Статья Обобщение по теме "Прилагательное". Автор: Ермакова Ирина Васильевна

Автор: Ермакова Ирина Васильевна
Урок русского языка в 4 классе.


Автор: Ермакова Ирина Васильевна

Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс.

 

УМК «Школа России»

Авторы учебника: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Тема: Обобщение по теме «Имя прилагательное»

Цель: обобщение знаний о лексическом значении прилагательных и его основных грамматических признаках, уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации, правильно писать окончания прилагательных

Задачи:

Образовательные: совершенствовать умение находить имена прилагательные в тексте, определять их род, число, падеж.

Развивающие: развивать орфографическую зоркость, умения точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи.

Воспитывающие: воспитывать любовь к родному языку, природе, видеть красоту окружающего мира.

Оборудование:

Презентация, карточки для индивидуальной, групповой работы, работы по вариантам.

 

Ход урока:

1.Организационный момент.

Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь к ним, посмотрите, какие они доброжелательные, поприветствуйте. Пусть этот урок несет нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами.

 

Минутка каллиграфии.

Откройте тетради, запишите число, классная работа. (Ботинки.)

Придумайте словосочетание с этим словом и запишите

Придумайте предложение с этим словом и запишите.

Найдите главные члены предложения. Подчеркните

А сейчас послушайте стихотворение.

 

Я – часть речи интересная,

Миру широко известная:

Опишу любой предмет –

В этом равных со мной нет.

Речь со мною выразительна,

И точна, и удивительна.

Чтоб красиво говорить,

Мною нужно дорожить!

 

Какая часть речи может так себя охарактеризовать? (конечно, имя прилагательное) Эта часть речи очень важна. Благодаря именам прилагательным наша речь становится богаче, эмоциональнее, ярче. Без нее не обходятся писатели и поэты.

Какие цели мы должны сегодня перед собой поставить, чтобы урок прошел плодотворно, с пользой?

Сегодня на уроке нам надо показать свои знания об имени прилагательном и умениях применять прилагательные в своей речи.

 

2. Актуализация опорных знаний.

Вспомним, что мы еще знаем об имени прилагательном.

1. Что такое имя прилагательное?

2. Что оно обозначает?

3. На какие вопросы отвечает?

4. С какой частью речи связано?

5. Как изменяется?

6. Как называется изменение имен прилагательных по падежам?

 

Начнем работу с разминки:

На какое дерево садится ворона во время дождя? (мокрое)

Что входит в окно, но не ломает его? (солнечный луч)

Из какого полотна нельзя сшить рубашку? (из железнодорожного)

Из какого крана нельзя напиться? (подъемного)

 

Что общего в названных вами ответах? (это имена прилагательные). Давайте определим род имен прилагательных.

 

3.Работа над закреплением знаний об имени прилагательном

Проявите зоркость.

В эти выходные мы какой праздник отмечали? Буратино тоже написал поздравительную открытку Мальвине, но допустил ошибки. Давайте поможем Буратино их исправить. Прочитайте текст и найдите ошибки. Спишите предложения, исправляя окончания имен прилагательных, и выделите эти окончания.

 

Дорогой Мальвина, поздравляю тебя с весенней праздником 8 марта! Желаю быть счастливым, здоровой, добрым , удивительной и любимым! Пусть всегда в душе цветет замечательное весна и окружают доброе, верное друзья!

 

Прочитайте, что получилось.

 

Дорогая Мальвина, поздравляю тебя с весенним праздником 8 марта! Желаю быть счастливой, здоровой, доброй, удивительной и любимой! Пусть всегда в душе цветет замечательная весна и окружают добрые, верные друзья!

 

Какая типичная ошибка была у Буратино?

Продолжаем играя учиться.

 

ИграЧто «лишнее»? Работа в группах. Чей ряд быстрее и точнее выполнит задание?

Смелый, трусливый, храбрый, отважный;

Стеклянный, хрупкий, деревянный

Пасмурный, ненастный, ясный, дождливый

Добрый, умный, ласковый, нежный

Хороший, замечательный, прекрасный, молодой

Смелый, отважный, высокий, решительный

Белый, синий, нежный, зеленый.

Веселый, счастливый, грустный, радостный

Грамотный, умный, начитанный, аккуратный

 

Прошу сверить ваши ответы с моими. У какого ряда нет ошибок? У какого 1-2 ошибки? У какого 3 и более ошибок. Молодцы, хорошо поработали, дружно и правильно.

 

Работа с деформированным текстом.

Со словами какой части речи мы сейчас работали?

Для чего в речи нужно употреблять имена прилагательные? (Они украшают нашу речь, делают ее выразительной, точной, понятной)

Составьте из данных слов предложения, изменяя по смыслу имена прилагательные и имена существительные и ставя их в нужном падеже, запишите их в тетради.

1. Любуюсь, чудесная, зимний, картина, лес.

2. Яркий, поляна, заливает, свет, лесная.

3. Пахнет, еловая, сосновая, и, хвоя.

4. Закачалась, ветка, вот, еловая.

5. В, ель, белочка, густая, затаилась, вершина, проворная.

Сверим, что у вас получилось?

Определите падеж прилагательных, выделите окончание.

Проверяем. Читаем предложение, называем прилагательное, его окончание и падеж.

 

4.Физминутка.

Давайте представим, что мы в лесу и отдохнём. Встаньте так, чтобы вам было удобно.

Руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.

В сторону руки – тихо помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем-

Крылья сложили назад.

Сядьте тихо, продолжим урок.

 

5. Работа в парах.

Отдохнули. Продолжаем работать. У вас на партах лежат листочки с заданиями для каждой пары свои. Прошу выполнить эти задания в тетради.

Работа с синонимами, антонимами, фразеологизмами. (Задания выполняются дифференцированно. Одна группа детей работает с синонимами, другая с антонимами, третья с фразеологизмами, четвертая с пословицами)

 

Подберите синонимы

Алые -- красный

Смелый -- отважный

Большой -- гигантский

Застенчивый -- скромный

Маленький -- крошечный

 

Подберите антонимы

Густой -- редкий

Широкий -- узкий

Громкий -- тихий

Ранний -- поздний

Солнечный -- пасмурный

 

Подберите к фразеологизмам подходящие по смыслу прилагательные.

Человек, который «считает ворон» -- рассеянный, невнимательный

Человек, у которого «язык без костей» -- разговорчивый, болтливый

Человек, способный «работать спустя рукава» -- ленивый,

Человек, пребывающий «на седьмом небе» -- счастливый, восторженный

 

В приведённых ниже пословицах вставь вместо черточек слово, противоположное по смыслу (антоним).

 

1. У короткого ума длинный язык.

2. Старый друг лучше новых двух.

3.Доброе слово лечит, а злое калечит.

4. Горькая правда лучше сладкой лжи.

 

Кто работал с синонимами? Сверим, что у вас получилось.

Кто работал с антонимами? Сверим, что у вас получилось.

Кто работал с фразеологизмами? Сверим, что у вас получилось.

Кто работал с пословицами? Сверим, что у вас получилось.

 

Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: К прилагательным можно подобрать слова близкие по смыслу – синонимы и противоположные по смыслу – антонимы.

 

Запишите в тетради слова в столбик. Что вы можете сказать об этих словах? Образуйте от существительных имена прилагательные.

Вода - __________________

Дождь - ____________________

Земля - _____________________

Дерево - __________________

Лес - ___________

С помощью какой части слова были образованы имена прилагательные? Выделите эту часть слова.

Молодцы, эту работу я проверю сама.

 

6. Работа с учебником

Открыли учебник на стр. 47, нашли упражнение 101. Читаем задание. Что мы должны выполнить в этом упражнении?

 

7. Итог урока

 

Урок подходит уж к концу

И требует оценки.

Прошу его я оценить,

Но прилагательными только.

Его вам надо оценить двумя-тремя словами

И их в тетради записать,

Чтоб я могла потом узнать

И сделать вывод с вами:

Каким он был?..

Отличным, скучным,

Хорошим, может быть, плохим,

Совсем ненужным, бесполезным…

Иль поучительным…? Каким?

 

Запишите домашнее задание с. 47 упр. 102

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИграЧто «лишнее»?

 

Смелый, трусливый, храбрый, отважный;

Стеклянный, хрупкий, деревянный

Пасмурный, ненастный, ясный, дождливый

Добрый, умный, ласковый, нежный

Хороший, замечательный, прекрасный, молодой

Смелый, отважный, высокий, решительный

Белый, синий, нежный, зеленый.

Веселый, счастливый, грустный, радостный

Грамотный, умный, начитанный, аккуратный

 

 

 

 

 

ИграЧто «лишнее»?

 

Смелый, трусливый, храбрый, отважный;

Стеклянный, хрупкий, деревянный

Пасмурный, ненастный, ясный, дождливый

Добрый, умный, ласковый, нежный

Хороший, замечательный, прекрасный, молодой

Смелый, отважный, высокий, решительный

Белый, синий, нежный, зеленый.

Веселый, счастливый, грустный, радостный

Грамотный, умный, начитанный, аккуратный

 

 

 

 

ИграЧто «лишнее»?

 

Смелый, трусливый, храбрый, отважный;

Стеклянный, хрупкий, деревянный

Пасмурный, ненастный, ясный, дождливый

Добрый, умный, ласковый, нежный

Хороший, замечательный, прекрасный, молодой

Смелый, отважный, высокий, решительный

Белый, синий, нежный, зеленый.

Веселый, счастливый, грустный, радостный

Грамотный, умный, начитанный, аккуратный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подберите синонимы

Алые

Смелый --

Большой --

Застенчивый --

Маленький --

 

 

 

 

Подберите антонимы

Густой --

Широкий --

Громкий --

Ранний --

Солнечный --

 

 

 

 

Подберите к фразеологизмам подходящие по смыслу прилагательные.

Человек, который «считает ворон» --

Человек, у которого «язык без костей» --

Человек, способный «работать спустя рукава» --

Человек, пребывающий «на седьмом небе» --

 

 

 

В приведённых ниже пословицах вставь слово, противоположное по смыслу (антоним).

 

У короткого ума _________________ язык.

Старый друг лучше ________________ двух.

Доброе слово лечит, а ______________ калечит.

Горькая правда лучше _______________лжи.

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x