Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Обобщенный опыт работы воспитатпо теме: «Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности»еля | Теклева Галина Викторовна. Работа №239544

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Теклева Галина Викторовна
Хочу поделиться своим опытом

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы Школа-интернат №1
Обобщенный опыт работы воспитателя Первой квалификационной категория Теклевой Галины Викторовны по теме: Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности
Работая с детьми дошкольного возраста, я заметила: дети любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования, но при создании собственных работ многие композиции выделяются скудностью содержания, штампами, отсутствует творческий подход. Проанализировав рисунки дошкольников, пришла к выводу – необходимо облегчить навыки рисования, ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. Приобщая детей к искусству, я выбрала направлением в своей работе – использование в рисовании нетрадиционных техник. Среди них много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению. Их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
Таким образом, возникла необходимость создать такую систему занятий изобразительной деятельностью, которая стимулировала творческий потенциал детей, развивала их художественно – творческие способности.
Результатами работы должны стать:
- Активность и самостоятельность детей в рисовании
- Умение находить новые способы для художественного изображения
- Умение передавать в работе свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Целью моей работы стало развитие творческих способностей дошкольников через использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
Добиться цели планировалось через реализацию следующих задач:
1. Создать условия в группе для организации творческой деятельности с использованием нетрадиционных техник
2. Познакомить детей с новыми способами для художественного изображения
3. Сформировать умение передавать в работе свои чувства с помощью различных средств выразительности
4. Организовать взаимодействие с родителями воспитанников по вопросам развития творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности
Педагогические принципы
Свою работу я строила с соблюдением следующих дидактических принципов:
• Принцип доступности, обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме, предусмотрен переход от простых заданий к сложным.
• Принцип гуманистичности – предполагает индивидуально – ориентировочный подход и всестороннее развитие ребенка.
• Принцип связи с жизненным опытом. Изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от действительности. От умелой реализации этого принципа зависит конкретный результат, успех и качество обучения ребенка.
• Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развито наглядно – образная память, поэтому мышление опирается на восприятие и представление. Учитывая психологию, возрастные особенности детей, наглядность играет большую роль в сочетании со словами.
• Принцип поэтапности. Приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий.
•Принцип интеграции. Различные направления образовательной работы и виды деятельности детей. Реализуется через организацию различных форм деятельности: совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей, взаимодействие с семьей.
• Принцип научности. Дети получают знания о форме, цвете, композиции и т. д.
Методы и приемы обучения
В своей работе я использовала различные методы и приемы:
- метод наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);
- игровой метод (это обыгрывание предметов, выполненного рисунка, незаконченных изображений, стихийное возникновение образов, использование развивающих игр). Использование игровых приёмов, сказочных образов, эффектов неожиданности помогает заинтересовать ребёнка, настроить его на творчество;
- метод обследования (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);
- метод проблемного изложения (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия. Метод направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений.) - частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти).
- метод сотворчества (создание коллективных работ, экспозиций, объединенных общей темой);
- информационно – рецептивный (рассматривание, наблюдение, образец и показ взрослого);
- эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком – либо моменте работы, т. е. предлагаем ребенку выполнить ребенку часть работы самостоятельно;
- исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества;
В основу моей работы положена идея обучения без принуждения, основанная на искреннем интересе ребенка в выполнении задания. Это придает ребенку уверенности в своих силах, ставит его в позицию творца. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям, можно раскрыть эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности. Новые подходы раскрепощают ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится, - немного техники, и пятно на листе бумаги превращается в кошечку, могучее дерево, морское чудище. Ребенку легче поставить на листе пятно, сделать мазки, работать кистью во всех направлениях, свободно координируя движения руки.
Организация развивающей предметно – пространственной среды
В группе создана предметно – развивающая среда, которая опирается на принципы, выделенные в моей работе. Уголок изодеятельности оснащен разнообразным изобразительным материалом, подобран наглядный и информационный материал. Созданы условия для творческого экспериментирования с изобразительными материалами, инструментами и способами рисования. Для систематизации работы я так же изготовила и разместила в функциональном месте Изостудия дидактические игры, которые способствуют развитию творческих способностей детей. Их я применяю в совместной и самостоятельной работе с детьми по реализации задач образовательной области Художественное творчество.
Развивающая среда играет важную роль в развитии ребенка, поэтому при организации предметно – развивающей среды я учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, было доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. В оснащении предметно – развивающей среды активно участие приняли родители. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчёски, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т. д). Вышли погулять, присмотрелись, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, тополя. Всеми этими предметами можно обогатить уголок продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово Нельзя, можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
В своей работе я использовала:
- комплексные занятия - расширение знаний об окружающем мире, эстетического восприятия, интереса к природе, совершенствование техники рисования, развитие мелкой моторики пальцев рук.
- комбинированные занятия - используются традиционные и нетрадиционные техники.
- коллективную и индивидуальную форму работы: детей радуют коллективные занятия, совместная деятельность по созданию одного общего рисунка, особое удовлетворение доставляет общий результат, который в этом случае всегда богаче по содержанию, производит более яркое впечатление, чем индивидуально выполненная работа. Дети понимают, что вместе могут создать более значительное изображение, чем каждый в отдельности. В процессе коллективных занятий создаются благоприятные условия для общения детей друг с другом и с воспитателем, а по завершении работы ребята радуются результатам совместной деятельности – одни и те же чувства объединяют их. Коллективные изображения можно организовывать в разных возрастных группах.
- для самостоятельной деятельности я стараюсь приготовить красивые и разнообразные материалы, предоставляем детям возможность выбора средств изображения. Необычное начало работы, применение игровых приемов – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Во многом результата работы ребенка зависит от его заинтересованности, поэтому в совместной деятельности важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов.
Творческая деятельность ребенка станет еще успешней, если педагог оценивает ее положительно, не сравнивая работы детей между собой, а отмечая индивидуальную манеру выполнения. Поэтому особое внимание я уделяю обсуждению детских работ, обязательно ввожу в практику анализ работ ребенка в индивидуальной беседе с ним. При этом стараюсь оценивать достижения ребенка в соответствии с его же прежними, обстоятельно аргументировать оценку и придавать ей позитивный характер, чтобы открыть путь к исправлению ошибок.
Развивая интерес к деятельности, я стараюсь предоставлять детям как можно больше самостоятельности, помогаю в выполнении поставленных задач. В данном случае я не ставлю задачу точно повторить образец, а с его помощью стремлюсь вызвать у ребенка желание творить самому, изменять, усовершенствовать.
Конспекты разрабатываю с учётом возрастных особенностей детей, с опорой на имеющиеся уже умения и навыки в художественно- продуктивной деятельности дошкольников, придерживаясь примерного плана:
- создание игровой ситуации для привлечения внимания детей и развития эмоциональной отзывчивости (загадки, песни, потешки; сказочный персонаж, нуждающийся в помощи, игры- драматизации, упражнения на развитие памяти, внимания и мышления; подвижная игра);
- изображение предмета (рассматривание и ощупывание предмета, в некоторых случаях показ приёмов изображения);
- доработка рисунка дополнительными элементами (нужно обращать внимание детей на выразительные средства - правильно подобранные нужные цвета, интересные детали); - рассматривание полученной работы (детским рисункам даётся только положительная оценка; дети должны радоваться полученному результату и учиться оценивать свои работы).
Несомненно, в процессе занятий главную роль отвожу игре и созданию атмосферу увлеченности. В процессе работы использую такие техники, которые дают ребенку возможность почувствовать себя экспериментатором, в результате у него всегда получается интересный образ, результат эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные техники просты и напоминают игру с сочетанием разных техник и материалов.
У неуверенных детей в рисовании преодолевается такое качество, как боязнь показаться смешным, неумелым, непонятым. Ребенок начинает чувствовать себя маленьким художником, у него появляется интерес и потребность рисовать.
Во время образовательного процесса для сохранения работоспособности ребенка, для удовлетворения потребности детей в движении провожу физкультминутки, гимнастику для глаз, пальчиковую гимнастику, рефлексию, сказкотерапию.
Опыт моей работы показывает, что развитие изобразительной деятельности нетрадиционные способами рисования творят чудеса и превращают обычные занятия в игру. Современные нетрадиционные техники и материалы – это толчок к развитию воображения, фантазии, творчества, проявлению индивидуальности, самостоятельности и инициативы.
На занятиях изодеятельности рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.
С детьми младшего возраста использовала техники:
- рисование пальчиками,
- оттиск печатками,
- рисование ладошками,
- рисование жесткой полусухой кистью,
- рисование манкой и др. крупами.
С детьми среднего возраста:
- тычок жесткой полусухой кистью,
- печать поролоном,
- печать пробками,
- восковые мелки + акварель,
- свеча + акварель,
- отпечатки листьями,
- рисунки из ладошки,
В старшем дошкольном возрасте дети осваивали более трудные методы и техники:
- рисование песком, солью,
- мятой бумагой,
- кляксография с трубочкой,
- монотипия обычная,
- монотипия пейзажная,
- пластилиновая живопись,
- витражными красками на пленке, на стекле,
- использование смешанных техник.
Для того, чтобы заинтересовать родителей своей работой, в группе регулярно организуются выставки детских работ, целью которых является демонстрация достижения детей. Проводятся консультации, на которых я рассказываю родителям, как рисовать нетрадиционными техниками, для более глубокого ознакомления предоставляю им памятки о техниках нетрадиционного рисования. Так же организуются семинары – практикумы для родителей, где я знакомлю родителей не только с теоретическими основами нетрадиционных техник рисования, но и принимают активное участие в мастер – классах, с целью повышения своей компетентности.
Родители воспитанников заинтересовались моей работой. Многие из них стали активными участниками педагогического процесса: участвуют в создании выставок совместного творчества, находят оригинальные идеи для творчества и охотно делятся ими с педагогами группы. Родители участвуют в оформлении предметно – развивающей среды, своими руками изготавливают материал для рисования (тычки, предметы для рисования из бросового материала и т. д.). Многие родители более бережно и с интересом стали относиться к продуктам детского творчества, экспонируют их дома.
Показателем повышения уровня заинтересованности родителей данным вопросом является и тот факт, что дети чаще стали заниматься дома с родителями. Приносят интересные работы и демонстрируют их воспитателям, сверстникам. Это несомненно, является так же отличным средством развития у них начальных ключевых компетентностей.
Родители стали активными субьектами творческого процесса, повысили психолого – педагогическую компетентность в области детской продуктивной деятельности. Активно участвуют с детьми в различных дистанционных конкурсах, фотографируют и отправляют работы. Ждут с нетерпением оценки своего труда и труда своих ребятишек. С радостью приносят дипломы, грамоты и сертификаты.
Мною подготовлены консультации для родителей Развитие творческих способностей ребёнкачерез использованиенетрадиционных техник рисования; Изобразительная деятельность в семейном воспитании; Как организовать домашнее занятие по рисованию; Волшебные пальчики и др.
Проводятся открытые занятия, консультации Развитие творческих способностей детей с помощью нетрадиционных техник рисования, Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста, Семинар-практикум для воспитателей Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста и мастер класс для педагогов Изготовление цветка из кленовых листьев Актуальность и результативность педагогического опыта по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования выражается в новых подходах, которые раскрепощают ребенка. Он уже не боится, что у него что – то не получится. Художественный образ, полученный средствами нетрадиционных техник, получается выразительным. Ребенок остается доволен своим результатом, а следовательно вовлекается в собственное творчество. Развитию инициативы и самостоятельности детей способствовали созданные условий в изостудии Веселая палитра для организации творческой деятельности с использованием нетрадиционных техник. Это способствовало более успешному знакомству детей с новыми способами художественного изображения. Мною были сформированы и закреплены умения детей передавать в работе свои чувства с помощью различных средств выразительности. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое).
С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах, а так же способствует проявлению инициативности и самостоятельности детей. Мой опыт работы показал, что знакомство с нетрадиционными техниками изображения доставляет детям истинную радость. Дети смело берутся за художественные материалы, их не пугает многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно выполнять то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, демонстрируя свой успех.
Литература
1. Казакова Р. Г.Рисование с детьми дошкольного возраста техники) 2. Венгер Л. А., Венгер Н. Б., Пилюгина Э. Г.Воспитаниесенсорной культуры ребёнка
3. Выготский Л. С.Воображение и творчество в детском возрасте
4. Гудилина С. И.Чудеса своими руками, Москва, Аквариум, 1998
5. Доронова Т. Н.Обучаем детейизобразительной деятельности Москва, Школа – Пресс, 2005
6. Доронова Т. Н. Природа, искусство иизобразительная деятельность детей
7. Доронова Т. Н., Якобсон С. Г.Обучение детей 2 – 4 лет рисованию в игре, Москва, Просвещение, 1992
8. Зимина М. Учимся лепить и рисовать(от простого к сложному)
9. Казакова Т. Г.Изобразительная деятельностьмладших дошкольников
10. Казакова Т. Г.Детское
11. Комарова Т. С. Творчество в детском саду
12. Копцева Т. А. Методические рекомендации к программеПрирода и художникМосква, 1994
13. Копцева Т. А. ПрограммаПрирода и художник, Москва, 1994
14. Лопатина А., Скрепцова М.Краски рассказывают сказкиМосква, Амрита – Русь, 2004
15. Лыкова И. А. учебно-методические пособия по возрастам к программеЦветные ладошки, Москва, Карапуз - Дидактика,
16. Лыкова И. А. Программа художественноговоспитания, обучения и развития детей 2 – 7 летЦветные ладошки
17.Методика обучения под ред. Комаровой Т. С., Москва, Просвещение, 1992
18. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по искусству научный руководитель Безруких М. М.
19. Алексеевская Н.Озорной карандашМосква, Лист, 1998
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×