного бюджетного

образовательного учреждения высшего образования

«Сахалинский государственный университет»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обобщающий урок по теме «Системы счисления. Кодирование информации»

урок-игра

 

 

 

 

 

Разработчик: Сазонова А.Н.
преподаватель информатики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2015
Тема «Системы счисления. Кодирование информации»

 

Вид: урок-игра.

Технология: игровая технология.

Цели урока:

1.  Учебная – обобщение и систематизация знаний по системам счисления.

2.  Воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления, воспитание ответственности, коллективизма, уважительного отношения к мнению партнера;

3.  Развивающая – развитие мышления, памяти, внимательности.

 

Подготовительный этап

Группа разбивается на две команды, члены которой являются членами правления банка. Каждая команда получает задание подготовить свою визитную карточку для регистрации банка. Так как в группе 15 студентов, то один студент получает персональное задание подготовить кроссворд для общего конкурса. Ведет игру учитель информатики.

Правила игры

 

1.   В игре участвуют две команды, каждая из которых представляет правление банка. Роли распределяются по ответам разминки.

2.   Стартовый капитал банка – 1000 байтиков.

3.   Командам предлагаются задания различной сложности, от этого зависит стоимость задания.

4.   Если команда дает правильный ответ, то ее капитал увеличивается на стоимость задания. Если команда ответила неправильно, то ее капитал не изменяется.

5.   Победителем объявляется самый  «богатый» банк.

В начале игры каждая команда должна зарегистрировать свой банк. В связи с этим ей надо подготовить свой договор, устав, т.е. «визитную карточку» банка.

Оформление кабинета: ребусы, газеты по информатике, плакаты.

 

Обобщающий урок по теме "Системы счисления"

Плакаты:

1.      По кремнистым ступеням

 Взбираясь к опасным вершинам,

 Никогда не отдаст человек

 Своего превосходства

 Даже самым умнейшим машинам.

 

2.   Дорогу осилит идущий, а информатику – мыслящий.

 

3.   Хорошо думать – значит подавить беспорядочность потока мыслей (Гюстав Гийом).

 

4.   Первые шаги всегда самые трудные (Рабиндранат Тагор).

 

5.   Успех совершаемого – в продумывании, неудачи – в бездумье (Хань Юю).

 

Ход игры

1. Конкурс «Разминка» (текст стихотворения звукозапись)

СКОЛЬКО ЛЕТ ДЕВОЧКЕ?

(А. Стариков)

Ей было тысяча сто лет,

Она в сто первый класс ходила,

В портфеле по сто книг носила –

Все это правда, а не бред.

Когда, пыля десятком ног,

Она шагала по дороге,

За ней всегда бежал щенок

С одним хвостом, зато стоногий.

Она ловила каждый звук

Своими десятью ушами,

И десять загорелых рук

Портфель и поводок держали.

И десять темно-синих глаз

Рассматривали мир привычно,

Но станет все совсем обычным,

Когда поймете наш рассказ.

Карточки у студентов – внести в них ответы

(Девочке 12 лет, она ходила в 5-й класс, у собаки 4 ноги, а ушей и рук у девочки было по 2.)

По итогам конкурса определяются роли участников кто первый – президент банка и т.д.:

Президент банка

Банкир

Кассир

Контролер

Консультант

Менеджер

Охранник

 

2. Конкурс банкиров. Знаток истории информатики (задаются вопросы для банкиров, кто отвечает первым тот зарабатывает соответствующее количество байтиков)

1.   Верно ли, что в древности считали в двоичной системе счисления? [50]

Ответ: Нет

2.    Программист попал в армию. Какой вопрос он задаст офицеру, давшему команду: «По порядку номеров – рассчитайся!»? [100]

Ответ: «А в какой системе считать?»

3.   Кто является основоположником отечественной вычислительной техники?

Ответ: С.А.Лебедев. [50]

4. В каких годах были созданы первые ЭВМ? [100]

Ответ: в 40-х.

5. Как называли буквы с различными значками на Руси, которые использовались в качестве цифр [100]

Ответ: титло

6. Какие факты говорят о существовании двенадцатеричной системы счисления [100]

Ответ: сервизы, салфетки, столовые приборы продают наборами по 6 или 12 штук.

 

3. Конкурс консультантов. Найди ошибку (представителям банков предоставляются карточки с закодированным текстом надо в кодировке найти ошибку)

Вопрос: Сколько байт в слове «информатика» («математика»)? [50]

Ответ: 11 (10).

Вопрос: Найдите ошибку в кодировке слова (СР1251) [100]

а) восьмеричная (восьмеричная)                б) четверичная (четверичная)

226 238 241 252 236 229 (232) 240 232 247 237 224 255

247 229 242 226 229 (232) 240 232 247 237 224 255

 

Пока представители банков решают поставленные перед ними задачи все остальные члены банков разыгрывают на бирже торгов ценные бумаги (представители лопают шарики и отвечают на вопросы тем самым, увеличивая свой капитал на цену вопроса) (Приложение 3).

 

4. Конкурс контролеров

Контролеры должны ответить на вопросы теста: [стоимость каждого вопроса 50 байтиков].

1-й вариант

1.   Верно ли, что в древности считали в двоичной системе счисления?

2.   Верно ли, что в Древнем Вавилоне цифры изображались с помощью иероглифов?

3.    Верно ли, что на Руси не было специальных обозначений для цифр, а пользовались буквами с «титлом»?

4.   Верно ли, что в Древнем Риме нельзя было делить числа «в столбик»?

5.   Верно ли, что число 34263 может быть записано в пятеричной системе счисления?

2-й вариант

1.   Верно ли, что в древности использовали руку как инструмент для счета?

2.   Верно ли, что число 1021502 может быть записано в четверичной системе счисления?

3.   Верно ли, что арабские цифры изобрели арабы?

4.   Верно ли, что клинописью пользовались в Древнем Египте?

5.   Верно ли, что римская система счисления была непозиционной?

 

Ответы на тест

 

 

1

2

3

4

5

1-й вариант

НЕТ

НЕТ

ДА

ДА

НЕТ

2-й вариант

ДА

НЕТ

НЕТ

НЕТ

ДА

 

5. Конкурс менеджеров

Назовите слова, из которых путем замены одной буквы можно получить слово, связанное с информатикой и компьютерами [200]

Слово

Замененное

Бант

Блик

Бот

Драйзер

Забор

Кегля

Кафель

Ком

Корт

Нависание

Персия

Писк

Плита

Тина

Риск

Сталь

Суть

Чистота

Увод

Шапка

Байт

Блок

Бит

Драйвер

Забой

Кегль

Кабель

Код

Порт

Зависание

Версия

Пуск

Плата

Шина

Диск

Стиль

Сеть

Частота

Ввод

Папка

 

6. Конкурс президентов банков

Задания:

1.   Перевести число 12 из десятичной системы счисления в восьмеричную (14) (шестнадцатеричную C) [50]

1.      3510.

2.      368.

3.      3A16.

4.      1001012.

5.      1304.

1.  3510

2.  3010

3.  5810

4.  3710

5.  2810

1.  1304

2.  368

3.  3510

4.  1001012

5.  16

2.   Расположить приведенные числа, записанные в различных системах счисления, в порядке их возрастания (Основание системы счисления указано в виде нижнего индекса при числе) [100]

 

               3. Сказка-вопрос: прочитать вслух [50]

Собрались все четырехугольники на лесной поляне и стали обсуждать вопрос о выборе короля. Долго спорили и вот один старый параллелограмм сказал: «Давайте отправимся все в столицу королевства, и кто первым войдет в нее, тот и станет королем!»

Рано утром отправились все в путь. Путь им преградила река, которая сказала: «Переплывут меня те, у кого диагонали точкой пересечения делятся пополам!» Часть четырехугольников осталась на берегу, а остальные переплыли. Затем они подошли к высокой горе, которая сказала, что она пропустит только тех, у кого диагонали равны. Пришлось некоторым путникам остаться, а остальные двинулись дальше, пока не дошли до узкого моста. Мост пропускал только тех, у кого диагонали пересекаются под прямым углом. Эту преграду прошел один. Кто? (квадрат)

 

7.  Конкурс кассиров

Кто быстрее посчитает? [100]

Выполнить сложение и умножение чисел в восьмеричной системе счисления:

25,178 + 46,138; (73,32)                                4,68 * 3,58. (21,16)

 

 

 
 Обобщающий урок по теме "Системы счисления"


8. Конкурс охранников разгадать ребус [100]

 

 
 Обобщающий урок по теме "Системы счисления"


[Дисплей]                                                                                        [Клавиша]

9. Задание команде [100]

Разгадать кроссворд по информатике, который составил студент группы.

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

1

к

о

м

п

ь

ю

т

е

р

2

м

о

н

и

т

о

р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

д

и

с

к

 

 

 

 

 

 

 

 

4

н

о

л

ь

 

5

а

л

ф

а

в

и

т

 

 

 

 

 

 

6

п

р

о

ц

е

с

с

о

р

 

 

 

7

ц

и

ф

р

а

 

 

 

 

По горизонтали: 1. Универсальное устройство для хранения, обработки и передачи информации. 2. Устройство для отображения текстовой и графической информации. 3. Устройство хранения информации. 4. Число, на которое нельзя делить. 5. Множество символов используемые в языках. 6. Устройство для обработки информации в ЭВМ. 7. Знак, обозначающий число. 8. Печатающее устройство.

 

Подведение итогов игры

Жюри, которое ведет «лицевые счета» команд, определяет победителей. Команда победитель получает оценку «5», другая – «4»

 

Приложения

1.      Плакаты с высказываниями.

2.      Байтики различного достоинства (50, 100) (Приложение 1).

3.      Карточки с заданиями.

4.      Таблички с ролями (Приложение 2).

5.      Шарики с вопросами (Приложение 3).


Список литературы

1.    Занимательные задачи и ребусы по информатике // Информатика в школе. 2007. № 3. 104 с.

2.      Златопольский Д.М. Задания для конкурсов, викторин, КВН и учебные кроссворды по информатике. Библиотека 1 сентября. Серия Информатика. Выпуск 1 (13). – М.: Чистые пруды, 2007.

3.    Лапчик М.П. Методика преподавания информатики. М.: ACADEMIA, 2005. – 622 с.

4.    Материалы сайта http://festival.1september.ru/.

5.    Молодцов В.А., Рыжиков Н.Б., Молодцов В.А. Современные открытые уроки информатики. 8–11 классы. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. 352 с.

 

 


Приложение 1

 

 

 

 
 Обобщающий урок по теме "Системы счисления"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обобщающий урок по теме "Системы счисления"Обобщающий урок по теме "Системы счисления"Обобщающий урок по теме "Системы счисления"Обобщающий урок по теме "Системы счисления"Обобщающий урок по теме "Системы счисления"Обобщающий урок по теме "Системы счисления"Обобщающий урок по теме "Системы счисления"Обобщающий урок по теме "Системы счисления"Обобщающий урок по теме "Системы счисления"Обобщающий урок по теме "Системы счисления"                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            


Приложение 2

ПРЕЗИДЕНТ БАНКА

БАНКИР

КАССИР

КОНТРОЛЕР

КОНСУЛЬТАНТ

МЕНЕДЖЕР

ОХРАННИК


Приложение 3

Дополнительные вопросы (в шариках)

 

№ п/п

Вопрос

Ответ

1.                   

Назовите устройства, которые служили для облегчения вычислений.

Абак, счеты, логарифмическая линейка, арифмометр, калькулятор (100)

2.                   

Назовите фамилию ученого, создавшего проект аналитической машины с программным управлением.

Английский ученый Чарльз Беббидж (50)

3.                   

Сколько байт информации содержится в сообщении объемом четверть килобайт.

256 байт (50)

4.                   

Какой объем информации содержится в статье, которая находится на 2 страницах по 50 строк на каждой странице, по 40 символов с троке.

4000 байт (50)

5.                   

Сколько байт в следующей фразе: «Мы учимся в школе»?

17 байт (50)

6.                   

Назовите непозиционную систему счисления?

Римская (50)

7.                   

Какой системой счисления является восьмеричная система счисления?

Позиционной (50)

8.                   

О какой компьютерной программе идет речь в песне:

Он мне дорог с давних лет

И его милее нет –

Этих окон негасимый цвет.

Об операционной системе Windows (50)

9.                   

Название, какой известной компьютерной фирмы может быть переведено с английского языка на русский как «Мелкомягкая»?

Microsoft (100)

10.               

Найдите в приведенном тексте некоторые подряд идущие буквы нескольких слов образующих термин, связанный с информатикой и компьютерами.

Этот процесс орнитологи называют миграцией.

ПРОЦЕСС Орнитологи (100)

11.               

Найдите в приведенном тексте некоторые подряд идущие буквы нескольких слов образующих термин, связанный с информатикой и компьютерами.

Потом они торжествовали и радовались, как дети.

потоМ ОНИ ТОРжествовали (100)

12.               

Найдите в приведенном тексте некоторые подряд идущие буквы нескольких слов образующих термин, связанный с информатикой и компьютерами.

По просьбе хозяина квартиры мы шкаф сдвинули в угол.

МЫ ШКАф (50)

13.               

Найдите в приведенном тексте некоторые подряд идущие буквы нескольких слов образующих термин, связанный с информатикой и компьютерами.

Этот старинный комод ему достался в наследство от бабушки.

КоМОД Ему (50)

14.               

Вы верите ли вы, что на старом механическом вычислительном устройстве – арифмометре можно было умножать восьмизначные числа на четырехзначные?

ДА (50)

15.               

Верите ли вы, что были первые версии персональных компьютеров, у которых отсутствовал жесткий диск.

ДА (50)

16.               

Верите ли вы, что основатель и глава фирмы Microsoft Билл Гейтс не получил высшего образования?

ДА (50)

17.               

Верите ли вы, что в Англии есть города Винчестер, Адаптер и Дигитайзер?

НЕТ (50)

18.               

Кто автор этих строк?

Мы почитаем всех нулями

А единицами себя.

Варианты ответов:

1.      Иоганн Вольфганг Гете;

2.      Джордж Гордон Байрон;

3.      Александр Сергеевич Пушкин;

4.      Редъярд Киплинг

Александр Сергеевич Пушкин (100)

19.

Кому принадлежит высказывание:

«Не мучайте машину – она права».

В чем смысл этих слов.

Сергею Алексеевичу Лебедеву. Смысл в том, что нельзя машину обвинять в ошибках, она работает по программе, созданной людьми, поэтому в ошибках машины повинны люди. [100]

20.

Назовите имя английского математика XIX в., предложившего способ кодирования логических утверждений в виде нулей и единиц.

Джордж Буль. [100]

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x